Главные вкладки

    методическая разработка педагогического совета "Семья и шкрола: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"
    методическая разработка по теме

    Шарина Инесса Богдановна

    Педагогический совет «Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества». Примеры диагностики и мониторинга воспитательного процесса по теме педсовета.Памятка для учителя  «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?». Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_sovet.docx37.43 КБ
    Файл prezentatsiya1.pptx964.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет

    «Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества»

    Шарина Инесса Богдановна-заместитель директора по ВР

    МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»

    Кировского района Калужской области

    Дети – не только наше будущее,

    дети – наше настоящее,

     которое не может ждать

    Н. Федоров

    Из высказывания Президента РФ Д.А. Медведева: "Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан".

     В современных условиях образование должно и может стать источником личного успеха,  ресурсом общественного  развития, инструментом реализации  важнейших общечеловеческих ценностей. Школа и государство имеют возможность влиять на родительский спрос и воспитывать его. Тем более  что многие родители к тому готовы.

    Работая над формированием структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания “человека  и  гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал  семьи . Надо отдавать  себе отчет в том, что трудно добиться успеха, если в своей практической деятельности не сделать родителей своими настоящими помощниками, проявляющими к школе искренний и деятельный интерес и оказывающими ей поддержку.

      Учитывая все это приоритетными направлениями деятельности нужно определить  следующее:

    а) здоровье,
    б) образование,
    в) социализация,
    г) готовность жить в  семье   и  обществе XXI века.

     Школа как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих учащихся. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

    Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается такое мнение: родители – это "помощники", "подсобная сила" при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.

    Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально- педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

    Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

             Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

    И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

    Обеспечить её реализацию можно с помощью обновления системы семейно – общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть:

    - родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

    -переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

    -осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

    -установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

    Существуют и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание в семье:

             -эмоциональная поддержка, вера, выраженные родителями в своей любви к детям, причём в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что  они –  дети, самое лучшее, что есть  у родителей;

            -способы отношений родителей с детьми, суть которых состоит в совместных действиях, заботах, содержательном времяпрепровождении;

           - родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребёнка, его самостоятельности и пониманию самоценности;

           -родительский контроль – активный, творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к ребёнку.

    Любая работа  начинается  с диагностики. Именно диагностика  позволяет определить проблемы, стоящие перед школой.

    Социальный паспорт школы.

    годы

    Полные семьи

    Неполные семьи

    Неполные по потере кормильца

    Многодетные

    Малообеспеченные

    Под опекой

    2008-2009

    172

    26

    4

    12

    11

    2

    2009-2010

    169

    26

    7

    14

    13

    2

    2010-2011

    174

    25

    9

    16

    15

    2

    Уровень образования родителей

    годы

    высшее

    н/высшее

    Ср/спец

    среднее

    основное

    Без/обр.

    2008-2009

    157

    6

    184

    25

    2

    -

    2009-2010

    112

    7

    219

    27

    4

    3

    2010-2011

    118

    6

    224

    26

    4

    5

    Мониторинг посещения общешкольных родительских собраний

    годы

    1 полугодие

    2 полугодие

    2008-2009

    68%

    53%

    2009-2010

    80%

    60%

    2010-2011

    82%

    77%

    Мониторинг эффективности образовательного процесса

    Вопросы

    Дети

    Родители

    + (4-5)

    - (1-2)

    + (4-5)

    - (1-2)

    1

    Школа даёт хорошие прочные знания по  основным предметам

    93%

    0,6%

    93%

    0%

    2

    В школе действуют кружки, факультативы, где можно расширить свои знания по предметам

    83%

    6%

    89%

    3%

    3

    Школа хорошо готовит своих выпускников к поступлению в ВУЗы и ССУЗы

    87%

    2%

    86%

    1%

    4

    В школе достаточно кружков, секций, где можно развить свои способности

    73%

    7%

    71%

    8%

    5

    В школе проводятся конкурсы, смотры, соревнования, где можно реализовать свои умения, навыки, проявить свою индивидуальность.

    84%

    5%

    89%

    1%

    6

    Школа имеет свои прочные традиции.

    75%

    6%

    91%

    3%

    7

    В школе действует самоуправление.

    75%

    5%

    87%

    2%

    8

    В школе царит доброжелательная атмосфера, ученики и учителя вежливы, внимательны друг к другу.

    50%

    17%

    67%

    6%

    9

    В трудный момент всегда придут на помощь учителя, родители, товарищи.

    88%

    6%

    93%

    0,6%

    10

    В школе интересно находиться, в школу идёшь с удовольствием.

    64%

    14%

    87%

    0,6%

    11

    В другую школу я бы не перешёл (не перевёл своего ребёнка)

    84%

    8%

    84%

    0%

      Не для кого не секрет, что эффективное развитие образовательного  процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

    Семья  - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро! (В.А. Сухомлинский).

    Выступают учителя:

    - духовно-нравственное воспитание,

    - гражданско-патриотическое воспитание.

    -воспитание здорового образа жизни.

    В ситуации перемен в сфере образования резко усиливается потребность значительной части родителей в повышении уровня их информированности по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения.

    В школе создана информационная базы различных документов о деятельности школы. Эти документы представлены не только в электронном виде на сайте школы, но и в бумажном (традиционном) варианте. Использование компьютеров и сетей даст дополнительные возможности для взаимодействия субъектов образовательного процесса. Здесь не  следует также забывать   об информационных стендах в вестибюлях. обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования, которая позволяет родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.

    Родителям (будущим родителям)  школа  представляет информацию о правилах зачисления в школу; режим работы школы; школьные программы, включая программы дополнительного образования; образовательные результаты; план развития школы; достижения школы; публикации о школе в СМИ и в школьной газете.Для родителей может быть интересна информация о профессиональном развитии учителей, различные детали образовательной программы. В школе должна быть продумана система информирования родителей о пропуске занятий учениками, а также о результативности обучения- электронные дневники!

    Еще не так давно родительские собрания имели статус совещаний при классных руководителях и школьной администрации. Сегодня технология проведения родительских собраний и их роль в управлении школой постепенно меняется. Время требует существенно разнообразить формы проведения родительских собраний (“круглый стол”, “конференция”, тематические дискуссии с приглашением специалистов и др.) большой положительный отклик среди родителей получило сентябрьское общешкольное собрание с показом презентаций о достижениях учащихся, о школьной жизни в 2009-2010 году.

    Новая форма- общешкольный день открытых дверей- посетило школу, к сожалению, лишь 28 родителей!

     Ни одно большое мероприятие немыслимо в настоящее время без участия родителей. Необходимо повышать уровень подготовки внеклассных мероприятий, привлекать родителей к участию в них!

    Мы должны понимать, что школе необходима более значительная общественная поддержка, чтобы сохраниться в качестве приоритетного образовательного учреждения. Родительская общественность представляет собой доступную и единственную в ближайшей перспективе возможность не только для развития, но и для выживания школы в сложившейся экономической ситуации.

    Памятка для учителя

     «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?»

    По данным исследований, прежде всего это:

    - активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);

    - понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);

    - установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

    - создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.

    Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:

    - информацию об успехах детей;

    - уровень заинтересованности учителей в успехах детей;

    - позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями;

    - уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.

    Кстати: школа существует для детей и родителей, а не наоборот!

    Задайте себе несколько вопросов!

    - Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

    - Легко ли им попасть в школу?

    - Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

    - Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?

    - Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

    - Открыта ли школа для встреч, организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?

    - Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

    - Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

    - Проводим ли мы обучение родителей?

    - Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

    - Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

    - Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

    - Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

    - Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?

    Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»

    Уважаемые родители!

    Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:

    да, нет, трудно сказать:

    Вопросы

    Да

    Нет

    Трудно сказать

    Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

    - уровнем преподавания;

    - организацией школьного быта;

    - питанием в школе;

    - состоянием школьных помещений;

    - оформлением классов;

    - материально-техническим обеспечением школы;

    - отношениями между школьниками в классе;

    - вашими отношениями с педагогами и администрацией;

    - отношениями вашего ребенка с педагогами;

    - отношением вашего ребенка к школе в целом

    В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов.

    Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

    Получаете ли вы достаточную информацию об успехах, неудачах вашего ребенка в школе?

    Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

    Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в городе»?

    Имеется ли у вас возможность участвовать в делах школы?

    Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

    А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?


    Эффективное развитие образовательного  процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

    Поэтому предлагаю:

    1. Разработать комплексную программу взаимодействия: «Семья-школа-социум». Внести это предложение в решение педагогического совета и создать рабочую группу по разработке программы.
    2. Для составления программы по внеурочной деятельности школы  и определения направлений провести диагностику среди учащихся и родителей.
    3. Запланировать педагогический совет по стилям педагогического общения.


    «Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а я действительно убеждена, что «учитель  - профессия дальнего действия, главная на Земле!»  Я думаю, что и все присутствующие разделяют мою уверенность, что мы – педагоги,  люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому нам необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, уметь вовремя помочь  своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду.

    И тогда хорошее образование XXI  века сможет сделать Россию процветающей не на одно столетие.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Педагогический совет: «Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества»

    Слайд 2

    Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать. Н.Ф. Федоров (философ XIX века)

    Слайд 3

    «Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан» Д.А. Медведев

    Слайд 4

    При формировании структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания “человека и гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи. Приоритетными направлениями деятельности определены: а) здоровье, б) образование, в) социализация, г) готовность жить в семье и обществе XXI века.

    Слайд 5

    ребенок Объект педагогического воздействия

    Слайд 6

    ребенок Равноправные субъекты воспитания

    Слайд 8

    Критерии взаимодействия семья школа

    Слайд 12

    2008-2009 2010-2011 Социальный паспорт семей

    Слайд 13

    год высшее н/ выс . Ср/спец среднее основное Без/образ 2008-2009 157 6 184 25 2 - 2009-2010 112 7 219 27 4 3 2010-2011 118 6 224 26 4 5 Уровень образования родителей

    Слайд 14

    Мониторинг посещения Общешкольных родительских собраний год I полугодие II полугодие 2008-2009 205 (68%) 158 (53%) 2009-2010 253 (80%) 191 (60%) 2010-2011 246 (82%) 230 (70%)

    Слайд 16

    Эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

    Слайд 17

    Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В.А. Сухомлинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки педагогических советов

    Одной из самых интересных и нужных форм работы с коллективом является педсовет. Много пришлось перелопатить литературы, чтобы найти нужный материал. Такие педсоветы очень нравятся педагогам. На них мо...

    Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона"

    Описываются пути совместной поэтапной работы педагога и ученика по разучиванию музыкального произведения, а так же возможные допускаемые ошибки в ходе разучивания и  методы их устранения....

    Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

    Разработка педагогического совета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Представлены примеры мониторинга по данной теме. Памятка для учителя "Какие факторы способствуют привле...

    Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

    Разработка педсовета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Примеры мониторинга по теме педсовета.  Памятка  для учителей: «Какие факторы способствуют привлечению род...

    Методическая разработка педагогического совета учителей и учителей-дублёров на Дне самоуправления

    Сценарий педагогического совета учителей и учителей-дублеров на День самоуправления (11 класс)...

    Методическая разработка "Педагогические технологии развития критического мышления школьников"

    прием технологии , превращающие обучение в совместный и интересный поиск, и учитель перестает быть главным источником информации. Пример урока с приемами технологии в 7 классе " Атмосферное давл...

    Методическая разработка по английскому языку "Задания на основе технологии коллективного сотрудничества"

    Методическая разработка по английскому языку "Задания на основе технологии коллективного сотрудничества"...