Творческая мастерская учителя русского языка МБОУ « СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска Солнцевой Светланы Борисовны «Создание условий для формирования у учащихся навыков целеполагания средствами урока русского языка»
учебно-методический материал на тему

Солнцева Светлана Борисовна

   Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.     Всегда надо помнить: цели не рождаются по звонку на урок!  Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. В этой творческой мастерской показаны некоторые приемы перехода к целеполаганию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntseva_tvorcheskaya_masterskaya.pptx1.26 МБ
Файл solntseva.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая мастерская учителя русского языка МБОУ « СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска Солнцевой Светланы Борисовны «Создание условий для формирования у учащихся навыков целеполагания средствами урока русского языка»

Слайд 2

Для того, чтобы суметь передать знания ученикам, надо постоянно учиться самому .

Слайд 3

Целеполагание на уроке Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Всегда надо помнить: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий . Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания

Слайд 4

Целеполагание на уроке Цель-это то, к чему стремятся, что надо осуществлять. Цели должны быть: Диагностируемые (имеются средства и возможность проверить, достигнута ли цель) Конкретные Понятные Осознанные Описывающие желаемый результат Реальные Побудительные Точные . Цель не должна иметь расплывчатой формулировки

Слайд 5

Целеполагание на уроке Важно!!! Нужно различать цели, которые ставит учитель, разрабатывая урок и цели, которые должны уметь ставить перед собой ученик. Учитель , разрабатывая сценарий урока, опирается на требования стандартов, ставит перед собой образовательные, воспитывающие и развивающие цели..

Слайд 6

Образовательные цели: Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом, например: помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы; организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению: 1) фактов ...; 2) понятий ...; 3) правил ...; 4) законов ...; 5) положений ... и др.;

Слайд 7

Воспитательные цели Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;

Слайд 8

Развивающая цель Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности. Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги.

Слайд 9

Целеполагание как этап учебной деятельности Учитель, составляя сценарий урока тщательным образом продумывает цели урока. 2. В зависимости от этого продумывает задания, упражнения, которые позволят реализовать запланированную цель и привести к конечному измеряемому результату. 3. На уроке при изучении темы создает проблемную ситуацию, когда ученик должен определить границу знания/незнания, ставит перед собой познавательные цели. Мастерство учителя на этом этапе – создание такой учебной ситуации в которой ученик обнаружит дефицит своих знаний и способностей.

Слайд 10

Приемы перехода к целеполаганию Аудиальные : Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов перехода к целеполаганию

Слайд 11

Приемы перехода к целеполаганию Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка.

Слайд 12

Элексир молодости Сегодня в новостях объявили, что найден рецепт молодости, главной его составляющей является гуава…

Слайд 13

Эликсир молодости и красоты. Цель: - Узнать, что такое гуава. Узнать рецепт приготовления эликсира . Задачи : ( А что мы можем для этого сделать? ) -Обратиться за информацией к Интернету, справочнику, энциклопедиям. - Записать рецепт. - Купить этот экзотический фрукт и приготовить элексир .

Слайд 14

Гуава По виду гуава похожа на бугристое яблоко зеленого или желтого цвета. Плоды круглые и грушевидные, с ярко-желтой, красноватой или зеленой тонкой кожицей. Гуава обладает вяжущим, бактерицидным и спазмолитическим действием. Ее употребляют вместе с косточками или в разрезанном виде, как яблоки. Спелые плоды гуавы можно есть с кожурой (она тонкая, но горьковатая на вкус). Это улучшает пищеварение, стимулирует работу сердца и нормализует давление. Гуава распространена в тропических и некоторых субтропических районах Азии, Африки, Южной и Северной Америки. В гуаве содержится очень много витаминов A , B и особенно C , до 10 раз больше по сравнению с цитрусовыми ,поэтому их рекомендуется употреблять для укрепления лимфатической системы и для поднятия общего тонуса в организме. Гуава очень богата клетчаткой, белками и жирами, кальцием , фосфором и железом . По мнению европейских диетологов, гуава является чудесным, важным и абсолютно незаменимым элементом, лежащим в основе детского питания и рациона будущих мам, продуктом, укрепляющим иммунитет и прекрасно восстанавливающим силы. Из гуавы получаются отличные джемы и желе, ввиду высокого содержания пектина во фрукте, а также, соки, салаты, желе, сиропы, пюре и пасту, похожую на айвовое . Гуаву можно законсервировать, сделать из фрукта специи, масло, джем, пирожки, кетчуп или чатни . Желе из гуавы, которое можно намазать на хлеб или подать к оленине или жареной свинине , восхитительно на вкус и полезно для здоровья. Желе очень легко приготовить: для этого потребуется сам фрукт, сок лимона и сахар. Из плодов гуавы готовят повидло.

Слайд 15

Девятнадцатое марта Классная работа Словарный диктант(тематический, терминологический, математический и др.): Фантазия, творчество, брошюра, библиотека, писатель, книголюб, эксл и брис Посмотрите, что общего у записанных слов? Что их объединяет? Значение всех ли записанных слов вам известно? Какие цели мы должны сегодня поставить перед собой? Что нам нужно сделать для этого?

Слайд 16

Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац . Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом .

Слайд 17

Целеполагание Работаем с таблицей «З-Х-У» З-Х-У ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ

Слайд 18

Рефлексия «Рефлексия себя на уроке» (Разработка М. Н. Черновой) «Я»: как работал: допускал ли ошибки «Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? Предлагается оценивать по 10-балльной шкале. Цель – корректировка собственных умений.

Слайд 19

Рефлексия Я усвоил (а) теорию целеполагания + /- я научился ( лась ) использовать теорию целеполагания + /- Смогу самостоятельно применять на практике полученные знания + /-

Слайд 20

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. В. М. Лозинский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра . Сенека О чем это высказывание? Как вы понимаете его смысл?

Слайд 3

Об этапе целеполагания Выскажите свои предположения, как вы понимаете свои действия как учителя на этом этапе урока.

Слайд 4

В чем же проблема? НЕ понимаем (не знаем, не различаем), в чем разница между целями урока традиционными и целями урока в соответствии с новыми требованиями НЕ уяснили (не знаем, не поняли и др.), должен ли ставить цель урока учитель? Не хватает опыта (может быть, знаний) организовать этап целеполагания на уроке в соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 5

Какие цели вы поставите перед собой, исходя из понимания проблемы?

Слайд 6

Ставим цели Определить разницу между постановками целей при планировании традиционного урока и урока в соответствии с требованиями ФГОС Выя снить , должен ли учитель ставить цели, планируя урок или это должен делать ученик? Познакомиться с некоторыми приемами целеполагания

Слайд 8

Какие шаги нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? Изучить литературу по данной проблеме Проанализировать увиденные уроки или технологические карты уроков Обменяться мнениями с коллегами

Слайд 9

Литература по теме: 1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров . Волгоград, издательство «Учитель», 2008. 3.Формирование навыка целеполагания . http :// www . gimnazy 161. ru . 4.Каким должен быть современный урок. http :// www . it-n.ru . 5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http :// www . festival .1 september . ru . 6.Целеполагание при проектировании урока. http :// nmc , nevarono . ru .

Слайд 10

Разницу между постановками целей при планировании традиционного урока и урока в соответствии с требованиями ФГОС При проведении т радиционного урока При проведении урока в соответствии с требованиями ФГОС Транслируется, подается в готовом виде. Используются глаголы Научить, познакомить и др Развивать…. Воспитывать…. Создаются условия для включения каждого учащегося в процесс целеполагания . Используются глаголы: Выбрать, назвать, дать определение, написать, перечислить, выполнить, систематизировать. Например: Предполагается, что учащиеся к концу урока будут называть , распознавать, преобразовывать, приводить примеры….. Обеспечить ситуацию, способствующую умению анализировать и различать… вызвать интерес, выразить свое отношение к…, создать условия побуждающие к сотрудничеству, активности и др . Например: способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Слайд 12

Об этапе целеполагания Первый этап урока – целеполагание - в педагогике это процесс установления целей и задач деятельности между учеником и учителем . Самая важная часть конструирования урока. «Как цель поставишь, таким и будет результат»

Слайд 14

Правила целепологания Правило 1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной. Правило 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет. Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем. Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз. Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.

Слайд 15

Классификация приёмов целеполагания 1. Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка. 2. Аудиальные : Подводящий диалог Собери слово

Слайд 16

Прием целеполагания : тема-вопрос Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Слайд 17

Прием целеполагания : работа над понятием Объяснение значение слова Поиск слова в «Толковом словаре» Определение цели урока

Слайд 18

Прием целеполагания : домысливание Предлагается тема урока и слова "помощники": Хочу узнать… Приобрету навык… Буду уметь… Смогу поразмышлять…

Слайд 19

Прием целеполагания : проблемная ситуация Самостоятельное решение. – Коллективная проверка результатов. – Выявление причин разногласий. результатов или затруднений выполнения. – Постановка задачи урока.

Слайд 20

Прием целеполагания : подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения.

Слайд 21

Прием целеполагания : ситуация Яркого пятна Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Слайд 22

Целеполагание Цель записывается на доске (она может быть не одна) Задачи. Задачи можно ставить через действия, которые будут выполняться. В конце урока необходимо возвратиться к этому, проанализировать, на основе анализа этого формулируется домашнее задание

Слайд 23

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 24

РЕФЛЕКСИЯ Незаконченное предложение Я не знал… - Теперь я знаю… Теперь я могу… Я попробую…. Было интересно…. Понравилось….. Не понравилось…. - Материал выступления мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....

Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...

преобразование графиков тригонометрических функцийАннотация к разработанной презентации учителя математики Махияновой Эльвиры Ильдусовны МБОУ «СОШ №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани Методическое пособие п

Аннотацияк разработанной презентации учителя математикиМахияновой Эльвиры ИльдусовныМБОУ «СОШ №143 с углубленным изучением отдельных предметов»Ново-Савиновского района г.КазаниМетодическое пособ...

План самообразования учителя технологии МБОУ "СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов" Г. Нижнекамска РТ

Выложен материал по самообразованию на 2015-2020 г.г. В плане раскрыты цель, задачи и перспектива проф. развития учителя предметника....

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области.

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области....

Программа занятий кружка «Творческая мастерская» учителя русского языка и литературы

    Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе....

ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию для обучающихся МБОУ СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРОГРАММАпо гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию для обучающихся МБОУ СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов...