Статья "Развитие гражданского самосознания учащихся через систему внеурочной деятельности".
статья по теме


Предварительный просмотр:

Развитие гражданского самосознания учащихся через систему внеурочной деятельности.

Современные школьники воспитываются в сложное время. На детское сознание  активное  воздействие  оказывает  информационное поле, которое  является  основным модератором поведения и сознания молодёжи.  Отсутствие  национальной  идеи, утрата  патриотического настроения, не всегда понятная политика государства  не позволяют  молодежи сформировать  свое мнение об историческом прошлом страны, вследствие чего, у них не формируются такие важные качества, как гражданственность, любовь к Родине, уважение к истории, любовь и уважение к людям. В связи с этим, формирование  гражданского самосознания учащихся должно стать  одной из главных идей воспитания школьников. Большим потенциалом в решении этой проблемы обладает  внеурочная деятельность, поскольку в ней имеются возможности опоры на духовные традиции семьи, семейные реликвии, жизненный опыт  отдельных людей.

 Теоретическая основа  этого вопроса была заложена еще Аристотелем, Платоном,  А. Дистервегом. В отечественной науке вопрос гражданского воспитания интересовал М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина и др. В докторских диссертациях Л.И. Аманбаева, А.В. Беляева, А.С. Грязнова и др. отражены теоретические основы гражданского воспитания современной молодежи.

 Под  «гражданским самосознанием» понимается осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, действий. 

В ходе исследования данной проблемы среди уч-ся средней и старшей школы были проведены опросы, направленные на выявление гражданской позиции школьников. Опрос проводился среди 100 учащихся 9-11 классов Мстерской средней общеобразовательной школы. На вопрос: «Знаете ли Вы, что такое гражданская позиция?» были получены следующие результаты: 55% учащихся ответили - да, 40% - нет, 5% - затруднились ответить. На вопрос «Вы понимаете выражение «достойный член общества»? ответы учащихся распределились следующим образом: да- 47%, нет-  40%, затрудняюсь ответить – 13%. А на такие вопросы, как

-По отношению к Родине я испытываю…

- Я благодарен своей Родине за то, что…

- Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…

- Я стремлюсь быть…

-Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…     не смогли ответить более 63% учащихся

  Данные опроса показали, что в целом дети понимают и положительно относятся к выполнению социальных функций гражданина, но  четкая гражданская позиция отсутствует.  Школьники понимают, что должно быть в идеале, но такие понятия как «достойный член общества», «соотношение своего труда и экономическая стабильность в стране», а также понятия «семья», «дети»  на 70% отсутствуют в их понимании. 95% опрошенных хотят стать востребованными специалистами, но только 20% из них хотели бы трудиться на благо страны.  100% респондентов  хотят мира на Земле, но лишь 10% - считают своим долгом нести ответственность за происходящее в мире.  Результаты опроса подтвердили актуальность изучаемой проблемы и позволили нам наметить конкретные шаги в работе со школьниками.

  Работу над воспитанием гражданского самосознания школьников строю через внеклассную и внеурочную деятельность.  

В 2009 г., когда учащиеся моего  класса были еще только в 5 классе мною была разработана программа патриотического воспитания уч-ся рассчитанная на 5 лет. Основными направлениями этой работы являлись:

- изучение истории  своего поселка;

- изучение памятников архитектуры в своей местности;

- знакомство и сбор материалов об известных  людях поселка.

К основным видам деятельности, имеющим значимое влияние на воспитание гражданина, можно отнести:

– краеведческую;

– проектную;

– экологическую;

– поисково-исследовательскую;

– патриотическую и  др.

 Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям., в связи с этим основной задачей на первых ступенях и стало изучение истории своего поселка, т.к. в основе любви и бережного отношения  к своей Родине лежит прежде всего любовь к месту где ты родился и вырос. Для изучения этого вопроса были созданы три  группы учащихся.

1 группа  изучала документы и  статьи из газет имеющиеся в библиотеке Мстерской средней школы и поселковой библиотеке рассказывающие о истории  нашего поселка.

2 группа  собирала этот же материал, общаясь с родственниками и соседями.

3 группа -  изучали материалы из книг о поселке. («Мстерский летописец», «По окраинным землям Владимирским», и  др.)

Проведя эту работу ребята узнали об истории своего поселка, познакомились с обычаями, традициями жителей. Погрузившись в эту информацию, учащимся захотелось узнать  историю  своих улиц, их названий, историю своей  фамилии.  Совместная работа не только помогла собрать большое количество материала, но и сплотила ребят, что  было очень важно для учащихся 5 класса, начинающим взаимодействие с новым классным руководителем.

Эта работа была продолжена и  в 6 классе, в ходе которой были проведены  экскурсии в храмы, монастыри и в поселковый  музей.  Учащиеся познакомились с храмовым строительством и распространением христианства в поселке.  Целенаправленная, кропотливая работа шестиклассников позволила подготовить материалы для презентации «Православное культурное наследие поселка Мстера», которая была продемонстрирована на районной краеведческой конференции, в музее поселка и в настоящее время активно используется учителями при изучении родного края.  В последующие 2 года учащиеся моего класса общались с известными людьми поселка, с их родственниками и друзьями, собирали материалы для написания исследовательских работ. Общаясь с этими людьми ребята не только узнали об их историческом прошлом, но и прониклись чувством глубокого уважения и признательности к ним. В частности мы узнали о тяжелой судьбе Кочетовой В.М., жительнице блокадного Ленинграда.    Валентина Мефодьевна Кочетова—мастер педагогического труда, заслуженный учитель РФ. За  свой  доблестный  труд в годы Великой Отечественной войны, за высокий уровень преподавания немецкого языка, за успешный труд в   должности  заместитель директора по учебно - воспитательной    работе, за наставничество  и  передачу опыта Валентина  Мефодьевна  награждена:

1946 год      -  медаль  «За доблестный труд в Великой  Отечественной войне»

1963 год        - значок «Отличник народного просвещения» и   грамота   Министерства просвещения.

1972 год        - звание  «Заслуженный  учитель школы   РСФСР» и еще много разных наград.

 Мы познакомились с жизнью  известного в поселке врача - Касаткиной С.А. , которая за свой многолетний труд получила звание « Заслуженный врач РФ» и была военным врачом в годы Вов.  Эта работа подтолкнула меня и ребят к поиску других людей, которые прославили поселок.

Познавая историю своей малой Родины ,изучив сложные судьбы   ее жителей, школьники проникались чувствами сострадания к людям, неравнодушия к их судьбам, гордостью за своих земляков. Это проявлялось в том, что они не могли оставаться равнодушными ни к одному мероприятию по благоустройству поселка, они навещают и помогают своим подшефным пенсионерам, они просто научились быть не равнодушными к судьбе других людей.

 Таким образом, мы убедились, что целенаправленная работа со школьниками через систему внеурочной деятельности позволяет не только включить учащихся в изучение истории своего родного края, но также способствует формированию их активной жизненной позиции, затрагивающие как внутренние процессы личности. Так и деятельностную сферу современных школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы на уроках и во внеурочное время

Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, основанный на краеведческом материале села Савинка....

Развитие личностных качеств учащихся через организацию внеурочной деятельности

Конструктор рабочих программ по внеурочной деятельности....

«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...

Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы

Статья  "Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы"    обобщает опыт работы по формированию нравственных ценностных ориентиров у учащ...

Проект по тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории и обществознания».

Цель: формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.  Содержание работы:Поиск новых форм и средств работы1.  Условия возникнове...