Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 6 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 3 четверть |
Тема урока | Образ «странного» героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ «Критики». |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; интерес к чтению, ведению диалога с автором художественного произведения. |
Метапредметные: познавательные – слушать, извлекать нужную информацию; самостоятельно осуществлять, корректировать деятельность; ясно излагать собственную точку зрения; владеть общими приёмами решения учебных задач; регулятивные – производить необходимые действия и операции в соответствии с поставленной учебной задачей; коммуникативные – вступать в коммуникации; строить монологические высказывания; работать в группах; устанавливать рабочие отношения. |
Предметные: научатся характеризовать героев рассказа; определять тему, идею рассказа; строить монологическую речь грамотно и логично; высказывать собственные оригинальные суждения. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): «странный герой», критик, чудики, образ, композиция, сюжет и т.д. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) - Мультимедийный проектор, доска.
- ПК.
- Презентация на флеш-носителе
- Учебник.
- Карточки для групповой работы.
- Тетрадь.
|
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Доброе утро, ребята! Урок литературы. Сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по залам музея-заповедника одного из знаменитых писателей ХХ века. Это Василий Макарович Шукшин. (смотрим видео) |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Учитель выясняет, каково первоначальное впечатление. Постановка учебных вопросов перед обучающимися: - Где родился В.М. Шукшин? - Какие произведения написал В.М.Шукшин? - Где находится музей-заповедник? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
- Посмотрите на тему урока, о чем мы сегодня будем говорить? - Как вы думаете, что значит «странный» герой? - Как вы понимаете слово «Критики»? Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка) - Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять - Запишем тему занятия в тетрадь. «Образ «странного» героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ «Критики». - А какой будет цель нашего урока? |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
- Займемся чтением и анализом рассказа. Кто желает начать чтение рассказа? Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова. 1) «Чтение вслух с остановками». «Критики». - Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра) - В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали? (признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.) - Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему? (Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.) - Как вы думаете, почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве»? (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.) 2) Самостоятельное чтение. Пересказ прочитанного. 3) Работа в парах с учебником. Выполнить задания: - Определить тему, идею рассказа. - Подготовить ответ на вопрос: «Какова авторская позиция?» - Подготовить чтение по ролям сцены «Составление протокола». - Описать милиционера Ермолая Кибякова. - Подготовить ответ на вопрос: «Почему Петька, когда увели деда, «горько плакал, уткнувшись лицом в подушку»?» - Подготовить ответ на вопрос: «Почему рассказ называется «Критики»?» |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
- Можно ли назвать героя рассказа «Критики» «странным»? - В начале урока мы дали определение слову «Критики», совпадает ли оно с нашими героями? - Составить кластер «Главные герои рассказа «Критики». |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
-Расположите цитаты №№ 1 - 14 из рассказа В. М. Шукшина «Критики» в нужной последовательности:
(А) «Садились всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал». (Б) «Петька … залез на печку и там долго еще горько плакал, уткнувшись лицом в подушку». (В) «Если дрались, дед, вцепившись руками в стул, напряженно и внимательно следил за дракой…». (Г) «К ним в гости приехала Петькина тетя, сестра матери Петьки. С мужем. Из города». (Д) «Петькин отец все-таки одолел деда, заломил ему руки назад и стал связывать полотенцем». (Е) « - Усмехаются сидят. Они шибко много понимают». (Ж) «Деду было семьдесят три, Петьке, внуку,- тринадцать». (З) «Вошел дед в горницу, размахнулся и запустил сапогом в телевизор». (И) «Со взрослыми дед редко спорил об искусстве - не умел». (К) «И тут вошли Петькина тетя и милиционер, здешний мужик, Ермолай Кибяков». (Л) «Спор основной начинался, когда выходили из клуба». (М) «Иногда дед плакал, когда кого-нибудь убивали невинного». (Н) «Деда обули и повели из избы». (О) «Пришел через час пьяный». Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ж | а | м | в | л | и | г | е | о | з | д | к | н | б |
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
- Чему учит нас данный рассказ? - Как бы вы поступили на месте милиционера? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
5.5. Какой сюжет является для Вас актуальным и почему? (На основе анализа рассказа «Критики») |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Верны ли приведённые утверждения? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Рядом с каждым утверждением поставьте знак «+» Является ли данное утверждение верным или неверным? | Верно | Неверно | Дед с Петькой садились всегда в первый ряд? |
|
| Однажды к ним в гости приехала подруга мамы? |
|
| Дед всю жизнь рисовал? |
|
| Ермолай Кибяков – это милиционер? |
|
| Гости приехали из Москвы? |
|
|
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
- Разве можно в одном рассказе соединить и грусть, и печаль, и смех, и юмор? - Чем герой рассказа В.М.Шукшина отличается от героя рассказов других писателей? Что это за герой? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым обучающиеся могут сами объективно оценить результат своей работы и взаимооценивание деятельности. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Дополните предложения: - Сегодня на уроке я понял(а)… - Было интересно… - Грустно от того, что … - Если бы я был писателем … |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Домашнее задание дифференцировано. Вы можете: 1) Написать отзыв о рассказе «Критики» В.М.Шукшина. 2) Прочитать рассказ «Срезал» В.М.Шукшина. |