Степень готовности учителей к инновационной деятельности - залог ее результативности
статья по теме

савинова наталья алексеевна

В статье рассказывается об  инновационном опыте  педагогического коллектива ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степень готовности учителей к инновационной деятельности  -

залог ее результативности

Заместитель директора ГБОУ СОШ № 191

Красногвардейского района СПб

Савинова Наталья Алексеевна

«Чтобы разрабатывать превосходные продукты и услуги,

требуются превосходные сотрудники...

Именно в этом вся суть».

 Якокка Ли

 «Талант выигрывает игры, а команда – чемпионаты».

 Майкл Джордан

   

         Изменение, введение чего - либо нового, новшество, обозначается одним термином - «инновация». Применительно к педагогическому процессу это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учеников. Инновации на пути своего развития имеют определенные этапы: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового, распространение и исчезновение (утрата), но в каждой школе эти этапы носят свои неповторимые черты и особенности.

        В  практике нашей школы  характер инновационных процессов всегда определялся содержанием предполагаемых результатов, а также степенью готовности учителей-практиков к инновационной деятельности. В условиях модернизации российского образования именно инновационная деятельность играет особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога, т.к. предполагает осмысление (рефлексию) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.  При этом готовность коллектива  школы к инновационной деятельности характеризуется совокупностью качеств,  которые,  способствуют совершенствованию педагогической деятельности каждого и всего коллектива, а также позволяют выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

Источником инновационных идей для нашего ОУ явилось определение и  обоснование способа решения основных проблем школы. Такими проблемами были – повышение статуса школы в микрорайоне, районе, городе; обеспечение доступности качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; повышение доли учащихся, участвующих в предметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях; привлечение молодых специалистов для реализации основного и дополнительного образования; формирование системы образовательных услуг и адекватной структуры дополнительного образования, включающих ежегодное расширение их  перечня.

Каждый этап  осуществления инновационной деятельности отличался составом и количеством проблемных групп, в которых педагоги разных направлений объединялись для решения определённых задач. Так  начало преобразований было положено директором С.А.Бабак и научным руководителем школы Т.В.Щербовой, под управлением которых, административной командой  была разработана программа развития ОУ до 2015 года «Образовательная мобильность – новое качество образования». Именно она определила разработку и реализацию механизма образовательной мобильности учеников и педагогов как цель развития школы на ближайшие пять лет, а  становление школы как инновационного образовательного центра – основной задачей. Эта программа стала победителем конкурса среди  ОУ Санкт-Петербурга  в  2011году, а грант в 2 млн рублей позволил провести первое техническое обновление  учебного и вспомогательного оборудования.

Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. Учитывая это, дальнейшее расширение процесса обновления школы сопровождалось формированием творческих групп.  Одни группы педагогов  объединились по  проблеме организации и осуществлению предметного обучения, другие, разрабатывали отдельные методические аспекты образовательного процесса; следующие, решали задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

Проводя анализ достижений ОУ на всех последовательных этапах его развития, можно выявить  те преимущества, которые связываются с успехами в постановке инновационного процесса в школе  и организации  условий для педагогического творчества:

  • Проект «Траектория неформального образования»  - победа в конкурсе  воспитательных  систем образовательных учреждений России (творческая группа: Щербова Т.В., Афанасьева Н.В.) – 2011 год;
  • Тренажер по биологии   в номинации «Лучший инновационный продукт 2011-2012»  районной ярмарки  инновационных продуктов занял 3 место (автор: Острикова Е.Ю.);
  • Проект развития образовательной среды школы  в условиях адресной программы по оснащению кабинетов начальной школы обще - образовательных учреждений за счет средств федерального бюджета «Формирование траектории образовательной мобильности ученика начальной школы в условиях реализации ФГОС», грант в 5 млн рублей позволил технически переоснастить кабинеты начальной школы, актовый и спортивный залы (творческая группа:  Бабак С.А., Савинова Н.А., Щербова Т.В., Лошенко Н.П.) - 2012 год;
  •  Учебно-методическое пособие «Модель образовательной мобильности учащихся как условие интеграции учебной и внеучебной деятельности» - сборник материалов по реализации ПНПО, где рассмотрены подходы к тьюторскому сопровождению в школе, возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся, направления интеграции учебной и внеучебной деятельности школы (творческая группа: Бабак С.А., Савинова Н.А., Щербова Т.В., Афанасьева Н. В., Вотинцева И.В., Иванова Ю.В., Короткова М. А., Лошенко Н. П., Парфенова А. А., Ходжаева Э.М., Шеремет Е. А., Яснова И. В.) – 2012 год;
  •  Проект «Тьюторское сопровождение учащихся»  в городском конкурсе  инновационных продуктов получил диплом (творческая группа: Бабак С.А., Савинова Н.А., Щербова Т.В., Афанасьева Н.В.) – 2012год;
  • Комплект рабочих тетрадей для учащихся начальной школы по экологии «Безопасность человека», «Экономика», «Планета земля в опасности», «Экология человека» представлен на  районной ярмарке  инновационных продуктов (творческая группа: Егиазарова М.А., Абрамова Н.В.) – 2013 год.

Результатом инновационной активности ОУ стало распоряжение Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга №280 от 12.03.2013г.  о переводе школы в режим экспериментальной площадки районного уровня по теме: «Образовательная мобильность в условиях реализации ФГОС» с 01.03.2013 года по 31.12.2015 года.

Современный этап инноваций объединил педагогов идеей разработки метода информационно-образовательной картографии, представление с его помощью траекторий мобильности  в виде многомерных моделей - карт, воспроизводящих существенные особенности образовательных явлений. Каждая такая карта станет инструментом, осуществляющим навигацию по образовательным ресурсам школы, передачу пространственной информации  об образовательном процессе, и учет образовательных достижений и продвижения школьников, по образовательным траекториям (творческая группа: Киреева Д.Ю., Лошенко Н.П., Терентьева С.В., Абрамова  Н.В., Егиазарова М.А., Ланцова А.В., Яснова И.В., Бойко А.К., Виноградова А.А., Платонова М.А., Короткова М.А., Шеремет Е.А., Власукова О.С., Дзанагова Е.А., Парфенова А.А., Стабровская Н.В., Стряпухина Ю.В., Гуц Н.В., Быченкова Д.А., Ходжаева Э.М.).  Образовательным продуктом творческого процесса  этого этапа станет   учебно-методический комплект «Информационно-образовательные карты траекторий»,  каждая карта которого  будет включать в себя три элемента:

  • Для учащихся и родителей - карта «Траектории» - электронный ресурс;
  • Для педагогов - методические рекомендации по использованию электронного ресурса в учебном процессе, в том числе рекомендуемые сценарии его применения;
  • Для всех пользователей - инструкция по использованию карты - техническое руководство, в котором дана краткая характеристика внутренней навигации ресурса.  В планах ОУ представить эту работу на городской конкурс инновационных продуктов 2014 года.

Программа изменений в педагогическом процессе школы  еще не реализована и устремлена в перспективу.  В ближайшем будущем она будет отличаться переходом на новый уровень обобщения результатов инновационной деятельности. Планируется переход от комплекта информационно-образовательных карт траекторий к  поисковой системе «Образовательный навигатор», который призван оказывать индивидуализированную услугу по предоставлению потребителю информации об образовательных ресурсах школы,  выполнять эффективную   навигацию по этим ресурсам, при этом   его важными характеристиками станут мотивация обучающегося к выстраиванию индивидуального маршрута  и способность выступать основой личностного мониторинга достижений поставленных целей.

Подводя итоги,  можно сказать об эффективности инновационной деятельности ОУ, которая определяется  его общественной необходимостью и полезностью и учитывает социальные и образовательные последствия реализации творческих разработок педагогов школы.

  • Для педагогического сообщества  - это получение инструмента системно-методического обеспечения процесса сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
  • Для образовательного учреждения - это создание банка информационных образовательных ресурсов  по работе с познавательным интересом учащегося; повышение информационной открытости ОУ; возможность ведения экспериментальной работы; расширение партнерских связей; повышение "индекса позитивного цитирования" ОУ в общественном мнении и СМИ.
  • Для учащихся - это возможность навигации по всем образовательным маршрутам школы,  при построении  индивидуальной образовательной траектории.
  • Для родителей - это повышение степени  информированности   о достижениях  их детей в учебной и внеучебной  деятельности.

«Задача в том, чтобы создать экономику, генерирующую инновации,

а не генерировать инновации для их мучительного внедрения в экономику» 

Доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Статья на тему:"Содержание,структура и уровни готовности учителей к инновационной деятельности"

Данная статья помогает систематизировать теоретические аспекты уровней готовности педагогов к инновационной деятельности....

Мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности.

Статья на тему "Мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности"....

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...