Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год
методическая разработка на тему

Тарасова Татьяна Алексеевна

Методическая работа — это основной вид образовательной деятельности, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Она представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_metodicheskoy_raboty_12-13.docx81.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с. Солдато-Александровского Советского района»

Анализ

методической работы

за 2012-2013 учебный год

заместителя директора по УВР Т.А.Тарасовой

с. Солдато-Александровское

2013 год

Методическая работа — это основной вид образовательной деятельности, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Она представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

В минувшем учебном году целью методической работы стало создание условий для успешной реализации намеченных направлений деятельности школы по теме: «Создание организационно-педагогических условий для использования интерактивных методов в учебном процессе при  переходе к новым образовательным стандартам».

 Главная задача методической работы – создание таких условий, в которых бы учитель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри учителя – это категория нравственная, требующая развития его самосознания и постоянного профессионального роста.

Задачи:

  1. Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, моделированию мотивации достижения успеха.
  2. Направить педагогический поиск на разработку компетентностной модели изучения учебных предметов.
  3. Привести в систему работу с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
  4. Продолжить работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
  5. Совершенствовать систему мониторинга развития педагогического коллектива.
  6. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
  7. Пополнять методический кабинет необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю.

Методическая работа в 2012-2013  учебном году была направлена на выполнение поставленных задач. Спланирована деятельность администрации школы по созданию условий для всех участников образовательного процесса, сделан анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающих качество результативности обученности учащихся, выявлены причинно-следственные связи отдельных педагогических явлений и проведена соответствующая коррекция деятельности – определены причины, способствующие частичному выполнению поставленных задач. Имеются нерешенные проблемы (причины, помешавшие их реализации, будут рассмотрены в процессе анализа основных направлений деятельности научно-методической работы).

Анализ научно-методической работы по направлениям деятельности.

I. Информационно-методическое обеспечение УВП

В начале учебного года проводилась диагностика деятельности педагога по следующим направлениям: тема самообразования, участие в методической работе, планы в области профессиональных затруднений, необходимая помощь, предложения по организации учебного процесса и т.п. По выявленным проблемам проводилась работа в течение всего учебного года. В конце учебного года проводилась повторная диагностика учителей, результаты данной диагностики будут учтены в планировании работы на 2013-2014 учебный год.

Рисунок 1.

Все педагоги школы оформили  методические паспорта учителя, куда включены такие разделы, как работа над темой самообразования, участие в методической работе, методическая литература, участие в олимпиадах, конкурсах, конкурсах профессионального мастерства, семинарах, мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся по предмету.

В школе создан единый банк данных  о повышении квалификации, прохождении курсов учителей и педагогических работников.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Оформление методического кабинета еще далеко до завершения. Не всегда данная работа проводилась целенаправленно.

II. Работа с педагогическими кадрами.

Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляют 67 педагогических работников (из них учителей 56); 5 являются руководителями, «Почетный работник общего образования РФ» - 7.

1. Уровень образования педагогов.

Категория специалистов

Высшее образование

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Учителя начальных классов

9

3

6

Учителя II и III ступени обучения

46

2

1

Количество педагогов с высшим образованием составляет 82 %, еще 7,5% педагогов обучаются в ВУЗах.

2. Возраст педагогов.

Рисунок 2.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Большое количество педагогов в возрасте от 50 лет и старше. Данная возрастная категория учителей не всегда заинтересована в проявлении своих профессиональных качеств в рамках как школьных, так и районных мероприятий.

3.Квалификационные категории педагогов.

 Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы.

Рисунок 3.

В 2012-2013 учебном году прошли аттестацию 6 педагогов: 2 человека на 1 категорию (Чернецкая А.А. – учитель русского языка и литературы и Денисова Н.В. – учитель математики), 4 человека на соответствие занимаемой должности (Зайцева И.В. – воспитатель ГПД, Данилова О.В. – учитель начальных классов, Селезнев Д.С. – учитель физической культуры, Калмыкова Н.Г. – учитель русского языка и литературы). Результаты профессиональной аттестации учителей за последние 4 года приведены в таблице:

Учебный год

Соответствие занимаемой должности (II категория)

I квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

2009-2010

8(13%)

3(5%)

2(3%)

2010-2011

12(20%)

3(5%)

5(8%)

2011-2012

7(11%)

0(0%)

0(0%)

2012-2013

4(6%)

2(3%)

0(0%)

Количество работников по квалификационным категориям:

Учебный год

Работники с высшей категорией

C I квали-фикационной категорией

Со II квали-фикационной категорией

Соответствие занимаемой должности

2011-2012

13

14

29

3

2012-2013

13(19%)

16(24%)

26(39%)

9(13%)

Данные показатели свидетельствуют о довольно высоком уровне профессиональной компетенции педагогического коллектива. Низкий процент аттестации педагогических работников за последний год объясняется тем, что все учителя прошли аттестацию в предыдущие годы и срок аттестации еще не вышел.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Учителя школы аттестуются активно, однако к аттестации на высшую категорию подходят с опаской. Поэтому в школе недостаточное количество учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, хотя, есть педагоги, которые, по мнению администрации, заслуживают ее. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации на высшую квалификационную категорию.

4. Повышение квалификации педагогов.

На основании самоанализа педагогической деятельности и заявленной темы самообразования педагогических работников школы определяется необходимость в курсовой переподготовке педагогов МОУ «СОШ №6 с.Солдато-Александровского».

Составлен перспективный план повышения квалификации до 2015 года. В школе создается система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство. Имеются статистические данные о курсовой подготовке педагогических кадров за последние пять лет.

В последнее время курсовая подготовка учителей проводится в ногу с требованием времени: курсы разбиты на дистанционную и очную части. Это позволяет педагогам изучать теоретический материал самостоятельно и отрабатывать его на практических занятиях. Эффективность подтверждается разработкой программ элективных курсов, методических рекомендаций, а также публикациями учителей школы.

В этом  учебном году прошли повышение квалификации 13 педагогов и руководящих работников школы. 6 человек прошли курсы по программе ФГОС и 3 человека прошли  только дистанционную часть курсов (практическая часть намечена на следующий учебный год).

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: не все педагоги представляют в методический кабинет материалы прослушанных курсов и не знакомят с ними своих коллег на методическом объединении.

5. Поощрения учителей.

В этом учебном году в рамках наградной кампании, в целях морального поощрения и стимулирования работников образования, в августе 2012 года были представлены к наградам:

Левченко О.С. присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и награждена грантом как победитель ПНПО, грамотой УО;

 Кожевникова Л.В. Пузаренко С.В.– грамотой МО СК;

 Колесникова С.И., Селезнев Д.С., Ковалева Е.В., Перетяченко Г.А., Денисова Г.Л. – грамотой УО;

Телегина Г.С. – грамотой совета депутатов Советского района.

Многие педагоги школы за активное участие в методических неделях были награждены Благодарственными письмами администрации школы и объявлением благодарности с занесением в трудовую книжку.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Необходимо более активно готовиться к наградной кампании и представлять характеристики учителей к той или иной награде.

6. Передовой педагогический опыт (публикации, выступления).

Учителя школы принимают активное участие в творческих профессиональных конкурсах

Всероссийский уровень:

  1. Октябрь, Всероссийский конкурс для педагогов  «Классный час – 1 сентября 2012» Скиба Н.Н. – диплом 3 место, Денисова Г.Л., сертификат;
  2. Всероссийский конкурс педагогов «Безопасный интернет» в 2 номинациях, Быстрова О.В., сертификат;
  3. Социальная сеть работников образования, конкурсы портфолио, мини-сайтов, печатных работ, Курбанова Р.П. , 4 сертификата;
  4. Октябрь, Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  Левченко О.С. в двух номинациях, дипломы участника, Тарасова Т.А. сертификат и диплом участника;
  5. Февраль, Всероссийский конкурс классных руководителей «Мудрая сова» в номинации «Сценарии воспитательных мероприятий» Денисова Г.Л., Труфанова В.И.
  6. Май «Всероссийский конкурс «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru-2013 в номинации «Новая роль  в новой школе» Левченко О.С.;
  7. Май- Июнь, Всероссийский Конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок» в составе жюри Левченко О.С.;
  8. Июнь, Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Инновации и традиции в современном образовании и воспитании», Колесникова С.И.;
  9. III Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего-2013», Колесникова С.И., Турченко Э.Г., Славнова О.А.

Краевого уровня:

  1. Ноябрь, Краевой семинар «Внедрение регионального казачьего компонента в систему общего и дополнительного образования Ставропольского края»,  Мокий А.С., Перетяченко Г.А., Быстрова О.В. сетификаты
  2. Ноябрь, Краевой конкурс педагогического мастерства «Талант-2012» номинация «Педагог в системе образования района», Левченко О.С. сертификат;
  3. Ноябрь, Краевые Неверовские чтения, Перетяченко Г.А., сетификат;
  4. Январь, Краевой интернет-форум классных руководителей – 6 участников;
  5. Апрель, Краевой этап VIII Всероссийского конкурса «Мастерами славится Россия», Труфанова В.И., диплом;
  6. Ежегодный краевой конкурс «Лучший школьный сайт», Тарасова Т.А., диплом.

Районного уровня:

  1. Районный семинар учителей русского языка и литературы по теме: «Культурологический  аспект  в  преподавании    русского языка и литературы». В рамках семинара были проведены открытые уроки и внеклассное мероприятие:
  1. Открытый урок русского языка в 7 классе « Степени сравнения наречий», который проводила учитель высшей категории  Г.С. Телегина.
  2. Открытый урок литературы в 10 классе « Драма А.Н. Островского «Гроза» глазами критики» был подготовлен и проведён    учителем  высшей категории  В.С. Позниченко.
  3. Литературно-музыкальная композиция «Светмой, Родина моя…», которую подготовили учителя II квалификационной категории Чернецкая А.А., Скиба Н.Н., Калмыкова Н.Г. ;
  1. Районный семинар учителей ОБЖ по теме: «Пути повышения качества знаний на уроках ОБЖ». В рамках семинара был заслушан отчет учителя высшей категории  Курбановой Р.П. по теме самообразования, проведены открытый урок в 5а классе по теме: «Безопасное поведение в бытовых условиях» учитель Курбанова Р.П. и внеклассное занятие по военно-патриотической подготовке учитель Мокий А.С.
  2. Районный семинар учителей начальных классов по теме: «Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в системе Л.В. Занкова». В рамках семинара были заслушаны доклады Алферовой Т.А. – заместителя директора по УВР и Самойловой Т.А. -  руководителя МО учителей начальных классов, а также проведены уроки учителями Брайко Н.Н., Белокобыльской М.А., Турченко Э.Г., Сикорской Н.В. Все мероприятия получили высокую оценку коллег и методиста района Мамай Т.А.
  3. Мастер-класс для учителей истории района по теме: «Реализация методов креативного обучения на уроках истории и обществознания» Левченко О.С. - победитель ПНПО;
  4. Районный фестиваль педагогического мастерства  Ковалева Е.В. тема: «Метапредметный подход при обучении биологии», сертификат;
  5. Районный конкурс педагогического мастерства «Учитель года 2013», Перетяченко Г.А. сертификат

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: В школе еще не сформирована система работы по обобщению передового педагогического мастерства.  В следующем учебном году необходимо целенаправленно осуществлять работу в данном направлении.

7. По степени креативности можно выделить следующие группы педагогов:

2011-2012

2012-2013

педагоги, отрабатывающие новое содержание образования в рамках базисного учебного плана.

37%

34%

педагоги, разрабатывающие новые технологии обучения в рамках традиционного содержания образования

23%

23%

педагоги, разрабатывающие новые формы урока при традиционных технологиях и программах

20%

21%

педагоги, работающие по традиционной методике

8%

8 %

Анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о том, что коллектив достаточно высокопрофессиональный, сложившийся, имеющий высокий потенциал, положительно влияющий на качество обучения и воспитания школьников.

        Вывод: основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории.

Таким образом, в школе созданы необходимые условия для обеспечения качества образования.

Проблемы: Привлечение в школу молодых специалистов.

Задачи: провести комплектование школы педагогическими кадрами на 2013-2014 учебный год, провести педагогически целесообразную их расстановку.

III. Методический совет и предметные методические объединения учителей.

Ведущую роль в управлении методической работой в школе, принадлежит методическому совету. Методический совет – совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. Методический совет в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется законами Российской Федерации, решениями Правительства РФ, органов управления образования всех уровней по вопросам учебно-воспитательной, методической, проектно-исследовательской деятельности. Состав утверждается директором школы, для обеспечения работы Совет избирает секретаря. Работа Совета осуществляется на основе годового плана.

Принципы, на которых было осуществлено обновление методической работы педагогов школы, можно сформулировать так:

1.Перспективное, проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы (самообразовательная работа над темой, работа методических объединений, творческих групп)

2.Единая общешкольная тематика, исходящая из целей и задач развития школы на данном этапе (личностно ориентированный подход в обучении,  гуманизация образования, совместность, сотрудничество, сотворчество учителя и ученика).

3.Планирование промежуточных и конечных результатов в индивидуальной работе. 

4.Диагностика и анализ деятельности учителя (основные направления: учитель-ученик-родитель, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация школы-родители).

5.Дифференцированный подход в оценке методической работы в зависимости от квалификации учителя или его притязаний на аттестацию.

В системе методической работы школы можно выделялись следующие уровни:

а)  индивидуальная работа учителя по личной теме-плану на 3-5 лет;

б) методические объединения по предметам и областям знаний; работа их строится на основе индивидуальных планов учителей: новое в их деятельности – руководство научно-методической работой учителей, рассмотрение результатов работы на заседаниях.

В ходе работы над темой  каждый педагог определял круг вопросов для изучения, ставил две цели: исследовательскую (критерии, способы, методы, формы, принципы обучения) и практическую (методические рекомендации, сборник заданий, задач, упражнений, программы), планировал изучение соответствующей литературы, передового опыта своих коллег, творческое сотрудничество по теме, прогнозировал конечные результаты.

Педагоги школы поднимали своими научно-методическими разработками целый ряд вопросов, требующих комплексного решения: отбор вариативного содержания обучения, обеспечение условий для индивидуализации его усвоения, развитие общих умственных способностей и учебных умений учащихся, их познавательных интересов, реализация творческого потенциала обучаемых.

По результатам работы в конце года каждый  готовил отчет, где учитель показывал, что нового появилось  в результате работы над темой, какие активные формы и методы работы использовались в учебно-воспитательном процессе по предмету, показывал на конкретных примерах, как повысились результаты, какие задачи ещё не определены, высказывалось мнение об эффективности проводимой работы, даны рекомендации по внедрению сделанных наработок в практику, проводились открытые уроки.

Важнейшими направлениями в самообразовании учителей были следующие: изучение новых программ и учебников, изучение дополнительного научного материала.

Открытые уроки в системе методической работы школы рассматриваются как демонстрация учителем своей педагогической технологии, где он показывает пути решения вышеперечисленных проблем, демонстрирует отдельные наиболее трудные разделы курса. 

  

Методический совет координирует  профессиональную деятельность всего педагогического коллектива   школы и методических объединений в отдельности.  В 2012-2013 учебном году  в МОУ «СОШ № 6 с. Солдато-Александровского» работали 9 методических объединений:  МО учителей русского языка - 7 учителей, МО математики - 5 учителей, МО истории и географии - 5 учителей, МО информатики и физики - 3 учителя, МО иностранного языка - 5 учителей, МО учителей начальных классов - 14 учителей, МО учителей технологии, музыки, ИЗО - 5 учителей, МО учителей ОБЖ, физкультуры – 7 учителей, МО учителей химии и биологии – 3 учителя.

Предметные методические объединения школы выполняли не только традиционные организационные и учебно-методические функции. Новым в их работе являлось обеспечение научно-методической деятельности учителей: курирование и координация выбора проблем; контроль за ежегодным выполнением индивидуальных планов; систематическое обсуждение теоретической и практической информации, собранных педагогами по своим темам.  

 Каждое МО работало согласно плана, все заседания проводились своевременно. На заседаниях МО обсуждалось тематическое планирование, планирование факультативных и элективных курсов; утверждались сроки проведения предметных олимпиад; материалы предметных недель; обсуждались и утверждались планы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА; заслушивалась информация о проведении срезов и контрольных работ; рассматривались вопросы  самообразования учителей-предметников,  повышения творческого мастерства учителя;  осуществлялся обмен опытом по работе учителей над повышением результативности обучения и качества знаний учащихся; заслушивались отчеты учителей о работе с одаренными и слабоуспевающими учащимися; анализировались причины низкого качества знаний учащихся по предметам и намечались меры, направленные на повышение качества знаний; велась работа с молодыми и вновь прибывшими учителями.

        Одним из традиционных видов работы школы являются предметные недели в школе, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.

     Проведено 9 предметных недель. Недели проводились в соответствии с составленным планом. Каждый учитель провел внеклассное мероприятие.

     Разнообразные нетрадиционные формы проведения внеклассных мероприятий вызвали большой интерес учащихся.

 Руководители МО в конце мая представили подробный анализ своей работы за истекший период.

Подробные анализы работы каждого МО прилагаются.

Для повышения профессионального уровня педагогов проводились постоянно действующие семинары, «круглые столы», конференции, педагогические чтения, методические смотры, где каждому учителю предоставлялась возможность поделиться опытом, защитить свою педагогическую концепцию, подвести итоги работы над темой по самообразованию  в виде творческого отчета, поднять проблемы, возникшие в результате работы. Были проведены педагогические семинары по темам «Ситуация успеха. Пути и методы достижения успеха на уроке», «Современные технологии на уроке», «Стандарты второго поколения: проблемы и пути их решения», «Метапредметные технологии в обучении» и др.

Активно учителя принимали участие в работе школьных и районных  МО и семинарах. На базе нашей школы прошло 3 районных семинара и мастер-класс:

  1. Районный семинар учителей русского языка и литературы по теме: «Культурологический  аспект  в  преподавании    русского языка и литературы». В рамках семинара были проведены открытые уроки и внеклассное мероприятие:
  1. Открытый урок русского языка в 7 классе « Степени сравнения наречий», который проводила учитель высшей категории  Г.С. Телегина.
  2. Открытый урок литературы в 10 классе « Драма А.Н. Островского «Гроза» глазами критики» был подготовлен и проведён    учителем  высшей категории  В.С. Позниченко.
  3. Литературно-музыкальная композиция «Свет мой, Родина моя…», которую подготовили учителя II квалификационной категории Чернецкая А.А., Скиба Н.Н., Калмыкова Н.Г. ;
  1. Районный семинар учителей ОБЖ по теме: «Пути повышения качества знаний на уроках ОБЖ». В рамках семинара был заслушан отчет учителя высшей категории  Курбановой Р.П. по теме самообразования, проведены открытый урок в 5а классе по теме: «Безопасное поведение в бытовых условиях» учитель Курбанова Р.П. и внеклассное занятие по военно-патриотической подготовке учитель Мокий А.С.
  2. Районный семинар учителей начальных классов по теме: «Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в системе Л.В. Занкова». В рамках семинара были заслушаны доклады Алферовой Т.А. – заместителя директора по УВР и Самойловой Т.А. -  руководителя МО учителей начальных классов, а также проведены уроки учителями Брайко Н.Н., Белокобыльской М.А., Турченко Э.Г., Сикорской Н.В. Все мероприятия получили высокую оценку коллег и методиста района Мамай Т.А.
  3. Мастер-класс для учителей истории района по теме: «Реализация методов креативного обучения на уроках истории и обществознания» Левченко О.С. - победитель ПНПО.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Предметные недели проводились по всем предметам, но не всегда целенаправленно. Мало проводится мероприятий в рамках обобщения опыта педагогов, учителя-предметники в силу каких-либо причин редко посещают занятия коллег. Уроки анализируются, но не все учителя владеют техникой анализа уроков и внеклассных мероприятий.

IV. Работа над темой самообразования.

Методическая самообразовательная работа учителя рассматривалась как целостная система, направленная на достижение конечных результатов – промежуточных и конечных. Её цель – повышение квалификации, восполнение пробелов и недостатков учебного курса, его усовершенствование. Содержание деятельности: работа над учебным планом, программой, собственным вариантом содержания учебного курса, фрагмента учебника, самостоятельные эксперименты по апробированию нового варианта содержания и внесение в него корректив. В качестве методов использовалось изучение литературы, самостоятельное проведение опытной работы по проверке нового содержания, участие в эксперименте наряду с другими коллегами.

Каждый педагог школы работает над темой самообразования.  Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видением каждым своих личностных и профессиональных проблем, умение корректно формулировать цели и последовательно их решать, умение проектировать и контролировать свою деятельность. В начале года каждый учитель определяет свою методическую тему и согласовывает ее с заместителем директора, который корректирует ее. В течение года педагог собирает в копилку теоретическую информацию.

Все педагоги школы оформили  методические паспорта учителя, куда включены такие разделы, как работа над темой самообразования, участие в методической работе, методическая литература, участие в олимпиадах, конкурсах, конкурсах профессионального мастерства, семинарах, мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся по предмету, взаимопосещение уроков коллег.

Индивидуальные паспорта по самообразованию учителя помогают не только учителям проводить целенаправленную работу по самообразованию, но и администрации школы при работе оценочной комиссии.

В ходе работы над темой  каждый педагог определял круг вопросов для изучения, ставил две цели: исследовательскую (критерии, способы, методы, формы, принципы обучения) и практическую (методические рекомендации, сборник заданий, задач, упражнений, программы), планировал изучение соответствующей литературы, передового опыта своих коллег, творческое сотрудничество по теме, прогнозировал конечные результаты.

Важнейшими направлениями в самообразовании учителей были следующие: изучение новых программ и учебников, изучение дополнительного научного материала.

Открытые уроки в системе методической работы школы рассматриваются как демонстрация учителем своей педагогической технологии, где он показывает пути решения вышеперечисленных проблем, демонстрирует отдельные наиболее трудные разделы курса.  Практически все учителя школы дали открытые уроки, кроме Барановой Г.А., Левченко О.С., Скиба С.М., Пахомовой И.В.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Темы самообразования носят либо глобальную, либо неконкретную формулировку.  

V. Работа с учебными кабинетами. Материальное обеспечение методической работы

Работа с учебным кабинетом в этом году не ограничивалась только проверкой их санитарного состояния. Продолжилась работа по созданию и оформлению паспорта кабинета. Учителя провели большую работу по систематизации методических пособий и дидактических материалов.

В период проведения смотра кабинетов, основными недостатками в создании и оформлении паспорта являлось отсутствие функционального назначения кабинета и имеющегося в нем оборудования, расписания занятости кабинета в течение дня и учебной недели, а также отмечалось отсутствие перспективного плана работы. Текущие планы в большинстве случаев не отражали системности работы кабинета. Руководители методических объединений получили инструкции по организации работы учебного кабинета, требования к кабинету, требования к составлению годового плана и плана на перспективу.

В рамках программы модернизации российского образования с 2011 года в школу поступило шесть кабинетов для начальных классов и  4 предметных кабинета: биологии, физики, химии, географии, оборудованых рабочими местами учителя (ПК, принтер, колонки, интерактивная доска, медиапроектор,  лабораторное оборудование). В спортивный зал получено: 7 различных тренажеров, спортивное оборудование: переносные баскетбольные стойки, теннисные столы, мячи, шведские лестницы и т.д.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: 

1. Не все паспорта учебных кабинетов оформлены в полном соответствии.

VI. Организация и проведение внутришкольного контроля.

В основу внутришкольного контроля закладывается педагогический анализ результатов труда учителя и состояние учебно-воспитательного процесса.

Цели внутришкольного  контроля: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов.

Осуществление контроля велось по следующим направлениям:

- состояние знаний, умений, навыков учащихся;

- ведение школьной документации;

- выполнение всеобуча;

- состояние преподавания учебных предметов.

Основные направления посещений и контроля уроков:

- профессиональная компетентность молодых специалистов;

- методическая грамотность учителей;

- создание условий для самовыражения личности и ее познавательной активности;

- освоение стандартов начального общего образования;

- индивидуальная работа с детьми по подготовке к государственной (итоговой) аттестации;

- использование современных информационных технологий в процессе обучения.

Для контроля за состоянием преподавания учебных предметов, индивидуальных и групповых занятий был составлен план посещения уроков и занятий. Особое внимание при анализе урока уделялось совершенствованию форм и методов организации урока.

Все рекомендации по устранению и коррекции недостатков предоставляются на малых педсоветах, методических совещаниях, совещаниях методических объединений, совещаниях при директоре. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправить выявленные недостатки.

Посещенные уроки показали, что учителя уверенно владеют учебным материалом, часто используют  на уроках  динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные),  в целом меняется отношение педагогов к предметным ЗУН и общепредметным умениям и навыкам. Учителя ставят цели развития личных качеств учащихся на уроке, стараются реализовать их средствами учебного предмета.

В соответствии с годовым планированием проведен контроль за преподаванием индивидуальных, групповых, факультативных занятий и элективных курсов.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации:  Определенные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса отмечаются у вновь прибывших учителей. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей. Причины трудностей учителей данной категории – преобладание на уроках объяснительно-иллюстративного типа обучения, а также в силу недостаточной компетентности нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащихся.

VII. Организация работы творческих групп учителей и творческой лаборатории

В школе создано методическая творческая лаборатория учителей начальных классов по ФГОС НОО. Рабочей группой разработано и утверждено Положение о методической лаборатории учителей, осуществляющих работу по ФГОС НОО.

В сентябре члены проблемной лаборатории  обсудили и согласовывали  план работы на 2012-2013 уч. год. Также определили основные направления деятельности.

В ноябре был проведён обучающий семинар, на котором  выступили Рудакова Л.И. с докладом на тему:  «Использование дидактических материалов, учебно-наглядных пособий при формировании навыка чтения» и  Брайко Н.Н. с докладом на тему:  «Эффективные методы и приемы формирования и совершенствования навыка чтения».

В январе был проведён обучающий семинар на тему  «Дифференцированный подход к обучению – важное условие становления и развития навыка чтения». На семинаре выступили Бояринцева Н.В., Сикорская Н.А., Турченко Э.Г.. Они показали, что дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Данный подход позволяет ученику проявить себя, дает возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.

С февраля по апрель  проходил практический этап (посещение и взаимное посещение уроков). На этом этапе член проблемной лаборатории показали разнообразные  формы и приемы  работы текстом , так как это одно из самых важных условий  формирования навыка чтения, показали как умело можно использовать дидактическую  игру - как эффективное  средство обучения чтению, а также можно было увидеть систему работы по организации домашнего чтения.

В мае был проведён анализ работы проблемной  лаборатории учителей за 2012-2013 учебный год и планирование работы на 2013-2014 учебный год.

В 2012-2013 учебном году в школе функционировала творческая группа учителей  «Применения ИКТ на уроках и внеурочной деятельности». В состав творческой группы входят учителя информатики, учителя активно применяющие ИКТ в образовательном процессе.  Творческая группа работала согласно Положению о творческой группе учителей. Был составлен план работы. Согласно плану творческой группой в ноябре 2012 года был проведен практический семинар по теме: «Применение интерактивной доски для создания методических материалов к урокам», в январе 2013года Практические занятия для педагогов «Интернет-ресурсы в практике работы школы»,  в марте - открытый урок с применением online-приемов подготовки учащихся к ЕГЭ. Работа творческой группы интересна и плодотворна, поэтому она продолжит свою работу в 2013-2014 учебном году.

Также в этом учебном году создавались творческие микро группы по подготовке к педсоветам, семинарам, открытым урокам. Такой группой была творческая группа педагогов по подготовке к  педсовету «Формы и методы работы с одаренными детьми». В ее состав вошли заместитель директора по УВР Т.А.Тарасова, учитель русского языка и литературы А.А.Чернецкая, учитель технологии В.И. Труфанова, учитель иностранного языка В.М.Смолякова.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Не все учителя хотят работать в группах. Особенно это касается учителей старшего возраста. Более молодые учителя охотнее берутся за такую работу.

VIII. Школа молодого специалиста

В школу приходят молодые специалисты, которые уже в начале своей деятельности испытывают затруднения профессионального, психологического и социального характера. Каким этот учитель будет через год-два? Как он вольется в коллектив? Ответы на эти вопросы во многом зависят от организации и помощи начинающему педагогу. С этой целью в школе ведется непрерывная работа с молодыми педагогами. Она строится на принципах взаимопомощи и поддержки. Разработано положение о Школе молодого специалиста и программа научно-методической работы с молодыми специалистами. Программа рассчитана на три года. 1 год – диагностический. В начале учебного года мы провели собеседование с молодыми специалистами, познакомили их с традициями школы, назначили наставников. Молодыми специалистами в школе являются учителя физической культуры Селезнев Д.С., учитель рисования Кузьменко Н.В., за которыми закреплены наставники учитель физической культуры первой  квалификационной категории культуры Фролова Л.А., учитель музыки Малофеева Г.А. В октябре, на праздновании Дня учителя молодые специалисты были посвящены в учителя.

С целью выявления проблем молодых специалистов, в начале года мы провели анкетирование, определили мероприятия и ответственных за их проведение. Диагностический подход позволяет:

– точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;

– объективно оценить промежуточные и конечные результаты;

– определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;

– наметить программу роста педагогического мастерства каждого молодого специалиста;

– учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости при создании микрогрупп;

– обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой педагогов, с повышением их общего культурного уровня.

Таким образом, на подготовительном этапе диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Молодым специалистам были предложены анкеты успешности его как учителя. Анализ анкет показал, что Кузьменко Н.В. и Селезнев Д.С.  соответствуют полученному образованию, легко обучаемы и не испытывают трудностей при планировании своей работы. Однако большая часть вопросов возникает при непосредственном проведении уроков и контроле деятельности учащихся. С учетом полученных результатов был выстроен план проведения и темы семинаров, круглых столов, практикумов.

Для молодых специалистов в ноябре месяце был проведен семинар: «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания». Затем последовала неделя открытых уроков. Учителя-наставники провели уроки для молодых специалистов, дали рекомендации по составлению тематических и поурочных планов. Так учителем музыки Малофеевой Г.А. был проведен урок в 6 классе  «Портрет в музыке и живописи», а учителем физической культуры Фроловой Л.А. –урок в 5 классе «легкая атлетика».

Затем на практикуме «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации  разных видов урока»,  Кузьменко Н.В. и Селезнев Д.С. определились с выбором методов обучения при проведении уроков дачи нового материала, уроков закрепления полученных знания и обобщающих уроков. Учителя-наставники давали практические рекомендации по самоанализу и анализу различных типов уроков. 

Уроки, предложенные молодыми специалистами, показали владение методическими приемами для развития учебной и познавательной активности, стремление к применению передовых форм и методов в индивидуальной педагогической практике. Так, урок изобразительного искусства в 5 «в» классе по теме: «Хохлома. Гжель. Городец.» (учитель Кузьменко Н.В.) проходил с использованием в атмосфере активизации интеллектуального потенциала учащихся, творческой активности. Наталья Вячеславовна использовала приемы и методы, помогающие раскрыть творческий потенциал учащихся.

Урок физической культуры  в 6 «А» классе по теме «Легкая атлетика» (учитель Селезнев Д.С.) показал, что учитель создает комфортный психологический микроклимат на уроке. Учитель создает ситуации, способствующие атмосфере здорового соперничества, много внимания уделялось здоровьесбережению учащихся. Методы, используемые учителем, отличались разнообразием и соответствовали возрастным особенностям учащихся. Дмитрий Сергеевич учитывал субъективный опыт учащихся.

Учителя-наставники, посетившие уроки молодых специалистов, отмечали, что уроки методически продуманны, соответствовали учебным программам и календарному планированию, учитывались возрастные особенности учащихся.

В декабре проведен практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся», а в феврале – дискуссия на тему «Трудная ситуация на уроке и выход из нее» и психологические тренинги «Учусь строить отношения» и «Анализ педагогических ситуаций». В ходе которых, выросла методическая грамотность молодых специалистов, наладилась взаимосвязь в системах: учитель-ученик, учитель-родитель. Для оказания данной помощи использовались консультации педагога-психолога.

В конце года при проведении круглого стола «педагогическая культура учителя – основа гумманизации учебно-воспитательного процесса» были заслушаны творческие отчеты молодых специалистов Кузьменко Н.В. и Селезнева Д.С. и их наставников Малофеевой Г.А. и Фроловой Л.А.

Выводы и планы на будущее: Если сравнивать начало и конец года, методическая грамотность молодых педагогов значительно выросла. В следующем учебном году необходимо продолжить работу по реализации программы научно-методической работы с молодыми специалистами в плане моделирования воспитательной системы (2 этап – «Самостоятельный творческий поиск»).

Итоги работы по программе «Одаренные дети».

Одним из приоритетных направлений работы школы является - создание системы поддержки талантливых детей.

Педагогический коллектив школы продолжает работу по реализации подпрограммы «Одаренные дети», которая нацелена на развитие и поддержку творчески одаренных учащихся, создание условий для развития их творческого потенциала.

Цели и задачи подпрограммы:

  1. выявление одаренных детей;
  2. участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и т.д.

Для реализации первой цели реализуются следующие задачи:        

1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

проведение различных внеурочных конкурсов,  интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачек в развитии их способностей.

Составлен школьный план работы с одаренными и способными учащимися на 2012-13 учебный год.

Основными формами работы с одаренными учащимися являются:

научное общество учащихся «Прометей» (руководитель учитель истории Левченко О.С.).

        В основу работы НОУ «Прометей» положена основная идея – сотворчество ученика и учителя. Мы понимаем учебно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога, развивающий интерес к учебным предметам.

11 апреля 2013 года в школе прошла научно-практическая конференция учащихся школы. В конференции принимали участие 17 учеников с 6 по 11 класс и 7 педагогов-наставников. На конференции были представлены научные доклады по истории, химии, биологии, географии, ОБЖ, английскому язык. Были выявлены победители и принята резолюция.

Члены школьного НОУ приняли активное участие в 24 Ставропольской  научно-практической конференции, где Крючкова Т. получила диплом 2 степени, а Тихонова А. – диплом 3 степени. В конкурсе молодых исследователей «Шаг в будущее» в номинации социология эти же ученицы получили сертификаты участников.

19 апреля 2013 года члены НОУ (Тихонова Д., Иванова Н., Дроздова Е.) участвовали в районном смотре научных обществ, где заняли 1 место и награждены грамотой управления образованием Советского района.

2.1. участие в олимпиадах:

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в районных, краевых и Всероссийских предметных олимпиадах.

№ п/п

Место

Предмет

Баллы

Ф.И. учащегося, класс

Ф.И.О. учителя

1

Литература

29

Дядюченко Оксана, 11 кл.

Чернецкая Анна Александровна

3

Литература

25

Амирарсланова Юлия,  8 кл.

Позниченко Валентина Сергеевна

3

МХК

52

Дядюченко Оксана, 11 кл.

Чернецкая Анна Александровна

3

Английский язык

67

Савченко Анатолий, 11 кл

Смолякова Валентина Михайловна

3

Английский язык

51

Магомедбеков Мурад, 9 кл

Смолякова Валентина Михайловна

1

Технология

88

Соломенникова Яна, 9 кл

Труфанова Валентина Ивановна

3

Технология

82

Юршин Михаил,      11 кл

Карпенко Владимир Владимирович

2

Технология

67

Городецкий Валерий, 10а кл

Карпенко Владимир Владимирович

3

География

51

Корниенко Александр, 8 кл.

Перетяченко Галина Александровна

1

Физика

40

Корниенко Александр, 8 кл.

Кожевникова Любовь Васильевна

3

Физика

31

Юршин Михаил,      11 кл

Кожевникова Любовь Васильевна

3

Русский язык

25

Иванова Надежда 8 класс

Телегина Галина Сергеевна

В  этом учебном году  наши ребята принимали участие в краевом этапе Всероссийской олимпиады школьников. Это Соломенникова Я. 9 класс технология, Дядюченко О. 11 класс  литература.

Руководителям МО необходимо обсудить на заседаниях результаты участия в муниципальном туре олимпиад, выяснить причины низкой результативности выступления учащихся по отдельным предметам и определить меры совершенствования работы учителей МО с одаренными учащимися.

Учащиеся школы принимают активное участие во всероссийских конкурсах-олимпиадах по предметам:

Количество участников

2011-2012

2012-2013

Русский медвежонок

Кенгуру

КиТ

Золотое руно

Британский бульдог

Человек и природа

 Интеллект 2-8 кл

Интеллект 9-11 кл

Шаг в будущее

Русский медвежонок

Кенгуру

КиТ

Золотое руно

Британский бульдог

Человек и природа

 Интеллект 2-8 кл

Интеллект 9-11 кл

Кенгуру для выпускников

Пегас

132

61

159

25

44

105

218

118

9

146

93

160

127

43

171

187

89

5

103

Как видно из таблицы количество участников заметно повысилось по сравнению с прошлым годом.

2.3. участие в конкурсах, научно-практических конференциях, слетах

Выросло число победителей и призеров:

Уровень

количество

участников

победителей

призеров

Слет УПБ «Юность»

10

4 победителя в районе

В крае:

2место Дядюченко О. (лесовод),

4место Денисова М.(животновод),

6м Муха Е. (ОМД)

 Ставропольская  научно-практическая конференция

2

Крючкова Т., Тихонова А.

Конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее»

2

Ставропольская краевая экологическая конференция

1

1 Клименко К., учитель Перетяченко Г.А.

Конкурс «Сетевые умники» 7-9 кл

1 командное место Мешков С., Степанова З, Кудинова Е.- 8 А класс, учитель Т.А.Тарасова

Конкурс сочинений «Если бы я был учителем информатики»

6а Красникова С. заняла 2 место, а ученица 7а класса Амирарсланова Ю. 3 место,

учитель Т.А.Тарасова

Кирилло - Мефодиевские чтения  

Енканова Ирина  8Б класс  с докладом на тему  « Молодёжный жаргон как болезнь современного русского языка»,

учитель  Г.С. Телегина.

Краевой конкурс детского и юношеского литературно- художественного творчества «Дети и книги»

Волкова В, 5 В  класс,

учитель  Г.С. Телегина.

Районный конкурс сочинений  «Молодёжь против коррупции»

Дядюченко Оксана, 11 класс,  

учитель А.А.Чернецкая

XI  Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»  в номинации  «Истории, легенды и подвиги моей семьи»

Празина Алёна, 10А  класс,

учитель  В.С. Позниченко  

Результаты участия во Всероссийских и Международных предметных конкурсах:

Наименование конкурса

Количество участников

Наилучший результат 2011-2012

2011-2012

2012-13

Многопредметная олимпиада «Интеллект»

399

276

1 место (Борозенец С, 2 кл английский язык), 2 место (Денежко А, 2 кл русский язык), 3 место (Манченко В, 3кл, интеллектуальные способности, Кузнецов А,9кл,химия, Бельченко В, 9 кл. информатика)

По математике «Кенгуру»

61

93

4 победителя в районе

«Кенгуру для выпускников»

9

5

По русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех»

42

146

5 победителей в районе

По истории

«Золотое руно»

24

127

9 победителей в районе

По информатике «КИТ»

159

160

1 место в крае 6 человек - (2кл: Юнева, Крючков, Целикова, Орлов; 6 кл: Титова Ю, 7 кл: Григорьян В.)

По английскому языку  «Британский бульдог»

45

43

3 победителя в районе

По естествознанию «ЧиП»

52

171

2 победителя в районе

Конкурса по литературе «Пегас»

0

103

7 победителей в районе

Вывод: педагоги и ученики школы стараются  участвовать во всех конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д. Педагоги работают над привлечением и заинтересованностью учащихся к своему предмету.

Задачи:

  • Руководителям МО необходимо  проанализировать и  продумать  целенаправленную  и систематическую работу над выявлением и развитием одаренных учащихся;
  • Рассмотреть наиболее приемлемые и эффективные методы работы с одаренными учащимися.

В МОУ «СОШ № 6 с. Солдато-Александровского Советского района» в 2012-2013 учебном году поставленные задачи в основном успешно реализованы.

Общие выводы.

1.Отсутствуют качественные изменения в содержании работы МО, преобладают традиционные формы работы, недостаточно конкретное и продуманное планирование работы МО.

2.Уровень результативности участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня повысился.

3. Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в профессиональных конкурсах.

4.Педагоги школы слабо мотивированы на обобщение опыта работы на районном и краевом уровнях.

Приоритетные направления в научно-методической работе на 2013-2014 учебный год.

Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала учащимися школы на всех ступенях обучения.

Работа с молодыми и вновь прибывшими педагогами по повышению их профессионального уровня.

Экспериментальная и инновационная работа.

Работа по изучению и реализации ФГОС.

Работа по внедрению новых педагогических технологий каждым учителем школы.

Работа по внедрению ИКТ в образовательный процесс.

Работа с одаренными детьми.

Работа над имиджем школы.

Работа по сплочению педагогического коллектива, по повышению педагогического мастерства и транслированию передового опыта.

Задачи на 2013-2014 учебный год:

  1. Научно-методическое обеспечение изучения и реализации ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.
  2. Продолжить работу над темой «Создание организационно-педагогических условий для использования интерактивных методов в учебном процессе при  переходе к новым образовательным стандартам».
  3. Развитие и совершенствование системы работы  и поддержки одаренных учащихся.
  4. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов
  5. Использование инновационных технологий для повышения качества образования.
  6. Привести в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
  7. Обеспечить методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методической работы школы на 2012-2013 уч год

План методической работы школы на 2012-2013 уч год...

Анализ методической работы школы за 2011-2012 учебный год

Анализ методической работы школы за 2011-2012 учебный год...

Анализ воспитательной работы школы за 2012-2013 учебный год

Анализ воспитательной работы, рассписаны все основные направления....

Анализ учебно-воспитательной работы школы за 2012-2013 учебный год

Анализ работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе II, III ступени за 2012-2013 учебный год...

Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год

Цель анализа: изучить достигнутый уровень преподавания и качество знаний учащихся, оценить педагогическую эффективность воспитательной работы, определение уровня продуктивности методической работы в п...

Анализ воспитательной работы школы за 2012-2013 уч.год

годовой анализ воспитательной системы МБОУ СОШ с.Хондергей за 2012-2013 учебный год...