"Роль учителя в ходе мониторинга образовательного процесса"
статья по теме

Шишканова Светлана Геннадьевна

Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы: каковы изме­нения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество образо­вательного процесса и, как следствие, качества образованности ее воспитан­ников, - нужен кропотливый учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ происходящих в школе процессов необходимы для выработки стратегии успешного самораз­вития школы как любой социальной системы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность после­довательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать школь­ную систему образования с целью повышения качества ее результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете школы

 заместителя директора по учебной работе  

Шишкановой Светланы Геннадьевны по теме:

«Роль учителя в ходе мониторинга образовательного процесса»

5 декабря 2011 года

Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы: каковы изменения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса и, как следствие, качества образованности ее воспитанников, - нужен кропотливый учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ происходящих в школе процессов необходимы для выработки стратегии успешного саморазвития школы как любой социальной системы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать школьную систему образования с целью повышения качества ее результатов.

Определений мониторинга много, но суть все равно сводится к тому, что мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по четко определенным показателям с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами и предупреждения нежелательных отклонений.

Мониторингу подвергаются изменения, к которым мы стремимся в наблюдаемых и поддающихся учету проявлениях, а также условия, способствующие или препятствующие важным для нас изменениям. Главная задача мониторинга - при осуществлении систематического контроля за управляемым процессом, обеспечить всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня. Для обеспечения эффективности мониторинга обратная информация должна быть полной, адекватной, точной, своевременной, доступной и непрерывной.

Мониторинг - довольно сложный и серьезный управленческий инструмент и применять его можно тогда, когда вся система образовательного учреждения достигла определенного уровня стабильности и развития. Организация мониторинга не что иное, как некое сообщество людей, которым необходимо объединить усилия для достижения того, чего ни один из них в одиночку не может достичь. При организации и проведении мониторинга школьному коллективу, кроме своей основной деятельности, приходится заниматься еще и исследовательской работой по своему профилю. Поэтому, чтобы идея не была заранее обречена, необходима и заинтересованность в ней, и готовность всего педагогического коллектива к ее реализации. Недостаточно принять решение по организации и проведению мониторинга. Надо, чтобы коллективом была осознана необходимость и выгода его реализации, важно создать союз единомышленников. Поэтому сначала требуется провести работу по осознанию коллективом важности мониторинга (что мы сейчас и делаем), обеспечивающего долгосрочную обратную связь, необходимую для выработки дальнейшей стратегии и тактики своего развития и развития школы, а также наладить стабильность управления, ответственность, дисциплину, точность и исполнительность всех участников образовательного процесса.

Так как мониторинг - длительное наблюдение за развитием того или иного процесса, то он возможен только на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и ее данные активно используются. Значит, построение мониторинга эффективности образовательной среды возможно только при стабильной системе показателей внутришкольного контроля и экспертной оценки разнообразной информации за несколько лет, наглядного ее представления в виде графиков, таблиц, диаграмм, то есть практически невозможно обойтись без приемов экспертизы для проведения среза той или иной стороны деятельности и наглядного для восприятия представления результатов. Это влечет за собой требование повысить экспертную и общую культуру учителя и управленческого аппарата.

Далее, прежде чем формировать мониторинг, следует определиться, каким информационным запросам и потребностям школы он должен отвечать, какие параметры считать важнейшими, какие критерии их слежения можно считать непрерывными, как использовать полученные данные для предупреждения нежелательных отклонений. Кроме этого надо знать, кто будет этим заниматься, как обеспечить эффективное функционирование и развитие мониторинга, то есть необходимо определенным образом организовать работу по подготовке и проведению мониторинга, участие в котором во многом является для коллектива работой в новых условиях.

Реализация  комплексного проекта модернизации образования, одним из направлений которого является развитие системы оценки качества образования,  вызывает необходимость проведения  широких мониторинговых исследований внутри школы для   определения степени реализации приоритетных задач системы образования, обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

В связи с вышесказанным методическим объединениям школы в коллективе необходимо провести ознакомительную и разъяснительную работу по темам: «Что такое мониторинг», «Виды мониторинга», «Значение мониторинга» и др. Методическому совету и администрации школы нужно разработать программу «Мониторинговые исследования образовательного процесса» для формирования школьного мониторинга учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Целью программы должна служить разработка комплекса мер по обеспечению эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическому обобщению результатов деятельности, корректировки деятельности педколлектива, учащихся на основе результатов мониторинга. Объектами мониторинга должны быть результативность учебного процесса, качество преподавания, уровень компетентности и социализации учащихся, состояние здоровья учащихся, уровень профессионализма педагогических кадров, образовательные потребности учащихся и местного сообщества.

Программа «Мониторинговые исследования образовательного процесса» должна работать в рамках реализации Положения о школьной системе оценки качества образования, которое устанавливает единые требования при реализации школьной системы оценки качества образования (далее – ШСОКО) в МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа», т.е. определяет цели, задачи, принципы оценки качества образования, её организационную и функциональную структуру.

Деятельность системы оценки качества образования строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации Республики Мордовия, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

Качество образования в данном положении – интегральная характеристика системы образования Республики Мордовия, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования включает оценку качества образовательного процесса, условий его осуществления, квалификационного потенциала педагога и руководителя образовательного учреждения, а также образовательных результатов, в т.ч. индивидуальных достижений обучающихся.

Организации процедуры системы оценки качества образования предусматривается три уровня:

– индивидуальный уровень обучающегося (индивидуальные учебные и внеучебные  достижения  обучающихся, динамика показателей их здоровья, портфолио);

– уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности, портфолио);

– уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей).

Оценка качества образования осуществляется в процессах лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации муниципальных образовательных учреждений, итоговой аттестации выпускников, промежуточной аттестации учащихся переводных классов, аттестации педагогических работников, общественной экспертизы, мониторинга качества надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями.

Решение педагогического совета №2  от 5 декабря 2011 года

Реализация  комплексного проекта модернизации образования, одним из направлений которого является развитие системы оценки качества образования,  вызывает необходимость проведения  широких мониторинговых исследований внутри школы для   определения степени реализации приоритетных задач системы образования, обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

Мониторинг не ломает существующую традиционную систему контроля, сложившуюся в нашей школе, а требует обеспечения её информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путем анализа вести всю информацию в одно целое, обобщить её и получить общую картину развития образовательного процесса.

В связи с вышесказанным решили:

1. Утвердить ПОЛОЖЕНИЕ о школьной системе оценки качества образования МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа».

2. Руководителям методических объединений школы провести ознакомительную и разъяснительную работу по темам: «Что такое мониторинг», «Виды мониторинга», «Значение мониторинга» и др.

3. Методическому совету и администрации школы разработать программу «Мониторинговые исследования образовательного процесса» для формирования школьного мониторинга учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

4. Совету старшеклассников изучить шкалу оценивания документов и материалов, представленных в "Портфолио", и на её основе составить качественную оценку «Портфолио» учащихся 8-11 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса младшего дошкольного возраста

Одной из приоритетных задач коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития является качественная подготовка воспитанников к школьному обучению. ...

Мониторинг образовательного процесса старшего дошкольного возраста

Одной из приоритетных задач коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития является качественная подготовка воспитанников к школьному обучению. ...

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"....

Мониторинг образовательного процесса средняя группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"...

Мониторинг образовательного процесса средняя группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"...

Система мониторинга образовательного процесса как условие достижения высокого качества знаний

Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее сост...

Система мониторинга образовательного процесса как условие достижения высокого качества знаний

Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее сост...