"Предпрофильная подготовка в школе как важнейший компонент самоопределения учащихся"
статья на тему

Куксова Ольга Леонидовна

Из опыта работы школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куксова О.Л., директора МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования  ведётся профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе.

В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка — это система

педагогической,

психолого-педагогической,

информационной и

ориентационной  деятельности,

содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения.

Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную?

Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.

Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.  

Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми  для получения качественного образования.

Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:

  • Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.
  • Создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.
  • Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им  образовательной сети.
  • Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.

Образовательный рейтинг выпускника основной школы определяется:

- результатами итоговой аттестации;

- «портфолио», т. е. совокупностью индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во образовательной деятельности.

Основной целью нашей школы является создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным самоопределением.
  3. Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
  4. Формирование способности принимать адекватное решение относительно выбора дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

 

На основе регионального базисного учебного плана 2004 года разработан и утверждён учебный план для обучающихся девятых классов. Из часов, отведенных на компонент образовательного учреждения, были выделены часы на организацию предпрофильной подготовки.

     

Большое значение для успешной реализации задач школьного образования имеет представление учащимся возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников.

В 2013-2014 учебном году в рамках предпрофильной подготовки педагогами нашей школы реализуются  следующие программы курсов по выбору для обучающихся 9  класса:

  • «Я и моя профессия»;
  • «К тайнам мысли и слова»;
  • «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».

В школе создан банк программ курсов по выбору:

  • «Элементы комбинаторики»
  • «Компьютерные технологии»
  • «Основы электротехники»
  • «Агрономия – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства» и др.

 Все представленные программы курсов по выбору соответствуют требованиям.

Курсы по выбору проводятся на достаточном методическом уровне. Учителя используют разнообразные формы и методы обучения, элементы новых педагогических технологий, связь с жизнью.

На всех курсах постоянно идет расширение области изучаемого материала за рамки программы, умело создается атмосфера творчества, ситуация успеха и полного взаимопонимания.

На каждой из этих курсов методически грамотно излагается изучаемый материал, используется индивидуальный подход к учащимся, активные формы работы, используется современное компьютерное оборудование, Интернет-ресурсы.

Самыми популярными и востребованными курсами являются:

«Биология твоего здоровья»,

«Компьютерные технологии»,

«Основы электротехники»

«Культура общения делового человека»  и др.

В рамках данных курсов реализованы учебные проекты «Будь здоров!», «Грамотный покупатель», «Я и моя профессия».

   По завершению курсов учащимися были представлены:

  • рефераты,
  • творческие работы;
  • информационные буклеты;
  • мультимедийные презентации;
  • сочинения и т.п.

В рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Портфолио позволяет учащемуся реально с учетом требований времени планировать, прогнозировать и составлять свой индивидуальный маршрут непрерывного образования с учетом личностных качеств и желаний.

Ведется непрерывная работа с родителями.

Проводятся

  • родительские собрания на темы:

 «Все работы хороши – выбирай на вкус»

 «Все профессии важны, все профессии нужны»

 «Самые востребованные профессии Рязанской области» и др.

  • анкетирование и собеседования;
  • День открытых дверей «Дорога в будущее»;
  • Презентация курсов по выбору для учащихся и их  родителей 

С целью профильной ориентации учащихся 8-9 классов при участии социального педагога школы, учителей – предметников, классных руководителей ежегодно проводятся следующие мероприятия:

  • встречи с людьми различных профессий нашего района;
  • конкурс сочинений «Моя будущая профессия»;
  • проекты «Профессии моих родителей», «Престижные профессии. Мифы и реальность»;
  • ярмарки;
  • ток-шоу «Роль человека в современном мире»;
  • экскурсии в сельскую и районную библиотеку;
  • экскурсии на предприятия Пронского района;
  • плановая работа социального педагога школы;
  • знакомство с содержанием дисков по профориентации;
  • оформление витражей на тему «Правильный выбор - твой профессиональный успех», «Мой выбор» и т.п.

Весь информационный материал для учащихся и родителей размещен и постоянно обновляется на школьном сайте.

В рамках сетевой формы реализации образовательных программ по типу взаимоотношений: «школа-школа»,  «школа – ПУ»,  «школа-лицей», «школа-техникум», идет работа по взаимодействию с ПУ и СУЗами р.п. Пронск, г. Скопин, г. Рязань.

   

Предпрофильная подготовка, реализуемая в школе через курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию, работу с родителями, расширение взаимосвязей эффективна, если она осуществляется с использованием развивающихся технологий, новых деятельностных систем обучения, где содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся.

Предпрофильная подготовка в старших классах основной школы позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

И мы обращаемся к детям с такими словами:

Друзья, берегите минуту и час

Любого из школьных дней.

 Пусть станет профессором каждый из вас

В профессии нужной своей.

Расширение представления о мире профессий происходит, начиная с начальной школы.

В начальной школе дети в игровой форме знакомятся с миром профессий. Участвуя в ролевых играх, в интерактивных викторинах, ребенок получает возможность, соответственно своему возрасту, освоить первичную информацию о профессиональном поле.

Готовясь к переходу в среднее звено, каждый ученик принимает участие в проектах «Зажги свою звезду», «Профессии моих родителей», в конкурсе рисунков «Моя будущая профессия».

А создание портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников уме...

анализ эффективности предпрофильной подготовки в школе с оборонно- спортивный профилем

В работе представлен анализ эффективности реализации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении, реализующем оборонно- спортивный профиль на старшей ступени обучения. ...

Предпрофильная подготовка в школе

Значение предпрофильной подготовки в школе...

Организация предпрофильной подготовки в школе

Данный материал представляет разработанный и реализованный проект по организации предпрофильной подготовки в школе, получивший оценку экспертов АНО "Институт инновационной образовательной политики и п...

Предпрофильная подготовка в школе как важнейший компонент самоопределения учащихся

Главной задачей образования в России является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, ...

Предпрофильная подготовка в школе

Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе –формирование у учащихся способностиделать осознанный выбор дальнейшегопрофиля образования...