Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы
статья (5 класс) по теме

Елена Федотова

Статья  "Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы"    обобщает опыт работы по формированию нравственных ценностных ориентиров у учащихся, толерантного сознания, гражданской идентичности,  приобщению учащихся лицея к изучению истории и культуры своей малой Родины, страны. Данное выступление было предстпавлено на республиканской  научно-практической конференции «Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция

по теме:  «Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ»

Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы                                               

Авторы:

Бунина И.Л. – учитель начальных классов, высшей категории, МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»; тел-н: 89148383927

Федотова Е.А. – учитель истории и обществознания, высшей категории, МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.», Почётный работник общего образования РФ; тел-н: 89834245007, email: afanasevna6969@mail.ru

      «Гражданственность и патриотизм – это не только  любовь к своей Родине.

                 Это гораздо больше…Это  осознание своей неотъемлемости от Родины…»

А.Н. Толстой

Одна из важных задач современного российского образования – воспитание гражданина, патриота России, нацеленного на успешную созидательную деятельность. Поэтому в МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.» большое внимание уделяется формированию нравственных ценностных ориентиров у учащихся, толерантного сознания, гражданской идентичности,  приобщению учащихся лицея к изучению истории и культуры своей малой Родины, страны.  Любовь к родному посёлку или селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без этого невозможно воспитать настоящего гражданина и патриота своей Родины. Дети должны знать историю, традиции, достопримечательности своего родного края, почувствовать, что они являются частью  огромной и великой страны, что они граждане России, россияне. Большое значение имеет введение  в школах курса ОРКСЭ, который имеет целью формирование у учащихся, целостной картины мира, нравственных установок и ценностей. В рамках данного курса учащиеся знакомятся с основами религиозных культур, объектами духовной сферы общества, учатся делать нравственный выбор. Мы как учителя понимаем, что воспитание гражданина не заканчивается уроком. Как не утратить достигнутое в основной и старшей школе? Как расширить рамки учебной программы и сохранить посеянные ростки нравственной культуры? Необходимо, на наш взгляд, использовать учебный предмет ОРКСЭ как ресурс для разработки программы внеурочной деятельности в школе. Гражданственность включает такие качества личности ученика как милосердие, порядочность, ответственность, честность, совестливость, справедливость, трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения. Поэтому вся система внеурочной работы школы должна строиться с целью развития личности ученика и  формирования  таких социально-значимых качеств личности. В нашей школе, начиная с 2007 года, во внеурочной деятельности, как школьный компонент, реализуются модульные  курсы: «Я – гражданин», «Я – житель Кабанского района», «Я –Каменчанин».  Данные курсы  разработаны и адаптированы учителями лицея. Эти образовательные продукты уникальны, так как содержат местный материал по истории, культуре и природе нашей местности, способствуют  усвоению знаний по  основам государства, что  необходимо знать младшим школьникам, формированию социально-значимых характеристик: гражданской идентичности, патриотизма,  толерантности, любви к тому, что нас окружает. В содержание модульных курсов: «Я – гражданин», «Я –житель Кабанского района», «Я –Каменчанин» введены практические и лабораторные задания, нестандартные учебные задачи, проблемные ситуации, которые необходимо решить детям и самостоятельно, опираясь на различные источники информации. Это способствует  созданию благоприятной образовательной среды для формирования ключевых компетенции учащихся, что является необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Данные рабочие тетради созданы на принципах интеграции  предметов, связи предметов с жизнью, пробуждают интерес к знаниям по истории своей малой родины, природоведению и способствует пониманию  их практического значения. Содержание курсов поддерживается проведением традиционных культурно-образовательных событий в лицее: «Посвящение в лицеисты», «Осенины», «Смотр песни и строя» «Горница», «Масленица», «Путешествие по Кабанскому району» и др.  В среднем и старшем звене большее внимание во внеклассной работе уделяется проектной и научно-исследовательской деятельности. Такие проекты по гражданскому воспитанию как: «Молодая республика», «Кабанские  матёры», «Тимлюйские корни мои», «Страна мира» стали победителями республиканских грантовых конкурсов. В рамках данных проектов  были проведены такие общешкольные значимые события: День дублёра, Выборы президента лицея,  Всероссийская акция  «Голубь мира», акция «Помоги  ветерану», флеш-моб «Нет-фашизму!», уроки мира, встречи с интересными людьми, этнографические экспедиции по Кабанскому району, оформлена фотовыставка «Полотно мира» несколько сменяемых экспозиций в школьном музее, проводится ежегодный трудовой десант по уборке реки  Тимлюй и др.  Гордость за свою страну,  патриотические чувства испытывали учащиеся лицея, участники общепоселкой акции «Вспомним всех поимённо», посвящённой Дню Победы. Учащиеся лицея и жители посёлка с трибуны зачитывали имена наших земляков, участников ВОВ, занесённых Книгу Памяти Р. Бурятия. Продолжая тему сохранения исторической памяти, Каменский лицей стал инициатором ещё одного интересного  проекта «Да здравствует кино!», в рамках которого произошло «путешествие во времени»: жители посёлка и гости района посмотрели советский кинофильм «Семь нянек», познакомились с выставкой предметов быта 70-80-х годов,  послушали оркестр, поиграли в пионерские игры, посетили буфет.  В течение нескольких лет Каменский лицей участвует в сетевом образовательном проекте «Диалог поколений», в рамках которого был создан биографический альбом «Земляки», успешно представленный на районной краеведческой конференции Лукьяновские чтения», посвящённой 90-летию Кабанского района.  Проведено досуговое мероприятие с приглашением ветеранов войны и труда «Задушевный разговор», были взяты интервью с замечательными людьми поселения и оказана посильная помощь ветеранам труда.  Большой интерес у учащихся вызвал «Бал старшеклассников», который проводился в духе исторической эпохи XIX века. Участники этого культурно-образовательного события исполняли романсы, читали поэмы, исполняли танцы: «Мазурка», «Полонез», «Котильон». Общепоселковое мероприятие «Дети войны», где вручались памятные медали 27 жителям поселения, также вызвало много эмоций у ребят, так как они познакомились с нелёгкими судьбами жителей, смогли услышать «живую» историю своей страны.

В ноябре 2017 года Каменский лицей стал инициатором сетевого проекта для образовательных учреждений района «Чистое завтра», посвящённого Году экологии в России. Учащиеся лицея и других образовательных учреждений района создали  Экокарту своих поселений, представляли видеоролики «Природная достопримечательность», разработали технологические карты мероприятий по вопросам экологии.  

Проектная деятельность позволяет охватить все аспекты воспитания, вовлечь во внеурочную деятельность большое количество участников и в полной мере реализовать поставленные перед школой задачи. Проведённые мероприятия были направлены на воспитание духовно-нравственных, гражданских и социально-значимых качеств личности, на приобщение учащихся к культурным и национальным ценностям, на воспитание гуманного отношения к своему народу и окружающему миру.

Использованная литература, источники:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2016–2020 годы» в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2017 г.

2.Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л.

Селиванова; М: 2005 год.

3.Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России; М: 2011г.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; электронный ресурс.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Система работы "Патриотическое воспитание через учебную и внеурочную деятельность"

Система работы преподавателя-организатора ОБЖ в школе по патриотическому воспитанию школьников через учебную и внеурочную деятельность....

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

Экологическое воспитание учащихся в процессе внеурочной деятельности

quot;О, природа, застыну в молчании перед вечной твоей красатой.Твои глуби, оттенки, звучания повторю ли я в песне простой ..."                  ...

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности школы

Статья "Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочное деятельности школы"...

Духовно-нравственное воспитание в системе внеурочной деятельности по литературе.

В данной работе представлен мой опыт работы во внеурочной деятельности по литературе по духовно-нравственному воспитанию обучающихся....