Педагогический совет "Утверждение комплексно-целевой программы развития школы 2010-2015 г.г."
методическая разработка на тему

Алексеева Татьяна Петровна

В программе четко обозначены научно-теоретические основы проектирования социально-компетентносной модели образовательной системы школы. Представленная программа может быть использована в качестве организационно-созидательной основы инновационных преобразований в МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсинска

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

«Формирование социальной компетентности школьников в условиях малого города»

Преамбула

Данная программа развития предполагает проектирование и реализацию инновационных процессов, нацеленных на достижение современного качества школьного образования в соответствии с объявленной Президентом России национальной инициативой «Наша новая школа» как приоритетного национального проекта сбережения, развития и формирования инновационных человеческих ресурсов, а по существу – проект социо – культурной модернизации общества на основе и через систему образования. Программа к 2015г.станет результатом инновационной деятельности школы №16 как  муниципального общеобразовательного учреждения повышенного уровня подготовки к условиям жизнедеятельности школьников в современных условиях, реализующей инновационные образовательные проекты:

а)  в рамках программы Федерального эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования;!

б)  в соответствии с  комплексно – целевой программой развития школы по обоснованию и реализации условий, необходимых для создания такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить социально – компетентностное развитие школьников, подготовку  к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

                                  I. Аналитическая часть

 (проблемно-ориентированный анализ образовательной   ситуации в школе,

выявление основных тенденций, источников и приоритетных направлений

инновационных преобразований  в период 2010-2015 гг.)

В предшествующий период (2005-2010 гг.) основное содержание инновационного процесса состояло в преобразовании  школы из общеобразовательной средней школы в  школу   личностного роста, которая проектировалась как инновационное учреждение, имеющее общеобразовательную, предпрофильную и профильную информационно-технологическую направленность. Это порождалось факторами современных социально-экономических изменений, переходом общества в информационную фазу развития, становлением личностно-развивающей системы открытого образования. Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являлись:

 модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

— создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

  внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования. Чего удалось достичь в ходе реализации программы развития школы «Личностно – ориентированная направленность развития школы посредством внедрения различных образовательных технологий в учебно – воспитательный процесс»?

по модернизации содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе:

1.Ученический компонент в зависимости от специфики содержательной линии и особенностей реализации курсов и видов деятельности  предусматривал занятия в классе и вне его - в музее, на школьной площадке, спортивном зале, в архиве и т. п.

В качестве приоритетных направлений инновационного  поиска в 10 классах были обоснованы следующие направления:

•  обеспечение ведущей роли образовательной области «Информатика» в учебном плане 10 классов школы

•  повышение удельного веса информационных технологий как инструментальной основы  подготовки десятиклассников;

•  оптимизация структуры недельной учебной нагрузки десятиклассников за счет ученического компонента учебного плана и введения шестого развивающего дня;

•  опытная реализация технологий  дифференциации обучения в 10 класса.

•  создание условий для повышения уровня субъектности и творчества в учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Их реализация позволила получить в 10 - 11 классах следующие результаты инновационной деятельности, составившие базу для дальнейших преобразований:

.  Для десятиклассников, обучающихся по программе ТУСУРа

•  достижение уровней углубленной подготовки по математике

•  овладение аппаратными средствами информационных технологий на пользовательском уровне, а также для решения учебно-исследовательских задач по физике, математике и соответствующим прикладным сферам;

•  достижение профильных уровней подготовки по теоретической информатике и программированию;

•  пробуждение активного интереса к сферам человеческой жизнедеятельности, требующих специалистов с хорошей математической и  информационно-технологической подготовкой;

2.Создано информационное пространство в школе, которое способствует повышению информированности педагогов и их профессиональному росту

 а) Педагоги школы  повышают свою квалификацию через аттестацию.

90% педагогов на конец 2010 учебного года имеют квалификационные категории:

Год

Коли-чество

Высшая

%

Первая

%

Вторая

%

Общая

%

2007-2008

47

13

28

16

34

7

15

11

23

2008-2009

48

12

25

19

39,6

7

14,6

10

20,8

2009-2010

42

12

28,6

19

45,2

8

19

3

7

 б) Последние три года заметно возрастало число учителей, прошедших курсовую  переподготовку.

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

12

16

27

20

в) 90% педагогов школы владеют компьютерными технологиями и применяют их в работе.

г) Разработан механизм комплектования профильных классов. Ежегодно изучается спрос на образовательные услуги и создается соответствующий профиль(информационный).

д).Апробированы и внедрены современные образовательные технологии

- по созданию условий,  обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

1.Личностный рост педагогов в освоении

построения личностно-ориентированного урока

Ф.И.О. учителя

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2006-2007

2007-2008

2008-2009

На уровне учителя

На уровне учащихся

1

Орлова Р.И.

0,71

0,98

1

0,80

0,93

0,96

2

Кочегарова Т.В.

0,88

0,82

0,98

0,85

0,63

0,99

3

Ульянова Е.Г.

0,91

0,91

0,79

0,81

0,69

0,86

4

Логинова В.А.

0,99

0,93

1

0,94

0,93

1

5

Карханина Г.И.

0,65

0,75

0,90

0,60

0,78

0,89

6

Бурнашова Н.Г.

0,95

0,87

0,95

0,89

0,86

0,70

7

Беспалько О.А.

0,95

0,84

0,96

0,88

0,70

0,88

8

Веремейчик Т.Н.

0,9

0,89

0,90

0,63

0,73

1

9

Щуревич Г.П.

0,97

0,97

0,98

0,97

0,87

0,94

10

Ветрова Е.В.

0,88

0,87

0,77

0,74

0,84

0,50

11

Соловьева Т.М.

0,86

0,87

0,87

0,87

0,89

0,95

12

Григорьева Н.В.

0,89

0,90

1

0,88

0,92

1

13

Алексеева Т.П.

0,91

0,95

0,99

0,85

0,89

0,98

14

Шитенко В.С.

0,91

0,98

1

0,83

0,89

0,90

15

Авдеева Т.Д.

0,83

0,88

0,99

0,87

0,85

0,98

16

Грибоедова Т.В.

0,81

0,88

0,96

0,87

0,92

0,96

 

 

Уровень уроков личностно-ориентированной направленности качественно повысился у 56% педагогов и учащихся.

Как видим, личностный рост и учителя, и учащихся повысился более чем у половины участников образовательного процесса. Учителя школы мотивированы на разработку совместных творческих проектов: Лагерь одаренных детей (Богданова Г.И, Алексеева Т.П, Чаусова О.А, ЛевичеваТ.И.), «Школа – территория здоровья»(Алексеева Т.П, Минаутова И.В, Захарова И.Б, Крук Н.Е), «Я, коллектив, общество»(Логинова В.А),

«Интегрированный курс по изобразительному искусству» (Шитенко В.С. и коллектив учителей школы 1 ступени).Проекты уроков Соловьевой Т.М, Авдеевой Т.Д. отправлены в газету «1 сентября» на «Фестиваль открытых уроков».

                                                           2.Личностный рост учащихся

Разработана и внедрена в практику программа развитие ОУУН

Внедрены технологии дифференцированного обучения, развивающего обучения

Внедрены технологии проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения

Результаты  обучения оцениваем не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками

Внедрены вариативные программы, учебники, технологии, за счет факультативов, спецкурсов расширен спектр образовательных услуг

Широко используем диалоговые формы обучения, технологии сотрудничества с учетом субъектного опыта учеников. Что мы имеем?

Личностный рост учащихся исследовался по12 параметрам:

Личностный рост учащихся по 8 параметрам повысился более, чем  у 50% учащихся и по 4 параметрам повысился менее, чем у 50% учащихся. Но в любом случае динамика личностного роста учащихся положительная.(См. розовый+ красный цвета диаграмм).

-по внедрению технологий здоровьесбережения и обеспечению медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Реализована подпрограмма «Здоровье». Эта категория для педагогического коллектива стала как профессиональной , так и личностной ценностью. Заметно повысилась информированность и технологическая грамотность учителей в вопросах здоровьесбережения. Разработана и внедрена система критериев и показателей качества медико – социально – психолого – педагогического сопровождения. Психологическое сопровождение деятельности учителя включает в себя консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе. Выше было уже отмечено повышение профессионального методического уровня педагогов( в том числе и педагогов – психологов) через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, научно – практических конференциях ,реализацию программы развития. Изучены и внедрены методические рекомендации по организации предпрофильного и профильного обучения .

Что дала нам работа по реализации комплексно-целевой программы?

  1. Личностный рост всех участников образовательного процесса.
  2. Увеличение качества знаний за 5 лет с 37% до39%, хотя в 2010 году оно упало до 39%
  3. Индивидуализация образования позволила выйти на Международные, Всероссийские, межрегиональные, региональные муниципальные олимпиады, конкурсы, проекты. Только в 2008 г. приняло участие и отмечено в:

- Международных – 60 учащихся;

- Всероссийских – 59 учащихся;

- Межрегиональных –  2 учащихся;

- Региональных – 11 учащихся;

- Муниципальных – 26 учащихся.

Занято 3 призовых места во Всероссийском конкурсе:  «Молодежный филологический чемпионат» - 2 и Молодежный чемпионат «Старт» - 1.

  1. Увеличение количества педагогов, прошедших курсовую подготовку.
  2. Увеличение количество аттестованных педагогов с 77% до 90%
  3. Увеличение количества дисциплин охваченных муниципального мониторинга.
  4. Удержания количества детей систематически не посещающих школу на уровне 0,4%.
  5. Уменьшение количества правонарушений и преступлений учащимися школы.
  6. Увеличение количества уроков с применением компьютерных технологий с 3% до 10%.
  7. Увеличение уроков учителей, использующих персональные компьютеры с 2% до 14%.

Выводы:

  Работа по реализации комплексно – целевой программы развития школы: «Личностно – ориентированная направленность развития школы посредством внедрения различных образовательных технологий в учебно – воспитательный процесс» признана на достаточном уровне, она  явилась серьезной вехой для работы в новых условиях развития системы общего образования, определенные национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» с 2011 г.

                                         Проблемное поле анализа

Противоречия, требования и ограничения внешней среды, перспективы развития

Противоречия

Требования и ограничения внешней среды

Перспективы развития

Создана ресурсная база школьного образования на информационно-технологической основе, но не достигнут компетентностный уровень освоения содержания образования

Компетентностный подход провозглашён теоретико-практической основой модернизации образования, но не разработаны необходимые технологические решения, нормативная и программно-методическая документация

Избрать в качестве стратегического приоритета инновационной деятельности школы  технологический аспект реализации компетентностного подхода в школьном образовании, обосновать факторы его эффективности в школе

Сформирована практика построения учебного процесса в  школе по схеме предпрофильной  подготовки, но  не обеспечивается  индивидуальный образовательный маршрут обучающихся

В Концепции модернизации образования и в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования определена в качестве ключевой идея индивидуализации обучения посредством системы, включающей предпрофильную подготовку в 9 классе и профильное обучение в 10-11 классах; разработана модель базисного учебного плана для условий профильного обучения (срок введения: 1.09.2011________уч. год)

Определить важнейшим приоритетом преобразований приведение школьной практики профильной дифференциации обучения в соответствие с Федеральной концепцией и новыми нормативами, предусматривающими предпрофильную подготовку 8 -9 классы и профильное обучение 10 -11 классы, а также усовершенствование учебного плана , разработку необходимого программно-методического обеспечения и локальных актов, обеспечивающих индивидуальный образовательный маршрут  обучающихся

Инновационная деятельность педагогов школы как инновационного учреждения реализуется на ресурсных уровнях:  городском- формирование информационной культуры педагогов и личностной информационной картины мира обучающихся), локальном (апробация учебников и технологий нового поколения), но остается низкой степень её взаимосвязи с учебно-исследовательской деятельностью школьников, которые еще не всегда оказываются в позиции субъектов инновацион-ных преобразований в школе

В современной педагогической теории признается необходимость повышения субъектности обучающихся в различных видах деятельности, в так называемой инновационной, способной объединить творческие потенциалы учащихся и педагогов

Необходимо создавать условия для соединения инновационных педагогических преобразований и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, предусматривая содержанием последней разработку проектов дидактической направленности, учебных справочно-информационных материалов и т. п.

Созданы звенья психологической службы школы, обслуживающие начальную школу и две ступени школьного образования, но еще не сложился единый  Центр содействия соматическому и психическому здоровью школьников

В объявленной Президентом России национальной инициативе «Наша новая школа» в ряду условий повышения качества общего образования называет сохранение и укрепление здоровья обучающихся, организацию мониторинга его состояния, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой

Продолжить работу по программе «Здоровье», объединить классных руководителей, психологов, социального педагога, учителя биологии, физической культуры, тренеров СК «Альфа», медицинского работника, школьное ученическое самоуправление, педагогов дополнительного образования, работников  школьной столовой

Осуществлена большая работа по развитию профессиональной компетентности педагогов в сфере воспитания, но ещё не выстроена целостная система воспитания у школьников способности к самоопределению в социокультурных ценностях, хотя и реализуются отдельные её компоненты

Как одно из значимых направлений проекта «Наша новая школа» признается необходимость побуждения учащихся к ценностному самоопределению, для чего предлагается использовать нравственный потенциал искусства, русского и иностранного языков, истории, права, а также дополнительного образования детей

Определить как приоритет инновационных преобразований в сфере воспитания формирование воспитательного пространства, благоприятного для самоопределения обучающихся в социокультурных ценностях

Преобразована организационная структура управления школой и система методической работы в логике инновационных требований, но не выстроена система работы с персоналом, нацеленная на становление их профессионального достоинства

В современной психологии труда признается, что важнейшим смыслом для трудящегося человека является утверждение своего профессионального достоинства, значимости своей жизни в сообществе профессионалов. В свою очередь становление профессионального достоинства как обретение психологического ощущения собственной значимости, чувства сопричастности с сообществом профессионалов является необходимым условием успешности инновационных преобразований

Предусмотреть построение системы работы с персоналом школы, обеспечивающей становление их профессионального достоинства и восхождение на уровень  зрелости профессионала-мастера

                                 

II.Научно-теоретические основы проектирования программы

 «Формирование социальной компетентности школьников в условиях малого города»

Основные положения компетентностного подхода, составляющие понятийную базу инновационных преобразований в школе.

1. Компетентностный подход - это видение и понимание сущности образования сквозь призму базовых понятий - компетенции и компетентности.

Этот подход отражает потребности социума в выпускниках, способных практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Эта способность зависит не только от получения знаний, умений и навыков, не только от обученности выпускников, от их функционально-предметной подготовки. Эта способность обусловливается приобретением дополнительных свойств человека. В частности, она опирается на более ценностный опыт решения проблем и выполнения различных деятельностей, чем тот, который обучающиеся приобретают в условиях массового традиционного обучения.

Предполагается, что результатом образовательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально-грамотный ученик, но компетентная личность.

Она будет способна продуктивно и ответственно решать проблемы в сферах учения и познания, обработки информации и коммуникации, личностного саморазвития и обеспечения собственной жизнедеятельности, в ценностно-смысловой и социально-трудовой сфере.

Предполагается, что компетентной личности присуща интегральная (целостная) компетентность, которая включает в себя такие частные виды, как: ценностно-рефлексивная, социально-продуктивная, коммуникативная, информационно-технологическая, личного самосовершенствования, учебно-познавательная, общекультурная.

2.  Любая компетентность - это психологическая характеристика человека, структура его сознания. Как психологическое образование компетентность включает ряд составляющих (компонентов): мотивационную (эмоциональная окраска потребности); когнитивно-операциональную; ценностно-смысловую; коммуникативную; поведенческую.

3.   Образование, нацеленное на воспитание компетентной личности, называют компетентностным и рассматривают как дополняющее личностно- ориентированную направленность образования (В. А. Болотов, В. В. Сериков).

               4. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. (Из президентской инициативы «Наша новая школа»).

Современная экономика ориентирована на кадры, которые намного превосходят показатели образования большинства выпускников как средней, так и профессиональной школы. Очевидно и то, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности и социальной жизни являются не только знания, но так называемые компетенции, проявляющиеся в умении и готовности решать жизненные и профессиональные проблемы.

Для взаимодействия человека с обществом важны социальные компетенции, которые содержат: социальные знания  (знания об обществе и процессах в нем происходящих), социальные умения (умение жить в обществе), социально-личностные качества личности. Для их формирования необходима сформированность ключевых компетенций. Ключевыми компетенциями в сфере общего образования являются следующие (по А. В. Хуторскому):

1)   Ценностно-рефлексивная (смысловая) компетенция.

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, рефлексировать, проводить гуманитарную оценку своих решений и действий. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2)   Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3)   Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добывания знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4)   Информационно-технологическая компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5)  Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени

обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6)  Социально-продуктивная компетенция. Означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7)   Компетенция личностного самосовершенствования.

Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Ключевые компетенции характеризуются следующими характерными признаками (по А.В. Хуторскому):

-  они многофункциональны и относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни, достигая при этом важных целей и обеспечивая решение сложных задач в различных жизненно-практических ситуациях;

-  они надпредметны, междисциплинарны и применимы в различных ситуациях, причем не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.;

-  они формируются на основе достаточного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.;

- они многомерны и включают в свой состав различные умственные процессы, интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл;

• все компетентности требуют различных типов действия, а именно: действовать автономно и рефлексивно; использовать различные средства интерактивно; входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.

Формирование способности реализовать компетенции (то есть владеть ими) происходит в процессе усвоения соответствующего содержания образования, которое должно конструироваться на компетентностной основе. При этом элементами содержания образования являются ключевые (базовые) и предметные компетенции, а также личностные функции.

Предполагается, что проектируемое на данной основе  образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции обучающегося будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Схема формирования социальной компетентности

Социальные знания, основаны на интеллекте учащихся, социальные умения и навыки связаны с деятельностью, ее организацией, целеполаганием, достижением результатов и социально-личностные качества предполагают качества личности, повышающие ее эффективность, способствующие ее социальной успешности, конкурентоспособности.

Социально-личностные характеристики:

Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:

• духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

•  мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;

•  коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

-креативность - как желание и способность создавать что-либо, способное повлиять на отношения с другими людьми; созидательность и конструктивность мышления.

- толерантность - как терпимость к окружающим, способность принимать такими, какие есть и желание понять их;

-  адаптивность — как способность приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам;

- уверенность в себе в условиях неопределенности - как способность рассчитывать на свои знания, умения и опыт в ситуациях с неясным ходом событий, и тем более неясным итогом;

-ответственность - как способность отвечать за поступки и действия, слова, а также за их последствия. 

III. Концептуально-прогностическая часть

(описание замысла изменений, нового состояния школы

(«на выходе»), логики, этапов и сроков инновационных

преобразований в период 2010-2015 гг.)

 Основные идеи развития школы №16 на 2010 -2015 г.г. и предвосхищаемый образ ее выпускника

Выстраивая новую концепцию развития школы на 2010 -2015г.г., мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению предвосхищаемого образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции : Ценностно-рефлексивная (смысловая), общекультурная,  учебно-познавательная , информационно-технологическая , коммуникативная , социально-продуктивная , компетенция личностного самосовершенствования и качества личности.  Формируя социально -  компетентностную личность условно объединим названные компетенции в группы:  предметно-информационные компетенции предполагают умение работы с учебной информацией, критическое ее восприятие, преобразование ее из виртуальной в вербальную и наоборот. Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.

Замысел изменений состоит в том, чтобы, войдя в режим «развития», способствовать трансформации школы в состояние, характеризующееся наличием условий для становления каждого обучающегося как компетентной личности, способной к самоопределению в социокультурных ценностях.

Миссия школы состоит в создании условий для воспитания обучающихся как компетентных личностей, обладающих интегральной компетентностью, которая является фактором их субъектной позиции в пространстве культурных ценностей и самореализации в информационном обществе.

Общие цели  социально -  компетентностной образовательной системы школы предусматривают формирование нового уклада жизни, соответствующего целевым характеристикам компетентностного образования:

а) для обучающихся - освоение целостного состава компетенций - личностных, ключевых, междисциплинарных, предметно-функциональных (внешний уровень); становление интегральной компетентности обучающихся, способных самостоятельно и ответственно решать жизненно-практические проблемы (внутренний уровень);

б) для педагогов - овладение новыми компетенциями, обусловленными ситуациями развития личностей обучающихся и особенностями взаимодействия с ними в компетентностно-ориентированном педагогическом процессе (внешний уровень); преобразование профессионально-личностной компетентности педагогов адекватно новым компетенциям (внутренний уровень).

                                         Направления формирования социальных компетенций.

                                                                                    Схема

Содержание школьного компетентностного образования включает:

а)  на внешнем уровне - саморазвитие обучающихся (фиксирует перечень компетенций и способов взаимодействия с педагогами в  социально – компетентностном  педагогическом процессе) и самообразование педагогов (фиксирует состав техник поддержки обучающихся в ситуациях освоения компетенций);

б)  на внутреннем уровне — компетентностный опыт обучающегося (опыт реализации личностных функций; опыт осуществления ключевых компетенций - ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационно-технологической, коммуникационной, социально-трудовой, креативно-преобразовательной; опыт выполнения междисциплинарных и предметных компетенций, зафиксированных в государственных образовательных стандартах); профессионально-личностный опыт педагога (опыт профессионально-нравственного поведения; опыт творчества и инновационных преобразований; опыт эффективной коммуникации; опыт рефлексии).

Механизмы реализации программы развития на основе целевых программ:

1.   Обновление качества образования.

2.   Повышение эффективности кадрового обеспечения.

3.   Материально-техническое и финансовое обеспечение системы.

4.   Безопасная образовательная среда.                                                     

5.   Здоровье.                                                                         

6.   Развитие образовательной среды для особых категорий детей.

7.   Интеграция общего и дополнительного образования.

8.   Ресурсное обеспечение социальной деятельности учащихся.

9. Реструктуризация муниципальной образовательной сети в контексте социального партнерства,  информационного пространства, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

 Стадии инновационного процесса

Преобразование средней школы №16 будет осуществляться в форме инновационного процесса, характеризующегося логикой, этапностью, специфическим содержанием и управлением. Инновационный процесс включает две стадии.

Цель первой стадии (2010-2011 гг.) состоит в создании предпосылок инновационных преобразований. В связи с этим на данном этапе (2010-2011 гг.) будут активизированы факторы преобразования школы в условиях реализации режима развития. В частности, будут созданы условия для повышения степени открытости и вариативности учебно-воспитательного процесса, расширения возможностей индивидуализации и дифференциации обучения. По плану работы  школьных методических объединений  будет продолжено освоение педагогами и использование в практике передовых технологий: уровневой дифференциации (русский язык, химия, биология, математика), игрового моделирования (физика, химия), элементов компьютерной поддержки обучения (математика, иностранный язык, география, биология), развивающего обучения в начальных классах (по Л. В. Занкову).

Особое значение в контексте предстоящих преобразований будет иметь расширение способов дифференциации обучения в основной школе: углубленное изучение предметов через факультативные и элективные курсы, предпрофильное  и подготовка к профильному обучению через систему профтехобразования среднего специального и высшего образования.

Расширится опыт профильной дифференциации учебной работы в 10-11 классах, который в дальнейшем составит фундаментальную основу   профильного обучения.

Кроме того, на данном этапе необходимым  станет осознание педагогами необходимости освоения и введения в учебный процесс информационно-компьютерных технологий для усиления открытости образования. Это  будет достигнуто посредством обсуждения проблемы на заседании научно-методического совета (НМС), путем презентации опыта обучения с компьютерной поддержкой, показа школьными методическими объединениями математики и информатики, географии, истории, физики  преимуществ учебного процесса с использованием информационно-компьютерных технологий, открытой поддержки учителей, применяющих компьютеры в образовательной практике. Благодаря  и этому произойдет конкретизация проблемы для инновационно-поисковой работы, связанной со становлением и развитием информационной культуры педагогов и учащихся.

На втором этапе ( 2012-2015г.г.)  будет  осуществлено проектирование и «запуск» программы «Формирование социальной компетентности школьников в условиях малого города»

- подготовка ресурсного обоснования преобразования;

              - переработка Устава школы

-   разработка программы развития средней общеобразовательной школы на период (указать сроки);

- проектирование учебного плана ежегодно

-  разработка локальных актов

-  дидактико-технологическая подготовка к началу первого учебного года.

При этом в качестве главных задач школы  намечены следующие:

• содействие повышению интеллектуального потенциала общества;

• становление и развитие информационной культуры обучающихся;

• подготовка к продолжению образования в профессиональных средних и высших учебных заведениях, системе профтехобразования;

•  профессионально-профильное самоопределение учащихся школы (на базе предпрофильного обучения);

•  создание условий для развития и саморазвития личности обучающихся, для предрасположения к обучению на базовом уровне;

•  создание условий, благоприятных для укрепления физического и нравственно-психического здоровья детей, обучающихся .

•  инновационно-поисковая деятельность, связанная со становлением и развитием школы;

•   профессиональное развитие руководящих и педагогических специалистов школы в соответствии с потребностями и перспективами ее становления и развития.

Ведущим средством решения главных задач избран компетентностный подход образовательного процесса, реализующий образовательные программы двух видов:

1)  общеобразовательные программы  начального(1-4классы), основного (5-9 классы) и среднего (полного) образования (10-11 классы);

  Профильное обучение предусматривает следующие курсы:

а)    базовые общеобразовательные курсы (курсы, обязательные для всех учащихся во всех классах);

б)   профильные курсы (курсы повышенного уровня, фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность дальнейшего профиля обучения в профессиональных средних и высших учебных заведениях, системе профтехобразования;

в)   элективные курсы (обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав предпрофиля обучения в 8-9классах школы). Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

•   Элективные курсы в системе предпрофильного обучения реализуют широкий спектр функций и задач:

а) являются «надстройкой» профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения учебного предмета способными учениками, предлагая им дополнительные главы содержания и виды задач по предмету («дополняющие профиль»);

б)   обеспечивают межпредметные связи внутри профиля и дают возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне («расширяющие профиль»);

в)   помогают учащимся, изучающим учебный предмет на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне («повышающие результат»);

г)    ориентированы на приобретение обучающимися образовательных результатов, востребуемых  на рынке труда («практико-ориентированные курсы»);

д)   имеют «внепредметный» («надпредметный») характер для удовлетворения познавательных интересов обучающихся, лежащих вне круга выбранного ими профиля обучения («вне-профильные курсы»).

Словарь терминов

Ситуация социализации - это вид педагогической ситуации с социальной доминантой, которая ставит ученика в новые условия, побуждая выбирать ценностные основания 'своего поведения, искать смысл происходящего, принимать ответственное решение, овладевая тем самым социальным опытом. При этом возникает возможность попробовать испытать себя, проявить инициативу, войти в сферу отношений с другим человеком, оценить жизненную позицию и себя в ней, уметь понять и принять другого, сделать вывод из собственного опыта, наметить жизненную программу.

Социальная практика — это особый вид деятельности, направленный на приобретение учащимися социальных навыков и умений в решении общественно значимых проблем.

Задачи социальной практики:

1.  Организация социально значимой деятельности в открытой среде, направленной на удовлетворение социальной, культурной, образовательной потребностей личности.

2.  Воспитательная помощь личности в развитии, самореализации, социальном самоосуществлении, в продуктивном выполнении социальных ролей гражданина, профессионала, семьянина.

3.  Социальная адаптация личности средствами культурного досуга, трудовой занятости, дополнительного образования, других видов общественно ценной и личностно значимой деятельности.

 Изменения в организационной структуре управления.

В этой части инновационных преобразований будет продолжаться развитие базисной для школы линейно-функциональной структуры управления проектными группами, обеспечивающими разработку, освоение и введение в  практику педагогических новшеств в соответствии с целями и содержанием  исследовательской и опытно-экспериментальной работы. В связи с этим будет создаваться матричная структура управления формированием интегральной компетентности в условиях профильного обучения. Матричная структура будет ' включать: Управляющий совет  школы (предназначенный для выработки управленческих решений для всей школы в части организации компетентностного образования и профильного обучения); совещательные структуры локального уровня (функционирующие при каждом заместителе директора школы и вырабатывающие управленческие решения по курируемым ими направлениям); заседания ШМО; проектные группы (из педагогов разного профиля, разрабатывающих вопросы организации и мониторинга компетентностного образования и профильного обучения в школе применительно к реализуемым профессиональным направлениям - преподаваемые учебные предметы, профильные и элективные предметы).

В связи с развитием организационной структуры управления школой будет разработана необходимая правовая база в виде соответствующих локальных актов.

Обновление требований к участникам образовательного процесса.

В школе будут обучаться дети, не имеющие медицинских противопоказаний относительно обучения и психофизической нагрузки.

В первый класс  будут приниматься дети 6,5 -7-летнего возраста, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, проживающие преимущественно вблизи школы. Для зачисления в школу родители (лица, их заменяющие) предоставляют следующие документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка, паспорт одного из родителей (законных представителей), медицинскую карту, копии медицинского  полиса и  пенсионного страхового, справку о составе семьи, справку с места жительства.

Прием учащихся в 5—9 классы будет осуществляться при условии:

- наличия свободных мест;

-  наличия личного дела учащегося, медицинской карты, заявления родителей (лиц, их заменяющих);

- успешного обучения в предыдущий период.

Учащиеся будут переводиться в следующий класс при наличии положительных оценок по всем предметам, включенным в учебный план, а также не успевающие по одному предмету(условно).

Прием учащихся в 10 классы школы будет осуществляться на основе документа (аттестата) об образовании за 9 класс на основании нового  Законом РФ «Об образовании»

Развитие системы управления школой

Управление школой будет осуществляться в соответствии с новым  Законом РФ «Об образовании», Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности на основе принципов самоуправления коллектива и единоначалия.

По мере развития в школе будет продолжаться становление инновационной управленческой модели, соответствующей особенностям образовательного учреждения и реализующейся через структуры и подразделения, охватывающие различные направления инновационной деятельности.

Приоритеты преобразований:

•  конструирование и реализация школьной образовательной программы, раскрывающей содержательно-целевые, логико-структурные, процессуально-технологические, программно-методические, ресурсно-кадровые аспекты  компетентностного образования в школе;

•  построение основ системы здоровьеформирующего образования обучающихся;

•  реализация на старшей ступени развернутой системы компетентностного обучения, опирающейся на предпрофильную подготовку и пропедевтическое освоение обучающимися информационно-коммуникационных технологий;

•  модернизация системы управления персоналом школы в контексте поддержки профессионального достоинства работников и создания условий для становления коллективного педагогического субъекта;

•  обоснование и построение воспитательного пространства самоопределения обучающихся социокультурным ценностям.

                                    IV.Ресурсная часть программы

Вид ресурсов

Содержание ресурсного обеспечения преобразований

Нормативно-правовые ресурсы

1. Утверждение планов ОЭР на НМС. Приказы по школе.

2. Утверждение учебных программ, отчетов ОЭР, технологических проектов на ПС и НМС.

3. Локальные акты о комплектовании профильных классов и групп предпрофильной подготовки.

4. Положение о деятельности творческих групп.

5. Положение о психолого-педагогическом консилиуме.

6. Отчеты о ходе ОЭР.

7. Модель календарно-тематического плана на компетентностной основе

Мотивационные ресурсы

Активизация факторов, обеспечивающих эффективное развитие школы:

1.  согласованное понимание требований к школе и их изменение в будущем;

2.  принятие коллективом целей развития школы;

3.  информированность участников преобразований о результатах развития (их оценка);

4.  пропаганда и стимулирование ППО, направленного на развитие учреждения

Финансовые ресурсы

1 . Обеспечение финансирования из  средств субвенции школы на закупку необходимой литературы;

2 . Обеспечение финансирования из  средств субвенции школы закупки учебного оборудования для учебных кабинетов;

3 . Обеспечение  оплаты  труда командировок по изучению ППО, исследовательских материалов;

4. Расходы на проведение ежегодных педагогических чтений;

5.Расходы на подготовку, оформление и тиражирование научно- и учебно-методических разработок по направлениям преобразований

Материально-технологические ресурсы

1.    Приобретение современной научной и учебно-методической литературы;

2.    Оснащение учебных кабинетов физики, химии, информатики дополнительным современным оборудованием, обеспечивающим компе-тентностный уровень освоения содержания образования;

3.   Поддержание в рабочем состоянии аппаратных средств и оборудования обеспечения: ноутбук (1 ед.), цифровой фотоаппарат (2 ед.), цветной лазерный принтер (1 ед.), струйный фотопринтер (2 ед.),  видеокамера (1 ед.), компьютеризированное рабочее место для видеомонтажа (1 ед.), мультимедийный проектор (2 ед.), компьютеризированное рабочее место ученика (22 ед.), компьютеризированное рабочее место учителя (2 ед.),  комплект сетевого оборудования; сканерМФУ-2

Научно-методические ресурсы

1.  Проведение обучающих семинаров, консультаций по теме ОЭР, по ознакомлению с едиными правилами составления и оформления ком-петентностной учебно-технологической документации;

2.   Изучение опыта организации предпрофильного и профильного обучения в эффективных ОУ;

3.  Проведение творческих и практических семинаров по обучению педагогических работников школы современным образовательным технологиям, способам взаимодействия в инновационных процессах

Кадровые ресурсы

1.  Консультация участников образовательного процесса по вопросам социально – компетентностного образования.

2.  Создание условий для роста научной квалификации и квалификационных категорий работников;

3.  Целенаправленное повышение квалификации работников  ИИПКРО и прочих курсах повышения квалификации

Организационные ресурсы

1.   Создание творческих групп по разработке учебно-технологических материалов;

2.  Подготовка макетов планов работ школы, групп с учетом направлений программы развития;

3.  Подготовка планов ОЭР по каждому этапу инновационных преобразований;

4.   Внутренняя и внешняя экспертиза разработанных материалов;

5.   Разработка планов работы школы с учетом программы развития;

6.  Организация работы управленческих структур с учетом оперативной корректировки деятельности педагогической системы

V. Процессуально-технологическая часть программы развития

Содержание проектируемых действий

Сроки

Ответственные

I

1-й этап. Активизация инновационных преобразований (подготовка к работе по новой комплексно – целевой программе развития)

2010-2011

1

Инновационные процессы в рамках реализации комплексно – целевой программы развития школы  по совершенствованию содержания и структуры общего образования:

А).Определены темы работы  школьных методических объединений:

- Формирование социальной компетентности учителями школы I ступени.

- Формирование здоровье сберегающей компетентности учащихся.

- Формирование речевой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

- Формирование ключевых компетенций в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.

- Формирование информационной и учебно – познавательной компетентности учащихся в процессе преподавания естественных наук.

Б).Определены темы самообразования учителей(см. Приложение)

В).Определены темы спецкурсов,факультативов:

-«Подготовка учащихся к проектной деятельности» -3кл. (Грибоедова Т.В, СемкивМ.В.)

- «Детская риторика» - 2кл. (Рязанова Л.А, Кузнецова А.Л.)

- «Правовое воспитание учащихся через анализ художественных произведений» - 1кл..(Илютченко Н.А, Катай Е.А.)

- «Привет, Германия»- 9,10 кл. (Бурнашова Н.Г.)

- «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» - 9кл. (Кочегарова Т.В.)

- «Русское правописание: орфография и пунктуация» - 10,11кл. (ОрловаР.И.,Кочегарова Т.В, Самущик М.П.)

- «Этическая грамматика» – 6 кл. (Соболева У.А.)

- «Речевой этикет» – 7 – 8 кл. (Ульянова Е.Г.)

-«Математика на компьютере»  -10кл. (Кургина Т.Л.)

-«Введение в алгебру и анализ» - 10кл. (Кургина Т.Л.)

-«Математическая мозаика» - 9кл. (Кургина Т.Л.)

-«Практическая геометрия» - 9кл. (Кургина Т.Л.)

-«Решение задач на языке программирования»- 10,11кл. (Григорьева Н.В.)

-«Решение уравнений и неравенств по модулю» -  10кл.(Логинова В.А.)

-«Решение уравнений и неравенств с параметром» 10кл.(Логинова В.А

- «Пропедевтический курс химии» - 7кл. (Авдеева Т.Д.)

- «Химия клетки»  -10,11кл. (Авдеева Т.Д.)

- «Решение расчетных задач» – 9кл.(Авдеева Т.Д.)

- «Строение материи» – 9кл. (Соловьева Т.М.)

- «Плазма – четвертое состояние вещества» - 11 кл. (Соловьева Т.М.)

- «Фундаментальные эксперименты в физической науке» -11кл. (Соловьева Т.М.)

-«Выживание в автономных условиях» - ОБЖ,7кл.(Захарова И.Б.)

-«Основы научных знаний игры в баскетбол» 11кл.(Захарова И.Б.,Крук Н.Е.)

-«Адаптация в социальной среде» 6кл.ОБЖ.(Крук Н.Е,)

-«Ритмическая гимнастика» 11кл. .(Крук Н.Е,)

-«Судья инструктор по футболу» 8кл. .(Крук Н.Е,)

Г).Разработка и апробация курсов:

- «Социология»

- «Тайны кабинета географии» -6 кл.(Ветрова Е.В.)

-«География – это профессия» -7 кл.. (Ветрова Е.В.)

-«Экономика без тайн.» -9 кл. (Ветрова Е.В.)

-«Играйте на здоровье» 1-4 кл. (Минаутова И.В.)

-«Решение уравнений и неравенств по модулю» -  10кл.(Логинова В.А.)

-«Решение уравнений и неравенств с параметром»- 10кл.(Логинова В.А

-«Решение познавательных задач по истории России»-11 (Веремейчик Т.Н.

- «Историческое краеведение» -8-10кл (Слюсарчук Н.Д.)

Д). Программа инновационных преобразований по теме «Формирование информационной культуры педагогов и учащихся как условие открытого образования»:

- разработка календарно-тематического плана

- информационные технологии -9 кл.;

- информатика и информационные технологии — 10 кл.

2010

2010

2010

Алексеева Т.П.

рук. ШМО

Учителя -  предметники

Богданова Г,И.

Богданова Г.И.

Алексеева Т.П.

2

- «Информационные технологии. Программа разноуровневого обучения для учащихся 8-9 классов»;

- «Основы информатики и информационных технологий. Программа разноуровневого обучения для учащихся 10-11 классов»;

 -«Информатика. Программа для 5-7 классов»;

- разработка и апробация факультативов:

- «Решение задач повышенной трудности»;

  - разработка и апробирование в форме курсов дополнительных образовательных услуг:

- «Информатика в тексте и графике»;

- модифицирование и апробация программ: «Промышленная и художественная обработка тканей, конструирование одежды. Имиджелогия. 8-9 кл.»; «Общественное питание. 8-9 кл.»;

- разработка и введение предметных кружков и факультативов: «Вязание»; «Мягкая игрушка»; «Основы рационального питания»

3

Психологическая поддержка учащихся начальной школы:

-разработка и внедрение программы «Интеллект» для учащихся 1-2 классов;

- внедрение программы «Психологическая азбука» для учащихся начальных классов;

- разработка и использование программ на песке «Зодиакалия», «Страна чудес» для учащихся начальных классов;

- разработка и использование программы «Гендерное развитие» для учащихся начальных классов

2010

Левичева Т.И.

II

2-й этап. Запуск компетентностной модели школьного образования (переход в режим «развитие развития»)

2011 -2015

1

Освоение научных основ и технологий компетентностного подхода в образовании:

- построение теоретической модели компетентностного образования .

- подготовка педагогов и руководителей школы к реализации компетентностной модели школьного образования: проведение серии из 4 обучающих семинаров;

- подготовка презентационных материалов педагогической выставки по теме «Компетентностный подход - основа  новой образовательной политики образования»;

- проектирование «схемы» календарно-тематического плана (рабочей программы) в контексте компетентностной образовательной модели;

- разработка компетентностно-ориентированного учебного плана школы на 2011/12уч. год;

- проведение цикла триместровых педагогических советов для разработки тактики вхождения в компетентностную модель школьного образования:

а) учебно-познавательная компетентность обучающихся: состав и средства формирования;

б) формирование ценностно-рефлексивной и коммуникативной компетентностей обучающихся: потенциал школьного образования; в) формирование информационно-технологической компетентности обучающихся: наши достижения и проблемы;

- проведение педагогических чтений по проблеме «Компетентностный подход - основа  реализации комплексно – целевой программы развития школы: содержание, технологии, подготовка кадров»

2011

 2011

 2011-2012(1 раз в четверть)

Май 2011

Август 2011

Ноябрь 2011

Январь2012

Март 2012

Август 2012

НМС, Орлова Р.И.

Алексеева Т.П. Орлова Р.И.

Рук. ШМО

Алексеева Т.П.

Творческая группа

Алексеева Т.П.

Орлова Р.И.

Творческая группа

молодых педагогов

Администрация

2

Разработка научных основ формирования профессионального достоинства педагогов школы:

- исследование природы и уточнение сущностных характеристик профессионального достоинства педагога

- построение теоретической модели процесса формирования профессионального достоинства педагогов школы в системе методической работы ;

- опытно-экспериментальная работа по построению и реализации системы методической работы, нацеленной на формирование профессионального достоинства педагогов школы, и разработка адекватных технологий управления персоналом

2011

2012

2012

Чаусова О.А.

Орлова Р.И.

Богданова Г.И.

3

Развитие психологической службы школы как «ядра» будущего центра «Здоровье обучающихся»:

- введение организационных механизмов усиления взаимодействия психологов, работающих на разных ступенях школы (общий

план, включенность в ОЭР школы, отчетность перед НМС и т. п.);

- укрепление инструментальной базы психологической службы;

- формирование методик диагностики параметров интегральной компетентности обучающихся и средств компьютерной обработки диагностических данных (по ступеням школьного образования);

- обоснование миссии психологической службы в структуре школы деятельности школьного центра «Здоровье обучающихся»;

- разработка и использование программы психолого-педагогических мероприятий для учащихся 11 классов в период подготовки к ЕГЭ «Путь к себе»;

- разработка и использование профориентационной программы «Я и моя профессия»

2012

Психологи

Чаусова О.А.

Левичева Т.И.

Чаусова О.А.

Чаусова О.А.

4

Подготовка материалов, обобщающих опыт школы по  дифференциации и индивидуализации учебного процесса:

- издание сборника материалов школьных педагогических чтений ( 2015 г.);

- подготовка к изданию сборника материалов педагогических чтений по проблеме формирование  социально –компетентностного подхода образования в школе (апрель, 2013г.);

- подготовка аттестующимися педагогами школы -квалификационных работ в форме описания своего опыта дифференциации и индивидуализации обучения;

- публикация научных статей и тезисов педагогами школы, выполняющими научно-педагогические исследования в рамках школьных инновационных преобразований.

2015

2013

2014

2011-2015

Орлова Р.И.

Алексеева Т.П.

Богданова Г.И.

Педагоги школы

III

3-й этап. Стабилизация системы социально - компетентностного  образования на информационно-технологической основе (переход в режим «функционирование развития»)

2012 -2013

1

Конструирование и реализация социально - компетентностной  образовательной программы:

- научное обоснование и разработка   школьного учебного плана на основе сочетания принципов компетентностного образования и базисного учебного плана ;

- конструирование пояснительной записки к учебному плану школы на компетентностной основе;

- переработка системы программно-методического обеспечения социально - компетентностного учебного плана и профильно-ориентированного учебного процесса в школе:

а)  определение  учащимися  учебных предметов в10-11классах ( на выбор в соответствии с будущей профессиональной направленностью)

 б) элективных предметов различного типа (на старшей ступени);

в) курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки обучающихся на ступени  (8-9 кл.);

 г) учебных программ дополнительного образования в школе для всех ступеней школьного образования;

- конструирование и защита календарно-тематических планов на компетентностной основе с учетом предпрофильного и профильного обучения школьников ( в свете подготовки к продолжению образования в профессиональных средних и высших учебных заведениях, системе профтехобразования),

- перевод  педагогической документации учителей на информационные носители и организация документ - оборота ШМО  с помощью компьютерных технологий;

- реализация на старшей ступени школьного образования системы  пропедевтического освоения обучающимися информационно-коммуникационных технологий и на их предпрофильную подготовку.

2012

2012

2012

2012

2012

Богданова Г.И.

Семкив М.В.

Алексеева Т.П.

Григорьева Н.В.

Григорьева Н.В.

2

Построение основ системы здоровьеформирующего образования обучающихся:

- развитие составных звеньев системы здоровьеформирующего образования в школе - медицинского кабинета, психологической службы, кабинета физвоспитания, спортивного зала, комбината питания;

- разработка концепции, положения о центре «Здоровье обучающихся»;

- организация работы центра;

2012

Богданова Г.И.

3

Создание воспитательного пространства самоопределения обучающихся  в социокультурных ценностях:

- обоснование параметров школьного воспитательного пространства и критериев оценки воспитательной деятельности

- построение школьного воспитательного пространства самоопределения обучающихся в социокультурных ценностях (по  программе опытно-экспериметальной работы)

- реализация технологии «Портфолио» для учащихся начальной школы, основной школы

2012

Логинова В.А.

4

Модернизация системы управления персоналом школы:

- создание системы поддержки профессионального достоинства работников (по программе опытно-экспериментальной работы);

- «выращивание» коллективного педагогического субъекта в контексте обеспечения  социально –компетентностного и  профильно-ориентированного образования в школе;

- реализация технологии «Портфолио» в методической работе с персоналом

2012

Администрация

IV

4-й этап. Обобщение результатов инновационных преобразований социально – компетентностной модели школьного образования (режим «функционирование развития»)

2013 -2014

1

Построение и реализация школьной системы оценки качества образования.

2013

НМС

2

Формирование практики гуманитарной экспертизы качества воспитания у обучающихся способности к самоопределению в социокультурных ценностях:

- разработка локальных актов и технологий оценки качества воспитания в школе на основе принципов и показателей гуманитарной экспертизы (изучение представлений воспитанников о ценности и смысле жизнедеятельности, выявление источников ценностного опыта воспитанников; оценка оптимальности способов обращения педагогов к личности воспитанников; изучение специфики переживаний воспитанниками ситуаций столкновения с социокультурными ценностями и т. п.);

 - активизация факторов стабилизации  школьной системы воспитания у обучающихся способности к самоопределению в социокультурных ценностях (актуализация ценностных аспектов содержания школьного образования; создание условий для ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса в школе; расширение и обогащение пространства социокультурных ценностей, востребующего от обучающихся способность к самоопределению и т. п.)

2013

2014

2012

Логинова В.А.

НМС, психологи

Администрация, Педагоги - психологи

Социальный педагог

3

Реализация системы управления персоналом школы, нацеленной на развитие профессионального достоинства работников и становление коллективного педагогического субъекта:

- создание условий для утверждения профессионального достоинства работников (расширение сетевых составляющих организационной структуры управления; активизация конкурсности, соревновательности, творческой конкуренции педагогов школы; создание практики авторских семинаров и педагогических мастерских, отражающих профессиональную индивидуальность работников и т. п.);

- обеспечение открытости школьной образовательной системы для педагогического сообщества и общества в целом (усиление информативности сайта школы в Интернете; проведение триместровых встреч «ученики - педагоги - родители» с возможностью творческих презентаций самобытности и достижений участников и т. п.);

- открытая поддержка педагогов школы, участвующих в профессиональных конкурсах, в конкурсах профессиональных грантов,

в целевых проектах и т. п.

С 2011

С 2010

С 2010

Профсоюзный комитет

Богданова Г.И.

Орлова Р.И

Алексеева Т.П..

Григорьева Н.В.

Логинова В.А.

Администрация

Профсоюзный комитет

V

5-й этап. Проблемно-ориентированный анализ состояния системы школьного образования, выявление источников и прогнозирование перспектив развития учреждения

2014-2015

1

Проблемно-ориентированный анализ, выявление разсогласований и источников новых проблем

II четверть

НМС

2

Прогнозирование перспектив и разработка концепции развития школы

III четверть

НМС

3

Подготовка перехода школы в режим «развитие развития»:

- проведение полного ресурсного анализа преобразований;

- построение программы инновационных действий на очередной период

IV четверть

НМС

   VI. Контрольно-экспертная часть программы развития (характеристика сущностных звеньев системы контроля и экспертизы инновационных преобразований в школе)

Система контроля и экспертизы хода реализации программы включает:  

 процессуальный (контроль инновационных процессов) и результативный (оценка

эффективности) компоненты.

Субъекты контроля и экспертизы:

Педагогический совет школы (осуществляет этапный контроль процессов реализации

программы развития);

-   Научно-методический совет (осуществляет контроль за процессами реализации

приоритетов инновационных преобразований);

школьные методические объединения (контролируют качество инновационных

действий в пределах своего профиля и соответствующих приоритетов инновационных

преобразований);

заместители директора  и руководители школьных методических объединений 

(проводят текущий контроль реализации планов работ в соответствии с программой

развития школы).

График контроля и экспертизы:

-  Педагогический совет рассматривает вопросы реализации программы развития

применительно к каждому этапу инновационных преобразований.

-  Научно-методический совет включает в план работы на учебный год вопросы контроля

за реализацией приоритетов инновационных преобразований согласно содержанию

процессуально-технологической части программы.

- В планах работы школьных методических объединений на учебный год

предусматривается оценка эффективности инновационных действий педагогов ШМО по

реализации приоритетов развития, соответствующих профилям методических

 объединений.

- Заместители директора и руководители методических объединений осуществляют

 административный контроль текущего характера.

В связи с этим предполагается, что будут проведены следующие педагогические советы: 

                2010 -2011г.г. (1-й этап):

•  Основные направления современного качества школьного образования в соответствии с объявленной

 Президентом России    национальной инициативой «Наша новая школа»: качество результата и

результативность урока;

•  Основные направления современного качества школьного образования: от общеучебных умений к

ключевым компетентностям;

•  Основные направления современного качества школьного образования: роль педагога в ценностном

самоопределении  обучающихся.

2011 -2012гг. (2-й этап):

•  Формирование информационно-технологической компетентности обучающихся: наши достижения и

проблемы;

•  Учебно-познавательная компетентность обучающихся: пути и средства формирования;

•  Интегральная компетентность обучающихся: ценностно-рефлексивный и коммуникативный аспекты.

2012-2013 гг. (3-й этап):

•  Образовательная программа школы - организационно-педагогическая основа предпрофильно-

дифференцированного компетентностного образования;

•  Здоровье субъектов образовательного процесса в школе: проблемы и средства поддержки и

формирования;

•  Формирование воспитательного пространства самоопределения обучающихся в социокультурных

ценностях: наши успехи и затруднения;

•  Коллективный педагогический субъект школьного образования: концепция и реальный уровень

функционирования.

2013-2014 гг. (4-й этап):

 • Качество формирования социальной компетентности обучающихся в школе: чего мы достигли?

•  Система управления персоналом школы: проблемы и перспективы развития;

•  Экспертиза качества воспитания компетентных личностей обучающихся: критерии и методики.

2014 -2015 г.г. (5-й этап):

•  Источники и концепция развития школы на период до 2020 г

Тематика заседаний научно-методического совета и  определяется на каждый учебный год с учетом

данных текущего мониторинга и реальных достижений педагогов : участвующих в инновационной

деятельности, результативность  которой находит отражение в ежегодных отчетах исполнителей

Разработчики программы развития:

Директор МОУ СОШ №16       Богданова Г.И.

Заместители директора школы: Алексеева Т.П,

                                                      Логинова В.А,

                                                       Орлова Р.И.

Творческая группа педагогов:Левичева Т.И.- педагог – психолог,

                                                   Чаусова О.А.- победитель конкурса  ПНПО «Образование»

                                                    Григорьева Н.В.-учитель информатики высшей квалификационной

                                                    категории

РЕЦЕНЗИЯ

на программу развития муниципальногообразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 16  г. Бирюсинска

«Формирование социальной компетентности школьников в условиях малого города»

Представленная на экспертизу программа развития состоит из 6 частей и разработана на период 2010-2015 гг.

В преамбуле содержится указание на проектирование и реализацию инновационных процессов, нацеленных на достижение современного качества школьного образования в соответствии с объявленной Президентом России национальной инициативой «Наша новая школа» как приоритетного национального проекта сбережения, развития и формирования инновационных человеческих ресурсов, а по существу – проект социо – культурной модернизации общества на основе и через систему образования, на приоритетные инновационные образовательные проекты, которые будет осуществлять в указанный период данное образовательное учреждение. Направленность проектируемых инновационных изменений полностью соответствует ключевым приоритетам  проекта «Наша новая школа»  и  отражает опыт и культурно-педагогические особенности МОУСОШ №16.

Аналитическая часть программы содержит материалы проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе, на основе которого выявлены основные тенденции, источники и приоритетные направления инновационных преобразований в указанный период. Результатом анализа является проранжированный список проблем, задающих источники развития учреждения.

В программе четко обозначены научно – теоретические   основы проектирования социально – компетентностной модели образовательной системы школы.

Концептуально-прогностическая часть включает теоретическое обоснование и описание замысла изменений, логики достижения нового состояния школы, описание этапов и сроков инновационных преобразований.

Ресурсная часть программы проектирует полный набор ресурсов, необходимых для построения в школе системы социально-компетентностного образования на основе образовательных стандартов нового поколения.

Процессуально-технологическая и контрольно-экспертная части программы представляют в развернутом виде инновационные действия по реализации программы и систему контроля и экспертизы инновационных преобразований в школе в указанный период. Содержание каждого компонента программы разработано полно и развернуто.

В аналитической части описано состояние учебного заведения в предшествующий период (2005-2010 гг.), основное содержание инновационных процессов.

Подробно охарактеризованы предпосылки перехода на новую комплексно – целевую программу развития школы.

В логике основных задач развития указаны итоги каждого этапа и с учетом опыта инновационного поиска спроектированы основные экспериментальные линии, описаны пути их реализации. Будет произведена оценка динамики социальных и организационно-педагогических характеристик и проанализированы сведения о результативности учебного процесса

В концептуально-прогностической части концептуально и теоретически обоснованы предполагаемые изменения, определены миссия школы, общие цели компетентностно-ориентированной образовательной системы школы для обучающихся, для педагогов, определено содержание социально-компетентностного образования, приоритетные направления инновационных преобразований. В ресурсной части программы  обоснованы факторы, обеспечивающие реализацию предполагаемых инновационных изменений, путем указания на средства нормативно-правового, мотивационного, финансового, материально-технологического, научно-методического, кадрового и организационного обеспечения инновационных действий по развитию школы.

Перечень действий, описанных в процессуально-технологической части программы, полностью соответствует концепции программы и отражает диагностичность целей программы. Здесь представлена реализация всех основных направлений, определенных в предыдущих частях, установлены сроки и определены ответственные.

Необходимо особо отметить диагностичность формулировок и их соответствие показателям результативности инновационной деятельности. Большое внимание отведено конструированию и реализации социально – компетентностной образовательной программы, соответствующих ей элективных курсов и курсов по выбору, спецкурсов, факультативных курсов, программ предпрофильной  подготовки и  ориентацию и подготовку учащихся к дальнейшему  продолжению образования в профессиональных средних и высших учебных заведениях, системе профтехобразования;

В контрольно-экспертной части программы определены основные направления, графики контроля и экспертизы продуктивности инновационных действий посредством тематических педагогических советов на весь период действия данной программы, рассмотрения хода и продуктивности инновационных действий на заседаниях научно-методического совета и школьных методических объединений.

Содержание контрольно-экспертной части программы дает основание полагать, что рассматриваемой программе присуща технологичность получаемых результатов инновационной деятельности.

Вывод

Представленная на рецензию программа развития МОУ СОШ № 16 г. Бирюсинска «Формирование социальной компетентности школьников в условиях малого города» соответствует приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, концептуально и теоретически обоснована, содержит диагностичные цели, соответствующие показателям результативности становления социально-компетентностной модели школьников, заявленные в программе. Получаемые и планируемые результаты инновационных преобразований технологичны, так как могут быть воспроизведены при наличии необходимых условий в общеобразовательном учреждении, ориентированных на построение социально-компетентностную образовательную модель.

Представленная программа может быть использована в качестве организационно-созидательной основы инновационных преобразований в школе № 16 г. Бирюсинска.

Глава администрации  Бирюсинского городского муниципального образования  В.А.Рогозянов

Директор МОУ СОШ № 5 г.Тайшета Л.В.Головня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Развития школы "Школа социального успеха"

В презентации представлены цели, задачи, образовательные проекты, содержание работы по основным направлениям реализации Программы Развития "Школы социального успеха"....

Программа развития "Наша новая школа", 2010-2015 г.г.

Программа развития МАОУ СОШ№12 ст.Михайловской "Наша новая школа" на 2010-2015 г.г.        Данная программа является руководством к действию для педагогического колл...

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

Комплексно-целевая воспитательная программа, план

воспитательная программа и план...

Психолого-педагогические и лингвистические основы программы развития речи в ДОО.

Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, психолингвистов. Интерес к этой проблеме в последнее время очень возрос. Связано это со становлением особой отр...