Мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности.
статья по английскому языку на тему

Ряховская Анастасия Алексеевна

Статья на тему "Мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._ryahovskaya_a.a.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ряховская А.А.

ГБПОУ Педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербург

Мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности.

Одна из концепций стратегии развития системы образования Санкт - Петербурга в 2011-2020гг. «Петербургская школа 2020» - концепция «Инновации»; « обеспечение инновационного характера общего образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся петербургской школы» [1 с.7,9].

Результаты аналитических исследований, в том числе международных, показывают, что российская система общего образования не переориентирована на современные мировые стандарты обучения, что существенно снижает ее конкурентоспособность (данные исследований Центра оценки качества образования ИОСО РАО, PISA, TIMSS)

Объективная необходимость существенных изменений системы школьного образования, вызванная потребностью в ее модернизации, может быть удовлетворена за счет развития педагогической системы школы. Эффективность педагогических инноваций во многом зависит от педагогических коллективов образовательных учреждений.

Результаты исследований В.А. Сластенина, B.C. Лазарева в области педагогической инноватики свидетельствуют о том, что главным субъектом инновационной деятельности педагогического коллектива выступает учитель. Поэтому важнейшим фактором эффективности инновационной деятельности педагогического коллектива является характер отношения к ней учителей.

По мнению В.М. Розина, педагогическая инновационная деятельность - это целенаправленные усилия, творчество и форма жизни, осуществляемые, и это принципиально, всем педагогическим коллективом. Это инициативы педагогов (новые идеи, проекты, планы, конкретные действия и т.д.), адресованные самим инициаторам и всем тем, кто желает участвовать в практической реализации идей. Это форма творчества и жизни педагогов, живо реагирующая на текущие ситуации, предполагающая изменение сознания и понимание всех его участников и, прежде всего, самих инициаторов. [5 с. 3-7]

Анализ опыта инновационных образовательных учреждений, представленный в работе Л.А. Волчок, позволяет утверждать, что без специальной подготовки и целенаправленного управленческого воздействия на весь педагогический коллектив попытки реализации нововведений встречают с его стороны сопротивление, а инновационная деятельность, в которой испытывают потребность отдельные сотрудники, не получает понимания и поддержки коллектива. Такая позиция учителей по отношению к инновациям является результатом низкого уровня мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности. Осознание учителями потребности в инновациях и выбор способов удовлетворения этой потребности обеспечиваются формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Довольно часто инновационная деятельность не имеет ценности для учителя, воспринимается им как дополнительная нагрузка к основной работе. Если инновации представляют ценность и интерес для учителя, то созданные в школе условия, не всегда способствуют реализации инновационной деятельности. На этапах анализа проблем, выбора новшеств учителя редко привлекаются к совместному обсуждению и планированию, что приводит к малой информированности педагогического коллектива о целях и необходимости инновационного процесса, появлению барьеров.

Г.Р. Кусяпкулова выделяет следующие условия, которые способны влиять на мотивационную готовность учителей к инновационной деятельности, обеспечивая высокий уровень инновационной активности. В первую очередь  условия-побудители: достаточное материальное стимулирование инновационной деятельности; наличие внутреннего интереса учителей и возможности самореализации в ней; наличие ценных для учителей вознаграждений за достижения. Для большинства опрошенных учителей они являются необходимыми для занятия инновационной деятельностью, поэтому учитель будет охотнее участвовать в освоении, разработке и внедрении новшеств, если будет высоко оценивать степень их выполнения в школе.

В тоже время, для учителей важны следующие условия-ограничители: благоприятные организационные и материально-технические условия; справедливое и четкое распределение вознаграждений за достижения в инновационной деятельности; поощрение и поддержка руководством участия в инновационной деятельности; отсутствие конфликтов с коллегами, связанных с инновационной деятельностью.

 В заключении следует отметить, что мотивационная готовность учителя к инновационной деятельности в значительной степени определяет активность его участия в решении задач освоения, разработки и внедрения новшеств. Несомненно, создание необходимых ему в данной деятельности условий будет поддерживать активность учителей в инновационной деятельности, снижая барьеры и препятствия в организации инновационного процесса в школе.

Список литературы

  1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг. «Петербургская школа 2020». СПб.:2010. – 78 с.
  2. Волчок Л.А. Управление процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности. М., 2006. 224 с.
  3. Кусяпкулова Г.Р. Влияние субъективной оценки учителями организационных условий школы на их мотивационную готовность к инновационной деятельности. Сургут 2009. 113 с.
  4. Лазарев В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / B.C. Лазарев. М., 1995. - 169 с.
  5. Розин В.М. Образование как синергетическая система. //Лицейское и гимназическое образование. 1998 . - № 2. - С. 3-7.
  6. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности. // Пед. образование и наука. 2006. - № 1. - С. 32-37.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

Степень готовности учителей к инновационной деятельности - залог ее результативности

В статье рассказывается об  инновационном опыте  педагогического коллектива ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Статья на тему:"Содержание,структура и уровни готовности учителей к инновационной деятельности"

Данная статья помогает систематизировать теоретические аспекты уровней готовности педагогов к инновационной деятельности....

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...