Развитие и повышение профессиональной компетентности педагога. Семинар - практикум.
презентация к уроку по теме

Унгер Елена Васильевна

 Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  • Трансляция собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ и др.

                Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Педагог должен самостоятельно осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование

Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Целевые
индикаторы профессиональной компетентности
(параметры оценивания
):
Профессиональная компетентность
учителя
определяется умением
:
2. строить
учебный процесс, направленный на достижение
целей
образования
1.
видеть
ученика в
образовательном процессе

Показатели профессионального
роста педагогов:
активное творческое
начало
педагогов;
стремление педагога
к
повышению квалификационного
разряда
;
потребность педагога
в изучении
теоретической литературы
в
процессе обобщения идей
инновационного
опыта;

социально-педагогический
феномен,
отражающий его творческий потенциал, выход за пределы

нормативной
деятельности
.
Инновационная деятельность
учителя-
 

Что это ???
Инновация педагогическая:
- поиск
идеальных методик и программ,
- их
внедрение в образовательный
процесс
и
их
творческое

переосмы
-

сление
,
- процесс
освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы
).
Только вперед
,
учитель!
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование
завершенным.
Сегодня
каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Осуществлять образовательную деятельность

на высоком уровне и мотивировать учащихся на

достижение высоких результатов
Развивать свою творческую индивидуальность,

а также творческий потенциал учащихся
П
рименять инновационные технологии на основе ИКТ
С
амообразовываться и самосовершенствоваться
Общаться в педагогическом сообществе,

представляя опыт своей

деятельности
Учитель постоянно должен решать профессиональные
задачи и соответствовать высоким требованиям
Замдиректора
по УВР МБОУ СОШ № 35
УНГЕР Е.В.
Р
азвитие
и повышение
профессиональной
компетентности

учителя
.
Учитель
должен сознательно
идти
в
ногу
с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в
ней переменами.

А
.
Дистервег
Повышение компетентности
, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества
образования
.
Профессиональная компетентность
учителя
-совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для
успешной педагогической деятельности
Профессионально
компетентным
можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,

достигает стабильно высоких результатов в
обучении
и воспитании учащихся.
Дан
Профессиональная
компетентность —
это сумма знаний и умений,
которая определяет
результативность и эффективность труда, это комбинация
личностных
и
профессиональных качеств
.







Диагностика
уровня


профессиональной компетентности

Обобщение
и представление своего опыта работы

Умение
определять приоритетные направления своей профессиональной
деятельности (по
методам, по форме,
по
содержанию)







Повышение профессиональной

компетентности

ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ
САМООБРАЗОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Самообразование учителя-
.
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование
учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога
Под педагогической
инноватикой
понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и

применении на практике.
Что такое педагогическая
инноватика
?
Инновационная
деятельность
:
-
направлена
на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив в образовательной программе
школы
-
создает
основу для создания
конкурентноспособности
того или иного учреждения на рынке


образовательных
услуг,

reg@1september.ru
Конкурс
проводится в рамках
фестиваля.
Участники конкурса получают дипломы, сертификаты,
диски
и
книги
(
по
желанию)
Конкурсные
презентации
размещаются на сайте фестиваля. В коллекции — тысячи презентаций, это уникальный
методический
ресурс
!
электронный адрес сайта «1сентября»

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Традиционные знания
Современные
знания
и
навыки работы с информационными технологиями
.
- активизировать инновационную деятельность педагогов нашей школы.
Задачи:
Учитель
живет, пока
учится.

К.Д.Ушинский


"Изюминка"

проекта - возможность создать
очень
быстро и
просто персональный
мини-сайт
«Наша сеть»
http
://
nsportal.ru
/


Социальная сеть работников образования
развитие
творческой индивидуальности,
формирование
восприимчивости к педагогическим
инновациям
,
способность адаптироваться
в
меняющейся
педагогической
среде


Развитие
профессиональной
компетентности –

От
профессионального уровня педагога
напрямую зависит социально-экономическое
и духовное
развитие
общества.

ПЕДАГОГИЧЕСК0Е МАСТЕРСТВО
готовность педагога разработать тему по самообразованию до
авторской
разработки
Показатели
профессионального

роста педагогов
:
стремление педагога выступать на
педсоветах
, семинарах,
конференциях по развитию
инновационного
процесса.
3. создавать
образовательную среду
и
использовать ее возможности
(информационные
ресурсы,
ИКТ)
4. планировать
и осуществлять профессиональное самообразование
(анализ
собственной деятельности, выбор технологий
самообразования)







Механизмы
развития профессиональной
компетентности педагога

- План
самообразования
- Создание портфолио
- Повышение
квалификации
- Активное
участие в
семинарах
,
конференциях, конкурсах

- Участие
в исследовательских
работах
,
создание
собственных публикаций
- Инновационная деятельность
педагога


это
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки
Самообразование
-
Инновация (
нововведение
)-
масштабное практическое воплощение
нового знания, применение в
п
рактической
деятельности
результатов
научной,
исследовательской, познавательно-творческой
деятельности
Признаки инновации
:
новизна;
востребованность;
реализуемость;
в
оспроизводимость
.
СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА
КАК ФОРМА САМООБРАЗВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ.
Сетевое педагогическое сообщество
- это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, добыть нужную информацию.
Профессиональное
самовоспитание,
самообразование
и
самовыражение

-
это основные условия для формирования профессиональной компетентности
педагога
Портфолио -

отражение
профессиональ

-
ной деятельности и компетентности учителя
Здесь
собираются и обобщаются результаты
самообразования и профессионального роста учителя (
самооценивание
и саморазвитие)
Компетенция

совокупность взаимосвязанных качеств
личности,
задаваемых
по
отношению к определенному кругу предметов и
процессов
,
необходимых, чтобы качественно
и
продуктивно действовать по отношению к ним.
Инновационная деятельность учителя
- определяет
направления профессионального
роста
педагога, его
творческого поиска
- неразрывно связана с научно-методической
деятельностью педагога
и
учебно-исследовательской
деятельностью
учащихся
1.совершенствование уровня
педагогического мастерства
учителей
и их компетенций в
области учебного
предмета
Цели:
2.совершенствование методики
преподавания, направленной на повышение качества
обученности
учащихся
Педагогическая
деятельность
Психолого-
педагогическое
общение
Личность
учителя
11
Составляющие компетентности
Компетентность
учителя и учащихся

единое целое
в педагогическом
диалоге


Ключевые компетенции:
Формирующая
-
формирование
и
обретение
знаний.
Исследовательская-

критическое
мышление
.
Постоянная работа
в МО,
творческих
группах, выступления
,
мастер-классы, семинары, конференции)

Диагностика уровня

профессиональной компетентности
Публикации

Портфолио

достижений
Самообразование



одна

из

форм

повышения

професси
онального

мастерства


педагога
Мастерство

учителя

это

специальность
,
которой

надо

учиться

всю
ж
изнь.
А.С.Макаренко








1 этап – установочный
Настрой, выбор темы, выбор цели
2 этап – обучающий
Знакомство с литературой
3 этап – практический
Накопление, отбор, анализ, обобщение
4 этап – теоретическое осмысление
Внедрение в педагогическую деятельность
5 этап – итоговый контрольный
Оформление результатов
Технология самообразования
Инновации в
образовании:
внедрение и практическое использование в работе передовых педагогических технологий, ИКТ, владение знаниями последних научных исследований в различных
предметных областях
.
использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля
за усвоением
информации.
ИнтерГУру
htth://www.intergu.ru
Интернет-государство российских учителей -
проект Министерства образования


России.

Основная цель проекта – создание сетевого сообщества
творческих
учителей.
Современный
учитель –
это
личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и
профессиональный
рост.
Современный учитель

это
личность

толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
Условия формирования профессиональной
компетентности:
1
.
Анализ
собственной
педдеятельности
2.
Повышение
квалификации и образовательного уровня
3.
Участие

в
конкурсах
,
фестивалях
,
сетевых
сообществах
4
.
Обмен
опытом
и
презентация
собственных достижений
5.
Самообразование
и создание
портфолио

основные условия
развития
профессиональной компетентности
педагога
Портфолио -

отражение
профессиональ

-
ной деятельности и компетентности учителя
Здесь
собираются и обобщаются результаты
самообразования и профессионального роста учителя (
самооценивание
и саморазвитие)

Современное самообразование
и развитие учителя
Очное и
дистанцион
ное

образова
ние
Участие в сетевых сообществах
Создание
собствен
ных
сайтов или блогов
Участие в очных или заочных конкурса
х

Дистанционный педагогический Университет «1сентября»






доклады, выступления
;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде.
разработанные или изданные методические пособия, статьи,
учебные разработки;

программы
, сценарии, исследования;
повышение качества
обучения, выработка
методических рекомендаций

по
применению новых технологий, в том числе и
ИКТ;
разработка
и проведение открытых уроков по собственным,
новаторским технологиям;
проведение
семинаров, мастер-классов,
обобщение
опыта по исследуемой
проблеме.
Ожидаемые результаты

План семинара
1.Педагогическая
компетентность учителя как результат самообразования
2.Самообразование
и
инновационный
поиск
учителя
3.Портфолио
4
.Практическая часть
5
.Резолюция
6
.Разное
это творчество
, индивидуальность, готовность принятия нового, адекватное
отношение
к
педагогическим инновациям
э
то способность
сформировать устойчивую мотивацию учащегося к обучению, тем самым повысить уровень
качества
образования
.
Профессиональная
компетентность

педагога -
Педагогические компетентности
Когнитив

ная
(профессионально-педагогическая эрудиция)
Психологическая

моциональная
культура и педагогическая
зоркость)

Профессионально- информационная
(
педтехно
логии, ИКТ,
мониториг
,
профразвитие
)
Коммуникативная
(культура общения, речи
и педагогический
такт)

5. СТРУКТУРИРОВАТЬ
ИНФОРМАЦИЮ ПО СПОСОБАМ ЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
6. ОСВАИВАТЬ
КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМЫ ПОИСКА
ИНФОРМАЦИИ
7. ОВЛАДЕВАТЬ
СПОСОБАМИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИИ
(ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ):
- выбирать

и оценивать
источники
- собирать информацию,
разрабатывать и представлять в презентационном виде
- подготовить веб - страницу, где в структурированном виде представлена текстовая и графическая информация по теме, ссылки
на ресурсы
процесс
, при котором педагог работает по индивидуальному проекту в рамках
инновационных тем
с приобретением научных педагогических знаний
.
Самообразование -

Направления инновационной педагогической деятельности
:
освоение
и внедрение внешнего инновационного опыта;
проектирование авторского инновационного
продукта
.

технологизация
обучения;
использование информационных технологий;
учебно-методическое
обеспечение

инноваций
в
обучении;

http://pedsovet.alledu.ru
Педсовет.org
Публикации
Главное
Комментарии
Обсуждения
Записи
Анонсы
Живое пространство образования
Медиатека

Мой профиль
Форумы
Участники
Блоги
Помощь


Три уровня профессионализма
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании
.

А.Дистервег
.
Р
азвитие
и повышение
профессиональной
компетентности учителя
н
аходится в его руках…
Учитель остается учителем, пока учится сам.
43

два типа инноваций:
локальная инновация
где-то это уже успешно и эффективно работает, но не здесь
г
лобальная инновация-
то, чего нигде и никогда не было, а
теперь
будет
Инновационная деятельность учителя
- способствует
устранению симптома
«педагогическая усталость
»
-
способствует личностному росту
как педагога, так и учащихся

Содружество

методических

объединений
предназначено для методической поддержки учителей- предметников
Здесь размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы и по
предметам начальной
школы
http://center
.
fio.ru/
som
/
СОМ
Не
забывайте, что почва, на
которой строится
ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке,
в
его
отношении

к знаниям
и к вам,
учителю
.
Это
— желание учиться,
вдохновение
, готовность к преодолению трудностей.
Заботливо обогащайте
эту почву, без нее
нет школы.

Задачи
:
- познакомить
с понятием
«профессиональная компетентность»,

видами
профессиональной
компетент
-
ности
Цели:
3
.
активизация развития
профессиональной

компетентности
педагогов
,

4
.
повышение качества
образо
-

вания
.
Профессионализм
- это
достижение
высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности
педагога)
опыт в профессиональной деятельности для эффективности
обучения и воспитания
;
способность педагога
к инновационной деятельности.
Основные составляющие :
интеллектуально — педагогическая компетентность (
умение
применять
полученные
знания);
Ключевые
компетенции
:
Тестовая –
обеспечение
качества
и
самоконтроль.
Поисковая –
поиск
необходимой
информации
.
Проектная


создание
новых
знаний
.
Систематизирующая
структурирование
знаний.
Формы самообразования
Индивидуальная
Групповая
(творческие группы, семинары, практикумы, мастер-классы)

Организация
процесса
самообразования
В
условиях реформирования школы, в процессе

перехода учебных заведений на использование современных технологий
обучения,
способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
Совершенствование
качества обучения в школе

напрямую
зависит от
уровня подготовки
педагогов.
Учитель
должен включаться в режим развития,

одним из
компонентов которого является

процесс самообразования.
Инновационная деятельность

д
ля
чего???

Станьте частью мирового сообщества педагогов, готовых учить и учиться, готовых применять лучшие методики преподавания с использованием ИКТ, делиться своим опытом, творить и экспериментировать.
Компетентность

владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к
ней
и предмету
деятельности
.


Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ

для подготовки к семинару на тему

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ»

Для подготовки к семинару на заседаниях методических объединений обсудить следующие вопросы:

  1. Понятие «профессиональная компетентность» педагогов с различных точек зрения. Связь понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность».
  2. Каковы возможности развития профессиональной компетентности у педагогов нашего коллектива?
  3. С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
  4. Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
  5. Какие проблемы следует решить в процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности?

Определиться о представительстве в каждой группе на педсовете членов каждого МО. Также для подготовки к семинару требуется произвести самооценку и оценку собственной профессиональной подготовленности (материалы у руководителей МО).

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ (по Н.В. Кузьминой)

  1. Учитель ограничивает свою деятельность пересказом того, что знает сам; больше ориентирован на процесс передачи знаний, чем на организацию познания учащихся.
  2. Учитель умеет не только передать учебную информацию, но и ее трансформировать применительно к ученику. Однако устойчивых связей между учителем и учащимися не образуется.
  3. Учитель обеспечивает доступность информации, моделирует систему деятельности, обеспечивающую знания и умения. Его взаимодействия с учащимися расширяются и осуществляются через средства совместной деятельности.
  4. Учитель организует систему собственной деятельности и деятельности учащихся, формирует систему знаний и ориентации по своему предмету.
  5. Учитель умеет создать систему знаний, деятельности и отношений по своему предмету.

Оценка – «+» -если это есть, уровень должен быть только один

ФИО учителя

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

со

ор

оз

со

ор

оз

со

ор

оз

со

ор

оз

со

ор

оз

СО-самооценка

ОР-оценка руководителя методобъединения

ОЗ-оценка завуча


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"

Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...

Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы

Статья посвящена вопросу повышения профессиональной компетентности  педагога в рамках работы Городской Ассоциации учителей химии....

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

"Повышение профессиональной компетентности педагогов — необходимое условие развития современной школы"

Повышение профессиональной компетенции педагога - необходимое условие развития современной школы...

Научно-практический семинар: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках модернизации образования»

•Перспективы работы городского методического  объединения учителей иностранного языка в условиях новых веяний и приоритетов....

Презентация ""Повышение профессиональной компетентности педагогов - необходимое условие развития современной школы".

Мы живем в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости.Профессиональная мобильность, готовность к переменам, способность ориентироваться в потоке данных, отв...