Доклад.Здоровьесберегающее пространство в учреждении.
опыты и эксперименты на тему

Чукова Юлия Анатольевна

Доклад по теме"Здоровьесберегающее пространство в учреждении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающее пространство в образовательном учреждении

Доклад

15.11.2013

     

Ю.А. Чукова, ЗДВР


Содержание

  1. Актуальность создания здоровьесберегающего пространства в современном образовательном учреждении.
  2. Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни. Сущность.
  3. Условия, созданные в школе №51 для реализации здоровьесберегающих технологий.
  4. Проводимая работа в учреждении по сохранению здоровья школьников.
  5. Итог. Вывод.

  1. Актуальность создания здоровьесберегающего пространства в современном образовательном учреждении.

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это является основным стержнем нормального функционирования организма. А также, – это показатель его жизнеспособности.

     Сейчас стали больше обращать внимание на сохранение здоровья. В современном мире, наконец, осознали, что необходимо проводить определенные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения. Так, например, создаются нормативно-правовая база в стране. Не только такие нормы, которые регулируют деятельность медицинских учреждений, но и деятельность образовательных учреждений.  В нормативные акты, регулирующие данную  сферу входит:

В мире:

  • Конвенция о правах человека;
  • Конвенция о правах ребенка;

В России:

  • Конституция РФ;
  • Закон «Об образовании», «Образование в РФ»;
  • Государственная инициатива и одно из приоритетных направлений: «Здоровье», «Образование»;
  • ФГОС нового поколения;
  • СанПИН и др.

В НОУ СОШ №51:

  • ООП;
  • Программа воспитания и социализации;
  • Программа «Здоровье»;
  • Программа работы ВСК «Магистраль» и др.

Таким образом, в нашем образовательном учреждении осознается понимание и ответственность сохранения и укрепления здоровья школьников.

  1. Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни. Сущность.

Воспитательная деятельность в школе основана на 4-х приоритетных направлениях. Одним из них является воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни. В школе действует и программа «Здоровье».

Ценности: физическое, социально-психологическое и духовное здоровье человека; здоровый образ жизни.

Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни это:

устойчивое ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, духовного (нравственного состояния личности), социально-психологического (качество отношений в семье, школьном коллективе, других социальных общностях, в которые включен подросток);

осознание непосредственного влияния нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

осознание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, способов и вариантов рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

представление об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

опыт участия в спортивных соревнованиях, туристических походах, мероприятиях санитарно-гигиенической направленности;

представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

умение преодолевать отрицательное отношение к невыполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физической культурой, спортом, туризмом;

резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

  1. Условия, созданные в школе №51 для реализации здоровьесберегающих технологий.

Помещения: соответствие СанПИН (окраска, воздушно-тепловой режим, соответствие парт росту и др.), кабинет здоровья (живой уголок, психологическая разгрузка), мед. кабинет, кулеры с водой, спортивный зал, тренажерный зал, необходимые средства безопасности и оказания первой помощи, сан. узел и душевые в спальном корпусе, озеленение и пр.

Кадровый состав: медицинский работник, ставка психолога, инструктора по физической культуре.

Обучение педагогических кадров. Весь педагогический состав в 2013 г. прошел курсы, которые проводили специалисты ЗабКИПКРО, курсы по формированию кабинета здоровья.

  1. Проводимая работа в учреждении по сохранению здоровья школьников.

 Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

Здоровьесберегающя деятельность образовательного учреждения на ступени начального и основного общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков - по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной жизни учащихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) - и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению их здоровья.

       Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

- организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

- оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

- наличие помещений для медицинского персонала;

- наличие необходимого (в расчете на количество учащихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни.

Организуют и проводят беседы, лекции и вечера, посвященные физической культуре, спорту и туризму; Просматривают и обсуждают фильмы на спортивные темы. Коллективно посещают спортивные соревнования.

Учатся составлять правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом. Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет и туристических слетов. Ведут краеведческую, поисковую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.

Приобретают системные знания и опыт организации рационального (здорового) питания, его режима, структуры в школе и дома;

Организуют, при поддержке учителей, родителей, медицинских работников, свой режим дня, учебы и отдыха, двигательной активности, учатся анализировать и контролировать свой режим дня.

Участвуют в организации и проведении дней здоровья, конкурсов, праздников, викторин и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Выполняют требования личной и общественной гигиены, поддерживают чистоту и порядок на своем рабочем месте, в классе и школе. Учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Овладевают навыками самоконтроля в ходе спортивных занятий.

Проводят зарядку и физкультминутки с младшими школьниками. Осуществляют спортивное судейство соревнований в классе и школе. Участвуют в организации и проведении школьных спартакиад, походов по родному краю.

Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, в системе внеклассных мероприятий.

Теоретически и практически осваивают методы здоровьесбережения, организации здорового образа жизни, составления и реализации здоровьесберегающего режима дня, осуществляют контроль его выполнения. Поддерживают чистоту и порядок в помещениях, соблюдают санитарно-гигиенических нормы труда и отдыха.

Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями.

Получают системные знания о факторах, негативно влияющих на здоровье человека (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.д.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их разрушительном влиянии на здоровье в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями, просмотра и обсуждения фильмов, тренингов, дискуссий, ролевых игр и т.д.;

Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых (научиться говорить «нет») в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр;

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха обучающихся и включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам основного общего образования;

- рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима школьников, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья школьников и формирование культуры здоровья, включает:

- полноценную и эффективную работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

- рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития детей организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.)..

Работа в учреждении предусматривает разные формы организации занятий:

- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

- проведение часов здоровья;

- проведение классных часов;

- занятия в кружках;

- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;

- организацию дней здоровья.

-Просветительская работа с родителями (законными представителями).

В школе  на данный момент проводятся следующие мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников:

  1. Выполнение требований СанПИН на всех уровнях (воздушно-тепловой режим, цвет и оформление школы и кабинетов, освещение, соответствие высоты парт росту учащихся, и др.), озеленение школы.
  2. Организация полноценного питания воспитанников и обеспечение горячим завтраком всех школьников (витаминная пища, кулеры с водой).
  3. Психологическое сопровождение (мониторинг психологического климата, диагностика, «Доска настроений», живой уголок, в процессе – создание кабинета здоровья ).
  4. Спортивно-оздоровительная работа (работа кружков и секций, тренажерный зал, проведение спортивных мероприятий, общешкольные спартакиады, веселые старты, походы, начало работы спортивного клуба).
  5. Медицинское сопровождение (иммунизация, профилактическая и просветительская работа).
  6. Соблюдение режима дня воспитанников интерната, личная гигиена.
  7. Воспитательные мероприятия (классные часы, а также открытые классные мероприятия «Скажи НЕТ», «СПИД - смерть», акции , работа агитбригад, соревнования по видам спорта , «Лыжня России», просветительская работа – постоянно действующие и сменяющиеся стенды (о спорте, о профилактике заболеваний, о гигиене), беседы, экскурсии, посещение бассейна).
  8. Профилактическая работа по безопасному образу жизни (инструктажи по ТБ при переходе через ж.д., поведение на реке, в морозные дни.)
  9. Просветительская работа с родителями (классные часы и родительские собрания).
  10. Здоровьесберегающий компонент на уроках (интеграция, физкультминутки, паузы, осанка, гимнастика для глаз, кистей рук, занятия по группам здоровья на уроках физкультуры).

 Вывод

     Таким образом, в школе имеются необходимые условия для реализации программы «Здоровье», а также дальнейшей работе по развитию здоровьесберегающего пространства в учреждении. Естественно, могут возникать определенные проблемы, которые школа в состоянии решать. Культура здорового и безопасного образа жизни – одно из приоритетных направлений воспитательной системы школы. Исходя из этого был разработан проект, который получил грант на реализацию в Москве и сегодня мы ВСК «Магистраль» официально объявили открытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения

Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование инфо...

Расширение границ межкультурной и межконфессиональной толерантности воспитательного пространства образовательных учреждений

Данный доклад поможет педагогам понять принципы построения и  формирования  межкультурной и межконфессиональной толерантности  в образовательном учреждении....

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательном пространстве образовательного учреждения

В материале даётся обобщение опыта по гражданско-ратриотическому воспитанию в детско-юношеской организациии "Искра " МБОУ "Глинновская СОШ" Новооскольского района Белгородской области....

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....

Поликультурное пространство образовательного учреждения

Презентация к выступлению на заседании методического объединения...

Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)

Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ  №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...