Доклад по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"
статья по теме

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyat.doc240.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная Крутовская школа»

  1. Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты

  1. Подготовила:

  2. Мыцына Лариса Викторовна, заместитель директор по УВР

  3. МБОУ «Основная общеобразо вательная Крутовская школа»

2013

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к   процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

  • укрепления российской государственности;
  • развития в России гражданского общества;
  • повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

        Для работы с обучающимися привлекаются учителя начальных классов, учителя 5-9 классов, социальный педагог.

        На заседании методического объединения классных руководителей, проходившее в марте 2013 года была разработана модель внеурочной деятельности. На данный момент в МБОУ «Основная общеобразовательная Крутовская школа» действует оптимизационная модель внеурочной деятельности.

        В образовательной программе МБОУ «Крутовская ООШ» имеется перспективный план внеурочной деятельности. А на каждый текущий учебный год имеется план внеурочной деятельности, в котором отражены направления внеурочной деятельности, программы, по которым эти направления реализуются.

Общеобразовательное учреждение организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:

  1. Духовно-нравственное;
  2. Общеинтеллектуальное;
  3. Общекультурное;
  4. Спортивно-оздоровительное;
  5. Социальное;
  6. Художественно-эстетическое.

В этом учебном году реализуются все направления внеурочной деятельности (в 2012-2013 учебном году только три: духовно-нравственное,  общеинтеллектуальное,  художественно-эстетическое).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусств (изобразительное искусство, музыка, хореография, театр и др.).

Основными задачами являются:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  •  научить приемам исполнительского искусства;
  •  научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно пользоваться терминами, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности: «Смотрю на мир глазами художника» (2-ой год).

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в  обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

        Основными задачами являются:

  • - формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;

- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;
  • сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
  • последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности.

Данное направление реализуется  программой внеурочной деятельности: «Азбука добра» (2-ой год).

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основными задачами являются:

  •  формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  •  развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  •  формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  •  овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Данное направление реализуется  программами внеурочной деятельности:

  1. «Приобщение детей к истокам народной культуры» авт. Епанешникова И.Н. (2 класс – 2 год, а 3 класс-3-ий год).
  2. «Игровая деятельность школьников» авт. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  •  развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется рядом программ внеурочной деятельности:

  1. «Игра – дорога в мир спорта» Монакова Н.В., Гожая С.Г.
  2. «Если хочешь быть здоров» авт. Митченко О.А., Лушникова В.В.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

  • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
  •  становление активной жизненной позиции;
  •  воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности

  1. «Волшебная кисточка» авт. Чеканова Л.Л., Гладких О.В.
  2. «Жаворонушки»  авт.Карапузова М.М., Рябкова Н.А.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

     -  формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

  •  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  •  формирование основы культуры межэтнического общения;
  •  формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  •  воспитание у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется рядом программ внеурочной деятельности:

  1. «Творим добро» авт. Дюкарева О.А., Мацнева О.А.
  2. Сквозная программа раннего обучения английскому языку в системе «детский сад – начальная школа» Белгородской области под редакцией Епачинцевой Н.Д. и Моисеенко О.А.      

Результаты и эффекты внеурочной деятельности уча щихся.

При организации внеурочной деятельности школьни ков необходимо понимать различие между результатами и эф фектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, пре одолел сложности пути (фактический результат), но и приоб рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это послед ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи тые чувства и отношения, совершенные действия развили че ловека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

Воспитательные результаты внеурочной деятель ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в рамках внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель но положительно к нему настроены, юный человек действи тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич ность в её страновом, этническом, гендерном и других ас пектах.

При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре бенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы хода в пространство общественного действия (т. е. достиже ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж ны быть в известной степени ограниченны.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель ности.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи тельно простыми формами, второй уровень — более сложны ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч ной деятельности. Например, в такой форме проблемно-ценностного обще ния, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненно го сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе ос новной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьни ков к рассматриваемой проблеме (именно в общении со свер стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про веряет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру гие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно гом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу.

Такая необходимость диктуется другой формой — проб лемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспер тов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Практически невозможно достигнуть результата вто рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи ми первому уровню результатов.

В то же время в формах, на целенных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Результаты во внеурочной деятельности

Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного

общественного действия

(3 уровень)

Виды (направления)

внеурочной деятельности

 

 

 

 

1.Спортивно-оздоровительное направление

Занятия по программам внеурочной деятельности по данному направлению, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

 

 

 

 

 

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

 

Спортивные оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

 

2. Общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное направления

Занятия по программам внеурочной деятельности по данным направлениям (познавательные беседы)

 

 

Общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

 

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей

3.Художественно-эстетическое и общекультурное направления (искусство, музыка и др.) 

Занятия по программам внеурочной деятельности по данным направлениям

 

 

Художественные выставки, фестивали искусств, концерты, спектакли в классе, школе.

 

Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

 

(ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА – беседа с обучающимися 2,3 классов)

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе,  между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Вместе с тем, в  ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

  • расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
  • плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  • резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
  • ограниченности общения со сверстниками;
  • неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
  •  разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.

            Поэтому сегодня для нашего образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами.

 

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образо...

Стендовый доклад "Организация здоровьесберегающей деятельности в условиях ФГОС"

В 2014 году участвовала в районных педагогических чтениях  "Рализация ФГОС: результаты и проблемы" в номинации "Организация здоровьесберегающей деятельности"....

Материалы для доклада "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как ресурс патриотического воспитания"

Представленные материалы служили базовыми источниками для написания научного доклада "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как ресурс патриотического воспитания"...

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС»

laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ       ПРОЕКТНОЙ       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РАМКАХ   ФГОС»Цель работы: – стимулировать развитие...