Взаимодействие школы и техникума на этапе перехода обучающихся на уровень среднего профессионального образования
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Электронный адрес журнала rost2007_01@mail.ru 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ТЕХНИКУМА НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Гришанова,

директор МБОУ СОШ № 1 им. М.М. Пришвина города Ельца

Т. Г. Камышанова,

кандидат педагогических наук, начальник отдела развития образования управления образования администрации города Ельца

Профильное обучение в средней общеобразовательной школе является средством, обеспечивающим преемственность среднего общего и профессионального образования. Авторы рассматривают возможность восстановления престижа рабочей профессии на основе работы муниципальной экспериментальной площадки «Формирование образовательного кластера “Школа-техникум-предприятие”».

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профильное обучение, экспериментальная площадка, рынок труда, рабочая профессия, профессиональное самоопределение.

Specialized education at secondary school is a means of ensuring the continuity of general secondary and vocational education.  The authors consider the possibility of restoring the prestige of the profession working on the basis of the experimental area of the municipal "Formation of an educational cluster «School-College-business»

Key words: continuing vocational education, specialized education, experimental area, the labor market, work profession, professional self-determination.

В настоящее время сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, поэтому актуальной является задача создания целостной гибкой системы непрерывного профессионального образования, которая бы эффективно решала задачи социально-экономического развития страны, поскольку «многие граждане сегодня не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы им иметь достойную зарплату,  развиваться, строить карьеру [1]».

С целью решения поставленной задачи необходимо, как отмечает               В.В. Путин: «Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд - на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников [1]».

Как решить поставленную задачу в условиях малого города?

На сегодняшний день 89% старшеклассников города Ельца охвачены профильным и углублённым обучением.

На наш взгляд, эффективная организация профильного обучения должна строиться на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества школ с учреждениями профессионального образования. Примером такого сотрудничества может служить открытие в декабре 2011 года муниципальной экспериментальной площадки на базе общеобразовательных учреждений города Ельца № 1, 8, 15, 17 по теме: «Формирование образовательного кластера “Школа-техникум-предприятие”».

Научный руководитель экспериментальной площадки – к.п.н., директор Г(О) БОУ СПО «Елецкий промышленно-экономический техникум» Роман Юрьевич Евсеев.

Учитывая данные социологического опроса выпускников 9 классов и их родителей, мы пришли к выводу, что  38% обучающихся на ступени основного общего образования устремлены в учреждения среднего профессионального образования. Поэтому весьма перспективными направлениями инновационной деятельности школы малого города являются:

1. Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках предпрофильного обучения.

2. Отработка механизмов взаимодействия школы малого города с учреждением СПО с целью формирование единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего общего и среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.

3. Формирование образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие» поможет выполнять еще одну актуальную задачу российского образования – позволит готовить специалистов, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.

Отправной точкой взаимодействия школы и техникума становятся практико-ориентированные курсы: «Введение в специальность», «Выбор профессии», «Основы рыночной экономики» и другие, введенные в учебный план школы на ступени предпрофильной подготовки. Их цель – познакомить будущих студентов техникума со специальностями экономического и технического профилей. Особое внимание здесь должно быть уделено предпрофильному обучению, осуществляемому в режиме личностно-ориентированного образования, которое должно быть направлено на формирование у обучаемых профессионально-значимых компетенций (системное мышление, способность к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексия), а также основ информационной, коммуникативной и предпринимательской культуры. Важно, что читать курсы будут преподаватели техникума.

Принимая во внимание тот факт, что сегодня город Елец – площадка для освоения особой экономической зоны (ОЭЗ) регионального уровня промышленно-производственного типа «Елецпром» и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Елец», приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечение предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ необходимыми специалистами.

Эту задачу успешно решает Елецкий промышленно-экономический техникум. В настоящее время техникум готовит специалистов по направлениям: технология машиностроения, технология и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования, коммерция, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, что продиктовано потребностью ОЭЗ на территории Ельца.

Поскольку интеграция общего и среднего профессионального образования нацелены на профессиональное самоопределение обучаемых, использование кадрового и технологического потенциала Елецкого промышленно-экономического техникума позволит расширить возможности выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории с учетом его будущей профессии, обеспечит его социализацию.

Открытие муниципальной экспериментальной площадки: «Формирование образовательного кластера “Школа-техникум-предприятие”» тесно связано с одной из проблем современного школьного образования – у обучающихся (особенно юношей) мало проявляется потребность к труду, слабо развиты трудовые навыки. Поэтому, на наш взгляд, в рамках образовательного кластера будут актуальны такие формы работы, как мастер-классы преподавателей и рабочих предприятий города, участие школьников в таких мероприятиях как: «День профориентации», защита исследовательских работ учащихся на базе ЕПЭТ, прохождение летней производственной практики на предприятиях города по договору с Центром занятости населения, участие в предметных олимпиадах, конференциях проводимых на базе Елецкого промышленно-экономического техникума.

Наш проект нацелен на то, чтобы в условиях образовательного кластера у школьников, работающих в режиме партнерства с техникумом, формировались исследовательские компетенции, являющиеся залогом успешности дальнейшего профессионального самообразования.

Обогащение и обновление форм учебной деятельности школьников, формирование у них практических умений и навыков проведения исследования, развитие интереса к познанию науки, к познанию процессов и явлений природы, позволит организовать деятельность в научно-педагогическом сообществе нового типа «ученик – учитель – специалист».

Одним из наиболее эффективных способов организации исследовательской деятельности обучающихся будет являться использование метода проектов. При этом непременным условием осуществления проектной деятельности станет наличие практической составляющей, которую ученик успешно сможет реализовать в мастерских Елецкого промышленно-экономического техникума под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей техникума.

Функционирование научно-педагогического сообщества строится и предполагает дальнейшую работу на основе взаимодействия методических объединений школы с цикловыми методическими комиссиями Елецкого промышленно-экономического техникума, что позволит готовить обучающихся к конкурсам учебно-исследовательских работ.

В связи с вышесказанным, изменяется миссия школы. Она теперь носит инновационный характер, а именно — координация образовательной траектории школьника с учетом его будущей профессии и изменяющихся социально-экономических условий города, региона. 

Сейчас мы стоим на старте. Но уже можно говорить о некотором опыте. Пропедевтический этап нами преодолен. Изучение мнения родителей и обучающихся показывает, что около 78% школьников, изъявивших желание продолжить обучение в Елецком промышленно-экономическом техникуме, выбирают специальность товароведа и бухгалтера. В своем выборе они утвердились после презентационных мероприятий, проводимых в школе, и участия в Дне открытых дверей в техникуме. Обучающиеся обосновывают свой выбор так: 83% опрошенных считают, что по выбранной профессии они сумеют трудоустроиться в развивающейся особой экономической зоне РУ ППТ «Елецпром», 15% уверены, что среднее профессиональное образование – хороший старт для получения высшего по выбранному направлению в ВУЗе по заочной форме (при этом срок начала трудовой деятельности резко сокращается), 2% среди опрошенных продолжают семейные профессиональные традиции.

По результатам опроса можно сделать вывод, что снижение производства в последние десятилетия наложило отпечаток на выборе выпускниками школ технического направления профессиональной деятельности. Девятиклассники нынешнего поколения росли в пору, когда предприятия были закрыты или возрождались, при этом широко развивалось индивидуальное предпринимательство в сфере обслуживания и питания.

В настоящее время школа и техникум прорабатывают варианты сотрудничества через систему воспитательной работы.

Мы выступаем за открытость системы образования перед общественностью. Поэтому есть смысл создания на сайтах общеобразовательных учреждений страниц, которые будут отражать промежуточные результаты экспериментальной работы в условиях формирования образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие».

Проектируя новое направление в деятельности школ-участников экспериментальной работы, мы предполагаем получить следующие результаты:

  • профессиональное самоопределение учащихся школы будет обоснованно подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности за счет интеграции основного общего образования со средним профессиональным;
  • предпрофильное обучение будет сопровождаться профессиональным становлением выпускника на базе Елецкого промышленно-экономического техникума, что повысит конкурентоспособность выпускника школы, практически освоившего одну из рабочих профессий;
  • выпускникам будет обеспечен высокий уровень образования, соответствующий новым образовательным стандартам, запросам социума, интересам самого обучаемого;
  • школа и техникум обретут опыт работы в условиях сетевого партнерства, что является потенциалом инновационного развития малого города.

Таким образом, работа муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Формирование образовательного кластера “Школа-техникум-предприятие”» направлена в конечном итоге на «воссоздание рабочей аристократии»; но то, чтобы сформировать у обучающихся потребность к труду, закрепить в сознании учащегося мысль о том, что «давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования. Сегодняшний рабочий - это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка - квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности [1]».

Список литературы:

  1. В. В. Путин «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (статья)/ http://moscow-post.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...

Рабочая программа ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ специальность 050720 “Физическая культура” повышенный уровень среднего профессионального образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины национально-регионального компонента «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» предназначена для реализации государственн...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА «Профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы для специальностей 33.02.01 «Фармация» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация», утвержденной приказом Министерства образова...

Практика интеграции программ общего и среднего профессионального образования в ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»

Введение ФГОС нового поколения поставило перед преподавателями общеобразовательных дисциплин учреждений СПОпроблему создания условий для обеспечения реализации требований стандарта к результатам образ...

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ дисциплина «Технологич

Методические указания  для студентов по выполнению практических работ учебной дисциплины «Технологическое оборудование отрасли»  ( далее Указания)  предназначены для закрепл...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Математика» для студентов заочной формы обучения, обучающимся по направлению среднего профессионального образования.

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении контрольной работы по дисциплине «Математика». Настоящие методические указания содержат контрольные задания по математике...

ФОС: Фонд оценочных средств " ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" (базовый уровень среднего профессионального образования) для специальностей

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях начального и среднего профессионального образования, р...