Педагогический совет "Социально-педагогическая работа классного руководителя"
методическая разработка по теме

Заикина Марина Николаевна

    Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.
    Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.
В общеобразовательном учреждении социально- педагогическая работа присутствует в деятельности любого педагога школ, но основная ее часть ложиться на плечи классных руководителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Социально – педагогическая работа классного руководителя

(слайд №1)

  Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, социальной сферы. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка, его социально – педагогическое сопровождение в школе. Обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть специальных учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и социальные службы для детей, центры воспитательной работы с детским и взрослым населением микрорайона и другие. Каждое из таких учреждений вносит определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых страдают дети. И все же основной груз социально – педагогической работы ложиться на общеобразовательные учреждения, где обучается основная масса школьников.   

                                                           (слайд № 2)

    Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.
    Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.
    Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и учителя стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.

Это направление работы, сложное само по себе, требует теоретической подготовки педагогов, дополнительных времени и усилий, порою, нестандартного подхода, а главное, взаимопонимания между всеми членами педагогического коллектива, объединенных общими целями социально – педагогической работы.  

(Слайд №3)

“Пророк и длинные ложки” (восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь. “Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.

“Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

В общеобразовательном учреждении социально- педагогическая работа присутствует в деятельности любого педагога школы: администрации, учителей – предметников, воспитателей  и других педагогических работников. От взаимопонимания между нами, от нашей сплоченности будет зависеть успех воспитательной работы. Но, пожалуй, никто не станет спорить, что основная ее часть ложиться на плечи классных руководителей.

                                                     ( слайд №4, 5)

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. Выделяют три уровня функций, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

                           ( слайд №6, 7)

                           

 Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или неблагополучных семей, семей  из «групп риска». Кроме этих категорий в наше время вырисовывается еще одна, ранее не определяемая. Дети, проживающие отдельно от родителей.

Сложное время, в котором мы живем, диктует свои правила семейной жизни. Не секрет, что  много жителей поселка, в том числе и родители наших учащихся, уезжают на заработки. Если  только один из родителей временно покидает семью, это допустимо. Но иногда в силу разных причин уезжают и папа и мама, и тогда ребенок (дети) остаются на попечение бабушек или других родственников. Долгое время мы не придавали большого значения этим фактам, особенно, если ребенок не проблемный, не вызывает никаких нареканий в школе. Но с юридической стороны мы допускаем серьезное нарушение. На ребенка, длительное время проживающего не с родителями, должна быть оформлена опека, хотя бы временная, без материального содержания. Поэтому классным руководителям необходимо, еще раз проанализировав составы семей учащихся в своих классах, провести работу с родителями для оформления временной опеки на своих детей на время их длительного отсутствия.

                           

Концепция модернизации российского образования  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

 Отслеживая явку родителей, приходящих на родительские собрания,   замечаем, что в среднем посещают родительские собрания около 70%   родителей учащихся, а то и менее того. И это печально, потому, что настоящее взаимопонимание между педагогом и родителями может происходить при живом общении. Почему же родители не хотят посещать родительские собрания? Почему не хотят лишний раз встречаться с классным руководителем, другими учителями? С одной стороны, это можно объяснить падением уровня нравственности в обществе, устранением от выполнения родительских обязанностей, увеличением неблагополучных семей, и другими объективными причинами. Но, наверное, было бы несправедливо переложить всю вину на родителей, и не задуматься нам педагогам: а все ли усилия я прилагаю, чтобы родители моих учеников ходили на родительские собрания? Хороший ли контакт у меня с моими семьями?

(слайды с №8 по 12)

Была проведена анкета, в которой было всего 4 вопроса.

1. Как вы общаетесь со своим классным руководителем?

2. Сколько родительских собраний вы посетили за год?

3.Какие формы работы использует классный руководитель при проведении классных родительских собраний?

4. Какое участие вы принимаете в жизни класса своего ребенка?

Таким образом, из опроса видно, что родители честно признаются, что далеко не все из них являются активными участниками жизнедеятельности класса, школы, не все собрания посещают, не все формы общения с педагогами используют. Но в этом же опросе просматриваются явные недоработки классных руководителей. Из форм работы, используемых на  родительских собраниях, преобладают лекции, беседы. Новые, не избитые формы, которые могут привлечь родителей в школу, используются мало. Семьи учащихся, практически не посещаются. В общении вне родительского собрания чаще используются случайные беседы в поселке, или в лучшем случае, телефонные звонки.

В этой ситуации работать сложно, поэтому классному руководителю необходимо искать новые формы работы с родителями, которые с успехом могут заменить старые, возможно, изживающие себя.

Подводя черту, надо сказать, что в том, что между классным руководителем и родителями на данный момент образовался некий провал, виноваты, несомненно, обе стороны. Но именно перед педагогом встает задача: как его преодолеть? Пусть каждый классный руководитель ищет и пробует для себя разные формы работы с родителями и берет их на вооружение. Ведь без поддержки родителей, без тесного взаимодействия с ними, мы не сможем достигнуть желаемых результатов ни в обучении, ни в воспитании учащихся.

Успех воспитательной социально - педагогической работы школы в значительной степени определяется и тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с другими воспитательными учреждениями.   Задача же классного руководителя  заключается в том, чтобы педагогизировать  эту среду, способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения личности. Приветствуется, если классный руководитель, творчески подходя к работе с классным коллективом, умело использует возможности Поселковой библиотеки, Дома культуры.  Разнообразит жизнь класса, дает возможность смены обстановки, расширяет кругозор, воспитывает различные социальные навыки. Примером могут служить семейные праздники, соревнования ко Дню матери, посещение музеев, театров, экскурсии.

 (слайды с №13 по 27)

   Особой социальной категорией являются неблагополучные семьи учащихся и семьи «группы риска». Это семьи, где явно происходит нарушения прав несовершеннолетнего ребенка, либо эти права находятся под угрозой, где ребенку некомфортно, нет нормальных условий проживания, обучения, и в этом случае ребенку необходима помощь педагогов.

(слайды 28,29)

На школьном учете в 2013-2014 году состоят две таких семьи (Хугаевы и Устиновы).  Имеются семьи, не состоящие на учёте, но требующие особого контроля. Классный руководитель первый должен быть в курсе всех проблем и ситуации в таких семьях в любой момент времени. Для этого необходимо посещать такие семьи, расспрашивать ребенка о родителях (дипломатично, конечно). К сожалению, в этом плане у нас тоже не все в порядке.  

При наличии серьезных проблем в семьях учащихся классному руководителю оказывает помощь педагог-психолог, администрация школы, Совет профилактики. Но и здесь инициатива должна чаще исходить от классного руководителя. Странно, когда классный руководитель не в курсе, что в той или иной семье появились проблемы, или зная об этих проблемах, не пытается их решить, не просит помощи, и ситуация выходит за рамки школы. Тогда на комиссии по делам несовершеннолетних задается вопрос: где был классный руководитель? Сколько раз посещал семью? Почему не заметил, что у ребенка проблемы? Бывает, что дети из одной семьи обучаются в разных классах. Одна семья, одни родители, одинаковые проблемы с детьми. Но один классный руководитель поднимет всех, решая вопрос, например, пропусков уроков, а второй классный руководитель замалчивает этот факт, ждет, пока за него эту проблему начнут решать другие.

 Предлагаю вам выполнить тест, который позволит  каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.

                       Входной тест для классных руководителей.

Отвечать «да» или «нет»

  1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
  3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
  5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
  6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
  8. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
  9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
  10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
  11. Обучаю детей методам самовоспитания.
  12. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.
  13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.
  14. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.
  15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
  16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
  17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
  18. Не ставлю на ребенке крест.
  19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
  21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
  23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.
  24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

      Итак, каждый из вас определил, насколько рассматриваемая проблема актуальна и важна.  Необходимым условием эффективности воспитательно – профилактической работы является ее систематичность. Каждая группа получает бланк-лист «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми» и заполняет его, проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.

Группы выполняют задание.

Бланк – лист

«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

7

Выявить причины его трудновоспитуемости

2

Формирование положительных качеств личности

5

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

4

Поставить психолого-педагогический диагноз

3

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

6

Изучить личность подростка

1

Затем называется  правильный ответ, а участники  проводят самопроверку.  

                                   

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

В истории педагогики есть чему поучиться. В наше время институт классного руководства не менее значим, а личность классного руководителя во многом определяет успешность данного класса. Поэтому хочется пожелать  всем педагогической мудрости, человеческого сострадания, беспокойного и неравнодушного отношения к своим воспитанникам, полного взаимопонимания с их семьями, словом, всего того, что необходимо для успешной социально – педагогической работы.      

Решение:

1. Классным руководителям необходимо, еще раз проанализировав составы семей учащихся в своих классах, провести работу с родителями для оформления временной опеки на своих детей на время их длительного отсутствия.

2. При подготовке к родительским собраниям классным руководителям использовать новые, не избитые формы, которые могут привлечь родителей в школу.