Здоровье школьников и Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
статья на тему

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nns.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье школьников и                                                                                      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Выступление на педагогических чтениях «Здоровье школьников - одно из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»                                          3.11.2010 г.

Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь.

Многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. Падение уровня жизни, социальные потрясения, нарушение системы общедоступной и бесплатной медицинской помощи и прочее — эти проблемы, безусловно, будут затронуты сегодня на педагогических чтениях. Однако, прежде всего нам необходимо обсудить вопрос использования потенциала самой системы образования: понять возможности образовательного учреждения как центра здоровьесберегающего отношения к ребенку, найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников.

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» заявлено: «важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».

Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

        Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника? В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно.  Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.

Существующая практика подготовки к школе отрицательно сказывается на желании многих детей учиться в школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет, хочу играть, гулять, разговаривать; петь люблю, плясать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не то, что хочешь…» Мы с вами должны отчетливо понимать, что разрушение мотивации учения — уже серьезный фактор риска.

Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако данная практика остается характерной чертой наших школ. Статистика показывает, что 85% детей-первоклассников делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа. Более того, даже в выходные дни учащиеся 1 класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравним это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25 % первоклассников и 21 % десятиклассников ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома — перед телевизором и компьютером. 68 % детей с недостаточной двигательной активностью дают 100 %-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.

В третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность, отчуждение современных педагогических технологий и пр.).  

Что нужно сделать, чтобы школа, как важнейший социальный институт, внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья школьников?

Во-первых, необходимо пересмотреть содержание образования, соотнести его с психологическими возможностями детей, оценить, какое содержание знаний неактуально для школьников данного возраста, снять имеющуюся перегрузку.

         Нужно пересмотреть требования к максимально допустимым нагрузкам, оптимизировать учебную нагрузку за счет снижения ее аудиторной составляющей и использования здоровьесберегающих технологий, не допускать превышения максимально допустимых часов аудиторных занятий, контролировать объемы домашних заданий.  

         В то же время нельзя идти по пути формального уменьшения объема программного содержания, так как для всех нас очевидно, что простое уменьшение количества информации не всегда приводит к благополучию. Мы не должны допустить снижения общего уровня образования в России, поэтому особое внимание необходимо уделить внедрению в массовую школу эффективных здоровьесберегающих технологий, продумать условия организации современной здоровьесберегающей среды, как микро- (в классе, в школе, в семье), так и макросреды (ближайшее окружение школы, дворы жилых домов и пр.). Кроме того, важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

Во-вторых, на сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку — это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного. В условиях реализации образовательной инициативы необходимы различные подходы к индивидуализации обучения (как в рамках уровневой, так и профильной дифференциации), что должно положительно отразиться на здоровье разных контингентов детей.

Это наша вторая важнейшая задача.

В-третьих, необходимо, пожалуй, на государственном уровне заняться проблемой оснащения школьной здоровьесберегающей среды соответствующим оборудованием. С учетом состояния здоровья школьников нужно пересмотреть требования к школьному зданию, классным помещениям, оборудованию, техническим средствам. Необходимо создать новые требования к оснащению кабинетов, физкультурных залов, обеспечить функционирование в каждом школьном дворе спортивной площадки, по возможности организовывать кабинеты релаксации, отдыха, психологической разгрузки, продолжить практику проведения Дней здоровья, динамических пауз, организации участия в спартакиадах и иных видах спортивных соревнований.

         Под этим углом зрения нужно пересмотреть отношение к школьным рекреациям — они, как правило, пусты и не создают условий для отдыха во время перемены.

         Создание здоровьесберегающего пространства в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» немыслимо без решения вопросов организации питания, медицинского обслуживания школьников, детского травматизма, влияния здоровья самого учителя на психическое благополучие школьников и других.

        На сегодня в нашей школе регулярно осуществляется влажная уборка помещений, удовлетворительно поддерживается режим проветривания, увеличены перемены для организации подвижной активности школьников, проводится ежедневная утренняя гимнастика.

        При этом расписание составляется не для ученика, а в угоду потребностям учителя. Это он, педагог, может подобрать для себя при 22-26 часах два выходных в неделю. Растущий организм старшеклассника, по его мнению, способен выдержать 34-часовую недельную нагрузку с единственным выходным днем. Каждый из нас - родитель! О данном моменте мы забыли.

Важным вопросом в сохранении здоровья детей является организация сбалансированного горячего питания. Охват школьников горячим питанием в школе составляет 100 %, около  19 % учеников-старшеклассников и детей из многодетных и малообеспеченных семей, посещающих группы продленного дня, охвачены двухразовым питанием на сумму 28 рублей.

Основной составляющей полноценного питания школьников должна стать родительская доплата. Здесь важна роль педагогов в проведении разъяснительных бесед с родителями о повышении культуры питания. Давайте убедим родителей заменить в рационе ребенка суррогатные продукты из киосков на натуральные блюда. Кроме безусловной пользы для здоровья детей, родительский бюджет получит и очевидный экономический эффект. Можем констатировать: в городе и школе увеличивается доля больных детей.

Обеспечение условий для создания комфортной среды в образовательном процессе связано с реализацией образовательным учреждением одного из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – сохранение и укрепление здоровья детей.

Однако, есть над  чем работать в новом учебном году: формирование положительного, заинтересованного отношения родителей к физическому развитию своих детей, повышение уровня мотивации учащихся на саморазвитие.

Убеждена в том, что для движения вперед и реализации национальной образовательной инициативы у нас есть все: стремление дать качественное образование, высокий профессионализм, любовь к детям, а преодоление сдерживающих факторов – задача, которая нам сегодня по силам.

Директор МОУСОШ № 1 им. М.М. Пришвина                                   О.В. Гришанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"

План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности.  План расчитан на 5 лет.  Представлены по годам пункты плана: организация ...

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

Основные идеи национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности. От того, как будет устроена система отношений шко...

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Учебная деятельность ребёнка формируется под влиянием потребностей, которые находят отражение в  мотивах. Поэтому формирование мотивов учебной деятельности учеников...