Главные вкладки

    Методическая разработка "Педагогические технологии развития критического мышления школьников"
    учебно-методическое пособие по физике (7 класс) на тему

    Федотова Зинаида Ивановна

     

    прием технологии , превращающие обучение в совместный и интересный поиск, и учитель перестает быть главным источником информации. Пример урока с приемами технологии в 7 классе " Атмосферное давление ".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fizika.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    З.И. Федотова

    г. Санкт-Петербург, Колпино

    ГБОУ СОШ №420, физика

    Педагогическая технология развития критического мышления школьников.

    Технология развития критического мышления детей посредством чтения и письма, стали известны в России в 1997 году.

    Смысл технологии:

    • Целостная система, формирующая навыки работы с информацией;
    • Совокупность приёмов, предоставляющих учащемуся условия для осмысления материала, помогающие ему обобщить знания.

    Цель технологии:

    • Развитие мыслительных умений уч-ся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

    Структура технологии:

    • Построение урока по алгоритму: вызов, осмысление и рефлексия.

    Таблица 1.

            Технологические этапы

    I стадия

    II стадия

    III стадия

    Вызов:

    • Актуализация знаний;
    • Пробуждение интереса к получению новой информации;
    • Постановка собственных целей обучения.

    Осмысление содержания:

    • Получение новой информации;
    • Корректировка учеником поставленных целей обучения.

    Рефлексия:

    • Размышление, рождение нового знания;
    • Постановка новых целей обучения уч-ся.

    Особенность технологии:

    • Учащийся в процессе сам конструирует процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат

    Работая в режиме технологии критического мышления, учитель уже перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращая обучение в продвижению к знанию, в совместный и интересный поиск.

                          Пример урока.

                             «Атмосферное давление» 7 класс.

    Приемы:   чтение с остановками;

    обращение к личностному опыту;

    работа с таблицей «3-х-у».

    Задачи:

    • Изучение особенностей атмосферного давления сточки зрения физики;
    • Опыты Торричелли и Отто фон Герике.

    Ход урока:

    Вызов. Загадки, афоризмы и обращение к уч-ся (их знания и других уроков) на аналогичные темы.

    • Есть невидимка: без цвета и звука, без вкуса и запаха; с ним человеку и под водой не страшно;
    • Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем.

    Великий Аристотель сказал:

    «Воздух – великое ничто.»

    Согласны ли вы с этим утверждением?

    • Самостоятельно заполнить таблицу в столбце «Знаю».

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    • Сформулировать вопросы по теме и записать в столбик «Хочу знать».

    Смысловая стадия.  Переход к главному источнику информации (текст подбирает учитель, лучше разбить его на три смысловые части). Затем заполняем графу «Узнал».

                           Атмосферное давление.

    Высказывание Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) «Воздух – великое ничто» просуществовала в науке 19 столетий и было опровергнуто опытами Галилео Галилея (1564 – 1642), который сумел взвесит воздух и определил, что его масса в 1 м3 равна 1,3 кг, а вес этого воздуха:

    Р = m*g = 1,3 кг*9,8 н/с2 = 13Н

    Слово «атмосфера» образовано из 2-х слов – «атмос» и «сфера» Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765).

    Почему существует воздушная оболочка Земли?

    Молекулы газов, входящих в состав атмосферы, притягиваются к земле.

    Почему они не упадут на Землю?

    Молекулы находятся в непрерывном и беспорядочном движении.

    Почему молекулы не улетают в мировое пространство?

    Как и космический корабль, должна иметь скорость (не меньше 11, 2 км/с) – II космическая скорость

    Беспорядочное движение молекул и действие на них силы тяжести приводят к тому, что молекулы газов «парят» около Земли.

    Атмосфера простирается на высоту несколько тысяч километров (наблюдения ИСЗ).

    Земная поверхность и тела испытывают давление всей                   воздуха – атмосферное давление.

    Первая остановка:

    Вопросы:

    • Почему молекулы газов не улетают в космос?
    • Почему молекулы газов не падают на Землю?
    • Предполагают, что Луна когда-то имела атмосферу, но постепенно потеряла её. Чем это можно объяснить?
    • Чтобы вдохнуть воздух, человек при помощи мышц расширяет грудную клетку. Почему воздух входит в легкие? Как происходит выдох?Затем прочитаем текст с описанием исторического опыта Отто фон Герике с «Магдебургскими полушариями».

    Эти полушария имеются у каждого человека – головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.

    Вторая остановка:

    Вопросы и демонстрации:

    • Какая сила сжимает полушария?
    • Повторение опыта Отто фон Герике с использованием модели.
    • Опыт с яйцом, втягивающимся в сосуд.
    • Опыт со стаканом воды и листом бумаги. Учащиеся сами проводят опыт и объясняют результат.

    Далее читаем текст по учебнику А. В. Перышкина – 7 класс (§42 стр.101) – как можно измерить атмосферное давление?

    Третья остановка:

    Возможны вопросы:

    • Зачем в опыте Торричелли трубка запаяна с одного конца?
    • Изменится ли результат, если трубку наклонить?
    • Можно ли взять трубку для опыта длиной менее или более 1 метра?
    • Обязательно ли сечение трубки должно быть определенной площади?
    • Почему взята ртуть, а не другая жидкость?

    Рефлексия.

    Возвращаемся к таблице «З – Х – У», систематизируем знания. Учащиеся письменно выполняют работу по составлению синквейна. Он состоит из 5 строк:

    Строки

    Пример

    Слово – существительное, задающее тему

    Атмосфера

    2 прилагательных, характеризующих заданную тему

    Воздушная, тяжелая

    3 глагола, характеризующих (по действию) тему

    Простирается, давит, сжимает

    Предложение – вывод, характеризующий вывод

    Атмосфера давит на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней

    Одно слово – существительное, которое дает вашу характеристику теме

    Оболочка

     

                                                         Литература.

    1. И. Г. Кириллова. Книга для чтения по физике 7-8 класс.

    Москва «Просвещение» 1978г.

    2. М. Н. Алексеева. Физика – юным.

    Москва «Просвещение» 1980г.

    3. Разумовский В. Г., Майер В.В. Научный метод познания и обучения//Библиотека учителя физики. – М: Владос, 2004.

    4.Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогического условия её реализации. – Челябинск: изд-во «ЧГПУ», 2005г.

    5. А. В. Пёрышкин. Учебник физики – 7 класс.

    Дрофа, Москва 2003г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

    Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

    Технология развития критического мышления школьников

    могу познакомить желающих коллег с основными стадиями технологии развития критического мышления....

    Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

    В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....

    Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

    В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

    Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

    Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

    Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

    Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

    Методическая разработка. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

    Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования....