РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС НОО, ФГОС ООО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
материал по обществознанию (6 класс)

Малина Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Современное учебное занятие в  условиях обновленных ФГОС

Бригадный метод группового познания характеризуется следующими особенностями (выберите все верные ответы)

Все группы выполняют одинаковые задания

Результаты работы докладывает руководитель группы

Любой член группы готов доложить результаты общей работы

Каждая группа выполняет свое задание

Одна группа генерирует идеи, другая – критикует

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: Каждая группа выполняет свое задание, Результаты работы докладывает руководитель группы

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются (выберите один верный ответ)

представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода

конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения

вариативность сроков реализации программ

наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Требования к результатам освоения программ основного общего образования представлены в (выберите один верный ответ)

универсальном кодификаторе

примерных рабочих программах

примерных основных образовательных программах

ФГОС 2021

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: ФГОС 2021

Вопрос 4

Частично правильный

Баллов: 0,7 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Методическими приемом создания проблемной ситуации являются следующие (выберите все верные ответы)

Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными

Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта

Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить

Учитель организует деятельность по созданию кластеров

Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста

Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

Отзыв

Ваш ответ частично правильный.

Вы выбрали правильных вариантов: 2.

Правильные ответы: Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить, Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Единица учебной деятельности – это (выберите один верный ответ)

Новое понятие

Теоретический материал

Практический вопрос

Учебная задача

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: Учебная задача

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это (выберите один верный ответ)

владение предметным содержанием на углубленном уровне

способность к организации разных видов учебной деятельности

умение разрабатывать рабочую программу по предмету

умение разрабатывать задания по функциональной грамотности

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: способность к организации разных видов учебной деятельности

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Требования ФГОС 2021 детализированы в методическом документе (выберите один верный ответ)

учебники из федерального перечня

контрольно-измерительные материалы для государственной итоговой аттестации

информационные и учебные ресурсы образовательной организации

примерные рабочие программы

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: примерные рабочие программы

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

К метапредметным результатам обучения, формируемым в рамках методологии ФГОС, относятся (выберите все верные ответы)

умения самоконтроля

умения осуществлять совместную деятельность

базовые логические умения

знания основ естественных наук

владение межпредметными понятиями

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: владение межпредметными понятиями, базовые логические умения, умения осуществлять совместную деятельность, умения самоконтроля

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

С позиций методологии ФГОС 2021 на уроке необходимо предъявлять учебные задания, направленные на  (выберите все верные ответы)

открытие новых знаний

интеграцию знаний

применение знаний в различных ситуациях

воспроизведение знаний

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: открытие новых знаний, интеграцию знаний, применение знаний в различных ситуациях

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Методологической основой ФГОС 2021 является (выберите верный ответ)

компетентностный подход

личностный подход

системный подход

системно-деятельностный подход

комплексный подход

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: системно-деятельностный подход



Предварительный просмотр:

Выполнение практической работы №3 «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».

Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО

Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

Человек и его социальное окружение – 20 часов

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.

        

.         

        Соответствует ПРП

        

        

6 класс обществознание

Боголюбов

Социальное становление человека - 6 часов

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

        Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция

Соответствует ПРП

Отсутствуют элементы содержания

Деятельность человека.

Учебная деятельность школьника – 4 ч

Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.

Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.

Соответствует ПРП

Общение и его роль в жизни человека – 2 ч

Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.

Соответствует ПРП

Человек в малой группе – 8 часов

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.

Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.

Соответствует ПРП

Общество, в котором мы живём  - 10 часов

        

        

Соответствует ПРП

Общество — совместная жизнь людей – 2

Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Соответствует ПРП

Положение человека
в обществе – 1

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.

Соответствует ПРП

Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики – 1

Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.

Отсутствуют элементы содержания

Политическая жизнь – 2

Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.                 

Отсутствуют элементы содержания

Культурная жизнь – 3

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.

Соответствует ПРП

Развитие общества – 1

Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.

Отсутствуют элементы содержания


Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.  

УМК Боголюбов Обществознание – 6 класс

Тема: Социальное становление человека  (параграф 1)

Метапредметные результаты

Учебные задания

1)         1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
        
Базовые логические действия:
        выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
        устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Базовые исследовательские действия:
        использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
        формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
        формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

Работа с информацией:
        применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
        выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм  представления;

Какие качества характеризуют личность?

– Что мы относим к биологическим качест-

вам, а что к социальным?

– Какие качества личности человека мы относим к положительным, а какие к отрицательным?

Каждая группа получает набор  карточек с определением терминов:

1) отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями;

2) живое тело;

3) это то, что отличает человека от животного и социального мира, совокупность характерных особенностей и свойств;

4) сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным;

5) человек, обладающий сознанием и способный к различной деятельности и взаимоотношениям с другими людьми;

6) самоопределение самого себя.

. Ум легкомыслен и упорен.            

    В сужденьях скор и слишком смел.

    Нет, человек не так-то бел,

    Да и опять, не так-то черен… (Смелость.)

3. Цель творчества – самоотдача,

    А не шумиха, не успех.

    Позорно, ничего не знача,

    Быть притчей на устах у всех… (Творчество.)

2. Если люди тебя уважают,

    Часто просят дать им совет,

    И тебя очень многие знают,

    Значит, завоевал… (авторитет).

4. Владеет тот собой среди толпы смятенной,

    Ответственность несёт всегда за тех,

    Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

     В себя и в свой в делах успех… (Ответственность.)

5. Сравнима любовь твоя

    С чем в настоящем?

    Сравнима с огнём она,

    Вечно горящим… (Любовь.)

7. Оттенков множество для глаз:

    Нет в людях краски безусловной,

    Добра не чужд иной виновный,

    И праведник грешит сто раз… (Доброта.)

6. Можно жить безмятежно, условясь

    Зло считать для удобства добром.

    Но что делать тому, чья совесть

    Всё нежданно поставит ребром?.. (Совесть.)

8. Всегда бывает счастлив тот человек,

    Кто цель благородную в жизни поставит.

    Кто живёт для людей свой недолгий век,

     Тот след глубокий на земле оставит… (Цель.)

2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

 Общение: 

 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения.

Сотрудничество: 

 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

Задание: работая в группах, определите, как идет процесс становления человека, и предположите последствия данного процесса. При выполнении задания попробуйте объяснить смысл высказывания древнеримского философа Сенеки: «Не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…».


Работа в группах привела нас к выводу о том, что в ходе своего развития человек становиться личностью. Что же такое личность? Какой образ создается у вас при слове «личность»? Долго задумываться нельзя.

Это были ваши представления о личности, а теперь проверим, насколько они совпадают с мнениями ученых-обществоведов.

Проблемное задание: предположите, с какого времени человек становиться личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? Ответ аргументируйте.


Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтите абзацы 1 и 2, ответьте на вопрос: «Когда человек становиться личностью? Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив на ваш взгляд, характеристики личности.

1. Человек становиться личностью:

а) когда начинает понимать себя

б) с отделением своего «я» от других людей

в) с появлением индивидуальности

г) любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.

2. Уважаема личность или нет, можно определить по тому, как человек:

а) трудится (учится, играет)

б) относится к окружающему миру

в) оценивает самого себя

3. Важное качество личности – умение трудиться.

4. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость.

5. Личность должна критически относиться к своим успехам.

6. Личность должна уметь преодолевать трудности.

Задание: обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета. Составьте словесное описание девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая. Можно ли по их внешнему виду определить черты характера? Особенности поведения?


Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умение мыслить, говорить и много другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.


Задание: с помощью приема «Облако мыслей» предположите, из каких черт складывается индивидуальность. Ответ оформите графически. (Прием заключается в том, что произвольно записывая на листе бумаги все приходящие в голову мысли и идеи, в итоге мы получаем набор, из которого можно выбрать самые интересные идеи.

Проблемное задание: Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждался вопрос: «Индивидуальность – это хорошо или плохо? Класс делится на две творческие группы: первая готовит аргументы в защиту индивидуальности, вторая 0 против индивидуальности. При выполнении задания группы могут использовать учебник: первая – с. 12 и дополнительный материал, текст на с. 12 и рубрику «Путешествие в прошлое» на с. 13. Затем группы должны ответить на вопросы, приведенные на с. 13.

3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: 

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

 Самоконтроль:

 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.



Предварительный просмотр:

 Малина Елена Анатольевна

МБОУ Школа № 20

Саров

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по истории» должна включать следующее:

№ п/п

Обязательный элемент методической разработки

Содержание

1.

Тема учебного занятия с указанием класса

Обществознание 10 класс

Тема: Мораль.

2.

Предметные и метапредметные результаты обучения

личностные:

  • осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности;
  • навыки  грамотного  обсуждения  проблем  нравственного  сознания и нравственного поведения;
  • позиция социально обоснованной оценки нравственных   ситуаций и коллизий  во  взаимоотношениях  со  сверстниками  в  учеб- ном коллективе, в неформальных отношениях, а также с родителями и старшими;
  • понимание связей между моралью и другими формами общественного сознания, роли морали в  истории  и  на  современном этапе общественной жизни;

метапредметные (УУД):

  • навыки рефлексии структурных особенностей морали, её рациональных и эмоциональных проявлений;
  • умение уверенно пользоваться основными нравственными категориями и приводить примеры их проявлений;
  • позиция аргументированной оценки нравственно-этических ситуаций и моральных оснований поступков;
  • установка на понимание иной точки зрения и объективную оценку моральных мотиваций окружающих;
  • умение сравнивать источники социальной информации, различные признаки теоретических понятий, выявлять существенные признаки каждого из них, их сходство и различия и на этой основе давать свою характеристику основных признаков морали;

предметные:

  • знание основных исторических этапов в развитии нравственного сознания человечества;
  • уяснение смыслового различия понятий «мораль», «нравственность», «этика», «долг», «нравственный императив», «смысл жизни», «нравственный идеал»;
  • умение приводить примеры нравственных коллизий и обоснованно формулировать свою позицию по отношению к ним;
  • навыки работы с информацией в таблицах.

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная куль тура личности».

Называть моральные категории.

Характеризовать  изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку

конкретных поступков людей и их отношений.  Иллюстрировать примерами

ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор.

3.

Этапы учебного занятия с описанием:

- учебных заданий,

- форм работы на разных этапах учебного занятия

Урок носит комбинированный характер: сочетает объяснение учителя, эвристическую беседу, работу с текстом учебника и выполнение творческих заданий.

Ход урока

Деятельность учителя

I. Что такое мораль?

-Определение морали

- Подходы  к происхождению морали

- 3 этических принципа морали

-Нравственные (моральные) идеалы.

II. Мораль и право

III. Добро и зло

IV.  Нравственная культура личности.

-Определение нравственной культуры личности

-3 этапа формирования нравственной культуры

V. Заключение.

1. Организация урока.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно.  

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня остановимся более подробно.

- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”.

- План нашего урока вы видите на экране.

- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока.

I. Что такое мораль?

Ребята, сформулируйте определение понятия  “мораль”?   Укажите ваше понимание морали.

Сравним с определением, которое дается в учебнике

Мораль –это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.

Следующий этап урока, делим класс на 4 группы

  1. группа  -  анализируют период древности
  2. группа  -  анализирует период средневековья
  3. группа  -  анализирует период нового времени
  4. группа  -  анализируют период новейшей истории

задание: используя текст параграфа и знания по истории каждой группе необходимо:

-проанализировать подход к происхождению морали и основные моральные принципы;

-найти понятие нравственного  идеала для данного периода времени

-сформулировать понятие морали для данного периода

Учитель: мы приходим к выводу, что с изменением исторической ситуации меняется и само представление о морали и нравственности.

II . Мораль и право

  • И так чем мораль отличается от права
  • Давайте вспомним,  что такое право?

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

  • Что объединяет  понятия мораль и право, и что их отличает?

Задание: 

  • Когда впервые появляется мораль и когда право?  
  • Что было раньше и почему?
  • Что является общим, а в чем отличия

Выслушав  точку зрения учеников учитель делает вывод:  

Общим является:

  1. Мораль и право относится к социальным нормам;
  2. выступает мерой свободы в обществе;
  3. регулирует общественные отношения.

Отличия:

  1. Право возникает позже морали
  2. нормы морали добровольные,  а права обязательные
  3. мораль поддерживает общественные отношения  
  4. право регулирует отношения которые подконтрольны государству .

III. Добро и зло  - аргументы на 2 варианта

Метод «Дебаты». (устно 4 человека)

IV. Нравственная культура личности.

Работаем с учебником  учитель дает «шапку»  таблицы  (выводим на экран)

V. Заключение.

Давайте подведем итоги и проиллюстрируем конкретными примерами взаимосвязь морали и права.

1.Мораль возникла раньше права

2.Исходя из исторической ситуации меняется само понятие морали и нравственные идеалы, понятие добра и зла.

3.Выделяется 3 основных этапа в формировании нравственной культуры

  • Формирование элементарной нравственности
  • Формирование конвенциональной нравственности
  • Формирование автономной нравственности

Учитель:

В заключении хочу сказать: прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому стоит всегда задумываться о своих поступках, не забывать золотое правило нравственности.

Д/з  параграф 12, эссе на тему: «Высоконравственный  человек это ….»

4.

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

 Самостоятельная работа с учебником, элементы метода «дебаты», домашнее задание  - эссе.



Предварительный просмотр:

Практическая работа 5. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Количество заданий - 8.

Малина Елена Анатольевна

МБОУ ШКОЛА № 20

Саров Нижегородской области.

Задания должны проверять следующие группы умений:

- находить и извлекать информацию (3 задания);

- интегрировать и интерпретировать информацию (3 задания);

- осмысливать и оценивать содержание текста и делать на его основе  самостоятельные выводы (2 задания).

  1. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ «ЛИФТЫ»

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит? Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего). Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

  1. Какую информацию хотел донести автор?

а. автор рассказывает о социальной стратификации;

б. автор говорит о социальных отношениях;

в. автор говорит о социальной мобильности

г. автор говорит о социализации общества

2.  Что подразумевают под социальной мобильностью?

А) изменения в общественных структурах;

Б) переход людей из одних общественных групп в другие;

В) перемещение общественных групп в различные исторические периоды.

3. Какие виды мобильности существуют?

А) горизонтальная, вертикальная

Б) открытая, закрытая,

В) малая, крупная?

  1. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты — наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии. Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов назовем, например, институт президентства, институт монархии. Одной из черт социального института является его историчность. Институты возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере такой хорошо вам известной организации, как школа. Из курса истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. Потребность общества в социализации подрастающих поколений удовлетворяла преимущественно семья. Организационно школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях. Со вступлением общества в индустриальную стадию развития обнаружилась недостаточность прежних форм социализации. Ее и призвана была компенсировать превращающаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполнению им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а затем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях. Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько видов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать между собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогические организации. В решении задачи социализации подрастающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа


1.
Что такое социальный институт?

  1. Учебное заведение для малообеспеченных слоёв населения.
  2. Научное учреждение для изучения общества.
  3. Устойчивый набор социальных ролей, общепринятых моделей поведения.

2. Сколько выделяют групп социальных институтов?

  1. 5
  2. 3
  3. 7
  1. Какую задачу брало на себя государство?
  1. Государство брало задачу создания конкуренции учебных заведений;
  2. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему;
  3. Государство брало задачу координировать вопросы семьи и школы.

3.

Схемы и таблицы по обществознанию 

  1. В данной таблице информация о:
  1. уровнях, формах и методах научного познания;
  2. уровнях, формах и методах чувственного познания;
  3. сути одного из методов эмпирического познания.
  1. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. субъективный характер используемых суждений
  2. доступная форма изложения
  3. экспериментальная проверка результатов
  4. опора на авторитет
  5. взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
  6. разработка специального понятийного аппарата

3.  Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?

 

  1. аргументация тезиса
  2. построение теории
  3. выдвижение гипотезы
  4. осуществление эксперимента

4. Объем жилищных кредитов в рублях, предоставленных за месяц
в наиболее насыщенных ипотекой городах, Москве и Санкт-Петербурге, млн. руб.

https://analitica.rea.ru/upload/medialibrary/b47/Ris_fin_4.png 

Вопрос: считаете те ли Вы, на основе данных диаграммы, что ипотека в крупных городах стала доступнее?

Ответ: в  целом, ипотека стала доступнее. Поскольку прогнозируется дальнейшее снижение ключевой ставки, то ставки по ипотеке будут продолжать снижаться.

дальнейшее снижение числа кредитных организации, выдающих ипотечные кредиты;

- рост объемов и количества выдачи ипотечных кредитов, в том числе с государственной поддержкой;

- дальнейшее снижение ставок по ипотечным кредитам;

  1. Ученые из Токио, Лондона и Нью Йорка , в составе международной команды специалистов, работают над алгоритмом изменения климата на ближайшие 10 лет. Деятельность непрерывна, когда одни начинают работу, другие заканчивают

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BE-york-london-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-10405490.jpg

Вопрос: Ученые в Токио работали с 10.00 до 18.00, после сбора информации, они передали данные своим коллегам в Нью Йорк. Через 3 часа, после получения информации ученные приступили к работе. Во сколько они начали работать по местному времени?

Ответ. Отправили в 18.00, поступила в Нью Йорк – в 5 утра, начали работу в 8.00.

Вопрос. Одному из ученых необходимо было отправиться в командировку в Лондон. Во сколько совершит посадку самолет по местному времени, если вылетел из Токио в 16.00, в аэропорту Лондона?

Ответ: в 20.00

6. По итогам 2020 г. впервые в новейшей истории России экспорт сельхозпродукции превысил импорт. По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК «Агроэкспорт» Минсельхоза России объём экспорта агропромышленного комплекса (АПК) установил новый рекорд. Россия находится на 19 месте в рейтинге основных мировых экспортёров продовольствия. За десять лет поставки российской продукции на внешние рынки выросли почти в три раза. Согласно данным Федеральной таможенной службы, импортёрами российской сельскохозяйственной продукции в 2020 г. стали более 150 стран. Главными покупателями являются Китай (13%), Турция (10%), Казахстан (6,8%) и Египет (6,4%). Наибольший вес в структуре экспорта составляют зерновые — 30%, отгрузка которых в прошлом году выросла на 29% по сравнению с 2019 г. В 2020 г. урожай зерновых составил 133 млн тонн, установив второй в истории России рекорд. В прошлом году выросли поставки всех основных экспортных культур — пшеницы, ячменя и кукурузы.

https://gpsgeometer.ru/files/uploads/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D0%90%D0%9F%D0%9A%202020%204%20(%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA)%202.jpg

Вопрос: 1. Назовите крупнейшего покупателя Российского продовольствия? 2. Сколько процентов составляют зерновые в 2019 году?

7. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос об участии граждан в общественной жизни. Был задан вопрос «Готовы ли вы принимать участие в голосование в электронной форме?»

 Голосовать через интернет при возможности готовы чуть больше половины респондентов, 46% не стали бы этого делать. Новшества чаще поддерживает молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (71%) и от 25 до 34 лет (51%). Против высказались 53% участников опроса в возрасте от 35 до 44 лет, 53% старше 60 лет.

Вопрос? Наиболее активную гражданскую позицию в электронной форме  какая из возрастных групп проявляет  наиболее активно?

8. Демогра́фия (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография».

Демография имеет свой четко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

Вопрос: Выберите из предложенных вариантов факторы, которые характеризуют позитивные меры демографической политики?

  1. Принятие законодательных актов, регулирующих возраст вступления в брак, имущественное положение матери и ребенка при расторжении брака
  2. Решение проблемы определяется только природно-климатическими различиями регионов Земли.
  3. Помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям
  4. Демографическая политика проводится только в странах с развивающейся экономикой.
  5. Политика планирования семьи
  6. Половое образование молодежи для охраны репродуктивного здоровья

Вопрос: К демографическим проблемам современного общества относится

 

1) деятельность международных террористических организаций

2) необходимость утилизации отходов промышленного производства

3) рост преступности

4) высокая детская смертность в беднейших странах мира



Предварительный просмотр:

Современное учебное занятие в  условиях обновленных ФГОС

По годам обучения в примерных рабочих программах представлены 

Выберите один или несколько ответов:

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Содержание образования

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: Предметные результаты, Содержание образования

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

 Методологической основой ФГОС 2021 является

Выберите один ответ:

системно-деятельностный подход

личностный подход

системный подход

компетентностный подход

комплексный подход

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: системно-деятельностный подход

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

В соответствии с методологией ФГОС 2021 целью педагогической деятельности является

Выберите один ответ:

передача готовых знаний

развитие умений по преобразованию и применению знаний

осуществление лекционно-семинарской системы обучения

организация фронтальной работы на уроке

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: развитие умений по преобразованию и применению знаний

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Примерная рабочая программа является методическим ориентиром для учителя, поскольку она позволяет

Выберите один или несколько ответов:

проектировать систему учебных задач для освоения учебного материала

разрабатывать календарно-тематическое планирование

реализовывать подходы к достижению личностных, метапредметных, предметных результатов

разрабатывать контрольно-измерительные материалы для независимых диагностик

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: реализовывать подходы к достижению личностных, метапредметных, предметных результатов, разрабатывать календарно-тематическое планирование, проектировать систему учебных задач для освоения учебного материала

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Основные виды деятельности обучающихся в примерной рабочей программе представлены

Выберите один ответ:

в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета»

отдельным разделом

в разделе «Тематическое планирование»

в пояснительной записке

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: в разделе «Тематическое планирование»

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это

Выберите один ответ:

способность к организации разных видов учебной деятельности

умение разрабатывать задания по функциональной грамотности

умение разрабатывать рабочую программу по предмету

владение предметным содержанием на углубленном уровне

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: способность к организации разных видов учебной деятельности

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Во ФГОС 2021 нашли свое отражение вопросы 

Выберите один ответ:

финансовой грамотности

навыков XXI века

функциональной грамотности

все ответы верны

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: все ответы верны

Вопрос 8

Неверно

Баллов: 0,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в  

Выберите один ответ:

универсальном кодификаторе

примерных основных образовательных программах

примерных рабочих программах

обновленных ФГОС

Отзыв

Ваш ответ неправильный.

Правильный ответ: примерных рабочих программах

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

С позиций методологии ФГОС 2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся

Выберите один или несколько ответов:

навыков учебной деятельности

умений, необходимых для жизни в современном обществе

предпрофессионального опыта

системы знаний

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: навыков учебной деятельности, умений, необходимых для жизни в современном обществе

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно методологии ФГОС 2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить

Выберите один или несколько ответов:

предъявление учебных заданий для формирование умений

трансляцию знаний

организацию групповой и индивидуальной форм работы

дифференциацию требований к учащимся

ориентацию на среднего ученика

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: трансляцию знаний, ориентацию на среднего ученика

Вопрос 11

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Методическими приемом создания проблемной ситуации являются следующие:  

Выберите один или несколько ответов:

Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить

Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта

Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными

Учитель организует деятельность по созданию кластеров

Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить, Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными

Вопрос 12

Верно

Баллов: 1,0 из 1,0

Отметить вопрос

Текст вопроса

Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются

Выберите один ответ:

наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ

вариативность сроков реализации программ 

представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода

конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест . Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя

итоговый тест по прохождению курса"Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя."...

Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)

Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)Промежуточная аттестация...

Реализация требований обновлённых ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (литература)

Рабочая программа по литературе среднего общего образования - методический инструмент учителя литературы...

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя". Разработка технологической карты урока по литературе....

В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.

Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока  по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца",  8 класс...