Выпускная работа по курсу профессиональной переподготовки по программе «Управление образовательным учреждением»
презентация к уроку на тему

Печалёва Елена Борисовна

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Содержание

1.     Система образования Российской Федерации   _____________  3-6

2.     Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением__________________________________________  7-8

3.     Компетенция государственных и муниципальных органов

 управления образованием_______________________________ 8-18

4.     Типы и виды образовательных программ __________________18-19

5.     Понятие образовательного учреждения  ___________________19

6.     Типы образовательных учреждений  ______________________19-20

7.     Виды образовательных учреждений  ______________________20-23

8.     Лицензирование образовательной деятельности  ___________ 23-24

9.     Государственная аккредитация образовательных

учреждений  _________________________________________ 24-25

10.                       Самостоятельность и компетенция образовательного учреждения__________________________________________ 25-27

11.                        Особенности управления негосударственными

образовательными учреждениями _______________________27-30

12.                       Список литературы ___________________________________ 31

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет менеджеров образования

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Выпускная работа по курсу профессиональной переподготовки по программе «Управление образовательным учреждением»

Выполнила:

Слушатель гр.22

г.Тольятти

Печалёва

Елена Борисовна

г. Самара 2012

Содержание

  1. Система образования Российской Федерации   _____________  3-6
  2. Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением__________________________________________  7-8
  3. Компетенция государственных и муниципальных органов

 управления образованием_______________________________ 8-18

  1. Типы и виды образовательных программ __________________18-19
  2. Понятие образовательного учреждения  ___________________19
  3. Типы образовательных учреждений  ______________________19-20
  4. Виды образовательных учреждений  ______________________20-23
  5. Лицензирование образовательной деятельности  ___________ 23-24
  6. Государственная аккредитация образовательных

учреждений  _________________________________________ 24-25

  1. Самостоятельность и компетенция образовательного учреждения__________________________________________ 25-27
  2.  Особенности управления негосударственными

образовательными учреждениями _______________________27-30

  1. Список литературы ___________________________________ 31

  1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

        преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

        сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

       органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

      объединение юридических лиц, общественных и государственных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

      1.1  Общая характеристика перспектив системы образования России. 

       Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

      «Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века» .

       Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа развития образования», во введении которой подчеркивается: «Федеральная программа развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования.  Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации» .

       Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.    

        Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

 

1.2 Дошкольное образование 

        Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовым положением  Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

         Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использование образовательных программ.

          Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

1.3 Среднее (школьное) образование       

         Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.)          

       Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения

1.4 Среднее профессиональное образование 

        Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более, чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента  

       Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

       Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год  по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

       Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

      1)техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

     2)колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

      Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год — при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

     Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

1.5. Высшее профессиональное образование

       В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

       Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ, МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

       Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

       Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет выборный представительный орган - совет образовательного учреждения. Порядок выборов совета определяется уставом образовательного учреждения.

       Непосредственное управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор).

       Руководитель государственного, муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть:

    а) нанят советом образовательного учреждения по контракту;

    б) избран коллективом образовательного учреждения;

    в) избран коллективом образовательного учреждения с предварительным

        согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

    г) избран коллективом образовательного учреждения с последующим

       утверждением учредителем;

    д) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного

        учреждения права вето;

    е) назначен учредителем;

    ж) нанят учредителем по контракту.

      В гражданских высших профессиональных образовательных учреждениях назначение ректоров не допускается.

       В случае назначения, найма учредителем руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения последний состоит в штате государственного, муниципального органа-учредителя образовательного учреждения.

      Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и его руководителем определяется уставом образовательного учреждения.

      Руководителям государственных, муниципальных образовательных учреждений совмещение их должности с другой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательного учреждения не разрешается.

       Должностные обязанности руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения, его филиала не могут исполняться по совместительству.

  1. КОМПЕТЕНЦИЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОРГАНОВ  УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

       Регулирование деятельности образовательных учреждений на федеральном уровне имеет свои особенности.

        Согласно ст.28 Закона Российской Федерации "Об образовании" в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2)  правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

3) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

4)  разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

5)  создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;

6)  разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

7)  установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;

8)  установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций;

9)  установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения;

10) установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

11)  установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;

12) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;

13) финансирование федеральных государственных образовательных учреждений;

14) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных пособий;

15) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

16)   надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования;

17)  лицензирование и государственная аккредитация:

  • высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;
  • образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
  • образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные программы;
  • федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
  • расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и их филиалов по всем реализуемым ими образовательным программам.

          Таким образом, в ведении федеральных органов управления образования находятся высшие и средние профессиональные заведения, находящиеся на территории муниципальных образований. На федеральном уровне органы управления образования дают представление и организуют деятельность федеральной системы образования и вырабатывают соответствующий прогноз ее развития.

        Главный орган управления образования федерального уровня - Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

      Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и Федерального агентства по образованию.

       Министерство образования и науки Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

  • образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика;
  • формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;
  • координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;
  • разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
  • деятельность Высшей аттестационной комиссии;
  • развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

      Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)  ) - это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по контролю и надзору в области образования и науки.

      Сферой деятельности Рособрнадзора являются:

  • лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений;
  • аттестация научных и педагогических работников учреждений высшего профессионального образования;
  • аттестация выпускников образовательных учреждений;
  • подтверждение и нострификация (процедура признания документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании, т.е. согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории государства) документов об образовании.

         Федеральное агентство по образованию  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Она находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

        Согласно Положению о Федеральном агентстве по образованию, этот орган осуществляет следующие полномочия в образовательной сфере деятельности:

  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций; государственного заказчика федеральных целевых программ;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  • организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

       На региональном уровне органы управления образования (Министерства, Департаменты) фиксируют представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа образовательных учреждений региона. На основе результатов мониторинга вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

     В компетенции специалистов управления образования регионального уровня входят:

  • обобщенное системное представление о состоянии и деятельности образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными и социальными стандартами, поставленными целями функционирования и развития;
  • выработка прогнозной информации в ее психолого-педагогической интерпретация.

     Например, Министерство общего и профессионального образования является уполномоченным исполнительным органом государственной власти  в сфере образования, обеспечивающим реализацию и соблюдение законодательства Российской Федерации и  в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного образования в рамках своих полномочий, а также осуществление переданных в соответствии с федеральным законом полномочий в области высшего профессионального образования.

      Министерство общего и среднего образования взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, ведомственными органами управления образованием, федеральным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправлени, федеральными образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, негосударственными образовательными организациями.

       Таким образом, федеральный и региональный уровни управления образованием находятся во взаимодействии. Их регулирующая деятельность касается всех типов и видов образовательных учреждений России, она носит законотворческий, прогностический, аналитический, планирующий и контролирующий характер.

         Муниципальные органы управления образования: функции, задачи, структура

         Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, поскольку функционирование местных органов власти и управления осуществляется в определенных границах, на которые разделяется вся территория государства. В отличие от принципа административно-территориального устройства, который был положен в основу советской системы государственного управления, местное самоуправление в стране строится на основе так называемого "поселенческого" принципа территориальной организации. Согласно этому принципу территориальной основой местного самоуправления прежде всего выступают отдельные населенные пункты - городские и сельские поселения, а также объединения, в рамках одной территории - нескольких городских и сельских поселений. Для их обозначения в юридическую практику было введено новое понятие "муниципальное образование".

         В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления" дается следующие определение: "муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет и выбранные органы местного самоуправления".

        Для местного самоуправления при осуществлении управленческих функций характерно доминирование интересов населения данной территории, которые имеют приоритет по отношению к общегосударственным, или корпоративным интересам. Местное самоуправление опирается на правовую базу, включающую правовые акты федеральных органов и органов власти субъектов Российской Федерации, которые дополняются и конкретизируются в уставах, положениях о местном самоуправлении.

       Понятие муниципальной системы образования в специальной литературе трактуется в узком и широком смысле. В первом случае под ней понимается система муниципальных образовательных учреждений. Вторая точка зрения - это  совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальным органом управления образованием с целью развития образовательного комплекса муниципального образования в интересах его населения".

        Необходимой предпосылкой создания высокоэффективных организационных структур в муниципальной системе образования является рациональное распределение и сочетание управленческих функций; их анализ и группировка.

       Потребность регулирования деятельности образовательных учреждений на муниципальном уровне приводит к необходимости смены целевых ориентиров муниципального управления образованием, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. В-третьих, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами. Выделение этих групп целей и соответствующей им программы деятельности означает, что сама система муниципального управления образованием предполагает особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования России

         В этой связи во многих муниципальных образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления образованием, соответствующие муниципальной системе.

        Согласно статье 32 Закона "Об образовании" Российской Федерации к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

5) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

6) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

7) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

8) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

9) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

        В компетентность органов управления муниципального образования  входят "организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время".  

       Таким образом, в компетенции муниципальных органов образования находятся дошкольные учреждения (детские сады), средние и общие учебные заведения и учреждения дополнительного образования, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Кроме того, на основании решения  городской думы может быть утвержден перечень муниципальных образовательных учреждений, которые находятся в непосредственном подчинении Городского управления образования.  

        Основная цель деятельности Городского управления образования Администрации города  - проведение на территории муниципального образования  образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечение эффективного функционирования и развития образовательного комплекса города. В соответствии с этой целью Управление образования решает следующие задачи:

  • обеспечение необходимых условий для осуществления уставной деятельности образовательными учреждениями города;
  • разработка комплексных программ, проектов развития системы общего образования города и их реализация;
  • на территории города права граждан на получение общедоступного и качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, в муниципальных образовательных учреждениях;
  • защита прав и свобод несовершеннолетних граждан, проживающих на территории города, - в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с физическими и психическими недостатками;
  • реализация кадровой политики в сфере образования, обеспечение предусмотренных законом социальных прав работников образования;
  • взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями города независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной системы города;
  • координация деятельности районных органов управления образования по всем вопросам управления образовательным комплексом города.

       В своей регулирующей деятельности Городское управление образования руководствуется: Закон Российской Федерации "Об образовании", Конституция Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Постановлениями и приказами Главы Администрации города, Уставом муниципального образования, Положением об управлении образования Администрации города.

       В структуре Городского управления образования существуют следующие отделы.

       Отдел по вопросам функционирования образовательного комплекса города, задача которого - обеспечение стабильного функционирования образовательного комплекса; инспектирование, контроль деятельности образовательных учреждений. В составе этого отдела работают специалисты по дошкольному образованию, по дополнительному образованию и воспитанию, по вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса, по охране труда и технике безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, вопросам организации питания обучающихся, юрист.

       Отдел по вопросам содержания образования и экспертизе качества образования, основная задача которого - организация, контроль и сопровождение лицензирования, аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, аттестации обучающихся; сопровождение инновационной деятельности системы общего образования города. В составе этого отдела работают специалисты по вопросам развития содержания образования, экспертизе качества образования, по аттестации и повышению квалификации педагогических и руководящих работников.

      Для регулирования деятельности школ и детских садов в каждом районе города созданы районные отделы образования администраций районов города. Их функции:

  • контроль обеспечения прав граждан на получение качественного, отвечающего государственным стандартам образования;
  • контроль исполнения нормативных документов местного уровня по вопросам финансирования, отношений собственности образовательных учреждений;
  • информирование населения о соответствии условий осуществления образования федеральным и местным требованиям;
  • научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • сбор, обработка и анализ информации об образовательном процессе и предоставления этой информации в муниципальные органы управления;
  • кадровое обеспечение и защита социальных прав работников образования и т.д.

      Таким образом, в компетенции муниципальных органов управления образования находятся общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения образования, оказывающие дополнительные образовательные услуги. Их деятельность регулирует Городское управление образования Администрации города  и находящиеся в его подчинении районные отделы образования.

4. ТИПЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

        Школа реализует следующие образовательные программы:

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования:

- дополнительного образования детей.

        Содержание общего образования в Школе определяется программами,

разрабатываемыми, утверждаемыми и реализуемыми Школой самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

        С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы, в школе могут осваиваться в очной, заочной формах; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

       Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.

     Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными.

      Школа в соответствии со своими Уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (в том платные) за пределами образовательных программ.

     Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

        Школа может реализовывать основные и дополнительные общеобразовательные программы по отдельным предметам учебного плана, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.

        Школа при наличии лицензии может проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе и платно в соответствии с требованиями Устава и действующего законодательства.

         В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны.

          Школа при реализации дополнительных образовательных программ может использовать возможности учреждений культуры и спорта.

           Школа оказывает помощь родителям в создании условий для получения их детьми среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, самообразования или экстерната. В этом случае между Школой и родителями заключается договор.

          Школа обеспечивает занятия с учащимися на дому в соответствии с Положением и по приказу Управления.

5.ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

        Понятие образовательного учреждения в соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

6. ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  1. Дошкольное образовательное учреждение 
  2. Общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста 
  3. Общеобразовательное учреждение 
  4. Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение 
  5. Общеобразовательная школа-интернат 
  6. Кадетская школа (кадетская школа-интернат) 
  7. Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой 
  8. Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус 
  9. Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении 
  10. Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  11. Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением 
  12. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии 
  13. Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи 
  14. Образовательное учреждение дополнительного образования детей 
  15. Образовательное учреждение начального профессионального образования

7.ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I тип - Дошкольное образовательное учреждение

  1. Детский сад
  2. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
  3. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  4. Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  5. Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  6. Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

II тип - Общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

  1. Начальная школа - детский сад;
  2. Начальная школа - детский сад компенсирующего вида;
  3. Прогимназия;

III тип - Общеобразовательное учреждение

  1. Начальная общеобразовательная школа;
  2. Основная общеобразовательная школа;
  3. Средняя общеобразовательная школа;
  4. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль): химии, математики, физико-математического профиля, гуманитарного профиля и др.;
  5. Гимназия;
  6. Лицей;

IV тип - Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

  1. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
  2. Открытая (сменная) общеобразовательная школа;
  3. Центр образования.
  4. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях;

V тип - Общеобразовательная школа-интернат

  1. Школа-интернат начального общего образования;
  2. Школа-интернат основного общего образования;
  3. Школа-интернат среднего (полного) общего образования;
  4. Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
  5. Гимназия-интернат;
  6. Лицей-интернат;

VI Кадетская школа и кадетская школа-интернат

  1. Кадетская школа;
  2. Кадетская школа-интернат;

VII Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

VIII Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус 

  1. Суворовское военное училище;
  2. Нахимовское военно-морское училище;
  3. Кадетский (морской кадетский) корпус.

IX Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

  1. Санаторно-лесная школа;
  2. Санаторная школа-интернат;
  3. Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

X Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  1. Детский дом;
  2. Детский дом-школа;
  3. Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  4. Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
  5. Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

XI Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

  1. Специальная общеобразовательная школа;
  2. Специальное профессионально-техническое училище;
  3. Cпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа и специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, совершивших общественно опасные деяния.

XII Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

  1. Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад ( в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);
  2. Специальная (коррекционная) образовательная школа ( в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);
  3. Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат ( в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей).

XIII Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

  1. Центр диагностики и консультирования;
  2. Центр психолого-медико-социального сопровождения;
  3. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
  4. Центр социально-трудовой адаптации и профориентирования;
  5. Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

XIV Образовательное учреждение дополнительного образования детей

  1. Центр;
  2. Дворец;
  3. Дом;
  4. Клуб;
  5. Станция;
  6. Школа;
  7. Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

XV Образовательное учреждение начального профессионального образования 

  1. Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);
  2. Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.);

8. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Лицензирование — процедура проведения экспертизы на соответствие условий образовательного процесса нормативным требованиям, принятия решений, оформления и выдачи образовательным учреждениям и научным организациям, включая их филиалы, разрешения (лицензии) на право ведения образовательной деятельности.

      Лицензирование является начальным этапом в единой системе оценки деятельности образовательных учреждений и научных организаций, включая их филиалы, и осуществляется в интересах защиты граждан на получение образования.  

          Рособрнадзор исполняет государственную функцию в отношении высших учебных заведений, научных организаций и других образовательных учреждений, перечисленных в п. 5 Административного регламента по лицензированию образовательной деятельности

9.ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, и в отношении указанных образовательных программ.

       Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и установление его государственного статуса.  

       До 1 января 2011 г. государственная услуга по государственной аккредитации образовательных учреждений предоставлялась в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 326-1 «Об образовании» и Положением о государственной аккредитации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522.  В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией представления государственных услуг в сфере образования» статья 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) утратила силу в связи с введением статьи 33.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184 утверждено новое Положение о государственной аккредитации.

       С момента получения государственной аккредитации образовательное учреждение имеет право:

  • на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования или квалификации;
  • на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации;

10. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

     К компетенции образовательного учреждения относятся:

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

             Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в
    порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом Российской Федерации "Об образовании";
  • самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании";
  • обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
  • координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;
  • определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
  • обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.

11.ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

      Согласно Федеральному закону «Об образовании», образовательную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

      Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

     Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

       Образовательная деятельность, осуществляемая юридическим лицом, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, осуществляемая физическим лицом — предпринимателем, по Закону не лицензируется.

        К образовательный услугам не относятся такие виды деятельности, как проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т. д. — но только в том случае, если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдаются документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации.

         Очевидно, что деятельностью, «похожей» на образовательную, но таковой не являющейся, могут заниматься юридические лица любых форм (в      том числе ООО и ЗАО), а не только некоммерческие организации.

        Учредителями образовательных учреждений могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации любых форм, их объединения (ассоциации и союзы), граждане Российской Федерации и иностранные граждане, законно находящиеся в Российской Федерации, т. е. имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, согласно ст.15 ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях».

       Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).                  Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) — организация, созданная собственником для осуществления услуг некоммерческого характера с целью реализации образовательных программ.

       Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

      Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

  1. Наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
  2. Учредитель;
  3. Организационно-правовая форма образовательного учреждения;
  4. Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
  5. Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
  • язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
  • правила приема обучающихся, воспитанников;
  • продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
  • порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
  • система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения;
  • режим занятий обучающихся, воспитанников;
  • наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
  • порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
  1. Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
  • использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
  • финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
  • осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
  • порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
  1. Порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
  • компетенция учредителя;
  • структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
  • порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
  • порядок изменения устава образовательного учреждения;
  • порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
  1. Права и обязанности участников образовательного процесса;
  2. Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

           Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственное регистрации. Регистрацию негосударственных образовательных учреждений осуществляет Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации.

        Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок. Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН — идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах — Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики  (с получением статистических кодов — ОКВЭД, ОКПО и других).

       Для регистрации негосударственного образовательного учреждения требуются следующие документы:

  1. Копии паспортов для учредителей — физических лиц.
        Копии Учредительных документов организации для учредителей — юридических лиц. Для учредителей, являющихся не гражданами РФ — нотариально заверенный перевод паспортов, копии миграционных документов (на основании которых иностранный гражданин находится на территории РФ).
          Для учредителей — иностранных юридических лиц — Учредительные документы иностранного юридического лица, копии, заверенные нотариусом, с переводом. Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, либо заверенные апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным нотариально переводом на русский язык; Выписка из торгового реестра (реестра) иностранного юридического лица-учредителя; Документы, подтверждающие платежеспособность нерезидента (Справка из банка о наличии счета) — (возможно, потребуется для представления в государственный регистрирующий орган и в банк );  Справка о присвоении налогового номера в стране происхождения компании; Документы, подтверждающие полномочия руководителя компании; Копия паспорта директора иностранной компании (если директор иностранный гражданин, то копия с нотариальным переводом), копии паспортов участников иностранного юридического лица-участника российского юридического лица с нотариальным переводом;
  2. Оригинал гарантийного письма Собственника помещения, о согласии предоставить нежилое помещение в пользовании после регистрации организации, с точным указанием адреса, сторон по договору аренды, площади и срока, на которые предоставляется помещение.
  3. Нотариальная копия Свидетельства собственности на помещение.
  4. Копия паспорта Директора организации.
  5. Сведения о программах обучения, которые на момент регистрации организации должны быть уже разработаны.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.: ООО «Рид Групп»

2011. – 112с. – (Новейшее законодательство России)

2. Алексеев С.С., Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало. – М: Издательство ТВ Велби, 2006г.

3. Интернет адреса

  • http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod41/?ibragim2.html
  • http://www.patriarchia.ru/db/text/2477169.html
  • http://e-vestnik.ru/analytics/obrazovanie_yuridicheskie_aspekty_5696/
  • http://www.bestreferat.ru/referat-213768.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением

В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен  опыт  научной организации труда  заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образо...

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Дефектология»

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Дефектология» ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ...

Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением

Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспек...