Главные вкладки

    Обобщение опыта по организации в образовательном учреждении самообразования педагогов.
    статья по теме

    Эккардт Галина Анатольевна

    Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie.docx24.39 КБ
    Office presentation icon samoobrazovanie.ppt167.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на школе руководителей.

    «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»  

                                                                                                                               А.Дистервег

        Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

    Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. слайд

        Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

        Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

    Часть I. Самообразование педагога

        Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

    Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:  слайд

    Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

    Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

    Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

    Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

    Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.

    Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

          В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? слайд

    Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

    Интернет

    Видео, аудио информация на различных носителях

    Курсы повышения квалификации

    Семинары и конференции

                                         

        Формы самообразования учителя

        Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. слайд В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

     Групповая форма в виде инициатором является сам учитель обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

        Составляющие процесса самообразования учителя:

    Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: слайд читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

    Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

    Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

    Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

    Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

    Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

    Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

        Результаты:

    повышение качества преподавания предмета - результаты ЕГЭ, экзаменов;

    разработка и издание методических пособий;

     выступления:  конференции, районные семинары;

    разработка и проведение открытых уроков (день открытых дверей);

    проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

    участие в конкурсах различного уровня;

    победы учеников в олимпиадах по предметам.

        Самообразование педагога будет продуктивным, если: слайд

    - в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

    - педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

    - педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).

    - программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

    - педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

    - осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

    Часть II. Организация процесса самообразования

        Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, руководители методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты комитета образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы  контролирует своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать  показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

        Личный план самообразования учителя слайд

    На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

    • название темы

    • цели

    • задачи

    • предполагаемый результат

    • этапы работы:

    1.Теоретическая часть: Обзор и изучение методической литературы.                              

    2.Практическая часть: Использование на уроках, разработка УМК,  выступления на педсоветах.

    3.Сбор и обработка информации.

    По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

    В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.

    Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

    Действия педагога в процессе самообразования:

    - принятие решения о необходимости самоизменения;

    - разработка программы самосовершенствования;

    - работа по реализации программы;

    - корректировка хода работы или самой программы при необходимости;

    - самоанализ выполнения программы;

    - постановка перед собой новых целей и задач.

    Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.

    Принципы построения программы: слайд

    - научность;

    - прогностичность;

    - актуальность;

    - оптимальность;

    - реалистичность;

    - целостность;

    - контролируемость.

    Основные этапы работы над программой по самообразованию: слайд

    • самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям;

    • формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;

    • выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;

    • определение задач и этапов деятельности;

    • конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);

    • составление плана действий по самосовершенствованию;

    • самооценка роста;

    • передача опыта коллегам.

    Данная программа может быть стратегической и тактической.

    Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:

    1. Учитель должен знать

    - историю возникновения технологии;

    - теоретическое обоснование новых результатов;

    - проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;

    - результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;

    - методы и приемы, использующиеся в данной технологии;

    - методы и приемы работы учащихся;

    - этапы освоения технологии учителем и учащимися.

    2.Учитель должен уметь разработать:

    - модифицированный вариант учебной программы;

    - календарно – тематическое планирование;

    - планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;

    - содержание учебных проектов;

    - задания для учеников к учебным проектам;

    - новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.

    3. Учитель должен уметь применять на практике:

    - методы и приемы новой технологии;

    - проводить учебные занятия различных типов;

    - анализировать занятия и вскрывать недостатки;

    - обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;

    - проводить самоанализ;

    - оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;

    - осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

    В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:

    - цели профессионального развития;

    - варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;

    - разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

    - получение консультаций;

    - обсуждение возникших проблем с коллегами;

    - взаимопосещение уроков;

    - работа по апробации полученных знаний на практике;

    - участие в системе школьной методической работы;

    - самообобщение результатов работы;

    - передача собственного опыта коллегам и др.

    Следующий этап – работа по реализации плана:

    - консультативная помощь;

    - коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;

    - анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;

    - обобщение и оформление материалов в методическую копилку гимназии;

    Результаты:

    - выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;

    - публикации в печати;

    - издание брошюр из опыта работы.

    Методическая деятельность предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности.

    В МАОУ «СОШ №1» сложилась определённая система  по повышению профессиональной компетенции педагогов через организацию работы по самообразованию.

    В школе действует система методических семинаров. слайд

    Семинары «Влияние психологического комфорта  обучающихся на ситуацию успеха в образовательном процессе»,  «Самообразование – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»,

    Педагогические советы:

    Экспертно- методический совет осуществляет координацию деятельности методических объединений, анализирует творческие идеи педагогов, разработки дидактических  материалов, даёт рекомендации по планированию, содержанию, формам работы с учителями, т.е. решает вопросы, позволяющие реализовывать методическую тему школы.

       В мае 200, 2011 года в школе проходила конференция «Мои педагогические находки» на которой учителя школы представили свой опыт работы по темам самообразования. Свой опыт работы представили – Лежнёва В.Л., учитель начальных классов, Поп Н.П., учитель русского языка, Требенкова Л.М., учитель математики,  Немкова М.В., учитель географии,  Даричева Е.С., учитель иностранного языка, Твердохлебова Л.В., учитель русского языка и литературы, Золотавина Е.А., учитель химии и биологии.

        Педагоги школы поднимали своими научно-методическими разработками целый ряд вопросов, требующих комплексного решения: отбор вариативного содержания обучения, обеспечение условий для индивидуализации его усвоения, развитие общих умственных способностей и учебных умений учащихся, их познавательных интересов, реализация творческого потенциала обучаемых.

      Все темы самообразования имеют практическую направленность и продиктованы потребностью совершенствования процесса обучения, качества преподавания, достижения наилучших результатов в работе.

       Работая над темами самообразования, учителя выявляют, обобщают и распространяют положительный педагогический опыт, повышают свою профессиональную квалификацию, обеспечивают совершенствование уровня своего педагогического мастерства

       Вместе с тем необходимо обратить на то, что часть учителей формально подходят к темам самообразования, и как результат отсутствие практического выхода, диагностики полученных результатов по темам самообразования, оценки полученного  опыта коллегами и мероприятий по его распространению, обобщению.

        Результаты своего опыта работы учителя школы в период 2009 - 2011  году представляли на различных уровнях: муниципальном, областном, Всероссийском.

        Муниципальный: Габышева Н.С., учитель биологии, методический сборник материалов конкурса  «Учитель года 2011». Поп Н.П., учитель русского языка в методическом сборнике «Классный руководитель года».

        Областной: Кобылкина Н.В., заместитель директора по УВР, статья «Система работы с одарёнными детьми на первой ступени обучения в МОУ СОШ №1 г.Заводоуковска» в сборнике «Педагогические условия, формы, методы, технологии развития одарённости детей дошкольного и младшего школьного возраста», статья «Преемственность как система педагогического партнёрства и сотрудничества»  в сборнике материалов Межрегиональную научно-практическую конференцию «Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования», Кармацкая О.В., учитель начальных классов, статья «Педагогические формы развития способностей и одарённости младших школьников» в сборнике «Педагогические условия, формы, методы, технологии развития одарённости детей дошкольного и младшего школьного возраста», Провоторова Т.Н., заместитель директора по УВР, очно-заочная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы  реформирования российский науки».

      Всероссийский уровень: Поп Н.П., учитель русского языка и литературы, публикация на сайте «Открытый урок» к приложению «Первое сентября»; «Сеть творческих учителей».

         Результативность методической работы в образовательном учреждении зависела от использования педагогами широкого спектра педагогических, образовательных технологий, в основе которых лежит внедрение содержания форм, методов образования с ориентацией на самостоятельную деятельность. Применение педагогических образовательных технологий способствовало созданию внутрисистемного подхода к совместной деятельности учащихся и учителей по планированию, организации и корректированию образовательного процесса в обеспечении комфортных условий всем его участникам.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

    Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

    Использование технологий, методов и приемов активного обучения при организации в образовательном учреждении консультирования педагогов по вопросам аттестации

    Новый порядок аттестации педагогических кадров, вступивший в силу 1 января 2011 года, определил необходимость подготовки педагогов к аттестации в новой форме. Учителям нужна качес...

    Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

    Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...

    Обобщение опыта по организации исследовательской работы по теме «Мой край родной»

    опыт может быть полезен учителям и ребятам, любящим свой край и занимающимся исследовательской деятельностью...

    Школьные СМИ. Роль в популяризации деятельности детских организаций в образовательном учреждении

    Организация школьных СМИ и работы работы совместно с ученическим самоуправлением и детским объединением....

    Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"

    В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...

    Итоги и анализ результатов ЕГЭ-2015 по географии в образовательных учреждениях Нижневартовского района

    Выступление на районном методическом объединении учителей географии...