Педагогический совет "Перспективы изменения образования в среднем звене в связи с переходом на новый ФГОС"
презентация к уроку по теме

Молодцова Наталья Николаевна

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного  предмета) и методики его преподавания в условиях модернизации образования и перехода на ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_fgos.rar827.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 24»

 

П Е Д С О В Е Т

«Перспективы изменения образования

в среднем звене в связи с переходом

на новый ФГОС»

Подготовила: Молодцова Н.Н. –

заместитель директора по УВР

2013-2014 учебный год

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного  предмета) и методики его преподавания в условиях модернизации образования и перехода на ФГОС второго поколения.

Задачи:
1. Осуществить системный анализ основных положений ФГОС ООО.

2. Познакомить с едиными теоретическими основаниями  ФГОС ООО.

3. Рассмотреть отличительные особенности построения урока с позиций ФГОС нового поколения.

4. Создать условия для формирования педагогических компетенций, обеспечивающих реализацию ФГОС ООО на адекватном актуальному и перспективному социальному запросу уровне.

ХОД  ЗАСЕДАНИЯ:

1.     Выступление заместителя директора по УВР Молодцовой Н.Н. на педагогическом совете по вопросу «Введение
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования: проблемы и перспективы»

Сл.1, 2, 3, 4 (по слайду)

Педагог должен понимать причины введения ФГОС. Этих причин несколько:
1) «провал» российского школьного образования по результатам Международного тестирования. Это тестирование обнаружило следующие проблемы: неумение наших учащихся применять знания в незнакомых ситуациях, невладение навыками работы с информацией, неумение извлекать из текстов необходимую информацию и ее интерпретировать, слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению;
2) изменившаяся социокультурная обстановка. Известно, что за первое десятилетие 21 века открытий было сделано больше, чем за весь предшествующий период развития человечества. Огромный поток информации, быстрое обновление знаний показали непригодность «знаниевой», ЗУНовской парадигмы. Школьника надо не нашпиговывать знаниями, так как ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления, а «учить учиться», т.е. учить быть самостоятельным в нахождении информации, в критическом ее осмыслении, интерпретации, умении использовать знания в жизненных ситуациях; детей надо научить СПОСОБАМ работы с информацией.
Установка на формирование способов деятельности требует отказа от основной формы организации образовательного процесса в школе: от трансляции знаний в готовом виде. Необходимо отказаться от монолога учителя как преобладающего метода передачи знаний, перейти к диалогу, позволяющему учащемуся высказывать, отстаивать, аргументировать собственную точку зрения.

Сл.5

Сл.6

Цель и задачи ФГОС ООО - полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной  к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе

Сл.7 и 8 Стандарт направлен на обеспечение:

  • Доступности получения основного общего образования;
  • Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
  • Преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
  • Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, возможности получения общего образования.

Сл.9 Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Сл.10, 11, 12 (по слайду) 

Сл.13 Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования — преемственность и развитие. 

Все компоненты основной образовательной программы основного общего образования (далее — ООП) распределены по трем разделам: целевому, содержательному и организационному. Первый раздел включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. Организационный раздел содержит учебный план и совершенно новый материал — систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.

Сл.14  Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования 80% к 20%, для основного общего образования — 70% к 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается новым законом «Об образовании в Российской Федерации».

Сл.15 Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.

Сл.16 Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).

Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции.

Сл.17 Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет, сейчас не реже 1 раза в три года.

Сл.18 Требования к финансово-экономическим условиям приведены в соответствие с законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В стандарте дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений (далее — ОУ) на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения). Зафиксировано, что норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность и должен обеспечивать соответствие условий требованиям стандарта. Всё, что нужно для реализации ООП с точки зрения финансово-экономического обеспечения, в ФГОС ООО зафиксировано.

В законе «Об образовании в Российской Федерации», применительно к каждому образовательному учреждению будет введен в действие закон № 83-ФЗ, прием образовательных учреждений к новому учебному году будет осуществляться в соответствии с новыми СанПиНами; продолжается реализация постановления правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».

Сл.19 (по слайду)

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой от-крытой информационнообразовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека.

Сл.20 (по слайду)

2.     Выступление учителя начальных классов Романовой Л.Т. на педагогическом совете по вопросу «Какие возникли сложности по введении ФГОС НОО? Как их обойти?»

3.     Выступление учителя основной школы Филатовой О.А. на педагогическом совете по вопросу «Конструирование программы учебного предмета»

4.     Выступление учителя основной школы Носовой О.В. на педагогическом совете по вопросу «Технологическая карта урока»

5.     Выступление учителя основной школы Жалимовой Л.А. на педагогическом совете по вопросу «Современный урок в контексте ФГОС»

6.     Выступление заместителя директора по УВР Молодцовой Н.Н.

В завершении   нашей работы хочу познакомить вас с высказыванием доктора педагогических наук, профессора кафедры экономической и социальной географии ГОУ ВПО "Московский педагогический государственный университет" А. Лобжанидзе : «Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования».

 Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Что касается минусов, то, на мой взгляд, очевиден пока один – требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая "общественный договор", должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.

 Таким образом, в новом ФГОС больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации.

Решение (сл. 21-22):

  1. Создать рабочую группу из педагогов школы по разработке образовательной программы основного общего образования в составе:
  1. Молодцова Н.Н., заместитель директора по УВР;
  2. Макляк Л.Г., заместитель директора по ВР;
  3. Жалимова Л.А., учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО гуманитарного цикла;
  4. Плотникова О.А., руководитель ШМО естественно-математического цикла;
  5. Носова О.В., учитель истории и обществознания.

Рабочей группе в срок до 30.08.2014 года разработать проект (общие положения) образовательной программы основного общего образования МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» .

  1. Организовать изучение Федеральных нормативных документов, методических рекомендаций по ФГОС второго поколения на заседаниях ШМО.
  2. Провести мониторинг состояния готовности ОУ к введению ФГОС ООО.
  3. Изучить существующие модели  технологической  карты урока, где выделяются УУД,  и при конструировании уроков апробировать одну из моделей.
  4. При конструировании урока осуществлять переход  к системно-деятельностному  подходу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

Обновления в содержании и методике преподавания предметов в связи с переходом на новый ФГОС. (Доклад Заморовской Т.И. на педсовете "Вести с курсов")

В докладе представлен материал, который поможет педагогам в организации и планировании уроков в связи с переходом на новый ФГОС....

Школьная оценки качества образования,как инструмент перехода к новым ФГОС в основной школе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4731410","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4731418","at...

Современные требования к подготовке по русскому языку и литературе выпускников основной и средней (полной) школы в условиях перехода на новые ФГОС

Эта статья предлагает некоторый анализ проблем при подготовке учащихся к ОГЭ курса русского языка и некоторые рекомендации по их решению.Необходимо уделять больше времени усвоению как можно большего л...

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...