Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №124"
статья по теме

Гергет Ирина Петровна

Выступление на итоговой  конференции  работников образования Ленинского р-на  г.Барнаула 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_v_uvp.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на итоговой  конференции

работников образования Ленинского р-на

г.Барнаула 28.08.2010.

Применение здоровьесберегающих технологий в УВП

В МБОУ «Лицей №124» приоритетным направлением реализации Программы развития является охрана и укрепление здоровья детей.

Формирование здорового образа жизни лицеистов  осуществляется в рамках опытно-экспериментальной работы всего педагогического коллектива.

Работа по теме: «Здоровьесберегающая модель образовательного процесса в лицее на основе личностно-ориентированного подхода» начата в 1999 году. 

Целью опытно-экспериментальной работы является:

 Создание модели образования, обеспечивающей усвоение лицеистами повышенного образовательного стандарта, развитие творческих способностей и самоактуализацию личности учащихся при сохранении физического и психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

В рамках опытно-экспериментальной работы проводится целый комплекс мероприятий по направлениям:

  • дагностическое;
  • профилактико-коррекционное;
  • консультационно-просветительское.

1. Диагностическое  направление включает:

- Определение интегративных показателей здоровья  лицеистов; создание панорамы здоровья  учащихся;

- Организацию мониторинговой системы здоровья детей;

- Отслеживание ежегодной динамики здоровья учащихся.

Контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется при первичном  медицинском обследовании, а в дальнейшем при ежегодных осмотрах учащихся врачами-специалистами. По результатам диспансерного обследования создается банк данных    групп здоровья.  

 Наряду с профилактическими медицинскими мероприятиями в лицее  осуществляется и психологическое сопровождение детей. В системе постоянного мониторинга проводится анкетирование и тестирование учащихся.  Диагностика включает определение уровня школьной тревожности,  личностных особенностей, интеллектуального развития, психоэмоционального состояния, утомляемости, психологической адаптации.  

 По результатам диагностики разрабатываются рекомендации для учителей-предметников, в т.ч учителей физической культуры,  учащихся, родителей и классных руководителей; составляются программы и индивидуальные карты развития одаренных детей, что помогает скорректировать образовательный процесс в соответствие с возможностями учащихся.

2. Профилактико – коррекционные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся направлены  на создание благоприятного психологического и  физиологического климата.

В учебном процессе применяется  личностно-ориентированный  подход: педагогами используются все формы и способы осуществления дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащихся уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.

В методике проведения уроков сочетаются такие формы и методы работы с учащимися как: элементы игры,  изотерапии, аутотренинга, музыкотерапии.

В 2006 году лицей стал победителем конкурса лучших образовательных учреждений, проводимого в рамках ПНПО. Часть полученных грантовых средств была направлена на приобретение нового оборудования  для  спортивного и тренажерного зала. В настоящее время на базе  этого спортивного комплекса организована работа секций    «Волейбола», «Баскетбола»,   «Силовой и атлетической гимнастики».

Для  повышения двигательной активности учащихся в лицее ежедневно проводятся динамические паузы. Комплексы упражнений разработаны преподавателями физической культуры. Занятия проводят физорги классов под контролем учителей-предметников.  

 

На протяжении 10 лет в лицее   100%  учащихся получают горячее питание.

В практике работы школьной столовой организовано:

- питание учащихся и работников согласно заявке;

  • льготное питание учащихся из малообеспеченных семей;
  • диетическое питание учащихся по рекомендации врача;
  • диетическое питание работников лицея по заявке;
  • "витаминный стол".

В 2005-2006 учебном году был произведен ремонт обеденного зала столовой, закуплена новая мебель. В настоящее время проводится реконструкция пищеблока.

Организация  учебно-воспитательного процесса в лицее осуществляется в соответствии с требованиями СанПин.

-во всех школьных кабинетах установлена мебель разных ростовых групп, каждая группа имеет соответствующюю  маркировку;

-освещенность  школьных кабинетов, тепловой и питьевой режимы, соответствует нормам;

- расписание учебных занятий составляется с учетом соотношения по трудности и  насыщенности;

-  строго соблюдается режим проветривания учебных кабинетов и лабораторий.

Благодаря национальному проекту в области образования, в лицее  переоборудованы три кабинета информатики современной компьютерной техникой. При ее монтаже осуществлялся строгий контроль эргометрических параметров и соблюдения всех требований «СанПин». Во все кабинеты информатики приобретены и установлены новые компьютерные столы, маркерные доски. Оптимальная организация рабочих мест в компьютерном кабинете, соблюдение временного режима работы за компьютером в течение учебного дня, проведение  профилактической работы в виде выполнения учащимися  специального комплекса упражнений, позволяющих улучшить мозговое кровообращение, снять утомление помогает нивелировать негативное воздействие на обучающихся во время работы на ПК.  

3. Консультационно-просветительское направление  работы включает:

- организацию семинаров по вопросам  изучения проблем и явлений, связанных с сохранением здоровья, освоением новых технологий обучения; проблемам работы с одаренными учащимися;

- организацию валеологического лектория для родителей;

- разработку методических материалов и рекомендаций для педагогов по валеологизации и психологизации учебно-воспитательного процесса;

В практику воспитательной работы школы вошли ежемесячные "Дни здоровья",  туристические слеты, классные часы "За здоровый образ жизни", лекции и беседы с приглашением психологов, валеологов и других специалистов с целью профилактики правонарушений, предупреждения употребления психо-активных веществ, пропаганды здорового образа жизни.

Для более успешной  работы по формированию здорового образа жизни учащихся лицей тесно сотрудничает с: Союзом детских и подростковых организаций Ленинского района «Юность», центром «ЮНИКС»,  Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лыжной базой «Локомотив».

В ходе проведения    опытно-экспериментальной  работы были получены следующие результаты:

  1. Положительная динамика состояния здоровья лицеистов. По таким показателям, как заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания и хирургические патологии, установилась тенденция к снижению уровня заболеваний. Стабильные остаются показатели по заболеваниям связанным с нарушением осанки и снижением зрения.
  2. Отмечается повышенный уровень комфортности учащихся (по данным анкетирования);
  3. Созданы условия для самореализации учащихся и учителей;
  4. Полученны высокие показатели в учебной и научно-творческой деятельности учащихся:

Качество знаний лицеистов за последние три года превышает показатель 70% (при 100%-ной успеваемости).

Реализация индивидуальных творческих способностей просматривается через участие лицеистов в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях. За 2008-2009 учебный год лицеисты заняли 216 призовых мест.

  1. В 2004г материалы по реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе были представлены на городском конкурсе «Здоровье юных барнаульцев» в номинации «Школа здоровья».
  2. В 2004 г  Центр «Динамика жизни» вручил лицею сертификат «Территория без наркотиков» и  благодарственное письмо за помощь в проведении проекта «Школа без наркотиков».
  3. В 2005г лицей занял I место в городском конкурсе уголков здоровья.
  4. В 2006г  лицей представлял материалы по опытно-экспериментальной работе  на городской выставке экспериментальных площадок. За участие в выставке лицей был награжден дипломом.
  5. В марте 2006 года лицей стал победителем в III краевом конкурсе Здоровая школа – школа Здоровья», за совместный проект учащихся и педагогов в номинации «За создание здоровьесберегающей образовательной среды».
  6. В феврале этого года материалы по теме «Здоровьесберегающие технологии в УВП лицея» были представлены на  краевой научно-практической конференции «Здоровое поколение XXI века.

 В 2010 году заканчивается срок эксперимента, но работа по формированию здорового образа жизни лицеистов будет продолжена, т.к   реализация всех  направлений развития лицея а именно: предпрофильная подготовка и профильное обучение, развитие научно-творческой деятельности, информатизация учебно-воспитательного процесса – возможна только при условии сохранения и укрепления здоровья лицеистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Принципы здоровьесбережения.Технологии оптимальной организации учебно...

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

Применение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе

Использование здоровьесберегающей технологии в ходе учебно-воспитательного процесса...