Семинар для учителей «Информационная безопасность участников образовательного процесса»
консультация на тему

Кизилова Екатерина Алексеевна

Цель семинара: рассмотреть основные угрозы информационной безопасности участников образовательного процесса, методы профилактики и устранения этих угроз, дать практические рекомендации использования инструментов обеспечения информационной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

Семинар для учителей «Информационная безопасность участников образовательного процесса»

Разработчик:

Кизилова Е. А.,

методист МБОУ СОШ № 33

Нижний Тагил

2014


Цель семинара: рассмотреть основные угрозы информационной безопасности участников образовательного процесса, методы профилактики и устранения этих угроз, дать практические рекомендации использования инструментов обеспечения информационной безопасности.

1.Угрозы информационной безопасности.

В современном информационном мире для ребенка существует два типа угроз:

- психологические (искажение норм нравственности, формирование неполноценной картины мира, снижение навыков социальной адаптации);

- физиологические (нарушение физического развития вследствие изменения форм информационной деятельности, ухудшение физического здоровья организма из-за чрезмерного преобладания одних форм деятельности над другими).

2. Методы профилактики.

Наиболее распространенными методами являются:

- родительский контроль (ограничение продолжительности однообразных форм информационной деятельности, снижение количества источников информации,  доступных ребенку)

- воспитательные (формирование критического сознания ребенка, нравственных ценностей и ориентиров);

- образовательные (формирование информационной грамотности, развитие способности к анализу и критическому восприятию информации);

- аппаратно-программные (блокирование негативной информации, фильтрация содержания передаваемой информации).

3. Методы устранения угроз.

В Российской Федерации существуют два основных пути решения проблемы информационной безопасности:

- правовые (усиление контроля исполнительной власти в области соблюдения законодательных актов, касающихся информационной безопасности);

- общественные (разработка рекомендаций к законодательной власти в области соблюдения прав ребенка на свободу и безопасность информации).

4.Практические рекомендации

Большинство методов профилактики информационных угроз лежат в педагогической плоскости. В современной школе, как родители, так и педагоги, безусловно, должны обладать, но, к сожалению, зачастую не обладают в полной мере компетенциями информационной безопасности.  В ряде случаев субъекты образовательного процесса неспособны передать эти навыки учащимся. 

В этом случае образовательному учреждению и родителям могут помочь существующие аппаратно-программные инструменты обеспечения информационной безопасности.

Рассмотрим наиболее используемые:

1) На уровне запроса к серверам доменных имен целесообразно использовать сервисы DNS-блокирования, например SkyDNS, который работает как веб-сервис, блокируя доступ к опасным сайтам еще до реального обращения к их ресурсам. Разработчики собрали базу из нескольких миллионов сайтов, разбитых на 50 категорий, позволяющих индивидуально настроить параметры фильтрации.

2) На уровне организации внутренней сети учреждения удобным инструментом являются сервисы контент-фильтрации, установленные на прокси-серверах. Примером такого сервиса является программа Dansguardian, позволяющая «на лету» фильтровать контент запрошенных интернет-страниц против отклоненного списка профанаций и фраз с настраиваемой конфигурацией.

3) На уровне клиента свою надежность зарекомендовали программные средства родительского контроля, такие как NetPolice Child, основные функции которых: анализ URL, динамическая фильтрация (анализ по ключевым словам), фильтрация по положительным для ребёнка категориям, настраиваемая родителем.

4) На уровне взаимодействия с сетевыми ресурсами эффективным инструментом решения проблемы стали «безопасные» поисковые системы, например family.yandex.ru, которые достаточно надежно исключают нежелательный контент из результатов поиска.

Наиболее целесообразным, с точки зрения надежности, является комбинирование этих инструментов в единой информационной среде для повышения качества обеспечения информационной безопасности. С другой стороны, внедрение, эксплуатация и настройка этих средств потребует как профессиональных навыков, так и финансовых затрат на реализацию. Важно отметить, что повышения уровней защиты приводит к «ложным» срабатываниям, то есть к невозможности получения требуемой информации, при этом нет полной гарантии, что действительно нежелательная информация будет отфильтрована. 

Несмотря на широкий арсенал современных аппаратно-программных средств обеспечения информационной безопасности, важнейшим звеном процесса защиты детей от информационных угроз становится воспитательная и образовательная деятельность родителей и педагогов, направленная на подготовку сознания детей к противодействию негативным информационным воздействиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса

В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....

Семинар для учителей и учащихся, участников фестиваля ЮТМ в жанре «Информационные технологии» 28.09.2011

Семинар для учителей и учащихся, участников фестиваля ЮТМ в жанре «Информационные технологии» 28.09.2011...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса

Залог успеха работы учителя-логопеда во многом зависит от грамотно выстроенного  взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса....

Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век

Информация является серьёзным компонентом изменений в современном обществе. Новые технологии внедряются быстрее, чем анализируются их возможные последствия для психологического здоровья человека. Учеб...

Обучение учащихся страховке на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» как важный элемент обеспечения безопасности участников образовательного процесса

Аннотация:  Актуальность данной статьи обусловлена тем, что страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, на занятиях  айкидо в школе является одним из самых важных разделов при и...