ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
статья по теме

Гарбар Елена Борисовна

Статья о ФОРМИРОВАНИи ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_kompetentnost.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Гарбар Е.Б. 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным  изучением  отдельных  предметов  «Центр образования»   г. Серпухов Московской области

Внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникативных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Учитель перестаёт быть для учеников единственным источником информации, носителем истины. В нынешних условиях передача подрастающему поколению механической суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Главными факторами для построения социальной карьеры и развития общества в целом становятся умения ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. А развитие навыков грамотного использования информации – одна из первостепенных задач школьного образования.

 Соответственно, в современном информационном обществе особая роль отводится учителю, которому  необходимо решать широкий круг профессиональных, познавательных, досуговых, бытовых и иных задач с использованием компьютера, коммуникационных технологий, включая радио, телевидение, мобильную телефонию, Интернет, сетей для обработки данных и т. д.

Особо следует подчеркнуть, что в настоящее время овладение педагогом ИКТ становится важной составляющей его профессионализма. Поэтому чрезвычайно актуальным является такое обучение педагогов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную.

 Приоритетные качества, необходимые современному учителю для эффективной и успешной работы, которые целесообразно обозначить сквозь призму наиболее современных и актуальных подходов к образованию: компетентностного, личностно-деятельностного и культурологического.

Компетентностный подход в образовании, по мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, связан с таким видом содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения профессиональных проблем, выполнение ключевых функций, социальных ролей, компетенции. Среди множества компетенций, которыми должен обладать учитель, можно выделить ключевые, универсальные по своему характеру и степени применимости: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную.

Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Информационно-коммуникационная компетентность учителя - это интегративное личностное образование, характеризующееся совокупностью системных научных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям; способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью их творческого использования в своей профессионально-педагогической деятельности.

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образовании -  это способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Следует помнить, что ИКТ-компетентность преподавателя пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит «надпредметный», общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Уровни формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов

Понятие «информационная компетентность» не является однозначно определенным. Его рассматривают с разных сторон, и как составляющую профессиональной компетентности, и как составляющую информационной культуры личности. К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации.

 При исследовании проблем формирования компетентности  выделяются три уровня владения ИКТ-компетенциями:

  • базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения;
  • предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
  • педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

   Причем, следует отметить, что четко определенной и единой системы показателей ИКТ-компетенций нет, как и самого перечня ИКТ-компетенций, характерных для конкретных преподавателей ОУ различного уровня и направленности.

           В соответствии с этим набор базовых ИКТ-компетенций для преподавателя может включать в себя следующие группы: наличие общих представлений в сфере ИКТ; наличие представлений об электронных образовательных ресурсах; владение интерфейсом операционной системы; наличие общих представлений в сфере мультимедиа; владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики; владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов; владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями; владение основами технологии построения web-сайтов.

           Для формирования ИКТ-компетентности педагогических работников предлагается перечень очных или дистанционных курсов, тематически охватывающий представляющую интерес предметную область. 

      Так, типовой (наиболее распространенный) учебно-методический комплекс для повышения квалификации преподавателей в области ИКТ включает около десяти тематических разделов: основы информационных технологий; технологии дистанционного обучения; сервисы сетевых технологий; основы операционных систем; основы подготовки текстовых документов; основы информационных сетей; основы подготовки табличных документов; основы работы с компьютерной графикой и мультимедиа; основы работы с базами данных и информационными системами; основы создания и использования веб-ресурсов и др.

        Как правило, каждый раздел имеет набор модулей, в содержании которых есть базовая и углубленная части. В зависимости от базовой компьютерной подготовки, технического или гуманитарного образования преподавателей, результатов анкетирования, а также позиции преподавателя в образовательном процессе повышения квалификации строится соответствующая образовательная программа.

      Очная часть обучения может предполагать чтение установочных лекций, обучение начальным навыкам ИКТ, дистанционного самостоятельного обучения, проведение практических занятий по темам, которые могут вызвать трудности при самостоятельном изучении, выполнении лабораторных работ, семинаров. Участникам курсов обычно предоставляются учебно-методические материалы  и лекционные материалы в печатном и электронном виде на компакт-дисках и в Интернет-версии.

      Таким образом, содержательно наиболее распространенная модель формирования ИКТ-компетентности педагога предполагает последовательную реализацию процессов формирования базовой, повышенных и специальных ИКТ-компетенций, вписанных в контекст формирования  профессионально-педагогической компетентности, и в итоге представляет их целостное единство.

      В целом процесс формирования у педагогов ИКТ-компетенций должен представлять собой комплексную систему регулярной методической поддержки педагогов в области применения ИКТ в образовательном процессе, включая сетевую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности педагогов и учебной деятельности обучающихся, которая могла бы объединить (координировать) следующие процессы: непрерывное повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ в обучении, поддержка их мотивации к образованию и самообразованию средствами ИКТ; программно-аппаратное обновление и

сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов учреждений профессионального образования, предоставление доступа к Интернету; информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

        Овладение целостной информационной культурой, информационным миром - одна из задач подготовки современного специалиста образования. Информационная культура становится новым важным качеством профессиональной подготовки специалиста образования XXI века.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать  задачи современного образования, используя компьютерные технологии.

 «Литература»

  1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.:Просвещение, 2011.
  3. Конюшенко С. М. «Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека» /С. М. Конюшенко // Информатика и образование. – 2004. – № 7. – С. 102–105.
  4. Полякова Т. И. «Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития» : дис. ...  канд. пед. наук / Полякова Т. И. – СПб., 2005.

5.        Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках английского языка

Я, Морозова Людмила Владимировна , учитель английского языка, считаю, что цилю применения ИКТ на уроках английского языка - это раазвитие речевых компетенций, самостоятельности и мотивации. На своих у...

Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности

Описан механизм формирования  методической  компетентности у  педагогов школы  в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоре...

Применение игрових технологий и информационно - комуникационных в работе по основам безопасности жизнедеятельности

В статье показана как применяются технологии при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности...

Педагогический совет "Современные способы формирования коммуникативной профессиональной компетентности педагога"

Педсовет был проведен нетрадиционно, в форме организационно-деятельностной игры. Состоял из трех тематических блоков: теоретической части, анализа диагностики данной проблемы в коллективе и практическ...

Информационно-комуникационные технологии во внеурочной деятельности по химии

Опыт работы по использованию информационно-комуникационных технологии  во внеурочной деятельности по химии...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и информационно- комуникационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и информационно - коммуникационые технологии в профессиональной деятельности"для  специальностиспециальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»...

Технологии применяемые на уроках физической культуры (группового обучения,здоровьесберегающие,информационно-комуникационные).

Технологии применяемые на уроках физической культуры(технология группового обучения,здоровьесберегающие,информационно-коммуникационные)....