" Роль бинарных уроков в учебном процессе".
статья по теме

Ковалева Вера Борисовна

 

Бинарные уроки – одна из форм реализации метапредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

  Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такие уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зам. директора по УР ГБОУ СОШ № 380

Красносельский район Санкт-Петербург

Ковалева В.Б.

«Роль бинарных уроков в учебном процессе».

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Важнейшей задачей ФГОС  является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

 В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.

 Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности всё более высокие требования, повышают роль человеческого фактора. Поэтому необходимо формировать личность, способную творчески мыслить и действовать. Выйти в обучении на компетентный уровень позволяет проблемность и интегрированность. Большую роль при обучении любому предмету играют метапредметные связи. .

                  Что же такое метапредметы и метапредметные связи?                                            

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

 А  бинарные уроки – одна из форм реализации метапредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

  Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такие уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности школьников.

Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал.

Внедрение таких уроков способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

 При проведении бинарных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.

Бинарные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.

Учебные предметы  начинают помогать друг другу.

На бинарных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения УЧИТЬСЯ!

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в России рождается около 30000 детей с врождёнными и наследственными заболеваниями, получающими в дальнейшем статус «ребёнок-инвалид».

 Среди приоритетов, заявленных в Концепции модернизации образования, были и остаются доступность и гарантированное право на получение качественного образования каждым ребенком независимо от места его проживания и материального достатка, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Сегодня в нашем регионе, к сожалению, не сформированы достаточные условия, позволяющие любому ребёнку, имеющему ограничения здоровья, самостоятельно реализовать свое право на образование.

Тем не менее, и в городе и в нашем учреждении ведётся активная методическая и практическая работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Особо стоит вопрос формирования УУД ( универсальных учебных действий ) у детей с ОВЗ. Большую трудность вызывают у них задания, требующие выполнения по словесной инструкции. Сложность заключается в том, что учащиеся умеют читать, но не всегда способны понимать прочитанное.

Согласно требованиям ФГОС, учитель отвечает не только за высокие знания своих учеников, но и за то, чтобы ребёнок:

умел работать в команде;

мог сформулировать вопрос так, чтобы его поняли;

улавливал в тексте (художественном, научном, учебном) главную мысль, находил аргументы, делал выводы;

ориентировался в понятиях: цель, деятельность, результат;

применял в обучении и жизни навыки самоконтроля…

Это делается для того чтобы полученный в школе багаж (знания, умения, навыки) ребёнок мог применить в реальной жизни. На начальной ступени обучения важное значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией;

коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

«Именно на бинарном уроке создаются условия в рамках которых, предоставляется учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей» (Е.С. Полат).,

Психологическая и методическая совместимость педагогов также играет не последнюю роль в подготовке и проведении бинарного урока.

Бинарные уроки требуют большой подготовки, и педагога, и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто.

Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.

Но мы всегда должны помнить о том, что


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль домашнего задания в учебном процессе"

Разработка включает электронную презентацию и раздатку для родителей....

статья "СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИКТ"

В статье приводятся размышления и выводы учителя информатики об особой роли этого предмета в школе. О том, насколько эффективно испотльзуется компьютерная техника, какие изменения происходят в учебном...

Роль домашнего задания в учебном процессе

роль домашнего задания в учебном процессе...

"Роль кабинета СБО в учебном процессе".

Главной целью курса СБО  является подготовка учеников к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков....

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Роль кроссвордов в школьном учебном процессе."

В настоящее время мы живем в динамичном обществе, в котором исчезают и появляются десятки профессий, меняются рынок труда и требования к молодым специалистам. Чтобы быть успешным в профессиональной де...

Статья Роль интегрированных уроков в образовательном процессе.

Статья о интегррованных уроках в современной школе....

Современный урок: роль домашнего задания в учебном процессе

Роль и место домашнего задания в учебном процессе...