Доклад и презентация на тему "Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся"
презентация к уроку (5 класс) по теме

Лиана Сейрановна Балян

Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»

Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».

Докладчик: учитель английского языка, классный руководитель 5 а класса Балян Л.С.

Мероприятие проведено 26.11.2013г.

Параллельно выступлению показ презентации Power Point.

 

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся. Создается атмосфера свободного творчества в детском и педагогическом коллективах, развиваются личностные качества ребенка.


          В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает свою значимость и причастность решению важных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом, т.е. условное наделение учеников определенными правами, для решения поставленных задач.. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги.


Основной целью классного самоуправления является формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.


Задачи, реализуемые в процессе самоуправления в классном коллективе:

·         Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности.

·         Стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции.

·         Воспитание у школьников демократической культуры. 
Формирование умения действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, отечества.

·         Воспитание достойных творческих лидеров


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация 166.96 КБ
Файл План выступления79.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоуправление в классе Классный руководитель 6а класса Учитель английского языка СОШ №21 МОРФ Балян Лиана Сейрановна

Слайд 2

Самоуправление в классе «СО» содружество сотрудничество сопричастность «САМО» самовыражение самодеятельность самоопределение

Слайд 3

Сущности самоуправления Управление жизнью класса; Организация дел для своего класса, а значит и для себя; Решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом; Школа ответственности, доверие, взаимопомощь, взаимопонимание и взросление;

Слайд 4

Задачи самоуправления 1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности. 2. Сттимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей. 3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы). 4. Воспитание достойных творческих лидеров.

Слайд 5

Структуры самоуправления в классе Высший орган – классное собрание; Между собраниями работу организует и контролирует совет класса; Распределение общественных поручений между всеми учащимися.

Слайд 6

Классное собрание Помочь в решении проблем. Развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно. Вызывать детей на откровенный разговор друг с другом. Формировать честную дисциплину среди школьников. Цель Задачи

Слайд 7

На классном собрании: Не позволяйте детям осуждать или обвинять других; Не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей; Не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят; Создавайте атмосферу сотрудничества.

Слайд 8

Правила организации и проведения классного собрания: 1.Попытаться самим решить проблему; 2.Не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного; 3.Слушать друг друга и не перебивать.

Слайд 9

Структура классного собрания: Представление обсуждаемой проблемы; Изложение информации по проблеме; Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы …»; Предложение решения проблемы; Выбор решения; Обсуждение предполагаемого результата решения; Закрытие собрания.

Слайд 10

Процедура классного собрания: Школьники сидят по кругу; Продолжительность собрания : для школьников начальной школы – 30 мин., для старших школьников – 45 мин.

Слайд 12

Законы коллектива (Кодекс чести) (Правила поведения в коллективе)



Предварительный просмотр:

Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»

Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».

Докладчик: учитель английского языка, классный руководитель 5 а класса Балян Л.С.

Мероприятие проведено 26.11.2013г.

Параллельно выступлению показ презентации Power Point.

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся. Создается атмосфера свободного творчества в детском и педагогическом коллективах, развиваются личностные качества ребенка.


         В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает свою значимость и причастность решению важных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом, т.е. условное наделение учеников определенными правами, для решения поставленных задач.. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги.


Основной целью классного самоуправления является формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.


Задачи, реализуемые в процессе самоуправления в классном коллективе:

  • Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности.
  • Стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции.
  • Воспитание у школьников демократической культуры. 
    Формирование умения действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, отечества.
  • Воспитание достойных творческих лидеров


           Высшим органом классного самоуправления является 
классное собрание, в котором участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся. 


Функциональные обязанности классного собрания:

  • планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть.
  • подводит итоги работы за учебную четверть и за год;
  • заслушивает отчеты Совета класса о проделанной работе;
  • обсуждает важнейшие вопросы жизни классного коллектива.

Классные собрания проводятся не реже 2 раз в учебную четверть. 
Решения классного собрания являются обязательными для всех обучающихся. 
Ведет классное собрание классный руководитель - председатель классного собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса, председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания. 
Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовали половина плюс один или более участников. 
Функциональные обязанности Председателя Совета класса:

  • совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся)
  • отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
  • формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий;
  • объявляет благодарность и налагает взыскания;
  • контролирует выполнение поручений


Функциональные обязанности Заместителя председателя Совета класса:

  • контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
  • осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;
  • совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов;
  • ведет работу с отстающими по предметам;
  • организует проведение политинформации в классе;
  • замещает председателя Совета класса в его отсутствие.


Функциональные обязанности Секретаря Совета класса:

  • ведет классную документацию, в том числе папки учащихся;
  • руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий;
  • контролирует работу советов дела; отвечает за хранение классной
  • документации, бланков, архива;
  • информирует учащихся о работе Совета класса; организует работу редакционной коллегии;
  • отвечает за оформление стендов.


Функциональные обязанности Старшего дежурного:

  • организует и контролирует дежурство по школе и классу;
  • формирует дежурные группы;
  • составляет график дежурств;
  • отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
  • руководит работой департамента труда класса;
  • ведет документация старшего дежурного.


         Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет. 
        Родительский комитет избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве 3 человек сроком на 1 (один) учебный  год. 
      Руководит работой родительского комитета председатель. 

Функциональные обязанности Родительского комитета:

  • занимается спорными ситуациями, возникающими в процессе деятельности классного коллектива;
  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся

Для того чтобы детям было интереснее между собой функционировать можно заменить стандартные названия общественных поручений на не совсем обычные.

Например: слайд для проектора

Буфер обмена04.gif

Президент класса (другие названия "Председатель Совета класса", "Командир класса") выполняет следующие функции:

  • совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся)
  • отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
  • формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий;
  • объявляет благодарность и налагает взыскания;
  • контролирует выполнение поручений

Премьер-министр (другие названия "Заместитель председателя совета класс", "Староста класса", "Старший дежурный") выполняет следующие функции:

  • замещает председателя Совета класса в его отсутствие;
  • руководит кабинетом министров;
  • организует и контролирует дежурство по школе и классу;
  • формирует дежурные группы;
  • составляет график дежурств;
  • отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
  • руководит работой департамента труда класса;
  • ведет документация старшего дежурного.

Кабинет министров (другие названия "Совет класса", "Актив класса", "Совет дела") состоит из ответственных за определенные направления деятельности классного коллектива. Он состоит из министра печати, министра спорта, министра образования, министра культуры.

Министр печати (другое название "Ответственный за редакторскую деятельность") имеет команду из 3-5 человек и выполняет функции:

  • организация выпуска поздравительных газет;
  • оформление классного кабинета;
  • оформление классного уголка;
  • организует работу редакционной коллегии;
  • отвечает за оформление стендов.

Министр спорта (другие названия "Ответственный за организацию спортивных мероприятий в классе") выполняет следующие функции:

  • формирует команду для участия в школьных соревнованиях;
  • организует спортивные мероприятия в классе.

Министр образования (другие названия "Учебный сектор") выполняет следующие функции:

  • контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
  • осуществляет контроль за ведением дневников;
  • ведет "Открытый журнал успеваемости";
  • совместно руководит группой консультантов;
  • ведет работу с отстающими по предметам.

Министр культуры (иначе "Ответственный за культурные мероприятия в классе") имеет команду из 3-5 человек и отвечает за:

  • руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий;
  • организацию выходов в театр, кино;
  • организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном заседании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. 

Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.


Буфер обмена03.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

Формирование гражданской позиции учащихся Лицея, как в урочной, так и во внеурочной деятельности

Воспитание патриотизма традиционная для отечественной педагогики  и школы задача и связана с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению культуры своего на...

«Формирование гражданской позиции учащихся во внеклассной работе по истории»

Формирование гражданской позиции учащихся – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга....

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся

В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....

Формирование гражданской позиции учащихся.

laquo;ВОСПИТАНИЕ СЕГОДНЯ. РАДИ ЧЕГО И КАК ВОСПИТЫВАТЬ.ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В СТРАНЕ.ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗ...

ДОКЛАД на ШМО классных руководителей на тему: «Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю»_26.10.2020

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения...

«Использование ТРКМ как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе...