Система здоровьесберегающих технологий как обязательное условие внедрения ФГОС в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов.
статья на тему

Гурова Светлана Геннадьевна

В статье представлен материал по системе здоровьесберегающих технологий в  условиях внедрения ФГОС в лицеях и школах с углубенным изучением отдельных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет сервиса»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

курсов повышения квалификации по программе

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)

тема:

Система здоровьесберегающих технологий как обязательное условие внедрения ФГОС в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов.

Выполнил:

Гурова Светлана Геннадьевна,

учитель английского языка, МБУ лицей 67

Проверил:

Тольятти-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  • Актуальность

2

  • Противоречия

2

  • Профессиональная проблема

2

  • Задачи

3

Механизм преобразования образовательного процесса

8

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов

14

Приложение 1. Мониторинговые исследования здоровья обучающихся

Приложение 2. Ранговая шкала трудности общеобразовательных предметов

Приложение 3. Модель  организации плана работы лицея на один учебный год

Приложение 4. Анкетирование обучающихся

Приложение 5. Анкета для родителей

Приложение 6. Уровни гигиенической рациональности урока

Приложение 7. Фрагменты презентаций по ЗОЖ

Приложение 8.  Викторина по правилам дорожного движения «Светофорик»

Введение

            Актуальность темы

За последние два десятилетия в нашей стране появилось большое количество  общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназий и лицеев. Этот процесс вполне естественно происходит в ответ на  требования современного общества к  выпускникам как интеллектуально развитым и информированным во многих областях знаний.

 Но сформировавшаяся система обучения и воспитания ведет к явному ухудшению  психического и физического здоровья учащихся. Специфическими патогенетическими факторами для школьников являются факторы риска, связанные с организацией их воспитательно-образовательной деятельности: интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, которые способствуют искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у обучающихся отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.

Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования.

Уклад жизни современного общества требует активного здорового подрастающего поколения, но в погоне за высокой образованностью подрываются фундаментальные основы для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье. Актуальность заключается в разрешении следующих противоречий:

- объективной необходимости формирования основ здорового образа жизни школьников и субъективной недооценки обществом ее роли в жизнедеятельности человека;

- потребности общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующего консерватизма в содержании методов обучения и воспитания.

Педагогическая проблема

При обучении детей в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов  мы можем столкнуться с тенденцией ухудшения здоровья, психического неблагополучия.

 Как в условиях интенсификации процесса обучения сохранить и преумножить здоровье обучающихся через существующие здоровьесберегающие технологии ?

Целью данного педагогического проекта является обеспечение условий эффективности использования здоровьесберегающих технологий по сохранению здоровья учащихся при обучении в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов.

Задачи:

•        сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

•        дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить  выполнять  правила  личной  гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

•        научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

•        сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

   Для достижения поставленной цели были сформированы основные направления исследовательской деятельности, а именно определены следующие этапы работы:

  1. Изучение существующей системы здоровьесберегающих технологий  в лицее

( базовой площадкой проекта является МБУ лицей 67 г.о. Тольятти Самарской области)

  1. Анализ необходимых материально-технических условий для внедрения системы здоровьесберегающих технологий  в лицее
  2. Анализ состояния здоровья учащихся.( Приложение 1)
  3. Анализ расписания в лицее по ранговой шкале трудности общеобразовательных предметов Сивкова  1,4 классах; по новой шкале, предложенной Степановой М. И., Александровой И. Э., Седовой А. С. В для 5-11 классов в 8,10 классах

           ( Приложение 2)  

  1. Разработка такой модели программы по формированию здорового образа жизни обучающихся, которая должна на основе задач здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС  обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования.
  2. Оценка эффективность педагогической модели по разработанным критериям.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что формирование здоровья и развития обучающихся будет эффективным, если:

- педагогическая модель будет строиться на основе принципов комплексности, системности, поэтапности, природосообразности и социализации личности; формирование здоровья и развития школьников рассматривается как целостный процесс, учитывающий возрастные особенности субъектов процесса и их естественное развитие;

- внедрена в учебную деятельность педагогическая познавательно-развивающая технология на основе интеграции теории физического воспитания с педагогическими теориями развивающего и личностно-ориентированного обучения;

- сформирована у школьников мотивация к занятиям физической культурой в урочной и внеурочной деятельности; учтены планы индивидуально-типологических показателей здоровья, адаптационных возможностей параметров физического развития, психофизиологической готовности детей; 

- создании атмосферы эмоционального комфорта, взаимной поддержки учителя и учащихся, доверительного отношения к возможностям школьника;

- обеспечивается постоянный педагогический и медицинский контроль, призванный своевременно отреагировать на изменения внутренних и внешних параметров подготовленности и физического состояния школьников;

          - сохранение и укрепление здоровья школьников обеспечивается за счет повышения удельного веса занятий физической культурой (в основном и дополнительном образовании) и качества этих занятий; организации мониторинга состояния здоровья детей, улучшения качества питания школьников;

         - включении родителей в организацию, проведение и анализ работы по внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Объект исследования – сохранение здоровья учащихся в условиях интенсификации учебного процесса через личностно – ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся.

Предметом исследования являются особенности организации учебно-воспитательного процесса по здоровьесберегающей технологии профессора Т. И. Шамовой.

Анализ системы здоровьесберегающих технологий в лицее 67.

 В здании лицея созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В структурное подразделение лицея входит детский сад «Русалочка», на базе которого обучаются учащиеся 1 классов, там расположены учебные кабинеты, игровая комната, кабинет информатики, столовая на 50 мест.

В лицее работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Общее количество посадочных мест- 200.

Количество обучающихся получающих питание – 1151 чел., что составляет 96 %.

Количество обучающихся получающих льготное питание - 37 чел. Обучающиеся начальных классов завтракают после первого урока. Обедают после шестого урока. Обучающиеся 5-11 классов завтракают после второго и третьего урока урока. Обедают после  пятого-шестого урока.

В школе имеются два спортивных зала, тренажерный зал, на территории расположена  современная спортивная площадка, оборудованная необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Учреждение работает в режиме 5-дневной рабочей недели  для 1-5 классов и 6-дневной рабочей недели для 6-11 классов.

Для  обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока – 40 минут,  перемены между уроками – по 20 минут. Продолжительность урока в первом классе 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 – 2 минуты каждая и динамической паузы между 3 и 4 уроками. С  целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п.2.9.5. СанПиН 2.4.2.1178-02, обеспечивается организация адаптационного периода: в сентябре-октябре проводится  ежедневно  по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, на четвертых уроках используется не классно-урочная, а иные формы организации учебного процесса.

     Содержание образования в лицее определяется программами  на основе государственных образовательных стандартов. Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения на каждой возрастной ступени регламентируется учебным планом (разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком,  и расписанием занятий, которое разрабатываются и утверждаются лицеем самостоятельно.

В лицее введено обучение   по профилям в 10-11 классах.  

Профили:

- физико-математический

-  социально-гуманитарный

- гуманитарный

- биологический

- информационно-технологический

 В дополнение к обязательным предметам могут вводиться специальные курсы- предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. Учреждение предоставляет дополнительные образовательные услуги по изучению специальных курсов и дисциплин в1-11 классах, хореографии в1- 4 классах, английскому языку в 1 классе.

 При проведении занятий по трудовому обучению в 5-9 классах общего образования, иностранному языку во 2-9  классах общего образования допускается деление класса на две группы при наполняемости класса в 25 обучающихся. В старшем звене происходит деление на 2 группы по иностранному языку в профильных классах. На специальных курсах в10-11 классах по математике и физике происходит деление класса на подгруппы.

             Анализ состояния здоровья обучающихся.

Анализ состояния здоровья лицеистов показал, что процент учащихся, имеющих хронические заболевания в период с 2006 по 2012 год увеличился по следующим показателям: на 3% -сердечно-сосудистые и дыхательных путей, на 1% - эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. Почти на 50% произошло увеличение количества обучающихся с заболеваниями нервной системы. Выявлены 4% от общего количества обучающихся с дефектами речи. За тот же период произошло незначительное уменьшение числа учащихся с ЛОР заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. На 10 % отмечено уменьшение количества хронических болезней выделительной системы. Мы полагаем, что все колебания, выраженные в процентном соотношении, близки к естественной норме. Но процент  повышения количества обучающихся с заболеваниями нервной системы говорит о том, что налицо явные перегрузки, а такой ритм жизни предопределяет возникновение хронической усталости, неблагоприятный ход адаптационных процессов и нарушение физического развития.

        Анализ расписания в лицее по ранговой шкале трудности.

 Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит «врабатывание» в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок её уровень в пятницу и субботу.

Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъёмом – в среду и пятницу или, во вторник и среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузок в недельном цикле. Расписание во всех контрольных классах в лицее оценено как нерациональное (Приложение 2). Синим цветом на диаграммах отмечена нагрузка по плану, фиолетовым – фактическая нагрузка учащихся, которая включает в себя специальные  курсы в рамках предоставления  дополнительных образовательных услуг. Все учащиеся испытывают перегрузки в начале недели, в среду отмечается наименьшая нагрузка в 1 и 8 классах, во вторник – в 10 классе, в четверг, наоборот, нагрузка набольшая в 3 из 4 контрольных классах,  что не соответствует нормам распределения учебной нагрузки.


Механизм внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: (По данным Института возрастной физиологии РАО)

1.        Стрессовая педагогическая тактика;

2.        Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3.        Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.        Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5.        Несовершенство существующей системы физического воспитания;

6.        Интенсификация учебного процесса;

7.        Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8.        Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9.        Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.        

 На основе анализа рисков, существующих в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов и с учетов сновных групп  здоровьесберегающих технологий была разработана педагогическая модель программы формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.  Она также приведена в соответствие с определением  Федерального Государственного Образовательного Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы.

 Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

        Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

•        организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

•        организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

•        выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся.

        Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.( Приложение 3)

 Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

•        соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

•        использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

•        введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

•        строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

•        индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам .

•        ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

•        лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

•        проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

•        создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.

Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями ,направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

•        проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

•        приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

•        привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

 В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

        Например , в лицее используемый в начальной  школе учебно-методический комплекс «Перспектива» позволяет это сделать благодаря тому, что он разработан с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу этого УМК положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией деятельностного метода. Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках УМК «Перспектива» задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная  активность,  познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

        Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Планируемые личностные результаты в зависимости от видов и форм внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность

Планируемые результаты (личностные)

У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

1.

Тематические беседы «Нет наркотикам»,

 « Здорово жить здоровым!» и классные часы, оформление классных уголков по БДД и ЗОЖ, проверка сохранности кабинетов «Наш маленький дом» , анкетирование младших школьников

Понятие о правильном режиме дня и отдыха; о влиянии компьютера на здоровье и зрение;

Представления об основных компонентах культуры здоровья;

2.

Встречи с сотрудниками ГИБДД,  еженедельный выпуск листка здоровья, стенгазеты

Понятие о ценности своего здоровья и здоровья своей семьи

Представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;

3.

Походы в лес, весёлые старты «Путешествие в страну здоровья», турпоход «Жигулевская кругосветка» учебная эвакуация, беседы с педагогом – психологом.

Понятие о полезности занятий физкультурой и спортом, здоровое соперничество на соревнованиях;

Представления о негативных факторах риска здоровью;

4.

Школьная спартакиада, экскурсии, поездки.

Понятие о гиподинамии и об её преодолении

Анализировать свою занятость во внеурочное время и корректировать нагрузку при помощи взрослых и родителей

5.

Учебная эвакуация,

 беседы по ОБЖ ,

 летний оздоровительный лагерь, дежурство по классу в 5-11классах.

Навыки действий при пожаре и чрезвычайной ситуации, навыки позитивного коммуникативного обучения

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

•        полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

•        рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

•        организацию занятий по лечебной физкультуре;

•        организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками в 1 классах;

•        организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

•        организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

•        регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

Планируемые личностные результаты в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности

Физкультурно-оздоровительная деятельность

 (виды и формы работы)

Планируемые результаты (личностные)

У обучающихся будут сформированы:

1.

Урок-беседа, рассказ, групповая работа. Дополнительные образовательные программы

Представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье человека;

2.

Обучение составление режима дня, беседы о гигиене, праздники в классе, День Здоровья.

Потребность в выполнении режима дня и правил гигиены;

3.

Беседы медработников, презентации на уроках «Нет наркотикам», беседы по ПДД, викторина «Светофорик». (Приложение 8)

Представления о вредных привычках и факторах, влияющих на здоровье;

4.

Учебная эвакуация, беседы, работа с родителями, консультации психолога.

Потребность ребёнка безбоязненно обращаться к учителю по вопросам состояния здоровья.

Критерии эффективности педагогической модели

1. Показатели рациональной организации учебного процесса

2 Рациональное расписание учебных занятий

3. Двигательная активность учащихся        

4. Рациональная организация урока (Приложение 6)

5. Использование в образовательных учреждениях технических и  аудиовизуальных средств обучения        

6. Рациональная организация общего режима дня школьников        

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни.

 2. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьников к  здоровому образу жизни, овладевание методами самодиагностики и саморегуляции с целью совершенствания адаптационных механизмов.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):   опыт заботы о своем здоровье и здоровье окружающих , организации режима дня и  отдыха.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Кадровые условия
  • администрация образовательного учреждения
  • медицинские работники
  • психолог
  • учителя начальных классов
  •  учителя физической культуры
  • учитель изобразительного искусства
  • учитель ОБЖ
  • учитель биологии
  • учитель иностранного языка
  • классные руководители

   

2.Научно-методические условия

  • Шамова Т.И. «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе.» М.: Изд-во ООО «УЦ Перспектива», 2008.- 280с.
  • Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя, педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 г. № 21)

3. Материально-технические ресурсы

Компьютер, проектор, магнитофон, музыкальные диски, спортивный инвентарь, туристический инвентарь

     4. Нормативно-правовые ресурсы

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1(ред. от 12.11.2012)  «Об образовании»
  • ФГОС НОО от 22 декабря 2009г. № 15785 и от 6 октября 2009г. №373
  • ФГОС ОО от 17 декабря 2010г. № 1897
  • Закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 01.12.2007г. № 309-ФЗ) от 30.03.1999, ст.28)
  • Постановление «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ №189 от 29.12.2010г

   5. Информационные условия:

  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  •         Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  • Сивков И.Г. Гигиеническая оценка расписания уроков с помощью ранговой шкалы трудности предметов // Гигиена и санитария, 1979, № 4.
  •  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.,2002
  • Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  • Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 2001. - 320 с.

Ресурсы сети Интернет

6.Организационные

•        подготовить вопросы для анкетирования и оформить анкеты;

•        составить викторину «Светофорик»

 •        составить презентации о здоровом образе жизни, правильном питании, вредных привычках;

•        продумать структуру диспутов о ЗОШ;  

•        оформление классных уголков по БДД и ЗОЖ

•        продумать оформление спортивных залов;

•        подготовить материал для вводной беседы по правилам дорожного движения;

•        подготовить музыкальное оформление динамических пауз;

•        составить план проведения конкурса знатоков ПДД;

•        оформить выставку стенгазет по темам классных часов «Нет наркотикам»,

 « Здорово жить здоровым!»;

•        подготовить площадку для активных игр, веселых стартов;

•        подготовить туристическое оборудование для похода «Жигулевская кругосветка»

Приложение 1

Мониторинг здоровья обучающихся

Тип заболеваний

% учащихся, имеющих хронические заболевания и (или) инвалидность

2006

2012

Сердечнососудистые

12

15

Нервной системы

13

20

Дыхательных путей

31

34

Желудочно-кишечные

36

35

Опорно-двигательные

3

4

Инфекционные

-

-

Органов зрения

19

19

Хирургические

-

2

Другие дефекты речи

-

4

Кровеносной системы

1

2

ЛОР заболевания

11

7

Эндокринная система

6

7

Гинекология

1

2

Выделительная система

29

19

Всего «Д» больных

170

163

Всего «ИД»

10

7

Статистические данные заболеваний, связанных с экологией

36

34

Дыхательные пути

36

34

Аллергии

1 пол.

6

6

2 пол.

8

2

Приложение 2

 Ранговая шкала трудности общеобразовательных предметов

 (И. Г. Сивков. 1975)

Шкала трудности предметов для младших классов

Предмет

Балл

1.

Математика

8

2.

Русский (национальный) язык

7

3.

Природоведение

6

4.

Русская (национальная) литература

5

5.

История (4 класс)

4

6.

Рисование и музыка

3

7.

Труд

2

8.

Физкультура

1

                     Шкала трудности учебных предметов для учащихся 5—9 классов

( Степанова М. И., Александрова И. Э., Седова А. С.

НИИ гигиены и троны здоровья детей и подростков ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН)

Таблица 1

Общеобразовательные предметы 

Количество баллов (ранг трудности) 

5 класс 

6 класс 

7 класс 

8 класс 

9 класс 

Химия 

- 

- 

13 

10 

12 

Геометрия 

- 

- 

12 

10 

8 

Физика 

- 

- 

8 

9 

13 

Алгебра 

- 

- 

10 

9 

7 

Экономика 

- 

- 

- 

- 

11 

Черчение 

- 

- 

- 

5 

4 

Мировая художественная культура (МХК)

 

 

10 

5 

5 

Биология 

10 

8 

7 

7 

7 

Математика 

10 

13 

- 

- 

. 

Иностранный язык 

9 

11 

10 

8 

9 

Русский язык 

8 

12 

11 

7 

6 

Краеведение 

7 

9 

5 

5 

- 

Природоведение 

7 

8 

- 

- 

- 

Этикет 

7 

5 

- 

- 

- 

География 

- 

7 

6 

6 

5 

Граждановедение 

6 

10 

9 

3 

- 

История 

5 

8 

6 

8 

10 

Ритмика 

4 

- 

- 

- 

- 

труд 

4 

3 

2 

1 

4 

Литература 

4 

6 

4 

4 

7 

ИЗО 

3 

3 

1 

3 

- 

Физкультура 

3 

4 

2 

2 

2 

Экология 

3 

3 

3 

6 

1 

Музыка 

2 

1 

1 

1 

- 

Информатика 

2 

10

4 

7 

7 

ОБЖ 

1 

2 

3 

3 

3 

Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11 классов

Таблица 2

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Физика

12

Информатика, Экономика

6

Геометрия, Химия

11

История, Обществознание, МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География, Экология

3

Литература, Иностранный язык

8

ОБЖ, Москвоведение

2

Биология

7

Физкультура

1

                 

Мониторинг расписания в лицее по ранговой шкале трудности

Рис. 1. Шкала трудности предметов

для младших классов (1 класс).

Рис. 2. Шкала трудности предметов

для младших классов (4 класс).

Рис. 3. Шкала трудности предметов

для основной школы (8 класс).

Рис. 4.Шкала трудности предметов

для старших классов (10 класс)

Приложение 3

              Модель организации плана работы лицея на один учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный руководитель

1.

Анкетирование родителей 1-5 классов. ( Приложение 5)

сентябрь

Психолог, кл. руководители

2.

Диагностика функционального развития и готовности к обучению. Анкетирование обучающихся 1 классов.

 ( Приложение 4)

 Диагностика интеллектуальной, эмоционально - волевой сферы

учащихся 9-х классов

Сентябрь-октябрь

Психолог, кл. руководители

3.

Проведение родительских собраний « Вопросы здоровья» 1-11кл.

1раз в полугодие, или по необходимости

кл. руководители

4.

Классные часы по ЗОЖ, ПДД в1-11кл.

1раз в месяц

кл. руководители

5.

Проведение викторины о ПДД «Светофорик» в1-5кл.

 ( Приложение 8)

кл. руководители,

ученики старших классов

6.

Проведение фотоконкурса   «Летний отдых» Проведение фотоконкурса   « Спорт в моей жизни», « Мои спортивные достижения»

1 триместр

2триместр

Учителя, кл. руководители, инициативные группы учащихся

7.

Проведение общешкольных праздников , посвященных Дню Знаний, Дню Учителя, Дню лицея. Организация Новогодних праздников

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

кл. руководители ,

завуч по воспитательной работе, учитель музыки,

 инициативные группы учащихся

8.

Конкурс на лучшую экологическую презентацию в рамках предметов Биология – Английский язык в 5-10 кл (Приложение 7)

По мере прохождения темы по предмету

Учитель  биологии,

 учитель английского языка

 9.

Выставка проектных работ        

 « Здорово быть здоровым» в библиотеке (по результатам конкурсов и тематических мероприятий)

В течение всего учебного года

библиотекарь

10.

Выпуск стенгазет о вреде табакокурения, проблемам алкоголизма и наркомании. 8-11кл

Приурочены к дням здоровья, проводимых по плану

инициативные группы учащихся

11.

  • Проведение дней здоровья.
  • Спортивные эстафеты, посвященные дням здоровья
  • Лыжные гонки, посвященные дням здоровья
  • Участие в общероссийском лыжном кроссе
  • Веселые старты в1-4 кл. «Путешествие в страну здоровья»
  •  Турпоход «Жигулевская кругосветка»

1раз в месяц

по плану

по плану

 по плану

в дни каникул

 в дни летних каникул

кл. руководители,

 учитель физкультуры

12.

Проведение «Вкусных дней» и

«День именинника»   в столовой

1 раз в 2 недели

4 раза в год

Работники столовой,

 кл. руководители,

родители

13.

Учебная тревога  ГО

 По плану

Администрация, завучи,

 учитель ОБЖ

14.

Мониторинг здоровья учащихся

Профилактические беседы о сезонных заболеваниях

 Выпуск листка здоровья

На начало и конец  учебного года

1 раз в триместр  

1 раз в неделю

Мед. работники

                                                                                                                             

Приложение 4

Анкетирование обучающихся.                

Цель: Оценка школьной мотивации учащихся младших классов

Расскажи о школе

(анкета заполняется родителями по ответам ребёнка)

Вопросы

Ответы в баллах

3

1

0

1.Тебе нравится в школе?

- да

- не очень

- нет

2. Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хоч5ется остаться дома?

- иду с радостью

- бывает по-разному

- чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?

- пошёл бы в школу

- не знаю

- остался бы дома

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не хотел бы

- не знаю

- хотел бы

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

- не хотел бы

- не знаю

- хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- нет

- не знаю

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

- мне нравится наш учитель

- точно не знаю

- хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

- много

- мало

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не очень

- не нравятся

Суммарный балл

3 балла – первый ответ;

1 балл – второй ответ;

0 баллов – третий ответ.

Приложение 5

Анкета для родителей

        

Уважаемые родители!

         Просим Вас принять участие в анкетировании:  «Моё участие в физическом развитии ребёнка»,  которое проводится с целью   решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающегося в учебном заведении и семье.

1. Сколько полных лет Вашему ребенку?_______________________________        

2. Как часто Вы уделяете свободное время ребёнку?

    Часто               Редко                  Иногда              Никогда

3. Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию? Если да, то какую?  

__________________________________________________________________

4. Установлен ли для Вашего ребёнка дома режим дня? Соблюдает ли он его?_______________________________________________________________

5. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия? Какие?

__________________________________________________________________

6. Виды деятельности ребёнка после прихода из школы и в выходные дни:

  подвижные игры;                     просмотр телепередач;

  спортивные игры и                  музыкально-ритмическая деятельность;  

  упражнения;                             прогулки на свежем воздухе;  

  настольные игры;                    чтение книг;

  конструирование;                    трудовая деятельность;

  рисование;                                походы.        

7. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? __________________________________________________________________8. Знаете ли вы уровень физической подготовленности своего ребёнка?

9. Эффективна ли работа по физическому воспитанию в школе?

                 Да                           Нет                    Сомневаюсь

10.  Какие формы работы по физическому воспитанию детей в школе  Вы хотите увидеть, в каких мероприятиях желаете принять участие?

__________________________________________________________________

Спасибо за участие!

 Дата заполнения «___»_____________ 20…г.

 

Приложение 6

Уровни гигиенической рациональности урока (автор Смирнов Н. К.)

№№

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

 

 

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

 

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

 

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими

нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель

наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

 

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

 

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

 

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Приложение 7

Фрагменты презентаций по теме «Здоровый образ жизни»

Приложение 8

Викторина по правилам дорожного движения «Светофорик»

Для младшего школьного возраста

1. Допускается ли буксировка велосипеда? (нет).

 2. Как чаще всего называют водителя? (шофер).

 3. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет).

 4. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

 5. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).

 6. Есть ли у велосипедиста путь торможения? (есть).

 7. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

 8. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

 9. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

10. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

 11. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

 12. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

13. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка? (желтый).

 14. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

 15. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

 16. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

 17. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

18. Со скольки лет детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет).

 19. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

 20. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (два: красный и зеленый).

 21. Нужно ли велосипедисту надевать шлем при движении по загородной дороге? (нет).

 22. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

 23. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению? (двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт).

24. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

 25. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет? (нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками).

 26. Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде? (спереди - белый, сзади - красный. Возможны катафоты на колесах).

 27. Со скольки лет можно обучаться вождению автомобиля? (с 16 лет).

 28. Можно ли пешеходу пользоваться транспортным светофором, если нет пешеходного? (да).

 29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

 30. В каком возрасте можно получить право на управление автомобилем? (с 18 лет).

31. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам

движения? (рука поднята вверх).

 32. С какой максимальной скоростью должен двигаться транспорт в населенном пункте? (не более 60 км/ч).