«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
статья по технологии (5 класс) на тему
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Пиление древесины»
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД
К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Пиление древесины»
«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Выполнил:
Молин Герман Николаевич учитель технологии
МАОУ «гимназия комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков
Великий Новгород
2016
Актуальность
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Проблемное обучение для реализации деятельностного подхода в образовательном процессе.
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.
Одной из основных особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, организационных форм, технологий для развития личности.
Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка.
Результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, то есть иметь не только предметный формат, но и характер универсальных (метапредметных) умений.
Характерной особенностью развивающей обучающей технологии обучения является то, что учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащегося. Таким образом, на первый план выходят задачи, требующие решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов и надпредметных компетенций.
В основу технологии развивающего обучения могут быть положены теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, теория проблемного обучения М.И.Махмутова, И.Я.Лернера и др.
Проблемное обучение — это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик». Поэтому требования, предъявляемые к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы. Возникают вопросы:
Какой должна быть структура урока?
Как его подготовить?
Как добиться того, чтобы учащиеся включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет?
Поэтому необходимо создание учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и, научиться ими пользоваться. Постепенно становятся аксиомой слова Г.А. Цукерман: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации:
- подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
- задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
- формулирование темы урока в виде вопроса.
Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение. Условия реализации проблемного изложения хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Учащимся чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить на вопрос и т. п., а потом проверить или уточнить ответ.
Проблемное обучение связано с выполнением учащимися осознанных учебных действий с учебным материалом. Н.Ф. Талызина пишет: «Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». Наиболее эффективный путь формирования требуемых умений достигается в том случае, если обучение идёт не по пути накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
Усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Проблемный урок – новое или хорошо забытое старое?
Мы, учителя, широко применяем проблемные вопросы и ситуации для активизации мышления учащихся, но построить целый урок, и не один, а в системе, удается не всегда. Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть «закон Ньютона», а учитель должен создать такие условия, при которых учащиеся захотят сделать это сами. Мотивировать учащихся может далеко не каждый учитель, и далеко не всегда. Мешает авторитаризм и установка «делай как Я!». Если учитель всегда говорит и объясняет всё сам, не привлекая к поиску знаний учащихся, ему будет невозможно создать условия и «смотивировать» на деятельность учащихся.
Используя основные принципы проблемного обучения, многими была опробована и внедрена в свою практику проведения урока базовая модель формирования у учащихся критического мышления.
В уроке выделяют следующие стадии:
I. Вызов:
1) собственно вызов
2) актуализация знаний
II. Осмысление:
1) постановка учебной задачи
2) открытие нового знания
3) составление алгоритма
4) первичное закрепление
III. Рефлексия:
1) самостоятельная работа – самоконтроль
2) собственно рефлексия
Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов:
- реализация всех дидактических принципов РО.
- использование многих современных технологий, в т.ч. ИКТ.
- использование различных способов деятельности
- составление алгоритма действий
- использование различных оценочных шкал
- зрелищность формы проведения урока
Проблемное обучение позволяет учителю органично включать в урок разнообразные формы, такие как работа учащихся в группах, работа в парах, фронтальная беседа, самостоятельная работа, решение практических и прикладных задач. Использование в образовательном процессе прикладных задач реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Прикладные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.
Проблемное обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, ставит приоритетной поисковую учебно-познавательную деятельность учащихся, т.е. открытие под руководством учителя способов приложения знаний к практике.
Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности на уроке - работа по микрогруппам в коллективе. Каждая группа получает свою часть нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение.
Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Роль и позиция учителя на таком уроке - организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, незаметно направляет, радуется успехам и находкам учащихся. Но вместе с тем, учитель обобщает сказанное учащимися и, если надо, помогает им сделать выводы.
Современный урок отличается организацией учебной, образовательной деятельности учащихся. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося.
Практическая часть.
Тема урока: Пиление древесины
Цель урока: учащиеся должны понимать принцип пиления, и формировать умение пилить древесину ручной ножовкой
Планируемы образовательные результаты:
предметные: пилы продольного и поперечного пиления;
способы крепления заготовки; механические способы пиления;
метапредметные: развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками;
личностные: умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
-Высказывает добрые пожелания детям и предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.
2-3 минуты -Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» -Для чего выполняется разметка заготовок из древесины? Для чего необходим столярный инструмент?
- Обсуждение вопросов Каким образом происходит пиление?, как можно крепить заготовку? Существуют ли |
3. Отвечают на вопросы, идет выдвижение гипотез для решения задания |
вуют ли механические способы обработки древесины? проговаривается цель урока, предлагает открыть учебник и рассмотреть рис.23 и 24; -ставит проблему перед учащимися: «чем отличается профиль пилы для поперечного пиления и продольного?
4. «Открытие нового знания» 7-8 минут Решение учебной задачи и обсуждение с помощью диалога, фронтальная беседа с учениками, выслушивает их ответы; составляет 2 рисунка отличия одно вида от другого. 5. Первичное закрепление.10 минут. предлагает выполнить самостоятельное задание в рабочей тетради: «Как я буду пилить заготовку, и какой алгоритм мне необходим?» 6. Самопроверка по эталону.5 минут. -предлагает прочесть получившиеся ответы и обсудить, что правильно и что нет? Почему? 7. Рефлексия деятельности (итог урока) 2 -3 минуты Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Какие получились результаты? Что на уроке получилось у тебя хорошо, а что можно доработать? Формулируется домашнее | выдвинутой проблемы, предлагают способы решения учебной задачи. 4.Составляют схему позволяющую решить проблему и объясняют ее. 5. Выполняют самостоятельную работу. 6. Закрепляют умения работать самостоятельно, проводят самоконтроль. 7. Подводят итог работы на уроке, проводят самоанализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...
Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Подготовка к введению ФГОС в коррекционной школе...
Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)
Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...
В Красноярске пройдет научно-практическая конференция по вопросам реализации и развития федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Дата и время: 23 ноября, с 10 до 16 часов.Место: Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации...
В Красноярске обсудили вопросы реализации и развития федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
23 ноября в Красноярске состоялась научно-практическая конференция, на которой рассматривались вопросы реализации и развития детализированных требований федеральных государственных образовательных ста...