Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Роль кроссвордов в школьном учебном процессе."
тест по технологии (7 класс)

Королёва Наталия Александровна

В настоящее время мы живем в динамичном обществе, в котором исчезают и появляются десятки профессий, меняются рынок труда и требования к молодым специалистам. Чтобы быть успешным в профессиональной деятельности, необходимо быть самостоятельным, мобильным, инициативным, уметь разбираться в современных информационных технологиях, адаптироваться к условиям социума и требованиям работодателей.

Готовность и способность работника к постоянному самообразованию - основное требование общества сегодня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль кроссвордов в школьном учебном процессе.

В настоящее время мы живем в динамичном обществе, в котором исчезают и появляются десятки профессий, меняются рынок труда и требования к молодым специалистам. Чтобы быть успешным в профессиональной деятельности, необходимо быть самостоятельным, мобильным, инициативным, уметь разбираться в современных информационных технологиях, адаптироваться к условиям социума и требованиям работодателей.

Таким образом, готовность и способность работника к постоянному самообразованию - основное требование общества сегодня.

               Поэтому современному человеку уже не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков. Ему необходимо уметь приобретать их все в большем объеме, а также применять в реальной жизни, реальной ситуации.

               Образование эффективно только тогда, когда обучение из сложной и утомительной необходимости превращается в увлекательное путешествие в мир знаний. В такой ситуации ребенок старается узнать как можно больше о предмете изучения. Причем делает это не только не по принуждению, но даже с определенной долей азарта.

               Для усвоения материала педагоги нередко используют такой эффективный, помогающий заинтересовать ребенка метод, как дидактическая игра. Это могут быть различные настольно-печатные и словесные игры — загадки, головоломки, кроссворды.

             Кроссворд  -  это— вид головоломки, которая заключается в разгадывании слов и заполнении этими словами клеток сетки. Сейчас вряд ли кто-то вспомнит и  задумается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Удивительно и то, что уже достаточное количество лет эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется.

                    Кроссворды называют игрой XX века, они появились около столетия назад, за право называться родиной кроссворда соревнуются три страны - Великобритания, США и ЮАР. В России по разным версиям впервые кроссворды были напечатаны в 1925 или в 1929 году, но точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В. Набоков. Но именно сейчас кроссворды стали очень популярны: нет ни одного журнала или газеты, где не печатают различные головоломки, в интернете есть отдельные сайты онлайн-кроссвордов различной вариации и сложности.

   Кроссворд, как правило, дети принимают охотно, поскольку отгадка хотя бы одного слова в нем — это уже успех. В итоге, появляются положительные эмоции, азарт, уверенность в своих силах и вызванный интерес способствует актуализации познавательного процесса. Игровой характер данного метода также снижает фактор стресса при проверке изученного материала. А если добавить к этому технологическую простоту кроссворда, способствующую самостоятельной работе учащегося, становится очевидной воспитательная роль словесной головоломки, прививающая ребенку трудолюбие, настойчивость, не говоря уже о развитии наблюдательности и умения выделить главное. Кроме того,спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени.

      Следует отметить, что использование кроссвордов в учебном процессе не только способствует расширению словарного запаса и терминологии у детей, но и развивает в них уважение к грамоте, понимание важности умения грамотно писать слова.

Работа с кроссвордами на уроках  способствует достижению следующих целевых ориентаций:

           1.дидактические: освоения понятийно-терминологического аппарата по изучаемой дисциплине; углубление, обобщение, систематизация и контроль знаний;

        2. развивающие: развитие внимания, ассоциативного, творческого мышления; повышение   грамотности;  умения четко и лаконично выражать мысли, работать с различными источниками информации (печатными, Интернет-ресурсами); анализировать, систематизировать, обобщать информацию;

        3. воспитывающие: повышение учебной мотивации, воспитание самостоятельности; нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; сотрудничества, коммуникативности, толерантности;

         4. способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить)

5. валеологические: снятие эмоционального напряжения в учебном процессе, способствует здоровьесбережению учащихся. 

На основе классификации педагогических игр Г.К. Селевко кроссворды можно рассматривать как:

  • интеллектуальные (умственные) - по виду деятельности;
  • обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, творческие - по характеру и методам педагогического процесса;
  • предметные - по характеру и содержанию игровой методики;
  • печатные, с применением информационных и Интернет-технологий - по игровой среде и средствам обучения;
  • индивидуальные, групповые, личностно ориентированные – по методологическому подходу

В учебной деятельности кроссворды можно применять на различных этапах урока: на этапе проверки домашнего задания, на этапе изучения новой темы, при повторении и первичном закреплении изученного материала, на завершающем этапе урока.

Широкое применение кроссворды находят во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, викторин и др.

Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая  к чёткой логике, к рассуждению.

Незаменим кроссоворд и  тогда, когда необходима интеллектуальная пауза на уроке.Не случайно  медики стали использовать кроссворд как успокаивающее средство ( по данным исследователей, отгадывание кроссвордов продлевает жизнь. К такому выводу они пришли после того, как в течение нескольких лет наблюдали за 2000 пожилых людей, проживающих в домах престарелых. И установили, что у любителей кроссвордов шансов  прожить дольше на 70% больше, чем у тех, кто ленится занимать свой мозг.) 

Кроссворд на уроке -   прежде всего, необходимо четко представлять, с какой дидактической целью  и на каком этапе урока  используется кроссворд.

 1.На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов:

– к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда . После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;

– можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его;

– кроссворд может заменить терминологический/cловарный  диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а учитель может читать  вопросы.

2. На этапе изучения новой темы.

В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда.Таким образом кроссоврд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Итоговый кроссворд  как  вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.

Таким образом, кроссворд может быть

Познавательным (или обучающим, текущим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Обобщающим – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.

Итоговым – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать  короткими, с небольшим количеством слов (5-10), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего рода «тренировочная пятиминутка).

На уроках обобщения, повторения  происходит проверка усвоения программного материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять  из 20—30 слов, а итоговые — из 30—50 слов.

Возможно использование кроссвордов как дополнение к контрольным и проверочным  работам.

Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т. е. учитель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т. п.

Продумываем формы работы: 

  • коллективная (когда все учащиеся под руководством учителя разгадывают кроссворд);
  • групповая (когда класс поделён на группы, каждая группа решает кроссворд сообща);
  • парная (когда предлагается задание двум учащимся, сидящим за одной партой, компьютером);

  • индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один ученик).

Разрабатываем  критерии оценивания разгадывания кроссворда. Ниже предложен один из вариантов, который может быть дополнен/переделан.

Критерии оценивания результата

Несомненно, критерии зависят от многих факторов и должны определяться преподавателем индивидуально, можно лишь выделить отдельные базовые пункты:

  • доля отгаданных слов;
  • доля ключевых терминов;
  • точность и однозначность формулировок вопросов.

Оценка

Кол-во верных ответов

Рекомендации

Не ставится

до 50%

Ваш результат посредственный. Это свидетельствует об ограниченном круге интересов.  Больше времени уделяйте не только проработке школьного учебника, но и чтению научно-популярной литературы.   Тренируйте память.

3

50-69%

Круг Ваших знаний в области предмета невелик.

 Чтение Вами учебника и научно-популярной литературы носит

поверхностный характер. Вам необходимо больше внимания уделять изучению предмета.

4

70-94%

Ваш результат хороший. Это свидетельствует об интересе к предмету(теме).  Вы умеете концентрировать свое внимание на отдельных вопросах. Вам следует не снижать требований к своим занятиям и тренировать ум.

5

95%-100%

Круг Ваших знаний отличный, говорящий не только о хорошей памяти,  но и о большой любознательности.  Совет один: "Так держать!"

Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых ученикам, оценивается по двум показателям: а) времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда; б) числу ошибок( в том числе и

орфографических), допущенных ими в процессе решения (последний показатель побуждает составителя выяснить причины неверных ответов и, если нужно, уточнить формулировки вопросов).

 При групповой работе оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов; Если кроссворд отгадывается  всем классом, учитывается активность, «находчивость» и эрудиция каждого и выставляются лишь хорошие отметки наиболее «удачливым» (можно ввести «систему накопительных жетонов»).

Составление кроссвордов учащимися.

А что же составление кроссвордов? Это дело не простое. Составить тематический кроссворд труднее обычного, потому что запас слов ограничен данной темой. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

Для поддержания интереса к этому виду деятельности необходимо разнообразить формы кроссворда и способа загадывания слов. При работе с кроссвордом дети убеждаются, что расширение словарного запаса, терминологии, умение грамотно писать слова, умение разными способами загадывать одно и то же слово – необходимые условия для выполнения задания.

Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный эффект. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, работает логика и сообразительность ребенка, усидчивость и стремление завершить начатое дело, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, его художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то межпредметные связи и применение ранее полученных знаний становятся еще более наглядными и ощутимыми.

При работе с кроссвордами учащиеся словно соревнуются “сами с собой”:

  • работоспособность с ленью
  • охота с нежеланием
  • любознательность с безразличием
  • усидчивость с расслабленностью

   Сначала на уроке практикуется использование преимущественно готовых кроссвордов (составленных учителем).  Как только дети почувствуют прелесть такой деятельности, можно предложить  им самим составлять кроссворды. Этим можно заниматься как дома, так и на уроках.

 Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.

Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные.

На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (например, 10-15 слов на 20 минут).

Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.

    Можно предложить такие задания на составление тематических кроссвордов:

• Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сформулировать вопросы (как правило, это задание группе).

• Называется только тема, все остальное учащиеся делают сами (задание выполняется группами или индивидуально в качестве домашнего).

    Первостепенное внимание уделяется при этом формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса — это проблема развития высококачественного мышления. Ее решение мы видим в точности любых вопросов, задаваемых учителем, и в его умении вызвать у учащихся в процессе обучения потребность четко формулировать то, что они хотели бы узнать.

    Прежде всего вспоминаем те вопросы, которые задавались при изучении материала темы и его обобщении. Ведь хороший вопрос помогает совершенно по-новому видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное — он свидетельствует о понимании учебного материала.Поэтому анализ составленных учащимися кроссвордов мы проводим по таким критериям:

а) количество вопросов; б) их качество.

Количество вопросов оценивается не по абсолютному их числу, а по числу смысловых элементов, с которыми они связаны. Качество вопросов определяется характером мыслительных операций, которые необходимы для конструирования ответа.

С учетом последнего можно выделить такие типы вопросов:

1. Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления(Что такое….?). Такие вопросы активизируют работу памяти, стимулируют к повторению того, что усвоено при изучении конкретной темы.

2. Содержащие указания на причины явления, на установление причинных связей(Почему/из-за чего…?). Подобного рода вопросы предполагают установление связей между физическими явлениями, величинами, выделение в изучаемой теме узловых моментов, определенной систематизации знаний, т.е. переосмысления полученной информации.

3. Акцентирующие внимание на причинно-следственных связях между явлениями, изучаемыми в разных темах (разделах) курса. Подобные вопросы требуют обобщения, проведения аналогий, выдвижения гипотез и т.п.; они побуждают к установлению многогранных связей всего изученного материала, анализ усвоенных знаний под новым углом зрения.

4. Выражающие межпредметные связи.

Электронный кроссворд

Еще не так давно творчески работающий учитель, желающий разнообразить вид работ на уроке, привить интерес к своему предмету в целом или отдельной теме вычерчивал  кроссворд на больших ватманах, крепил их к доске. Сейчас учитель имеет возможность тратить на составление кроссворда минимум своего времени, получая при этом  массу возможностей для обучения через игру. Кроссворд можно составить,например, в привычной всем программе PowerPoint. Но создавать в данной программе интерактивный кроссворд с проявляющимися в ячейке верными словами-дело долгое и кропотливое.

 На помощь учителю в решении этой проблемы приходят различные онлайн-генераторы и компьютерные программы. Одним из таких онлайн-сервисов является  «Фабрика кроссвордов».

 Достоинства данного сервиса: бесплатный, не требуется регистрация,при разгадывании проверка осуществляется автоматически (т.е. можно узнать результат), можно распечатать готовый кроссворд. Готовый кроссворд можно сохранить отправить ученикам в виде ссылки для разгадывания.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного “продукта” (проекта). Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  • Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  • Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  • Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется

ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Структура проектной деятельности:

  • Подготовительный (исследовательский) этап.
  • Технологический этап.
  • Заключительный этап.

Цель проектов:

- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

- развитие моторики;

- развитие психических процессов;

- развитие личности младшего школьника;

- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Правила составления кроссворда

  1. Не допускается наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
  2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
  3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
  4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
  5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
  6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
  7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

Этапы составления учебных кроссвордов

  1. Выбираем вид крссворда: лучше использовать ассиметричные, нестандартные, со свободным расположением слов.
  2. Составляем список терминов (в зависимости от типа занятия и его целей). Старайтесь включить в кроссворд как общенауные термины, так и специальные.
  3. Составляем вопросы к выбраным терминам.
  4. Нумеруем поле и вопросы.
  5. Печатаем кроссворд (при необходимости).

Типология проектов:

по количеству участников

по типу деятельности

по количеству предметов

по продолжительности

1) личностные

 

2) парные

 

1) творческий

 

2) исследовательский

 

3) ролево-игровой

 

4) практико-

ориентированный

5) информационный

 

1) моно-проект

 

2) межпредметный проект

1) краткосрочные

 

2) средней продолжительности

 

3) долгосрочные

Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам:

по содержанию

по оформлению

Тематический

Полиглот

Алфавитный

Юмористический

С фрагментами

Ребусный

Рассыпной

Слогокроссворд

Двухбуквенный

Символьный

Реверсивный

Дуаль

С нестандартным определением или заполнением

Классический

Белый

С перегородками

Сканворд

Италика и готика

Обратный

Бесконечный

Координатный

Скользящий

Словарный

Линейный

Чайнворд

Кроссчайнворд

Косой и круговой

Сотовый

Объемный

Трехмерный , куб

Колодец

Переходные (содержат признаки нескольких групп)

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у ученика  только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью ребёнок определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят учащийся, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка не наблюдается.

В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем в мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является дидактическая игра.

Использование игры в процессе обучения переводит их в категорию дидактических, где активность учащихся порой превосходит активность учителя.

Игровой, увлекательный характер заданий снижает фактор стресса при проверке изученного материала. Это могут быть настольно-печатные и словесные игры – викторины, тренажеры, лото, домино, кубики, шашки, ребусы, головоломки, загадки, кроссворды.

Таким образом, применение кроссвордов в образовательном процессе способствует формированию общих компетенций (активизирует мыслительную деятельность студентов, способствует их творческому саморазвитию, интеллектуальной самостоятельности, формирует информационно-коммуникативные навыки), то есть тех качеств, которые необходимы специалистам в современном динамичном, информационном пространстве .

Список литературы:

  • Кроссворд [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • Сальникова О.А. Компетентностный подход к обучению в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интернет-журнал «Проблемы современного образования. - 2013, №1.
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. - 553 с.
  • Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1987.
  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989г.
  • Зубрилин А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.
  • Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения - М.: Просвещение, 1990.

Роль кроссвордов в школьном учебном процессе.

                     Королёва Н.А.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

 В данной работе рассматриваются некоторые аспекты работы МО учителей английского языка....

Анализ работы школьного методического объединения учителей иностранного языка за 2013 – 2014 учебный год

Анализ работы школьного методического объединения учителей иностранного языка за 2013 – 2014 учебный год...

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ

Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...

План работы школьного методического объединения гуманитарно-эстетического цикла на 2015-2016 учебный год

планирование работы ШМО гуманитарно-эстетического цикла, основные направления работы на новый учебный год, сведения о педагогах, тематика заседаний ШМО...

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Роль комнатных растений в жизни человека"

С давних времен люди стремились украсить свои жилища разнообразными растениями. Они служили не только для создания уюта. Это были своеобразные талисманы, защищающие дом от злых духов, болезней, несчас...