"Из опыта работы с одаренными учащимися"
статья на тему

Гергет Ирина Петровна

Обобщение опыта работы МБОУ "Лицей №124" с одаренными детьми. Выступление на краевой научно-практической конференции  «Развитие системы поддержки одаренных детей в Алтайском крае» 01.11.2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_s_odarennymi_uchashchimisya.doc707.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гергет Ирина Петровна

заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей №124» lyceum124@yandex.ru

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ  

      Одним из главных направлений развития современных учебных заведений является общегосударственная региональная программа поиска, диагностики, обучения и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека и обогащение интеллектуального потенциала страны.

Каждое образовательное учреждение применяет свои формы и методы работы направленные на развитие одаренных детей.

 «Лицей №124» является учебным заведением особого типа для наиболее способных и одаренных учащихся 7 – 11 классов, имеющих наклонности к физико-математическим дисциплинам, инженерно-технической  и социально-экономической деятельности.

Работа педагога в условиях, где практически каждый ребенок способный и одаренный сопряжена с определенными проблемами.  В первую очередь  выделяются основные проблемы,  которые  приходится решать в процессе  учебно-воспитательной и научно-творческой работы:

  • выявление доминирующих способностей детей (уровень интеллекта и направленности личности);
  • создание условий для развития индивидуальных творческих способностей детей;
  • проблема нахождения своего места в классном коллективе одаренным ребенком;
  • проблема состояния здоровья одаренных детей «срезает» пределы, которые могут быть необходимы для реализации таланта и одаренности;
  • проблема оптимального построения общения с одаренным учеником.

Решить эти проблемы можно только при наличии системы, состоящей из последовательной деятельности.

В лицее реализуется комплексно-целевая программа развития по теме «Создание единой информационно-образовательной среды лицея». Одним из приоритетных проектов данной программы является «Поддержка талантливых детей».

Для работы с одаренными детьми в программе разработан модуль

«Творчество» (модуль целевой комплексной программы)

Цель программы:

Достичь оптимального уровня развития индивидуальных творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

В рамках реализации программы организована научно-исследовательская, экспериментальная работа учителей и лицеистов в рамках региональных, всероссийских и международных программ:

-   разработаны направления творческого развития учащихся в учебном процессе по предметам;

-   организованы  занятия с преподавателями вузов и лицея, направленные на развитие индивидуальных научно-творческих способностей учащихся;   - организована научно-творческая деятельность учащихся в процессе подготовки дипломных выпускных  работ по информационно-технологическому профилю;

-   проводится работа научно-исследовательского центра детской организации  «Малая академия наук», а именно: лицейские предметные олимпиады, предметные декады,  встречи с представителями научных кафедр базовых вузов, лицейские научно-практические конференции, посещение дней открытых дверей в базовых вузах,   работа творческих лабораторий, групп по интересам, кружков, курсов по выбору.

В целях организации деятельности педагогов лицея по всестороннему развитию учащихся, творческому сотрудничеству всех участников образовательного процесса в лицее создан Центр дополнительного образования (ЦДО). В рамках работы ЦДО осуществляется подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам, проводятся занятия секции НОУ, предметные и спортивные секции.

За время работы по программе «Творчество» были получены следующие результаты:

  • В учебной деятельности - стабильно высокий показатель качества знаний лицеистов. Ежегодно составляет – 70-71% (при 100%-ной успеваемости).
  • По результатам независимой внешней оценки качества знаний лицей ежегодно занимает ведущие места в районе и городе.
  • Результатом систематической и целенаправленной работы по поддержке талантливых детей являются итоги научно-творческой деятельности учащихся.

Диаграмма 1.  Сравнительное количество победителей олимпиад, конкурсов и нпк

  •  Произошло увеличение количества  учащихся, награжденных за высокие показатели в учебной и научно-творческой деятельности стипендиями краевой и  городской администрации, общественных организаций.

Диаграмма 2.  Сравнительное количество учащихся, награжденных именными стипендиями

  • Все выпускники лицея поступают в вузы.

Эффекты реализации программы «Творчество»:

  • Произведено информационно-методическое обновление сайта лицея (появление новых рубрик, УМК для дистанционного обучения,  Web-страниц по научно-творческой деятельности).
  • Материально-техническая база учебных кабинетов и лабораторий оснащена современным оборудованием для осуществления учебного процесса и научно-творческой деятельности.
  • Результаты деятельности лицея отмечены дипломами городского, краевого и Российского уровней. Лицей получает поддержку и признательность администрации города и края, органов образования и других учреждений.
  • Лицей имеет высокую оценку деятельности в лице родителей - жителей города и края (контингент обучающихся не только из г. Барнаула, но и близлежащих населенных пунктов). Ежегодно, желающих обучаться в лицее гораздо больше, чем планируется учащихся в набор.
  • Сотрудничество с вузами перешло в более активную форму. Абитуриенты-выпускники лицея пользуются большим спросом в вузах г. Барнаула  и г.Новосибирска (НГУ, НГТУ, СибГУТИ).
  • Значительно возросло количество лицеистов, участвующих в дистанционных и заочных олимпиадах и конкурсах.
  • По итогам научно-творческой деятельности учащиеся вышли на Всероссийский уровень. (приглашения для участия в конкурсах и НПК «Старт в науку», «Шаг в будущее», «Леонардо», «Эврика».
  • В лицее сложился творчески работающий коллектив педагогов-профессионалов, успешно осваивающих новые технологии обучения и активно участвующих в профессиональных конкурсах, совместных с учащимися проектах, инновационных процессах.

Диаграмма 3.  Сравнительная диаграмма участия и результативности в профессиональных конкурсах учителей лицея

  • На базе лицея организованы ресурсные методические центры по различным направлениям для школ района, города, края.

Перспективы реализации программы «Творчество»:

  • Повышение качества знаний учащихся до 72% при условии сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса
  • Увеличение доли учащихся, принимающих участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня на 13%
  • Расширение сотрудничества с вузами, учреждениями культуры и другими ОУ по вопросам поддержки талантливых детей (совместные мероприятия, семинары, конференции, круглые столы и т.д)
  • Реализация новых информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе и активизация внеурочной деятельности учащихся.
  • Расширение научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся с максимальным использованием сети Интернет.
  • Создание компьютерной базы данных аналитического характера в современной статистической обработке, сопровождающей инновационный характер деятельности лицея.
  • Повышение до 90% доли педагогических работников лицея, активно применяющих в учебно-воспитательном процессе и научно-творческой деятельности ИКТ-технологии.
  • Выпуск методических пособий, программ и других изданий лицея в мультимедийном варианте, публикация данных на сайте лицея. Возможность тиражирования на цифровых и бумажных носителях методических пособий и технологий педагогов лицея.
  • Создание совместных программ и учебно-методических комплексов с учителями школьного округа.
  • Предоставление материально-технической и кадровой базы лицея для проведения ученических очных и дистанционных олимпиад и конкурсов учащимся Ленинского района, города и края.

(Выступление на краевой научно-практической конференции «Развитие системы поддержки одаренных детей в Алтайском крае» 01.11.2012г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта работы с одаренными в средней школе

Приступая к обучению английскому языку учащихся 2 класса в 2006, я ставила своей целью раскрытие возможностей и выявление талантов всех без исключения учащихся группы 2 "б" класса.  В группе было...

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...