Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Касаткина Светлана Алексеевна

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя". Разработка технологической карты урока по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_2.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Касаткина Светлана Алексеевна

Место работы

МАОУ «Сосьвинская СОШ»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

3 четверть

Тема урока 

Образ «странного» героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ «Критики».

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; интерес к чтению, ведению диалога с автором художественного произведения.

Метапредметные: познавательные – слушать, извлекать нужную информацию; самостоятельно осуществлять, корректировать деятельность; ясно излагать собственную точку зрения; владеть общими приёмами решения учебных задач;

регулятивные – производить необходимые действия и операции в соответствии с поставленной учебной задачей;

коммуникативные – вступать в коммуникации; строить монологические высказывания; работать в группах; устанавливать рабочие отношения.

Предметные: научатся характеризовать героев рассказа; определять тему, идею рассказа; строить монологическую речь грамотно и логично; высказывать собственные оригинальные суждения.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): «странный герой», критик, чудики, образ, композиция, сюжет и т.д.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

  • Мультимедийный проектор, доска.
  • ПК.
  • Презентация на флеш-носителе
  • Учебник.
  • Карточки для групповой работы.
  • Тетрадь.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Доброе утро, ребята! Урок литературы. Сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по залам музея-заповедника одного из знаменитых писателей ХХ века. Это Василий Макарович Шукшин. (смотрим видео)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Учитель выясняет, каково первоначальное впечатление. Постановка учебных вопросов перед обучающимися:

- Где родился В.М. Шукшин?

- Какие произведения написал В.М.Шукшин?

- Где находится музей-заповедник?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

- Посмотрите на тему урока, о чем мы сегодня будем говорить?

- Как вы думаете, что значит «странный»  герой?

- Как вы понимаете слово «Критики»?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)

- Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять

- Запишем тему занятия в тетрадь. «Образ «странного» героя в творчестве В.М.Шукшина.   Рассказ «Критики».

- А какой будет цель нашего урока?

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

- Займемся чтением и анализом рассказа. Кто желает начать чтение рассказа? Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова.

1) «Чтение вслух с остановками».

«Критики».

- Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали? (признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему? (Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

- Как вы думаете, почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве»? (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)

2) Самостоятельное чтение. Пересказ прочитанного.

3) Работа в парах с учебником. Выполнить задания:

- Определить тему, идею рассказа.

- Подготовить ответ на вопрос: «Какова авторская позиция?»

- Подготовить чтение по ролям сцены «Составление протокола».

- Описать милиционера Ермолая Кибякова.

- Подготовить ответ на вопрос: «Почему Петька, когда увели деда, «горько плакал, уткнувшись лицом в подушку»?»

- Подготовить ответ на вопрос: «Почему рассказ называется «Критики»?»

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

- Можно ли назвать героя рассказа «Критики» «странным»?

- В начале урока мы дали определение слову «Критики», совпадает ли оно с нашими героями?

- Составить кластер «Главные герои рассказа «Критики».

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

-Расположите цитаты №№ 1 - 14 из рассказа В. М. Шукшина «Критики» в нужной последовательности:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

(А) «Садились всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал».

(Б) «Петька … залез на печку и там долго еще горько плакал, уткнувшись лицом в подушку».

(В) «Если дрались, дед, вцепившись руками в стул, напряженно и внимательно следил за дракой…».

(Г) «К ним в гости приехала Петькина тетя, сестра матери Петьки. С мужем. Из города».

(Д) «Петькин отец все-таки одолел деда, заломил ему руки назад и стал связывать полотенцем».

(Е) « - Усмехаются сидят. Они шибко много понимают».

(Ж) «Деду было семьдесят три, Петьке, внуку,- тринадцать».

(З) «Вошел дед в горницу, размахнулся и запустил сапогом в телевизор».

(И) «Со взрослыми дед редко спорил об искусстве - не умел».

(К) «И тут вошли Петькина тетя и милиционер, здешний мужик, Ермолай Кибяков».

(Л) «Спор основной начинался, когда выходили из клуба».

(М) «Иногда дед плакал, когда кого-нибудь убивали невинного».

(Н) «Деда обули и повели из избы».

(О) «Пришел через час пьяный».

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ж

а

м

в

л

и

г

е

о

з

д

к

н

б

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

- Чему учит нас данный рассказ?

 - Как бы вы поступили на месте милиционера?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

5.5. Какой сюжет является для Вас актуальным и почему? (На основе анализа рассказа «Критики»)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Верны ли приведённые утверждения?   Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Рядом с каждым утверждением поставьте знак «+»

Является ли данное утверждение верным или неверным?

Верно

Неверно

Дед с Петькой садились всегда в первый ряд?

Однажды к ним в гости приехала подруга мамы?

Дед всю жизнь рисовал?

Ермолай Кибяков – это милиционер?

Гости приехали из Москвы?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

- Разве можно в одном рассказе соединить и грусть, и печаль, и смех, и юмор?

- Чем герой рассказа В.М.Шукшина  отличается от героя рассказов других писателей? Что это за герой?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым обучающиеся могут сами объективно оценить результат своей работы и взаимооценивание деятельности.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дополните предложения:
- Сегодня на уроке я понял(а)…

- Было интересно…

- Грустно от того, что …

- Если бы я был писателем …

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Домашнее задание дифференцировано. Вы можете:

1) Написать отзыв о рассказе «Критики» В.М.Шукшина.

2) Прочитать рассказ «Срезал» В.М.Шукшина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест . Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя

итоговый тест по прохождению курса"Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя."...

Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)

Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)Промежуточная аттестация...

Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (литература)

Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (литература)ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ...

В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.

Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока  по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца",  8 класс...

"Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя" (математика)

Представленный материал содержит ответы на тесты, самостоятельные работы, а также практические работы по курсу "Реализация требований обновленных ФГОС ООО. ФГОС СОО в работе учителя" (м...