Обучение как искусство соразмерности и гармонии (или к вопросу о педагогических подходах гендерного обучения на примере пансиона воспитанниц)
статья на тему

светлана николаевна мальцева

В России неоднократно предпринимались попытки раздельного обучения мальчиков и девочек. Началом женского образования принято считать 1764 год, когда  Екатериной II был основан Смольный институт.  Наряду с общеобразовательными дисциплинами девочек обучали рисованию, стихосложению, музыке, танцам, рукоделию, домоводству. Предпочтение отдавалось русской литературе, истории русского народа, географии России. В 1918 году был проведен последний выпуск из Смольного института и опыт, накопленный в обучении и воспитании, был на долгие годы предан забвению. Советское государство вернулось к вопросу раздельного обучения в 1943 году и стремилось сделать такие школы образцовыми, «с преподаванием ряда предметов на иностранном языке", рекомендовалось «особенно тщательно подбирать кадры», ведь даже «библиотекарь должен был владеть английским, французским или немецким языком». Однако уже с 1 сентября 1954 г. раздельное обучение было ликвидировано, прежде всего, из-за невозможности решить кадровый вопрос, и больше к этой практике советская система образования не возвращалась. ... Гендерная педагогика построена «на учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_kak_iskusstvo_._moskva.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение как искусство соразмерности и гармонии

(или к вопросу о педагогических подходах гендерного обучения на примере пансиона воспитанниц)

Мальцева Светлана Николаевна

методист, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц

Training as the art of proportionality and harmony

        "Аny person's education is not that other, as promote access nature of its development, and this art is largely based on proportionality and harmony impressions that need to be perceived by a child with a certain level of development" (Пестолоцци). Almost from the earliest times, speaking about education, tend to emphasize the desire to take into account the interests of the child, build a learning process so that the goals of the training meets their possibilities and desires. All this is reflected in the implementation of gender approach to training. In many countries have developed traditions of segregated education of boys and girls who have both similarities and specific features associated with the cultural and historical traditions of the countries. The article presents the experience of teaching the girls in the hostel of the pupils of the Ministry of defence, the choice of technologies, techniques and changes in the content of education.

 

 «Любое обучение человека есть ни что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему развитию, и это искусство в значительной мере основывается на соразмерности и гармонии впечатлений, которые должны быть восприняты ребенком с определенным уровнем развития его сил» (Пестолоцци). Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых. Все это выражается в многообразных концепциях гендерного обучения, которые во многих странах давно сложились и  функционируют, и имеют как общие черты, так и характерные особенности, связанные с культурными и историческими традициями стран.

В России неоднократно предпринимались попытки раздельного обучения мальчиков и девочек. Началом женского образования принято считать 1764 год, когда  Екатериной II был основан Смольный институт. Он был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати с целью обучения их всем правилам добродетели, благонравия, светского обхождения и учтивости, знанию домостроительства и норм гражданской жизни. Наряду с общеобразовательными дисциплинами девочек обучали рисованию, стихосложению, музыке, танцам, рукоделию, домоводству. Учебный курс мало чем отличался от мужских гимназий, однако отдавалось предпочтение русской литературе, истории русского народа, географии России; признавалась ведущая роль русского языка как яркого проявления народности и как средства развития мышления; придавалось большее значение изучению иностранных языков, литературе и истории в нравственном и эстетическом воспитании, предпочтение отдавалось активным методам обучения. В 1918 году был проведен последний выпуск из Смольного института и опыт, накопленный в обучении и воспитании, был на долгие годы предан забвению.

Советское государство вернулось к вопросу раздельного обучения в 1943 году и стремилось сделать такие школы образцовыми, «с преподаванием ряда предметов на иностранном языке", рекомендовалось «особенно тщательно подбирать кадры», ведь даже «библиотекарь должен был владеть английским, французским или немецким языком». Однако уже с 1 сентября 1954 г. раздельное обучение было ликвидировано, прежде всего, из-за невозможности решить кадровый вопрос, и больше к этой практике советская система образования не возвращалась.

В современной России пансион воспитанниц Министерства обороны единственное учреждение подобного рода. Пансион открыт в 2008 году, большинство его воспитанниц девочки из неполных семей, отдаленных регионов страны. Пансион в образовательной деятельности сочетает современными требованиями к образованию с лучшими традициями отечественного и зарубежного опыта раздельного обучения девочек.

Английское слово Gender широко используется в современной литературе для разделения «биологического» и «социального» пола, формируемого в обществе посредством социально-культурного воздействия различных институтов, в том числе образования. Как известно, гендерная педагогика построена «на учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса». Психические и анатомо-физиологические особенности девочек ведут к значительным различиям в способах восприятия, обработки информации и предполагают изменения в содержании образования, методах, технологиях и организации образовательного процесса. Ведущими при таком подходе становятся культуросообразность и связанное с ним понятие культуроемкости образования (высокого насыщения всего образовательного процесса разнообразными элементами культуры).

Латинский термин "культура" означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование служит целям сохранения и передаче ценностей культуры новому поколению. Принцип культуросообразности выражает взаимосвязь культуры и образования.

Культурная среда пансиона – это совокупность материально - технических, визуальных, информационных и психолого - педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие девочки. Это неповторимая культура, "дух" пансиона, особая духовная атмосфера.  

Пансион окружает уникальная садово-парковая зона. Девочки, гуляя по парку, узнают информацию на русском и английском языках об окружающих их декоративных деревьях, кустарниках, цветниках. На территории пансиона имеются фонтаны, зоны отдыха, беседки. Внутреннее пространство характеризуется единством стилевого решения с учетом их функционального взаимодействия и наполнения. Подборка текстур, форм и цветовой палитры, культурные, эстетические и художественные образы, современные отделочные материалы позволят создать уникальные интерьеры каждого помещения. Яркая, необычная обстановка способствуют стимуляции детского  воображения, появлению позитивных эмоций, что крайне важно в отношении девочки к пансиону, в ее восприятии процесса обучения. Репродукции знаменитых художников и современные фотографии, выполненные в виде картин, не только украшают Пансион, но и широко используются на уроках и  внеурочной деятельности.

Важной составляющей внеурочной деятельности являются встречи воспитанниц со знаменитыми и интересными людьми, общественными деятелями, представителями науки и культуры, известными успешными женщинами. Осознание воспитанницами роли женщины в современном обществе, усвоение особенностей женского поведения, осознание понятия материнства это направление реализуется на всех этапах и уровнях обучения, досуговой деятельности и в быту. Внешнему виду воспитанниц, манерам поведения уделяется самое пристальное внимание. В Пансионе работают школы этикета и стиля, регулярно проводятся встречи с известными дизайнерами, визажистами, парфюмерами.

Особое место в учебном плане занимают гуманитарные предметы, иностранные языки, музыка, нотная грамота, стиль, основы танцевального обучения, хореография - им принадлежит ведущая роль в нравственном и эстетическом воспитании девочек, воспитании женственности. Предмет «мировая художественная культура» девочки изучают на русском и английском языках. Воспитанницы изучают четыре иностранных языка: английский, французский, немецкий и китайский. К обязательным занятиям относятся  занятия плаванием, конным спортом, фигурным катанием, хореографией.  Девочек обучают рукоделию, живописи, они получают навыки актерского мастерства, музыкальное, художественное и спортивное образование. В образовательную программу входит обязательное посещение воспитанницами театров, выставок, музеев.

Понятно, что культура непосредственно не транслируется, не передается девочке как некая установка. (Вспоминается восточная мудрость «сколько не говори халва, во рту слаще не станет»), а вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий. А потому основным в процессе обучения становятся деятельность и творческое общение, в ходе которых возможны и передача норм культуры, и развитие культурных интересов.

Для девочки в силу психологических особенностей общение со взрослым является важнее знаний, на занятиях она ловит нюансы его мимики, подстраивается к нему, чаще смотрит в глаза. Нежность, доброжелательность, тактичность, женское обаяние, сдержанность,  аккуратность и умение создавать красоту – все эти качества девочка «черпает» на уроке. В практике пансиона именно культура и стиль преподавателя (сюда отнесем культуру слова, с его оттенками, психологическую зоркость, способность к сопереживанию) определяют уровень требований к педагогическому мастерству. При таком подходе воспитательная функция урока является определяющей, предмет в значительной степени выступает не целью, а средством познания, прежде всего нравственного опыта человечества.

Важно учитывать психологические особенности девочек, например то, что девочки после начала занятий хотя и быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, но высокий темп в течение урока им мешает, а потому представление информации предлагается в медленном, размеренном ритме. Девочки лучше работают на пошаговых технологиях, лучше справляются с типовыми заданиями, при этом ждут озвучивания каждого шага, им подходит прием «делай как я», приемы "повторения и закрепления". Однако обучение только по алгоритму и правилу - один из «подводных камней» обучения девочек, поэтому предлагаются и творческие задания, упражнения на сравнение, классификацию. Воспитанницы привлекаются к участию в проектной и исследовательской деятельности.  

Успехи воспитанниц пансиона в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, в том числе Международных показывают, что образование в пансионе является элитным (в смысле качества), существенно влияет на гендерную социализацию воспитанниц, формирование внутренней и внешней культуры. Признание опыта пансиона педагогической общественностью (пансион входит в рейтинг лучших учебных заведений России) позволяет утверждать, что гендерный подход является необходимой основой  гармоничного развития личности воспитанницы, которая во всей совокупности своих качеств учится жить, учится быть успешной, учится быть женственной. А что может быть важнее, чем быть в гармонии?

 

Ключевые слова: гендер, гендерный подход, образование, гармония, культуросообразность, образовательное пространство, обучение; the gender mainstreaming approach, education, harmony, cultural congruity, educational space, training.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу организации интегрированного подхода в обучении математике

В статье рассмотрена методика подготовки и проведения интегрированных уроков....

Статья "Гендерный подход в обучении и воспитании"

     Основная идея гуманистического подхода заключается в том,  человек является наивысшей ценностью и несет в себе позитивную основу независимо от половой принадлежности. Г...

Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в обучении

Реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образователь...

Педагогические подходы в обучении ребёнка с ТМНР

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети данной группы, в структуре ...

Гендерный подход в обучении как фактор успешности профессиональной деятельности педагога

Автореферат дссертации соискателя ученой степени  кандидата наук Растёгиной Н.В....

Функции и этапы программы обучения фигурному катанию на коньках воспитанниц "Московского кадетского корпуса" Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации"

В статье рассматривается организация учебно-тренировочного процесса обучения воспитанниц пансиона фигурному катанию на коньках, программа обучения,ее функции и этапы реализации....

Интеграция основного и дополнительного образования (спорт, искусство, наука) в Пансионе воспитанниц МО РФ

Дополнительное образование в Пансионе воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации – это не только часть общего образования, но и инновационное содержание  образования.  Интег...