Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
статья на тему

Филонова Лариса Ивановна

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет  вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе  формируется в соответствии   с образовательными потребностями учащихся, с учетом запросов родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_k_nauchno.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы к научно-практической конференции «Опыт формирования вариативной части образовательных программ с учетом геополитических и экологических особенностей региона в условиях введения государственных образовательных стандартов нового поколения»

 

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

     

Филонова Л.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения Платоновской средней общеобразовательной школы Рассказовского района

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Согласно новым стандартам образования ведущей  целью обучения сегодня становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Условием для достижения обозначенной цели является формирование универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет  вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе  формируется в соответствии   с образовательными потребностями учащихся, с учетом запросов родителей. Направлена вариативная часть на обеспечение достижений учащимися уровня государственных образовательных стандартов, создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, готовности к социальной адаптации, профессиональной ориентации, дальнейшему образованию.

Ключевым моментом в процессе обучения является формирование коммуникативных учебных действий. С этой целью  в учебный план среднего звена школы введены курсы «Основы риторики», «Культура речи», «Стили литературного языка и их особенности». Программами курсов предусмотрено формирование  умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить общение.

 На старшей ступени образования коммуникативные учебные умения продолжают формироваться  в рамках программ элективных учебных предметов «Психология общения», «Этикет», «Русский язык и культура речи», «Нормы русского литературного языка». Введение в учебный план обозначенных курсов решает задачу социальной компетентности  обучающихся,  учета ими позиции других людей -  партнеров по общению или деятельности. Ведущая цель учебных предметов – в расширении возможностей социализации выпускников, их успешной адаптации в обществе, формировании конкурентноспособной личности.

Наполнение вариативной части учебного плана основной школы  предусматривает также формирование личностных универсальных учебных действий. Учитывая, что от тридцати до сорока процентов выпускников   после окончания основной школы продолжают обучение в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, профессиональная ориентация является важной составляющей учебного процесса в 9 классе. Элективный курс «Моя будущая профессия», включающий профориентационный и информационно-диагностический блоки,  способствует обеспечению преемственности между общим и профессиональным образованием, целенаправленной подготовке выпускников школы к продолжению образования.

Вариативная часть учебного плана на старшей  ступени образования  позволяет наиболее полно реализовать идею профилизации  школы. Опираясь на запросы учащихся и их родителей школа предлагает старшеклассникам профильную подготовку по трем направлениям: естественно-научному, социально-гуманитарному, информационно-технологическому. Реализация последнего направления стала возможной благодаря заключению договора о сотрудничестве школы и ФГОУ бизнес-колледжа. Возможность обучения на старшей ступени на профильном уровне способствует подготовке старшеклассников к сознательному выбору профессии и жизненному самоопределению.

Самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе способствует предпрофильная подготовка, представленная набором элективных курсов по выбору, в числе которых такие курсы как «Мир права», «Музейное дело», «Биология и генетика», «Химия вокруг нас». Обозначенные курсы позволяют расширить содержание образования по предметам инвариантной части учебного плана, повысить интерес к обучению.

Элективные курсы и элективные учебные предметы способствуют и формированию  универсальных действий познавательной направленности: развитию  интересов и склонностей обучающихся, повышают общий культурный уровень. Школа предлагает обучающимся  старшей ступени набор курсов, углубляющих и расширяющих основные предметы: «Моделирование при решении задач», «Теория функций», «Основы общей экологии», «Медицинская география», «Практикум решения физических задач», «Химия и медицина».

Возможности вариативной части учебного плана позволяют реализовать проектную и исследовательскую деятельность. Так, на старшей ступени образования учащиеся имеют возможность выбора  из предложенных педагогами школы проектно-исследовательских курсов по экологии, химии, истории, литературе. Изучение выбранных курсов производится во   временных группах, сформированных по результатам выбора обучающихся. Итогом изучения каждого модуля является учебный проект, который учащиеся защищают на школьных конференциях.

Таким образом, вариативная часть учебного плана школы позволяет педагогическому коллективу выполнять главную функцию – создавать условия для обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития школьников с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и образовательных потребностей, обеспечивая условия для достижения гарантированного уровня образования в соответствии с требованиями государственного стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...

Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников

Показана роль современных образовательных технологий, применяемых учителем на уроке и во внеурочной деятельности, для формирования УУД школьников...

Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку

Система универсальных учебных действий напревлена превратить обучение в процесс саморазвития ученика и расширить горизонт его познания.Поскольку главный результат образования на сегодняшний день ...

«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Английский язык ещё недавно воспринимался как иностранный. Сегодня он считается во всём мире международным. Многочисленные политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящ...

Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...