Актуальные проблемы реализации проекта Профессионального стандарта педагога
методическая разработка по теме

Мухина Анастасия Владимировна

Материал для проведения педсовета по изучению ппрофессионального стандарта педагога с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_profstandart.docx37.79 КБ
Office presentation icon proekt_professionalnogo_standarta_pedagoga.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Актуальные проблемы реализации проекта

профессионального стандарта педагога

Цель: Создание условий для включения педагогического коллектива школы в  общественное обсуждение         «Проекта профессионального  Стандарта педагога».

Задачи:

-Изучить положения Стандарта педагога;

-Проанализировать отдельные пункты Стандарта, выявить положительные и отрицательные стороны;

-Использовать  коммуникативные формы деятельности для повышения ИКТ –компетентности;

-Принять участие в обсуждении проекта Стандарта педагога на педагогических форумах.

Виды деятельности: Анкетирование, работа в малых группах, коллективная практическая работа.

Участники: педагогический коллектив МКОУ Дулесовской ООШ

 Ход педсовета:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

 Отв. Таначева О.А.

  1. Анкетирование педколлектива.

Приложение №1

  1. Выступление заместителя директора по УВР Мухиной А.В.

Слайд 1

Обоснование деятельности педагогического коллектива по обсуждению Проекта:

          Министерство образования и науки впервые разработало и представило к широкому обсуждению проект Концепции и содержания профессионального стандарта педагога.

     

Слайд 2

Данный документ был разработан специально созданной рабочей группой из 12 человек, в число которых вошли ведущие эксперты в области образования, директора школ, ученые. Возглавил группу член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, директор Центра образования № 109 города г. Москвы Е. А. Ямбург.  

Слайд 3

Напомним, в мае 2012 года президент РФ Владимир Путин поручил разработать профессиональные стандарты для учителей русского языка и математики. В настоящий момент речь идет уже о стандарте для учителей вне зависимости от предмета, который они ведут. Категориям, которым выделил президент, посвящены приложения к проекту.

До сих пор реформа образования была "скорее бухгалтерская, чем содержательная". Введение профессионального стандарта педагога станет первым шагом в решении комплекса проблем в образовательной сфере. Об этом заявил, председатель группы по разработке стандарта.

Слайд 4

По словам председателя комиссии по разработке профессионального стандарта педагога, директора Центра Образования №109 г. Москвы Евгения Ямбурга,. необходимо обеспечить полную открытость при его обсуждении. В данный момент проект профстандарта опубликован на сайте Минобрнауки. Предложения и замечания к проекту можно оставить на сайте общественного совета при Министерстве и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале. Обсуждениям и корректировке посвящен этот учебный  год. Впоследствии будет "переходный период", во время которого стандарт будет добровольно опробован в ряде школ. "Никакого насилия", - подчеркнул Ямбург. Стандарт окончательно  будет принят через 2-3 года.

"Я глубоко убежден, что до сих пор у нас реальной реформы образования не было. У нас была реформа экономики образования", - сказал Ямбург. По мнению эксперта, "во всех странах, где проходили этот путь (в Германии, Сингапуре) было показано, что повышение зарплаты не ведет к повышению качества работы". При этом он согласен, что учителю нужна достойная зарплата.

  Эксперт полагает, что разработка стандартов тесно связана с комплексом болевых точек в сфере образования, в первую очередь, стандарт повлияет на систему подготовки и переподготовки учителей. Ямбург напомнил, что 3 года назад были приняты новые стандарты высшего педагогического образования. По мнению Ямбурга, в нем содержатся "чудовищные вещи". Например, "по этим стандартам выпускаются учителя русского языка без права преподавания литературы, математики без информатики".

В свою очередь, квалификационные требования к педагогам включают в себя "много вещей, которые превратили школу в то место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами". "Поэтому основная задача стандартов - вернуться к профессиональным компетенциям учителя, освободить его от всего того, что мешает работать".

Слайд 5    

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен:

- для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности,

-для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры;

-для формирования должностных инструкций и разработки ФГОС.

Стандарт  –  инструмент  реализации  стратегии  образования  в  меняющемся мире.

Стандарт  –  инструмент  повышения  качества  образования  и  выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт –  средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт  –  основа  для  формирования  трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

         

На данном этапе в стандарте выделено три сферы ответственности педагога: обучение детей, их воспитание и развитие. По мнению Ямбурга, основные проблемы связаны с развивающей деятельностью. "Контингент детей будет все проблемнее", - заявил он. Чтобы обучать детей, в том числе и с отклонениями, педагог должен уметь взаимодействовать с другими школьными специалистами (психологами, дефектологами, медиками).

"Стандарты всех профессий - это решение правительства России. Первыми были рестораторы и гостиничные хозяйства, мы вторые. Но стандарты будут везде". – это слова Е. Ямбурга.

Слайд 6

Основные положения

Профессиональный стандарт педагога(Концепция и содержание)

Введение

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

Слайд 7

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

       

Слайд 8

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

           

Слайд 9

 Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Слайд 10 - 16

А теперь познакомимся с характеристикой стандарта более подробно

Слайд 17

  1. Обсуждение содержания проекта. Выявление плюсов и минусов Профстандарта, проблемных моментов. Практическая работа в малых группах:
  1. Обучение
  2. Воспитательная работа
  3. Развитие педагога (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
  4. Профессиональные компетенции педагога,  отражающие специфику работы начальной школе
  5. Профессиональные требования к учителям – предметникам (математика и информатика, русский язык)
  6. Методы оценки выполнения требований Профессионального стандарта Учителя
  7. Приложение 1. ИКТ - компетентность
  8. Приложение 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя

План обсуждения:

  1. Сравнить: что из перечисленного Вы делали раньше, что разработчики добавили нового ( выделить универсальные обязанности и специфические);
  2. Что, на Ваш взгляд, необходимо обязательно, а без каких положений можно обойтись;
  3. С чем из перечисленного Вы согласны, какие спорные моменты Вам встретились, с чем не согласны.
  1. Презентация полученных продуктов, представление итогов работы подгруппы
  2. Обсуждение комментариев Профессионального стандарта  в социальной сети

Приложение  3.

  1. Сравнение профстандартов разных стран
  2. Заключение, подведение итогов педсовета, принятие решения.

Решение педагогического совета:

  1. Включить в тематику методического совета и методических объединений изучение  подходов к профессиональным компетенциям учителя  в условиях внедрения профессиональных стандартов.  Срок: до 15 марта 2014г. Отв. Мухина А.В., руководители ШМО
  2. Планировать направление профессионального развития с учетом анализа  профессиональных компетенций  в условиях введения профстандарта (КПК и переподготовка). Отв. администрация.
  3. Рекомендовать темы самообразования педагогов, направленные на изучение и применение активных форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий, соответствующих профессиональной, психолого-педагогической компетентности педагога. Отв. Таначева О.А., Мухина А.В.
  4. Учителям-предметникам совершенствовать  педагогическую практику, позволяющую эффективно вовлечь в образовательный процесс  учеников с разными стартовыми возможностями. Отв. Таначева О.А., Мухина А.В., руководители ШМО
  5. Внести  изменения в Годовой план ОУ, ВШК, программу  развития школы, образовательную программу, рабочие программы педагогов  с учетом Профстандарта. Срок: до 1 сентября 2014 г.  Отв. Таначева О.А

Приложение №1

Уважаемый коллега!

В целях  изучения общественного мнения о новых реформах в образовании  проводится данное социологическое исследование. Просим Вас искренне ответить на вопросы. Анонимность гарантируется. Выскажите свое мнение, оно очень важно для нас. Заранее благодарны!

1.Каков стаж Вашей работы?

до 5 лет              до 10 лет              до 20 лет          свыше 20 лет

2.Нужны ли, по Вашему мнению, профессиональные стандарты?

Да / нет/ не задумывалась над этим вопросом

3.Насколько Вы знакомы с положениями Стандарта педагога?

изучила                

наслышана        

не знакома            

свой вариант__________        

4.Каким, по Вашему мнению, учителям – предметникам (3) уделяется в Стандарте отдельное внимание? Выберите    предмет.

история     математика  обществознание   география    начальные классы  русский язык  информатика  химия  биология  физика  литература  физическая  культура  английский язык

 5.Согласны ли Вы с утверждением « Педагог обязан соответствовать Стандарту». Обоснуйте свой ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Хотели бы Вы участвовать в рабочей группе по разработке Стандартов педагога в своей школе?

_________________________

6. Какие вопросы Вы хотели бы обсудить на следующих педагогических советах?

________________________________

________________________________

Спасибо!

Приложение №2

Комментарии, обсуждения реформы образования в социальной сети Интернет

  • Статья 46. "Право на занятие педагогической деятельностью" нового закона "Об образовании в РФ" об этом и говорит: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».
  • Данный пункт фактически означает, что занятие педагогической деятельностью не предполагает получения профессионального педагогического образования. Тем самым, ставится под сомнение необходимость формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих учителей.
  • Не мешало бы создать профессиональный стандарт для депутатов и чиновников, а так же проверить их на судимость и увольнять при ее наличии.
  • Да, еще создать единую тарифную сетку для всех гос. служащих и повышение зарплаты чиновников объявлять в средствах массовой информации, одновременно поднимать зарплаты всем бюджетникам соответственно.
  • Очередные игрища чиновников. Все пытаются доказать, что они достойны гигантских зарплат, имитируя бурную деятельность.
  • "Профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию учителей к труду и качеству образования" - бред сумашедшего! Мотивацию к труду невозможно повысить при низкой зарплате и отсутствии социального статуса!
  • ИДИОТЫ!!!!
  • Можно также диссертации на оригинальность проверить. Стандарты должны реальные специалисты в конкретной профессии разрабатывать.
  • Данный стандарт - результат нового закона "Об образовании в РФ".
  • Из закона исчезло упоминание о профессиональной педагогической деятельности. Отсутствует статья «Особенности реализации образовательных программ в области педагогического образования», вместо неё введена довольно странная статья "Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».
  • Данный "стандарт" - научно необоснованный, не имеющий никакого отношения к профессиональной педагогической деятельности документ!
  • Более того, непонятно на каком основании вводится понятие "профессионального стандарта"?
  • Есть научно обоснованные с точки зрения успешности профессиональной деятельности понятия:"структура профессиональной деятельности", "профессиограмма","паспорт специальности".
  • Что такое "профессиональный стандарт"? Какова цель внедрения научно необоснованного конструкта?
  • Присоединяйтесь к кампании за отправку на доработку нового закона
  • “Об образовании в Российской Федерации” (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и соответствующей ему "дорожной карты" (распоряжение Правительства РФ №2620-р от 30 декабря 2012 г.),и отмену федерального закона №83-ФЗ от 8 мая 2010г.
  • Сбор подписей за отправку закона «Об образовании в РФ» на доработку производится на Демократоре (проблема № 10254)
  • Вносите свои предложения!!!
  • Если закон "Об образовании в РФ" 1.09.2013 вступит в силу в "думском" варианте - образованию в России наступит конец!
  • Комментатор 61 | 2013-02-19 в 21:36:35
  • А может, и педвуз не надо заканчивать? Просто прийти с улицы и пройти проверку на соответствие профстандартам? Этак у нас любой дворник скоро сможет преподавать.
  • Статья 46. "Право на занятие педагогической деятельностью" нового закона "Об образовании в РФ" об этом и говорит: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».
  • Данный пункт фактически означает, что занятие педагогической деятельностью не предполагает получения профессионального педагогического образования. Тем самым, ставится под сомнение необходимость формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих учителей.
  • Хотелось бы ознакомиться с профессиональными стандартами наших руководителей, начиная с президента страны.
  • Наверное, просто хотят привлечь сильные научные кадры в учителя-предметники, например, в школы для одаренных детей, чтобы чиновникам не приходило в голову изгонять оттуда вузовских преподавателей. Или хотвят закрепить сложившуюся тенденцию ставить во главе министерсв очень молодые кадры, которые уже к 30 годам порулили образованием (надзором за ним !)в качестве заместителей и под руководством Глебовой (замминистры в неполные 30 лет - где еще так круто?), ВАКом, не имея при этом профильного педагогического образования, но контролирующими и руководящими в т.ч. созданием системы аттестации учителей и преподавателей, которые уж конечно, каждые 5 лет отдав все свои профессиональные знания ученикам, т.е. опустев головами, нуждаются в повтором усилии.

Приложение 3.

Сравнительные характеристики профессиональных стандартов

Что же касается требований к учителю для учителей в Англии, то в документе всего восемь пунктов.

Учитель должен:        

1. Ставить высокие цели, которые вдохновляют и мотивируют учеников.

2. Способствовать развитию и хорошим результатам учеников.

3. Демонстрировать хорошее знание предмета и программы обучения.

4. Планировать и проводить хорошо структурированные уроки.

5. Модифицировать преподавание в соответствии с сильными сторонами и потребностями учеников.

6. Правильно использовать результаты тестирований и извлекать из них максимальную пользу.

7. Эффективно регулировать поведение для обеспечения хорошей и безопасной образовательной среды.

8. Выполнять более широкие профессиональные обязанности

Последний пункт нужно раскрыть. В него входят требования вносить положительный вклад в жизнь и обычаи школы; развивать эффективное взаимодействие с коллегами, зная, как и когда необходимо обратиться за советом или консультацией специалиста; эффективно взаимодействовать с родителями по поводу достижений и самочувствия учеников. Отдельная часть документа посвящена персональной и профессиональной этике учителя. По сути дела, в английском стандарте есть все необходимое и достаточное: требования к входу в профессию, поддержанию квалификации и пути ее повышения.

Вот такой, написанный человеческим языком, краткий рамочный документ, где есть воздух, а главное — доверие к учителю и школе. Как он контрастирует с нашими ныне действующими квалификационными характеристиками и проектируемыми стандартами, где, к примеру, что учитель должен уметь: «Составлять на основе документации класса (группы) сводки, отчеты, другие информационные материалы заданной формы (на бумажных и электронных носителях) и представлять сведения уполномоченным должностным лицам в соответствии с запросом; использовать информационно-коммуникационные технологии для заполнения баз данных в соответствии с установленными регламентами и правилами».

Приложение  №4

Термины и определения применительно к педагогу 

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Региональное дополнение к профессиональному стандарту - документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

Внутренний стандарт образовательной организации - документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

Ключевые области стандарта педагога -  разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

Аудит - систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

Внутренний аудит -  аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

Внешний аудит - аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

  1. Обучение

  1. Воспитательная работа

  1. Развитие педагога

  1. Профессиональные компетенции педагога,  отражающие специфику работы начальной школе

V.        Профессиональные требования к учителям – предметникам (математика и информатика, русский язык)

VI.        Методы оценки выполнения требований Профессионального стандарта Учителя

VII.        Приложение 1.

ИКТ - компетентность

VIII.        Приложение 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Профессиональный стандарт педагога".

В данном проекте рассматриваются профессиональные компетенции и личностные качества, которыми должен обладать каждый педагог...

Модель «Петербургская звезда» реализации регионального компонента профессионального стандарта педагога

Статья о профессиональном стандарте педагога (ПСП), который  задает новую высокую планку квалификаций. И поскольку он тесно связан с введением новых федеральных государственных образовательных ст...

«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД   К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ           В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Пиление древесины»...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...