Инновационный потенциал гимназии № 7 города Торжка в реализации требований нового ФГОС
статья по теме

Выступление на августовской конференции педагогов города

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базовое инновационное образовательное учреждение

«Гимназия №7»  

 

«Инновационный потенциал гимназии № 7 города Торжка в реализации требований нового ФГОС»

Августовская конференция педагогов  школ г. Торжка

 

 г. Торжок

28 августа 2011г.

 

                 Во все времена и во все эпохи ценились важнее всего хлеб и школа. И не случайно. Образование – это единственная сфера, в которой создают будущее общество страны. Сегодня мы, возможно, переживаем  самый значимый период в реформировании российского образования и это хорошо понимают на разных уровнях. Первые лица государства постоянно говорят о создании механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. «Уровень образования - это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса, отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности, на их национальных перспективах", - предупредил В.В.Путин.
ПНПО, национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа», проект  нового Закона  об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения), программа модернизации… Шквал критических отзывов на различных форумах , в  СМИ, просто в разговорах и говорит о том, что у нас рождается гражданское общество , а «наша общественность способна к объединению, когда происходит угроза социальному развитию» . Именно сегодня решается , по какому пути пойдет развитие нашего образования.  Есть две концепции отношения к образованию: финансирование или бизнес.  Первая концепция, назовем конституционно-государственной, исходит из понимания  
образованця  как созданной, поддерживаемой и управляемой государством   системы, обеспечивающей реализацию конституционного права граждан  на образование в соответствии со'статьей 43  Конституции  РФ.

Вторая концепция, которую условно можно назвать рыночной, сводит образование к услуге и работает по экономическим законам взаимодействия спроса и предложения .

Первый подход требует закрепления в законе норм финансирования образовательной системы со стороны учредителей, включая государство, на основе расчета затрат, необходимых для достижения намеченных стратегических целей развития, в соответствии с текущим и будущим состояниями экономики.

Второй подход основан на спросе и предложении. Образовательные организации конкурируют, предлагая свои услуги. Побеждают лучшие. Благостная картина, если забыть об одном объективно существующем обстоятельстве: есть области человеческой деятельности, заведомо обреченные на коммерческий провал. Но от них нельзя отказаться. если общество хочет  остаться человеческим обществом. Не везде возможна рыночная оценка эффективности. Какой театр эффективнее – Большой или Малый? Эффективнее всегда будет цирк.

Не секрет, что педагогическое  сообщество , и не только оно   предпочло бы выбор    конституционно-государственной концепции .К тому есть объективные причины, и было бы ошибкой видеть здесь корпоративные интересы педагогов. Традиционно  образование, в системе унаследованной от СССР, а точнее, даже от Российской империи,  считалось делом государственной важности.

Следование государственной концепции полностью отвечает смыслу закрепленного Конституцией права на образование. Рыночная концепция означает отказ от государственных гарантий права на образование.

Конституционно-государственная концепция сохраняет в руках  государства инструменты стратегического планирования, позволяет двигаться осознанно, а не на ощупь. Это концепция исходит из представления о людях, как существах, способных к рациональному мышлению и постижению окружающей действительности, способных к планированию своей деятельности, пусть и в известных пределах. Рыночная концепция может быть приложена к образовательной деятельности, в принципе чуждой рынку, исключительно исходя из пессимистического взгляда на человека и мир, исходя из отказа от построения стратегии образовательной деятельности.

Только если признать, что государству, как цивилизованной форме организации  человеческого

сообщества, не дано судить, чему следует обучать граждан,  тогда и только тогда следует пустить это дело на самотек. Что уместно на торжище , не уместно в храме..Даже если это храм Науки.

         Сегодня не иметь в школе инноваций это все равно что в советские времена не быть членом многочисленных «добровольных обществ». Может ли это привести к тому, что школьная практика вынуждена будет ступить на путь профанации инноваций? Ведь образовательная система не может постоянно жить «в эпоху перемен», она требует стабильности и консервации наработанного. А сами перемены требуют серьезной и иногда довольно продолжительной работы и основательной материальной поддержки.

Вспоминаются слова В.Путина, который еще в 2002 году отмечал: «Благом для нашей страны является не консервация отживших моделей, а сохранение лучших традиций и стандартов классической русской школы образования. В этом смысле нам есть чем гордиться».

Планка  уровня образования  задана в  ФГОСах нового поколения.

   «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Судьба любой инновации зависит от того, как будут относиться к ней учителя. Вспомним великого Ушинского: «Ничего нельзя сделать в школе, минуя голову учителя». Я бы добавила: и его сердце, его энергию, его увлеченность.

      Сегодня в гимназии работают 40 педагогов, из которых 20 человек имеют высшую квалификационную категорию(50%), 11 человек – первую(27,5%), что составляет 77,5% от общего числа сотрудников. Звание «Заслуженный учитель РФ» -3 человека; «Отличник образования», звание «Почетный работник образования» -7 чел., награждены грамотой МО – 12 человек. Этот показатель  достаточен для ОУ повышенного типа и для решения поставленных задач.  

Внутри педагогического коллектива идет активное профессиональное взаимодействие. такой « интенсивный междусобойчик» Работать  в гимназии сложно.  Высокие требования предъявляют в первую очередь родители , дети и руководство гимназии соответственно нацеливает педагогов на высокое качество преподавания. Учитель растет профессионально , когда он себя показывает, сравнивает  свой опыт с опытом коллег, много читает, наблюдает , думает… Кафедры. творческие группы, МО, открытые уроки, круглые столы, конференции, мастер-классы, конкурсы различных уровней, всевозможные семинары и курсы мы активно используем для роста профессионального мастерства, самопрезентации педагога. Если в коллектив приходит молодой педагог,  с ним работают опытные наставники  и   очень радуемся , когда наши молодые специалисты –Мечетина Евгения Олеговна( учитель английского языка),Стрелкова Ольга Александровна( учитель информатики) дают отличные открытые  уроки в «Школе молодого специалиста».Мы нацеливаем своих педагогов на смелое предъявление собственного опыта, на здоровую амбициозность, честолюбие , креативность. целеустремленность. поэтому активно участвуем в различных  конкурсах. Сегодня, благодаря сети ИНТЕРНЕТ для этого появились новые возможности. Только за последние три года их было более 100. Это не только профессиональные конкурсы , а и конкурсы ,на которые учитель готовит своих учеников и вместе с ними работает много и серьезно. В большинстве  конкурсов мы заняли призовые места:

  • «Учитель года»( Лапичина Л.И., Мустафаева М.Б., Заборов В.Г. и Хитрова А.В).;
  • Конкурс лучших учителей России (Фомина В.Л., Лапичина Л.И.,Миронова Н.В.)
  • Городской конкурс лучших по профессии(Добродумова Н.П., Заборов В.Г,Семенова Р.А., Голованова Е.А)
  • Заборов В.Г. стал победителем Всероссийского конкурса  благотворительного фонда спортивных  программ « Новое поколение»;
  • Всероссийский молодёжный чемпионат 2010/2011г. «Одаренные дети» (математика ,психология. химия, биология, обществознание, английский язык)принимают участие ежегодно более 130 человек; (Цыганова Владена заняла второе место по химии, учитель Комарова В. )
  • Городская спартакиада (три года первое место)
  • Бизнес – курс «Молодой предприниматель» и муниципальная бизнес-игра «Вперёд к вершинам бизнеса!»( 1 место)
  • Миронова Н.В. – «Электронный урок»,
  •  Стрелкова О.А. – «ИКТ на уроке»,
  •  Лапичина Л.И. – «Фестиваль педагогических идей»,
  • Международные интеллектуальные игры «Эрудиты планеты»
  • Всероссийский  конкурс «Ломоносовские чтения-2011»-3 диплома 1 степени и 1 диплом второй степени,( учителя Фомина В.Л., Комарова В.А.)
  • в Международная  он-лайн олимпиада «Э рудиты планеты» участвовало 90 человек,  2 команды стали призерами и т.д.(Учителя Радивагина О.В.,Борунова Т.Е.)

Мы используем любые возможности для повышения квалификации, будь то  курсы при ТОИУУ,  при ФПК ТГУ, Академии педнаук в Москве, Информационном   центре  ИК-образования «КОМПЬЮТЕРиЯ», на всевозможных семинарах и т.д.  Хорошо пошли дистанционные курсы.Так, по программе «Применение пакета свободного программного обеспечения»(Linux ) при Институте АйТи у нас выучилось 32 человека. Мы не жалеем на это средств и убеждены, что в учителя надо вкладывать средства , направлять все возможные ресурсы на совершенствование профессиональных навыков учителей, заниматься анализом их работы.

Мы поддерживаем, в том числе и материально, тех педагогов, которые возглавляют школьные и городские  кафедры и МО. Таких педагогов у нас 11( 8 город и 3 гимназия).Это признание их профессионального мастерства и большая ответственность, а в конечном итоге  одно из условий роста качества образования в гимназии. 5 педагогов являются тьютерами ТОИУУ. 5 педагогов обучаются заочно, двое закончили ВУЗы в этом году. Таким образом, по разным направлениям ежегодно повышает  квалификацию подавляющее большинство  педагогов ОУ. Мы удовлетворены тем, что наши педагоги понимают значимость постоянного повышения квалификации и используют все возможности для своего профессионального роста.

Очень важным элементом при переходе на ФГОС нового поколения являются необходимые условия, которые должны быть созданы учителю, чтобы он мог получить результаты, прописанные в стандарте. Если мы начинаем вводить глобальные изменения, новые или дополнительные требования, то школа должна быть к ним готова. То есть должны быть созданы  условия  как для работников, так и для обучающихся, а значит необходимы дополнительные кадровые, информационно-методические и материальные ресурсы. Эти  требования перечислены, но отсутствуют стандарты финансовой обеспеченности , необходимые для их выполнения. Таким образом вся тяжесть внедрения изменений ложится на образовательное учреждение. В этом вся сложность реализации новых стандартов. На сегодняшний день мы имеем неплохую материально-техническую базу.(слайд  )Для первого класса закупили мобильный компьютерный класс на 20 компьютеров, заменили шкафы, купили новые учебники, дидактические материалы; родители отремонтировали кабинет , но в новый учебный год вступаем с большой тревогой. Если содержание ОУ БУДЕТ ФИНАНСИРОВАТЬСЯ ТАК КАК В ЭТОМ ГОДУ, МЫ НЕ ТОЛЬКО НЕ ВЫЙДЕМ НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ , НО и  вообще наши старые здания окажутся в аварийном состоянии. Есть такая детская игра : когда конфетки съедены, из их оберток делают фантики. С виду конфетка , а внутри пусто. Очень не хотелось бы , чтобы в нашем образовании вместо интересных инноваций остались одни  пустые фантики в виде красиво оформленных папок и буклетов.

 Педагогическая деятельность – искусство. Сердцевина деятельности педагога – общение с ребенком. Это старо как мир и впитало в себя весь опыт человеческой культуры. Но не было бы развития и движения вперед, если бы наши педагоги, наши школы, подчас на чистом энтузиазме, забывая о личном, пробиваясь как цветы через асфальт, не создавали уникальный педагогический опыт, который научно называется инновациями. Как тут не вспомнить слова Е.Евтушенко:

                                «Из моих небрежных наблюдений

                                Все-таки я понял наперед:

                                Жажда мелких самоутверждений

                                К саморазрушению ведет.

                                Самоутверждение бессмертно,

                                Если, не стремясь в бессмертный сан,

                                Для себя и мира незаметно

                                Утверждаешь большее, чем сам».

Это большее - наши ученики, наше продолжение и наше будущее.

    Наши  ученики – творческие, активные, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, учатся отстаивать свою точку зрения. Они готовы  к непрерывному познанию и творчеству, ведь по словам великого  А. Эйнштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».

Для успешности наших учеников мы должны сделать главное - обеспечить высокое качество образования  в своих образовательных учреждениях. Результативность нашей работы сегодня прослеживается в первую очередь через ГИА в 9-х классах и ЕГЭ в 11-х. Наши результаты таковы ( слайд).

Чтобы выйти на эти цифры, коллектив много и серьезно работал в течение всех лет обучения детей в школе. Качественное преподавание, продуманные, живые, ориентированные на жизнь программы, хорошая атмосфера в гимназии, нацеленная на ценностные, позитивные ориентиры, из всего этого складывается конечный результат.

Современное образование невозможно без индивидуальной работы с детьми. Ставка делается на успешность ученика в разных видах деятельности от интеллектуального труда до спорта и художественного творчества. Главный принцип – открытость,по отношению к друг другу, по отношению к родителям , к другим школам из нашего города и других городов и сел, по отношению к культурному и научному сообществу. Идея социокультурного центра, компетентностный подход, системно-деятельностный подход( он заявлен во ФГОСах как основополагающий)…Каждый профессионал понимает, что все это выстроено на открытом , живом общении, оно пронизывает всю образовательную систему гимназии.435 (104,8%) раз приняли гимназисты участие в различных конкурсах, на олимпиадах муниципального уровня – 64  призовых места, огромная работа по линии НОУ «Гнозис» с интереснейшими экспедициями и проектами( только за три последних года: Ростов, Псковская область, Валдай, Кострома, Смоленск, в 2010 году Лапичиной Л. И. была организована исследовательская поездка в Швецию- Финляндию) Каждая экспедиция-это комплексная, метапредметная, социально значимая работа, формирующая одновременно  современного активного ученика и креативного компетентного учителя. Совершенствуется система дополнительного образования в гимназии.

Традиционно  в апреле мы проводим неделю науки и творчества, которая заканчивается торжественной церемонией награждения. Здесь три лучших гимназиста 8-11 классов  получают премии директора гимназии, их родители Благодарственные письма и более 100   гимназистов призы и грамоты в разных номинациях. Для нас это не просто дежурное мероприятие, мы активно и целенаправленно культивируем  в учителях , в детях и их родителях убеждение: все ученики независимо от условий жизни в их семьях , способны хорошо учиться и стать социально успешными людьми.  

Учебный год в 7-8, 10 классах у нас заканчивается летней полевой практикой, которую организуют и ведут лучшие педагоги гимназии. Это короткая (5 дней) но очень насыщенная работа с детьми строится на практике ,эксперименте, архивной работе с музеями, исследовательской деятельности, мини-экспедициях в соседние города и села… и заканчивается творческим отчетом в сентябре, где можно увидеть и услышать много интересных  мыслей и идей, рожденных в совместной деятельности педагогов и гимназистов. Члены научного общества «Гнозис» стали участниками движения «Мы дети Волги», гимназия возглавляет  региональное отделение Всероссийского  обьединения творческих учителей « Исследователь»,активно сотрудничает с  агентством регионального развития, так, руководство гимназии (Петрусенко Т.Н.,Фомина В.Л., Головатских Е.В.) приняли участие в работе межрегионального семинара «К нравственному становлению – через познание национальной культуры». В таких формах работы рождается настоящее сотрудничество. У гимназии есть единомышленники, это гимназия № 44 г. Твери, СОШ №1 г. Лихославля, СОШ № 1 г. Кувшинова, Краснопресненская СШ Калининского района. Эти учебные заведения вошли в областной центр юного исследователя, созданный на базе гимназии. В течение нескольких лет сотрудничает НОУ и со средними специальными учебными заведениями Торжка: обучающиеся гимназии являются постоянными участниками научно-практических конференций, проводящихся в их стенах.

Постоянно совершенствуется и обновляется система дополнительного  образования гимназии. За многие годы сложилась сеть клубов, которые направлены на развитие творческих способностей детей. Спектр направленности клубов – от журналистской и художественно-эстетической до спортивной. Каждый может выбрать себе дело по душе.   Появляются новые клубы, необходимость которых продиктована самой жизнью. Например, поэтический клуб «Вдохновение» ( рук. Головатских Е.В.)возник в гимназии, потому что появилось много    одарённых детей, которые писали и пишут стихи и любят поэзию. Очень помогли нам в этой работе связи с литературным объединением  «Тверца», которое много лет существует в Торжке. В области известны поэты: Любовь Мельникова, Глеб Сафонов. Изданы их книги, в прошлом году они названы в числе лучших поэтов области.  Все события школьной жизни отражаются в школьной газете «Ветер перемен». Третий год работают у нас теле-фотостудия «Отражение». и дискуссионный клуб «Дебаты». Под руководством Мустафаевой  М.Б. клуб апробирует инновационные по технологии мероприятия: диспуты в режиме он-лайн «Равнодушие: зло или самозащита?», «Достойное образование в России: миф или реальность?», в которых участвовали старшеклассники нашей гимназии, а также СОШ № 5  и СОШ №6 г Торжка и СОШ №1 г. Лихославля. 

ИЦГ является площадкой для on-line консультаций, видеоконференций, семинаров, мастер-классов  для  администрации города, района, учителей и обучающихся, проводимых Тверьинформобром. В этом учебном году   их было 12.

Мы стремимся вовлечь в жизнь гимназии родителей. Управляющий совет гимназии, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, просто активные и неравнодушные родители решают вместе с нами все значимые для гимназии проблемы  от покраски ограждения вокруг гимназии и ремонта кабинетов до участия в образовательных проектах, экспедициях,конференциях, круглых столах… Для координации всей работы с родителями разработана КЦП «Мостик» и мы убеждены, что  подавляющее большинство родителей наши союзники, помощники и даже адвокаты при возникновении конфликтных ситуаций  и все получается как надо, если школа демонстрирует, что всерьез вкладывается в образо

 Гимназия  является членом  творческой лаборатории по современным проблемам воспитания.

         Символом признания большой работы, проделанной  коллективом по построению воспитательной системы гимназии, стал диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в школе», который был организован редакцией журнала «Классный руководитель» и центром «Педагогический поиск». (2006 г.)

Закончить свое выступление я хочу словами из гимна гимназии:

 « Ничто не может быть чудесней,

 чем школьный дух, тот , что царит в сердцах.

Когда мы снова, снова   вместе, заходим в любимый класс»

И я желаю всем педагогам города Торжка, чтобы сохранялось то трепетное волнение, тот особый дух, когда мы идем на уроки. Если этого нет, пропадает большое человеческое начало в процессе, которое позволяет ученику понимать учителя, а учителю ученика. Не должно быть в школах обиженных и несчастных педагогов. Патриотичных, гордых за свою страну и город, успешных людей могут воспитать только самодостаточные, уверенные, гордые за свою профессию  педагоги. Хотелось бы, чтобы  учителя видели, что и  государство понимает важность и сложность решаемых учителем задач, и ценит его труд. Надеюсь, что так оно и будет. Успехов, здоровья, душевного комфорта всем  в новом учебном году!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Практическая реализация формирующего и суммативного оценивания на уроках истории в соответствии с требованиями нового ФГОС".

За  последнее  десятилетие  в  содержании  школьного образования  произошли  качественные  изменения.  Введение  нового  Федерального  госуд...

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС НОО, ФГОС ООО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

Современное учебное занятие в  условиях обновленных ФГОС...

Итоговый тест . Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя

итоговый тест по прохождению курса"Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя."...

Тест по теме: Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Ответы на тест по теме: Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО....