Формирование гражданской позиции учащихся.
статья

Зорабова Анна Валерьевна

«ВОСПИТАНИЕ СЕГОДНЯ. РАДИ ЧЕГО И КАК ВОСПИТЫВАТЬ.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В СТРАНЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ СЕГОДНЯ. РАДИ ЧЕГО И КАК ВОСПИТЫВАТЬ.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В СТРАНЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ»

«Если хочешь сделать ребенка хорошим-

сделай его счастливым»

«Идеи мирно уживаются в голове,

но вещи тяжело сталкиваются в жизни»

                                                  Шиллер.

«Хорошими людьми становятся больше

 от упражнения, чем от природы»

Демокрит

«Дети – жертвы пороков взрослых»

Шемякин

« Все проблемы – проблемы моральные»

     Сложно говорить о проблемах воспитания перед педагогическим коллективом, не обратившись к старым как мир  истинам.

     Теория воспитания, начиная с Яна Каменского,  мало изменилась.

 Меняются следующие составляющие:

  • социально-экономический строй;
  • социальный заказ государства на образовательные услуги;
  • морально-нравственное  состояние общества;
  • возможности учебно-воспитательных учреждений и т.д.

    Мы не будем сегодня рассматривать  теорию сущности и содержания процесса воспитания (нам бы просто не хватило времени). Все мы понимаем, что процесс воспитания – это сложный, целенаправленный,  многофакторный, длительный, непрерывный, комплексный, перспективный  процесс формирования личности.

      Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем социально-экономическом развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.(Япония)

 Понятие «воспитание» здесь употребляется  в широком смысле,  включая в себя образование, обучение и развитие.

    Воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим, его переоценка. Под опытом понимаются знания,  умения,  способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, т.е. морально-нравственное  духовное  наследие  человечества.

     Цель воспитания определяется потребностями  общества и уровня его развития, а также  зависит от способов производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей, учеников.

Каждая  педагогическая система имеет свой воспитательный идеал, свое понимание каким должен стать человек.

   Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, правовое, эстетическое воспитания, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – воспитание всесторонне и гармонически развитой, патриотической  личности, как составляющей общества , в котором приятно  жить.

    Мы, конечно, сейчас говорим о собирательном  идеальном образе  личности – как о  представлении об итоговом совершенстве человеческого рода.

В последние годы взгляды и содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись.  С большим трудом формируется национальная идея – «Воспитание гражданина», которая должна стать стержнем всей воспитательной системы. В данный момент школа переживает трудный период постижения объективной истины. Взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который  должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

  1. Реализм целей воспитания.

      Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и возможности. Средство достижения этой цели – освоение учащимся базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания –«базовая культура» личности. Это культура: экономическая культура и культура учебы и труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

  1. Совместная деятельность детей и взрослых.     

            Содержанием  работы воспитателя является формирование у детей комплекса собственных ценностей на основе совместного поиска с де- тьми лучших нравственных, духовных и культурных образцов,  идеалов  и авторитетов,  переосмысление жизненного опыта.

  1. Самоопределение.

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

Важнейший элемент содержания  воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение человека –понятие более широкое, чем профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и правовое определение.

  1. Личностная направленность воспитания.

В центре воспитательной работы должен стоять ребенок. Надо развивать их индивидуальные позитивные особенности, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших потребностей к развитию высоких        духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

  1. Добровольность.

Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены основные идеи воспитания: ни идея саморазвития (преодоления своих недостатков), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности участников воспитательного процесса. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, стремление к самодеятельности и творчеству.

  1. Коллективная направленность.

В содержании воспитательной работы надо рассматривать коллектив не только как дисциплинарное средство, но и как культурно –информационную среду.)

     

Проблемы воспитания.

     В настоящее время единство воспитательной системы подменяется краткосрочным внедрением различных проектных программ по острым проблемам, возникшим в обществе и которые не носят системный характер. В обществе произошла странная метаморфоза – образовательные средства стали образовательными целями. Еще совсем недавно было ясно, что умение читать, писать, считать – это средство, а цель в другом – в воспитании человека. Сейчас зачастую считают, что научить читать, писать, считать и т.д. – это главная цель  школы.  Отсутствие комплексной государственной идеологии и  сформированной национальной идеи привело к отсутствию единого государственного заказа в  системе образования, который должен быть сформулирован в виде ясных образовательных целей и иметь под собой определенную материально-техническую базу. Народное образование  переживает реформу перехода школ на финансовую самостоятельность со всеми вытекающими из этого последствиями.

      Провозглашенный плюрализм идеологий, государственных воспитательных программ и целей приводит к растаскиванию системы воспитания в разные, порой противоположные стороны: одни «формируют личность», другие воспитывают «индивидуальность», третьи взращивают «конкурентноспособность», четвертые «адаптируют к реальности», а исполнители пытаются соединить все эти идеи в единый конгломерат, разрабатывают воспитательные модели.  В результате анализа перспективных планов и отчетов по воспитательной работе классных руководителей вырисовывается направление , на котором построится модель воспитательной работы: « культурно-нравственная личностно – ориентированная».

      Напомним тему воспитательной работы :

« Воспитание патриотической, активной, творческой личности учащегося в условиях здоровье-сберегающих технологий в рамках концепции  «Воспитание   Юного Петербуржца 21 века». Сама концепция «Воспитание Юного Петербуржца 21 века» разработана в соответствии со следующими государственными документами, которые определяют общую стратегию  развития образования в России:

  • Федеральная программа развития образования
  • Национальная доктрина образования
  • Концепция модернизации Российского образования
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
  • Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»  и  др.

 В практике воспитания мы ежедневно сталкиваемся с проблемами:

  • Формальный подход  в проведении воспитательного процесса;
  • Противоречие между принуждением и свободой
  • Противоречие между словом и делом

 

   Характеристика  современных условий, в которых осуществляется  воспитательный процесс:

1.Социально – экономический строй  новейшей истории -  постперестроичный период, для которого  характерны черты - рыночная экономика, демократия, которую у нас  часто подменяется анархией.

2. Финансово – экономическое положение- реформа перехода образования на финансово – экономическую самостоятельность.

3.Снижение  морально-нравственного уровня.

    Наше общество называют обществом потребителей. Человек стремиться удовлетворить свои потребности с минимальными усилиями.

Наблюдается у учащихся тенденция усиления потребности в абсолютной праздности, развлечениях и желании забыться. Отсюда наркомания, алкоголизация, СПИД, сексуальная распущенность, отупение, равнодушие, инертность, агрессия, терроризм.  Воспитательная работа школа активно направлена на то, чтобы оградить наших учащихся от негативного воздействия общества.

Школа призвана препятствовать деградации,  опираясь на  искренность,  убеждения, личный пример и педагогический оптимизм и профессионализм.

Чего же мы ждем от воспитания в нынешних условиях? (ради чего?)

     Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

1. Формирование гражданской позиции – краеугольный камень любой воспитательной системы.

                            «Ученым можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

В этом направлении выделяются  три основных блока:

  • формирование бережного отношения к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям, интереса к истории, бережное отношение к природе;
  •  формирование уважения  к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну);
  • формирование чувства национальной гордости и патриотизма, чувства долга перед страной, обществом, родителями, ответственность за судьбу страны, формировать правосознание и гражданскую ответственность.

2.Профессиональная ориентация должна учитывать следующие тенденции в развитии общества:

       На данный момент наибольшей  востребованностью на рынке труда пользуются продавцы, менеджеры по продажам, высококвалифицированные экономисты, инженеры и специалисты в области высоких технологий (компьютерщики). Рабочие должны обладать высокой квалификацией, так как  используется высоко-технологическое оборудование.

      В связи с тем, что изменилась структура производства и мир стал информативно-ориентированным, появилась потребность в быстром обновлении знаний и умений и поэтому в течение жизни сегодняшние учащиеся будут вынуждены  переучиваться и менять свою профессию 4-6 раз.

       Сокращение численности населения , его старение  в Российской Федерации и появление на рынке труда конкурентноспособных иммигрантов потребуют от наших  воспитанников высокой социальной адаптации, профессиональной подготовки и толерантности.

3. Воспитание семьянина – это прежде всего поддержание семейных ценностей  и  воспитание нравственных качеств:

  • честность, правдивость, чуткость, милосердие, ответственность, трудолюбие, тактичность, вежливость, опрятность, привычка к здоровому и активному образу жизни;
  • формирование навыков общественной дисциплины и культуры общежития;
  • воспитание уважения прав и свобод других людей, интернационализм и др.

    В заключении своего сообщения хочу отметить, что воспитание –тяжелый,

кропотливый труд  и чем добросовестнее мы будем выполнять свои   воспитательские функции, тем очевиднее будут положительные результаты воспитания.

     Воспитательская работа складывается из каждодневного педантичного труда, это и:

  • еженедельная  проверка дневников;
  • ежедневный контроль за внешним видом учащихся;
  • постоянное наблюдение за поведением учащихся  ( на уроке, перемене, в столовой, на экскурсии, при проведении мероприятия и т.д.);
  • организация совместной деятельности с родителями по вопросам воспитания детей;
  • организация разумного чередования труда и отдыха;

    Все это несомненно отражается на качестве воспитательной работы и конечном результате.

    Но, дорогие коллеги, у нас с вами есть широчайшее поле деятельности для совершенствования воспитательной работы:

 

  • проводить раз в неделю классный час (на правовые, морально-нравственные, расширяющие кругозор темы и др.), беседы по секторам, подведение итогов: успеваемости, дисциплины, посещаемости  уроков; не  только записывать формально тему классного часа, а серьезно готовиться и качественно его проводить;
  • составлять своевременно перспективные планы и вести  журнал классного руководителя;
  • стимулировать посещение  учащимися кружков и студий;
  • хотя бы один раз  в четверть ходить в театр и на экскурсию;
  • оперативнее работать с проблемными учащимися;
  • активнее общаться с родителями по заявленным проблемам;
  • стимулировать активность учащихся к внеклассной работе;
  • проводить  не реже одного  открытого  внеклассного мероприятия по подготовленному сценарию;
  • своевременно подводить итоги своей работы, т.е. сдавать отчеты ;
  • заниматься самовоспитанием, самообразованием и методической работой.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

Доклад и презентация на тему "Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся"

Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».Докладчик: учитель английского языка, к...

Формирование гражданской позиции учащихся Лицея, как в урочной, так и во внеурочной деятельности

Воспитание патриотизма традиционная для отечественной педагогики  и школы задача и связана с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению культуры своего на...

«Формирование гражданской позиции учащихся во внеклассной работе по истории»

Формирование гражданской позиции учащихся – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга....

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся

В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....

«Использование ТРКМ как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе...

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...