Одаренный учитель - одаренный ученик
учебно-методический материал на тему

Загуменова Эльвира Михайловна

Анализ работы с одаренными детьми в школе за учебный год: проблемы, пути решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarenyy_uchitel_-_na_sayt.doc87.5 КБ
Office presentation icon odarennye_deti_-_kopiya.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 17.04.2013

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Одаренный учитель – одаренный ученик».

№1

В своем докладе мне бы хотелось озадачить вас достигнутыми в этом учебном году результатами, поставить проблемы, связанные с одаренными детьми в школе, и, если получится, вдохновить на будущие победы.

№2

Современное школьное образование направлено на достижение результатов. Есть у школы результаты – есть потребность в такой школе. Нет результатов – нет первоклассников на 1 сентября, нет у нас с вами работы.

№3

Почему родители стремятся попасть в определенные школы?  Потому что только эти школы дают результаты не только на городском, но и на республиканском и федеральном уровнях, о которых знают не только учащиеся и педагоги, но и родители. Эти школы являются престижными.

Любой мудрый родитель желает видеть своего ребенка успешным, а, если не смог чему-то научить ребенка – надеется на опыт педагогов, которым передаёт своё сокровище. И никакой Закон «Об образовании» не остановит родителей, если они захотят попасть в ту или иную школу.

№4

Чтобы быть на высоком уровне,  необходима слаженная работа всего педагогического коллектива, где каждый находится на своём месте, нет случайных и равнодушных педагогов, царит понимание и трудятся единомышленники, вместе переживают неудачи и радуются успехам.

№5

На сегодняшний день система работы коллектива дала сбой. Пока это на так страшно, и, возможно, не очень заметно, но что-то в нашей работе не заладилось – нужно разобраться, что именно, пока не поздно.

№6

Любой результат, любое достижение – это взаимовыгодное сотрудничество ребёнка и заинтересованного в результате педагога. О любом ли ребенке  идёт речь? Нет, не о любом. На высокий результат способны не все дети, а только мотивированные и одаренные.

№7

Что означает понятие одаренность?

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок,  который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Проблема, которая существует в любом учебном заведении: невозможность развития и обучения одаренного ребенка без развития профессионального потенциала учителя.

№ 8

Игорь Алексеевич Акимов и Виктор Васильевич Клименко в своём трактате под названием «О мальчике, который умел летать, или путь к свободе» о природе таланта пишут следующее:  «Педагогика беспомощна перед проблемой одаренных детей. Она знает, как учить средних детей, знает, как подтягивать слаборазвитых, но вундеркинд в обычной школе – гвоздь в стуле. Он вносит в класс дисгармонию. Он заставляет решать новые – причем очень трудные – задачи, к которым педагог не готов. Проще всего этот гвоздь выдернуть или так дать по нему молотком, чтоб даже шляпки не было видно.

       Как  объяснить, что им повезло? В лице одаренного ребенка судьба предложила  им норму, тот эталон на уровень которого они должны подтягивать остальных детей. Появление одаренного ребенка заставляет их решать столько задач, что уже не надо доказывать: педагогика – это творчество. Наконец, работа с одаренными – умная, спокойная, неторопливая – так их обогатит, так научит их правильно видеть детей, что они смогут узнавать одаренность без подсказки-случая, узнать их среди толпы, среди тех, кого считали обыкновенными, такими, как все.

       А узнавать их нужно непременно. Потому что, хотя одаренный – это норма, у этой нормы есть другое имя: талант. А талант не терпит суеты, не терпит спешки и конъюктуры. Он должен развиваться сам. (Ведь до той минуты, когда его открыли, одаренный ребенок развивался сам – и неплохо получалось!) Значит индивидуальный подход, осторожность и терпение, терпение, терпение».

       Игорь Алексеевич и Виктор Васильевич в своей книге доказывают, что все здоровые дети одарены в равной степени. А одаренного ребенка создает окружение, и бесталанных детей также создает окружение.

 

№9

Они же говорят об ошибках родителей, которые губят одаренность, заложенную в ребенке на корню:

  1. Ограничение двигательного режима.
  2. Дефицит общения.
  3. Дефицит совместного действия.

Пишут о том, почему многие одаренности перегорают на самом пике успешности или, так и не дойдя до своего максимума. Любого талантливого ребенка поддерживают три компонента: генотип, действие и гармония. Стоит чему-то сломаться, и успехам конец.

№10

  1. Часто подводит генотип. Какой бы не был в нем заложен могучий заряд – он не беспределен.
  2. Любое действие – это сумма игры, учения и труда. Игра ради игры быстро приедается, труд ради труда – каторжная повинность. И, только познание  не девальвируется.
  3. Человек в состоянии гармонии доволен. Он удовлетворен всем. Он затратил большие усилия – и у него всё получилось. Он  не ощущает тела – в его теле всё гармонично; у него не болит душа – он живёт в ладу с ней и каждый поступок отмеряет совестью.

№11

А теперь давайте будем конкретизировать и поговорим о наших проблемах.

В школе на 01.09.2012 года насчитывалось 1126 человек.

В школьном туре всероссийской олимпиады школьников приняло участие 289 учащихся 2-11-х классах (26%, ¼ часть от общего числа обучающихся). Вроде бы не много и не мало.

Вопрос в том:  почему в школьном туре не участвуют оставшиеся, целых 74% от общего числа обучающихся. Чем заняты они? Неужели все 74% абсолютно бездарны.

Часто мы выделяем из детского коллектива детей с высокой успеваемостью. Но это не всегда оправдывает результат – отличники не всегда демонстрируют креативность, не могут самостоятельно вести исследовательские проекты, решать нестандартные задачи, в то время как творческие учащиеся делают это успешно, а высокой успеваемостью не выделяются.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:  очень серьёзно отнестись к проведению школьного тура олимпиад. Проводить их не для галочки, а по-настоящему. Особенно, обратите внимание на своих подопечных, учителя начальных классов, когда дети еще очень открытые и активные, не боятся и любят выступать на различных олимпиадах и конкурсах. Старайтесь привлечь учащихся не только в олимпиады, но и участвовать в дистанционных конкурсах.

№12, 13, 14

Анализ итогов муниципального тура всероссийской  олимпиады школьников.

ВЫВОД: Снижение результатов, как видим, не только у нас, оно наблюдается в целом по городу. Но нам нельзя равняться на кого-то, мы в первую очередь должны соревноваться сами с собой. И на сегодняшний день – проигрываем.

№ 15, 16, 17

Итоги участия школы в республиканском туре всероссийской олимпиады школьников.

№18

Есть ли у нас задел на будущее? Каков наш потенциал?

В муниципальном туре школа получила 48 призовых мест, из них 4 призовых места не засчитано, т.к. участники набрали малое количество баллов,

 22 участника не перешли порог в 50% по качеству выполнения работы.

 15 человек из общего числа призовых мест заняли обучающиеся 11-х классов.

ПРОГНОЗ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД:

48-4-15= 29 мест .Я специально усугубляю, ситуацию, не вводя примерные цифры по будущим семиклассникам. Нынешние семиклассники заняли 10 призовых мест.

№19

Призеры муниципального тура олимпиады по нескольким предметам (7-11 классы).

Ф.И.учащегося

предмет

результат

учитель

Дьяконов Иван, 10б

Математика

Физика

Астрономия

Физкультура

2-3

2

1

1

Ахукова В.В.

Панфилова Р.М.

Панфилова Р.М.

Хисамутдинов Р.И.

Бабкина Ксения, 7а

Математика

Русский язык

Литература

1

3

3

Савин А.Н.

Михайлова Н.С.

Михайлова Н.С.

Костылев Игорь, 7а

Физика

Биология

История

1

3

2

Панфилова Р.М.

Соловьева В.В.

Костылева Р.С.

Гагарина Анастасия, 9а

География

Право

Обществознание

2

4-5

2

Данышева О.Н.

Балобанова Н.Н.

Балобанова Н.Н.

Костылева Анжелика, 9а

Право

Обществознание

1

6-9

Балобанова Н.Н.

Бузанов Кирилл, 9а

Право

Обществознание

7

5

Балобанова Н.Н.

Нестерева Алена, 9г

Биология

Удм.язык

1-2

1

Соловьева И.А.

Захарова В.Н.

Овчинников Евгений, 9г

Биология

Астрономия

1-2

2

Соловьева И.А.

Соловьева В.В.

Горбунов Глеб, 10б

Экономика

История

3

1

-

Смирнова Е.В.

№20, 21, 22, 23

Участие в республиканском этапе олимпиад.

Итоги участия обучающихся школы в республиканском туре
всероссийской олимпиады школьников

Ф.И. учащегося

предмет

учитель

резуль

тат

Городилова Ирина, 11а

технология

Завалина Н.П.

6

Андреевских Анна, 11а

экономика

-

32

Широбокова Ольга, 9б

история

Балобанова Н.Н.

8

Костылева Анжелика, 9а

право

Балобанова Н.Н.

3-4

Кудрявцева Татьяна, 10б

право

Смирнова Е.В.

8

Нестерева Алена, 9г

удм.язык

Захарова В.Н.

1

Беляев Алексей, 10а

удм.язык

Захарова В.Н.

участник

Мухаметдинов Рифат, 9в

тат.язык

Гареева Г.В.

участник

Газитуллина Ильмира, 9в

тат.язык

Гареева Г.В.

участник

Хамидуллина Алия, 9в

тат.язык

Гареева Г.В.

участник

№24

И нельзя сказать, что не готовились. В феврале наконец открылись и заработали ресурсные центры для одаренных детей – это инновационные учебные заведения по работе с одаренными детьми.

Цель деятельности: организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на развитие одаренных детей для повышения результативности делегатов от УР на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников; оказание методической поддержки педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений во внедрении в практику их работы новых образовательных технологий и форм организации работы с одаренными детьми.

Участники:

  1. Газитуллина Ильмира, 9в (рус.язык)
  2. Широбокова Ольга, 9а (история)
  3. Нестерева Алена, 9г (биология)
  4. Буркеева Аида, 9а (экономика)
  5. Сергеева Полина, 8в (литература)
  6. Салтыков Павел, 8г (биология)

Дистанционное обучение:

1) Варзегов Евгений, 11а (информатика)

Ресурсные центры расположены:

  1. по русскому языку и литературе – естественно-гуманитарный лицей г.Ижевска «Школа № 30»;
  2. по истории – гуманитарно-юридический лицей № 86 г.Ижевска;
  3. по биологии – лицей № 41 г.Ижевска;
  4. по экономике – экономико-математический лицей № 29 г.Ижевска.

По подготовке к муниципальному туру олимпиады по математике при филиале УдГУ были организованы платные курсы для учащихся 7,8-х классов. От нашей школы обучались: 22 человека (9 человек – 7 класс, 13 человек – 8 класс).

Учителя-наставники, чьи дети участвуют в проекте – возьмите их под контроль, выясните, всё ли в порядке с обучением, помогите, по возможности, с возникшими проблемами в обучении. Результат должен быть! На уровне города как минимум!

А учителям-предметникам следовало бы поощрять дополнительное обучение учащихся, в т.ч. на курсах, дистанционных олимпиадах.

№25

Неважно мы выступили на городской научно-практической конференции «Юный исследователь – 2013». От нашей школы было заявлено 9 работ, только 3 из них стали победителями.

Наша ошибка – непроведение в этом году школьного тура. А он очень важен. Именно на школьном туре вы можете получить взгляд на свою работу со стороны, получить замечания со стороны опытных коллег, которые можно будет исправить, доделать свою работу до начала городской конференции. Уже не первый год сроки проведения городской конференции не меняются, поэтому чтобы подобных проколов не было, начинайте готовиться уже сейчас.

№26

Важная форма работы с одаренными – диагностика. Совместно с педагогом-психологом Анной Игоревной мы взяли в испытуемые учащихся 4 классов. Анна Игоревна подобрала 2 диагностики: 1 – для педагога, 2 – для родителей. Данная диагностика направлена на выявление потенциала детей, которых мы принимаем из начальной школы и пока мало знаем; поможет скорректировать подход к детям, вовлечение их в учебную деятельность.

       На сегодняшний день мы не готовы познакомить вас с общими результатами по всей параллели, т.к. листы-опросники пока представил 1 класс из 5.

       Конечно, проведение диагностики не может быть одноразовым, важна динамика развития, знание возрастных особенностей, специфики, траектории развития ребенка, выявление проблем в развитии или социальной адаптации.

        Выявление одаренных детей достаточно длительный временной процесс. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, процедуры тестирования должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь контингент школьников и служить основой для корректировки учебных программ в школе, по возможности.

№27

Каков же учитель для одаренных детей?

Успешный учитель для одаренных – это прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности, интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

Отсюда следует вопрос: а существуют такие учителя в природе? Можно ли развить такие качества и умения?

Можно развивать свои личные профессиональные качества тремя путями:

  1. с помощью тренингов в достижении понимания себя и других,
  2. представление знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности,
  3. тренировки умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

№28

Исследования показали, что техника преподавания у учителей, прошедших специальную подготовку и обычных примерно одинакова. Заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными меньше говорят, меньше дают информацию, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся.

      Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

      Заметны различия в технике постоянных вопросов. Больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используют вопросы типа «Что случилось если бы…?» Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь в виду?» Они стремятся получить знания, которым хотят обучить учащихся у них самих. И они пытаются чаще понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

      Наибольшее различие в том, как осуществляется обратная связь. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе. Учителя одаренных ведут себя более как психотерапевты, они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно  и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.

      В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей для одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих  учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.

      Таким образом, одаренные дети требуют талантливого учителя. Личность учителя становится ведущим фактором обучения.

       Предлагаю учителям активно включаться в повышение своих профессиональных качеств,  и делать это по внутренней потребности, а не потому, что до срока аттестации осталось 2 года. В наше современное время есть масса возможностей, не проходя очные курсы заниматься самообразованием через такие информационные проекты, как:

- «Социальная сеть работников образования»,
- «Школа цифрового века»,

- дистанционные и модульные курсы.

№29

Я думаю, что озадачила вас своим выступлением. Надеюсь, сумела  доказать актуальность проблемы: не просто быть первыми, но и сохранять своё лидерство. И решение этой проблемы я вижу, в первую очередь, в раскрытии профессионального потенциала каждого педагога школы.

        Возвращаясь к таблицам результатов республиканского этапа всероссийской олимпиады школьников, напомню, что на протяжении нескольких лет на плечах, давайте будем конкретизировать, Балобанова Н.Н., Захаровой В.Н., Завалиной Н.П., можно продолжить список стажистов: Кашиной Н.К., Якимовой Л.Н.,  Хисамутдинова Р.И., Насыровой В.Г., держится честь, совесть и слава нашей школы.

        В чём секрет? Откуда берутся такие результаты? В системе работы! В работе без халтуры, и, порой, на износ! Результаты у названных педагогов по всем фронтам – и в олимпиадах, и в конференциях, и в конкурсах. И, если мы знаем, что Нэля Николаевна, Наталья Петровна или Валентина Николаевна участвуют где-то, в чём-то, на любом уровне это будет РЕЗУЛЬТАТ!

№30, 31


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными учениками в школе.

Примерный план работы с одаренными детьми....

Исследовательский проект на тему: "Уровень интеллекта и одаренности учеников восьмых классов"

Данная работа описывает исследования интеллекта и одаренности учеников восьмых классов. Из источников литературы сделан вывод, что понятия "интеллект" и "одаренность" совершенно разные. С помощью псих...

План работы с одаренным учеником

План работы имеет практическую направленность. Может использоваться учителем- предметником по любому предмету....

Учитель и ученик. Как наладить контакт с любым учеником на уроке

Методы экстренного педагогического реагирования...

Как проектная деятельность помогает учителям организовать учебный процесс с одаренными учениками на английском языке. http://narodjournal-preemstvennost.ru/2018/01/31/vypusk-0601-2018-chitat-2/#v0601-2018/v0601-2018

6 выпуск журнала "Народный педагогический"Тема номера: Особенности выявления и сопровождения обучающихся с признаками одаренности: детский сад-школа-ВУЗАннотация: Повышенное ...

Одаренный учитель - одаренный ученик

статья о саморазвитии педагога...

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...