Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»
методическая разработка по теме
Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»
Зам. директора по ВР Книтель Н.П.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся;
- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности,
- определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС;
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, (патриотическое)
социальное, (общественно-полезная деятельность)
общекультурное, (художественно-эстетическое)
общеинтеллектуальное.
Спортивно-оздоровительное направление представлено программой «Школа здоровья», а также 1 часом из внеурочной деятельности отведён на 3-й час физической культуры в рамках спортивного занятия «Подвижные игры».
Духовно-нравственное (патриотическое) направление представлено этическими беседами «Основы этикета» с целью воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина России, программами «Моя малая Родина», «Школа, мой дом Родной».
Социальное направление (общественно-полезная деятельность) представлено психологическим часом «Психологическая азбука», кружком «Мои права» с целью формирования толерантного сознания учащихся, обогащения детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения. Разработана программа «Общественно-полезная деятельность», которая включает в себя модули «Школьная республика», «Дружина юных пожарных», «Юный инспектор Дорожного движения» .
Общекультурное направление (художественно-эстетическое воспитание) внеурочной деятельности представлено кружком «Очумелые ручки» с целью формирования основ художественно культуры, потребности в художественном детском творчестве; танцевальной студией «Мозайка» - с целью развития творческого потенциала в процессе хоровой, танцевальной и эстетической деятельности.
Разработана программа «Художественно-эстетическое развитие», которая включает в себя модули «Хореография», «Школьная пресса», «Природа и фантазия», «Декоративно-прикладное творчество» и др.
В программу могут добавляться новые модули в течение всего времени.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено программой «Я - исследователь» с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений школьников в процессе групповой и коллективной деятельности.
Предлагаю подробно остановиться на изучении программ внеурочной деятельности по всем этим направлениям на МО классных руководителей 5-11 классов, т.к. учителя начальной школы уже знакомы и работают по этим программам.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности (это, то, что нам предлагают)
- модель дополнительного образования
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ СОШ № 4 используется оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и др.).
В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразные:
Спортивно-оздоровительное:
• Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннис, лёгкой атлетике и спортивной подготовке.
• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
• Участие в районных и краевых спортивных соревнованиях.
• Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
Общекультурное направление
• Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• Работа ИЗОстудии, театральной студии, танцевального кружка;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.
Общеинтеллектуальное направление:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
• Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное направление:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• Выставки рисунков.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
• Встречи с участниками «горячих точек»;
• Тематические классные часы;
• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
• Конкурсы рисунков.
• Фестивали патриотической песни.
• Написание летописи родного края
Социальная деятельность:
• Проведение субботников;
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение комнатных цветов.
• Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»
• Акция «Тёплый дом».
Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Занятия по танцам и вокалу организованы на базе Дома Культуры п.Тавричанка. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими САНПинами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности
- Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
школьник ценит общественную жизнь
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
школьник самостоятельно действует в общественной жизни
При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
ПОРТРЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ
Начальная школа | Основная школа |
1.Любящий свой народ, свой край и свою Родину | 1. Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции |
2.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества | 2. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества |
3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир | 3.Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества |
4.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности | 4.Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике |
5.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом | 5.Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством |
6.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение | 6.Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов |
7.Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни | 7. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни |
8.Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека |
Новые цели школьного образования:
- Воспитание;
- Социально-педагогическая поддержка;
- Развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Воспитательная работа в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.
Из опыта работы педагогов ведущих внеурочную деятельность в начальной школе.
- Беловодченко С.В. – учитель 1 «А» класса
- Курченко Т.И. – учитель 1 «Б» класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образо...
Презентация по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-472997-1417976604.jpg)
Реферат на тему «Внеурочная деятельность реализации ФГОС»
Сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей человека. Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений. Воспитание культуры ведения зд...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-925415-1496222082.jpg)
презентация выступления на педсовете "Форма организации внеурочной деятельности - ГПД"
Одной из форм внеурочной деятельности является организация работы групп продленного дня. Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-425667-1421915843.jpg)
Выступления учителя географии на педсовете «Требования к внеурочной деятельности по географии в рамках реализации ФГОС»
Один из методов саморазвития является выстцпление на педсоветах....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-995815-1576599536.jpg)
Выступление на педсовете "Эффективность организации внеурочной деятельности учащихся в школе"
выступление, презентация...
Рабочая программа по технологии (7 класс) по теме: внеурочная деятельность ФГОС основное общее образование кружок "Умелые руки" (мальчики)Учитель: Жанков В.И.
Рабочая программа содержит : пояснительную записку ,тематическое распределение часов,общую характеристику учебного процесса ,результаты ,содержание....