Главные вкладки

    Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
    план-конспект по теме

    Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Выступление на педсовете.docx19.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»

    Г. О. Саранск

    Выступление на педсовете №3 «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме  «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»

                                                                                                                                            Елистратова Л. Н.

    учитель   математики.

    2011-2012 учебный год.

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно – деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строиться по формуле: от действия – к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий стали: функции, структура и форма особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные ( самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные ( целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные( общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями , умениями , навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

    Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержания и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

    В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде - личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных  - положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выгодский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст), что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. При этом во внимание принимается кризис перехода из начальной школы в основную, требующий высокой степени проявления самостоятельности учебной деятельности учащихся (5-6 классы) и необходимости решения ими задачи предварительного профессионального самоопределения, связанного с выбором профильного обучения и построением индивидуальной траектории развития.

    Соответственно предметом обсуждения и целью создания формирующих программ должны стать следующие универсальные учебные действия:

    -личностные-смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося с сфере нравственно-этических отношений;

    -регулятивные-целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

    -познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности;переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления;

    -коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию-совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общие решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

    Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе

    Универсальные учебные действия

    Результаты развития универсальных учебных действий

    Значение универсальных учебных действий для обучения

    Личностные действия:

    -смыслообразование,

    -самоопределение.

    Регулятивные действия

    Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

    Развитие основ гражданской идентичности.

    Формирование рефлексивной адекватной самооценки.

    Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».

    Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

    Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

    Функционально-структурная сформированность учебной деятельности.

    Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

    Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.

    Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

    Коммуникативные ( речевые), регулятивные

    Формирование внутреннего плана действия

    Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения.

    Коммуникативные, регулятивные

    Развитие рефлексии-осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

    Формирование осознанности и критичности учебных действий

    Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной в основную школу признается сегодня особо актуальной и поэтому необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий в основной школе. Рассмотрим пример коммуникативных действий учета позиции собеседника (партнера) в процессе учебной деятельности на уроках.

    Задание «Совместное рисование»

    Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

    Возраст: 10-15 лет.

    Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.

    Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3-4 человека.

    Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).

    Описание задания: учащимся, сидящим парами предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.

    Инструкция: учащиеся знакомятся с … (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию. После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идет о процессах, сопровождающих совместную работу.

    Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»

    Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположение-что получится в результате) и проверять их.

    Возраст:12-13 лет.

    Учебная дисциплина: математика.

    Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

    Описание задания: дан квадрат со стороной 5x5 клеток, в каждую из которых случайном образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел.

    Инструкция: учащимся предлагается найти в таблице последовательно все числа от 1 до 25 (кто быстрее?). Для этого необходимо:

    1. Сравнить между собой время, затраченное каждым учеником на выполнение задания;
    2. Описать способы выстраивания последовательности, используемые каждым учеником;
    3. Найти оптимальную стратегию выстраивания последовательности к затрачиваемому времени;
    4. Проверить эту стратегию на представленном ниже задании;

    Найдите в таблице последовательно все числа от 1 до 25

    24      6       18      2       13

    20      15      9       22      5

    3        25      12      19     11

    10      23      7        1       16

    17      4       21      14      8

    1. Сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел по таблице.

    Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

    В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

    Педагогический совет "Перспективы изменения образования в среднем звене в связи с переходом на новый ФГОС"

    Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного  предмета) и методики его преподавания в услов...

    ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

    Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

    Программа саморазвития на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"

               Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности.         Общество все...