«Развитие гражданского самосознания и идентичности россиянина-Дальневосточника»
статья по теме

Статья рассказывает о развитии гражданского самосознания россиянина-Дальневосточника на примере МБОУ кадетская школа № 1 имени Ф.Ф. Ушакова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска

«Развитие гражданского самосознания и идентичности

россиянина-Дальневосточника»

Борщеговский Григорий Михайлович,

директор  МБОУ кадетской школы №1  имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска

Являясь центром военно-патриотического воспитания, кадетская школа ставит цель: предоставление максимальных возможностей для  развития  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, сознательно активно и конструктивно участвующего в общественной жизни, в решении задач развития общества, способного к социализации в высокотехнологичном, конкурентоспособном обществе.

Поэтому в нашей школе создается такая модель организации учебно-воспитательного процесса, основанная на симбиозе военных традиций и инноваций, которая призвана обеспечить подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях становления гражданского общества и укрепления российской государственности.

Приоритетными в работе школы являются три направления  военно-спортивное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, способствующие формированию нравственного потенциала личности кадетов.  Эти направления реализуются как в системе дополнительного образования и образовательного процесса школы.

Так в образовательном процессе это возможно через подбор факультативных и элективных курсов военной направленности. Для этого учителями школы созданы  авторские программы для преподавания дисциплин оборонно-спортивного профиля:

  • гражданско-патриотическое: «Основы православной культуры», «Азбука власти», «Международное гуманитарное право», «История казачества»
  • военно-патриотическое: «Профессия – защищать Родину». «Военная топография», «Этика военной службы и воинский этикет», «Основы военной экономики», «Организация охраны государственной границы», «Основы военной службы», «Военная психология»
  • военно-спортивное: «Основы военной подготовки», программа курса «Патриот»

Программы трёх элективных курсов участвовали на ярмарке авторских программ, где стали победителями. Приз зрительских симпатий был отдан программе «Азбука власти», автор программы Дербина И.С.- учитель высшей категории, победитель ПНПО.

С 2011 года школа начала осуществлять военно-техническое направление. В рамках элективного курса «Подготовка допризывной молодежи механиков – водителей на БТР-70 для службы в вооруженных силах» и сотрудничества с Хабаровским краевым аэроклубом ДОСААФ России осуществляется подготовка по программе «Парашютная подготовка».

Разработанные концепция и программа развития кадетской школы,  позволили создать воспитательную систему  "Верные сыны Отечества", которая  состоит из подпрограмм: «Здоровье», «Я – моя семья», «Школа полного дня»,  «Мой выбор», «ШОУ - Школа очаровательных увлечений», «Детское самоуправление», которые стали стержнем воспитательной системы кадетской школы.  

Воспитательная система включает элементы военизированного воспитания: выполнение клятвы кадета, ношение военной формы и атрибутики, подчинение требованиям вышестоящих органов, умения жить в условиях внутреннего самоуправления. Существуют знаки различия и звания: премьер-кадет, старший кадет, вице - кадет. С 2010 года введено звание гвардеец, гвардейский класс. С 2012 года введен нагрудный знак «Выпускник кадетской школы».

Реализуя оборонно-спортивный профиль, в школе работают различные спортивные секции: «Кикбоксинг», «Рукопашный бой», «Лыжная секция», команда «Патриот».     Благодаря этому кадеты школы добились значимых спортивных успехов:

  • 2009 год - 3 место на VI краевом слёте военно-спортивных и патриотических клубов «Равнение на Победу!»
  • в 2010 и 2011 годах -  победители XIV Спартакиады допризывной молодежи Хабаровского края

С целью реализации творческих, интеллектуальных и организаторских способностей кадетов в школе создана программа дополнительного образования: «Школа очаровательных увлечений».

Контингент учащихся школы не может быть однородным – выделяются дети с высокими умственными способностями. Поэтому функционирует НОУ «Эрудит», а также кружки по предметам. Результатом стало активное участие кадетов в предметных олимпиадах различного уровня. В 2010-2011гг. количество участников олимпиад и конкурсов различного уровня возросло в 4 раза. Наши кадеты участники и победители регионального и муниципального уровней Всероссийской олимпиады школьников по географии и ОБЖ, технология (мальчики) и геологии. Второй год подряд команда кадет успешно участвует в международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты».

Школа – центр социальной жизни ребенка, поэтому она должна быть предельно открыта социальному окружению, постоянно взаимодействовать с ним, использовать его ресурсы. Кадетская школа активно сотрудничает с общественными организациями и воинскими частями г. Хабаровска. Учащиеся кадетской школы проходят учебные сборы на базе воинских частей, на пограничных заставах, где знакомятся с условиями военной службы.

На базе кадетской школы создан Центр по работе с молодёжью допризывного возраста.

Опыт работы кадетской школы является востребованным в городе и крае. Об этом свидетельствуют мероприятия по распространению  инновационного опыта учреждения. С 2006 года по 2011 год было проведено 12 городских, 8 краевых семинаров для учителей и  руководителей общеобразовательных учреждений. Приняли активное участие во Всероссийском семинаре в г.Москва для директоров кадетских школ и корпусов «Международное гуманитарное право» и г. Санкт Петербурге.

Наши достижения:

  • 2010 год - V Всероссийский военно-патриотический слёт кадетских классов общеобразовательных учреждений  РФ, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне в г.Санкт-Петербурге Гран-при
  • 2010 год -  Всероссийский конкурс «Управление современной школой» в номинации «Родительское, ученическое и педагогическое самоуправление в образовательном учреждении». Воспитательная система кадетской школы заняла 1 место в России.
  • 2011 год -  VIII сбор воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации в г. Москве Победители (1 место)
  • 2011 год - Всероссийский конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина Победители, награждены дипломами
  • 2012 год – победители Первого Международного слета кадет «Кадетское содружество» в г.Санкт-Петербурге.

Деятельность школы отражена в материалах периодической печати городского, краевого, всероссийского уровня, а также неоднократно освещалась по телеканалам краевого и всероссийского уровня.

Благодаря проделанной работе, повысился престиж школы в городе и крае.  Вместе с ним и ответственность за воспитание подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание черех формирование гражданского самосознания школьников

Опыт работы был представлен на одластном фестивале духовной культуры...

Статья "Роль учителя в развитии патриотического самосознания старшклассников в условиях становления гражданского общества"

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ  В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА....

Социальный проект "НАШ путь к гражданскому самосознанию"

Цель создания проекта - привлечение старших воспитанников в общественную деятельность в своём микрорайоне. Расхожее мнение бытует : что присутствие  в районе детского дома,мол,вносит некую нестаб...

«Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у обучающихся»

С помощью методики Т.В. Болотиной «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у обучающихся»  выявлен  уровень сформированности гражданской позиции у...

Mеpoприятиe по повышению гражданского самосознания старшеклассникoв

Школы являются избиpaтельными участками почти ежегодно, и 2022 год - не исключение. Уже в стapших клaссах обучающиеся получают правo участвoвать в выборах, определяющих жизнь родного города, стpaны. И...