Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в школе для детей с нарушением интеллекта
методическая разработка
В связи с гуманизацией отечественного образования все чаще обращается внимание всех субъектов образовательного процесса на проблему объединения усилий специалистов разных областей для решения задач, стоящих перед теорией и практикой педагогики.
Следовательно, взаимодействие педагогического коллектива и специалистов, в том числе учителя-логопеда, является особо актуальной проблемой, в решении которой должны быть чрезвычайно заинтересованы все участники образовательного процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 665.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Взаимодействие учителя-логопеда
с участниками образовательного процесса
в школе для детей с нарушением интеллекта
В связи с гуманизацией отечественного образования все чаще обращается внимание всех субъектов образовательного процесса на проблему объединения усилий специалистов разных областей для решения задач, стоящих перед теорией и практикой педагогики.
Следовательно, взаимодействие педагогического коллектива и специалистов, в том числе учителя-логопеда, является особо актуальной проблемой, в решении которой должны быть чрезвычайно заинтересованы все участники образовательного процесса.
С одной стороны, работа учителя-логопеда определяется общими стратегическими целями и задачами образовательной организации и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего, помощь детям с речевыми нарушениями, содействуя педагогам в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует оптимизации общеобразовательного процесса.
В психологической науке категория «взаимодействие» рассматривается как процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающие их взаимную обусловленность и связь.
Взаимодействие состоит из двух компонентов: содержания и стиля.
Содержание взаимодействия показывает, что является основой для создания того или иного взаимодействия. Стиль взаимодействия показывает, как люди взаимодействуют с окружающими. Стиль общения бывает продуктивным и непродуктивным. Под продуктивным стилем взаимодействия представляют результативный способ общения сторон, вследствие чего устанавливаются и развиваются взаимно доверительные
отношения, раскрываются личностные потенциалы и достигаются эффективные результаты совместной деятельности. Непродуктивный стиль взаимодействия предполагает нерезультативный способ общения сторон, препятствующий реализации потенциалов личности и достижению высоких результатов совместной деятельности.
Можно выделить пять критериев, которые позволяют правильно понимать стиль взаимодействия:
1. Активность позиции партнеров в общении («рядом с партнером» или «над
партнером»).
2. Характер выдвинутых целей (совместное обсуждение целей либо отсутствие такового).
3. Характер ответственности (общая ответственность или ответственность несет одна из сторон).
4. Характер отношений, возникших между сторонами (доброжелательные и доверительные или агрессивные, раздражительные).
5. Характер функционирования механизма идентификации – отделения сторон друг от друга.
Виды взаимодействия людей делятся на межличностное и межгрупповое
взаимодействие. Межличностное взаимодействие представляется случайными или преднамеренными, частными или публичными, длительными или кратковременными, вербальными или невербальными контактами и связями нескольких человек, вызывающими взаимное изменение в поведении, деятельности, отношениях и установках людей. Межгрупповым взаимодействием является ситуация, когда множественные субъекты непосредственно или опосредованно воздействуют друг на друга, тем самым порождается их взаимная обусловленность и особенный характер
взаимоотношений. Часто оно возникает между целыми группами (либо их частями) и выступает как соединяющее (разъединяющее) обстоятельство, влияющее на развитие общества.
Процесс общения предусматривает следующие типы взаимодействия:
Кооперация - при данном взаимодействии участниками достигается взаимное
соглашение о необходимости осуществления действий сторонами, для того чтобы были достигнуты их общие цели. Стороны не нарушают соглашение, так как совпадают сферы интересующих их вопросов.
Конкуренция - в данном взаимодействии стороны достигают свои личные или общественные цели и интересы при условии столкновения интересующих факторов.
В данной таблице представлены стратегии поведения во взаимодействии.
Стратегия поведения | Способы взаимодействия |
Сотрудничество | Направлено на стремление к осуществлению партнерами по взаимодействию своих стремлений и потребностей. Осуществляемый тип взаимодействия – кооперация, либо конкуренция. |
Противодействие | Ориентация на достижение своих целей, не учитывая интересы других участвующих сторон. Находит выражение принцип индивидуализма. |
Компромисс | Цели и интересы обеих сторон достигаются частично. |
Уступчивость | Достижение целей партнера за счет собственных интересов или отказ от некоторых незначительных нужд, чтобы достигнуть более значимую цель. |
Избегание | Стороны уходят от контакта или избегают его. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша. |
В современных условиях реформирования образования все более актуальной становится проблема поиска новых форм, методов, приемов и средств логопедической работы, повышающих эффективность коррекционного процесса.
Особо пристальное внимание обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи специалистов образовательной организации, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а также предупреждение возникновения последствий дефектов речи детей.
Условия для оптимального речевого развития обучающихся:
речевая среда, содержащая образцы правильного использования
языка как средства общения и познания;
организация таких форм детской деятельности, в которых
активизируются функции и процессы, находящиеся в основе
речевого развития: психомоторные, познавательные,
эмоциональные;
обогащение содержания самой деятельности детей, что
составляет основу содержания речи;
систематическое развитие предпосылок речевого развития.
Задачами комплексного подхода в работе участников образовательного процесса к коррекции речи выступают:
- закрепление речевых навыков;
- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
- повышение качества образовательных достижений.
Схема «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами»
Цель сотрудничества участников образовательного процесса: организация совместной коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие, с целью подготовки обучающихся к социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
- создание условий для системной коррекционной работы специалистов на
основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода;
- использование современных разработок для совершенствования взаимодействия специалистов образовательной организации -педагогической деятельности;
- формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.
Этапы работы:
Проведение комплексной диагностики всеми специалистами.
Создание комплексной системы коррекционно-педагогической деятельности специалистов.
Отработка механизма взаимодействия специалистов.
Первый этап — Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика позволяет выявить все имеющиеся отклонения на основе всестороннего обследования. Данные диагностики служат основанием для выбора наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.
Второй этап — Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации образовательной деятельности учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.
Третий этап предусматривает:
проведение системы индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий;
создание пространственно-речевой среды, стимулирующей речевое развитие детей;
отработку механизма модели взаимодействия специалистов;
применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей с нарушением речи.
Принципы взаимодействия участников, повышающие эффективность образовательного процесса:
- принцип единства образовательных, воспитательных и коррекционных задач;
-принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса;
--принцип деятельностного подхода (активное использование разных видов деятельности, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях);
-принцип единства диагностики и непосредственного образовательного процесса;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития;
- принцип последовательности и систематичности в закреплении сформированных знаний и умений;
- принцип разнообразия и вариативности использования дидактического материала и приемов коррекционной работы специалистов;
- принцип коррекционной направленности учебной и досуговой деятельности;
- принцип максимального выявления и использования резервов психического развития детей;
- принцип учета интересов всех участников образовательного процесса.
Целью работы учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Взаимодействие этих специалистов строятся на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание.
Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы.
Принцип целостности и законченности предполагает использование предоставляемого материала в полном объёме в соответствии с требованиями коррекционного блока адаптированной основной образовательной программы.
Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
Принцип «сотворчества» и разнообразия предполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда дети непосредственно с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.
Учитель-логопед и педагог-психолог
Учитель-логопед и педагог-психолог преследуют в своей работе
разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
-несформированность высших психических функций сочетается с
недостаточностью речевого развития;
- нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей
тревожностью;
- речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение
учебной мотивации, самоконтроля.
Работа учителя-логопеда в рамках интеграции может заключаться в
следующем:
- Развитие звуковой стороны речи.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
- Формирование связной речи.
- Формирование полноценных учебных умений и навыков.
Работа педагога-психолога в условиях интеграции может
заключаться в следующем:
• Развитие и коррекция высших психических функций.
• Активизация познавательной деятельности.
• Развитие эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и
др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.
Учитель-логопед и учитель-дефектолог
.
Учитель-дефектолог | Учитель-логопед |
Проведение обследования уровня познавательного развития детей и распределение детей на подгруппы для проведения непосредственно образовательной деятельности. | Проведение обследования речевого развития детей и распределение детей на подгруппы для проведения непосредственно образовательной деятельности. |
Проведение коррекционной деятельности по формированию высших психических функций, элементарных математических представлений, познанию окружающего мира и социальной действительности. | Проведение коррекционной логопедической фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности с детьми на основе тематического планирования. |
Формирование звуковой культуры речи детей при проведении деятельности на основе проведённой логопедом работы по коррекции произносительной стороны речи. Контроль и автоматизация звуков у детей. | Проведение коррекции нарушений произносительной стороны речи и слоговой структуры слова в индивидуальной работе на основе развития слухового восприятия и фонематического слуха. Контроль и автоматизация произношения детьми в повседневной жизни ранее поставленных звуков. |
Проведение деятельности по формированию и обогащению словарного запаса детей на основе расширения кругозора детей и формирования целостной картины мира. | Проведение деятельности по формированию и обогащению лексики детей на основе комплексно-тематического планирования и предварительной работы, проведенной учителем-дефектологом. Индивидуальная работа с детьми по уточнению и активизации словаря. |
Закрепление и контроль правильности употребления детьми грамматических форм и категорий при проведении деятельности и в индивидуальной работе с детьми. | Проведение деятельности по формированию у детей грамматических категорий и форм на основе комплексно-тематического планирования. Коррекция нарушений грамматического строя речи в индивидуальной работе с детьми на основе обследования речевого развития детей. |
Закрепление и контроль навыков связной речи при проведении деятельности и в индивидуальной работе с детьми. | Проведение подгрупповых занятий по формированию структуры и всех форм связной речи детей на основе комплексно-тематического планирования. |
Формирование коммуникативных навыков детей на коррекционных подгрупповых и индивидуальных занятиях на основе комплексно-тематического планирования. Воспитание культуры речи. | |
Формирование предпосылок учебной деятельности (оптико-пространственная ориентировка, графо-моторные навыки, подготовка к обучению грамоте, умение действовать по инструкции) на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях с детьми на основе комплексно-тематического планирования. | |
На занятиях учитель-дефектолог осуществляет ознакомление детей с предметным окружением и формирует элементарные математические представления. В это же время учитель-логопед формирует лексико-грамматический строй языка и развивает связную речь детей, а также формирует звукопроизношение и занимается подготовкой к обучению грамоте.
Занятия по сенсомоторному развитию проводятся дефектологом, а занятия по формированию фонематического восприятия и звукопроизношения логопедом. Для подготовки данных видов занятий учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Одним из направлений работы по развитию сенсорного восприятия является развитие тактильно-двигательного восприятия: дефектолог учит детей различать предметы на ощупь по различным признакам: форма, материал, текстура).А учитель-логопед,в свою очередь, развивает мелкую моторику пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.
Для коррекции и развития зрительного внимания дефектолог использует игры на нахождение отличий между картинками, использует корректурные пробы, задания, где требуется найди рисунок, похожий на образец и пр.)А Учитель-логопед, решая задачи на развитие зрительного внимания, предлагает занимательные игры на материале изучения букв.
Одной из основных задач учителя-логопеда является коррекция звукопроизношения (подготовка органов артикуляции к воспроизведению звуков, постановка звуков, автоматизация и их дифференциация). Начиная с этапа автоматизации звуков в словах, учитель-дефектолог на своих занятиях осуществляет контроль за правильным произношением этих звуков в речи детей.
Таким образом, системно и систематизировано решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта (общение с социумом в разных направлениях) и в целом коррекции недостатков развития у детей. Такая схема взаимодействия позволяет расставить акценты в работе дефектолога и логопеда в пределах своей компетенции, преследуя одну цель, но достигая её разными средствами.
Учитель-логопед и учитель, тьютор, воспитатель
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре (ЛФК) осуществляются следующие задачи:
- создание условий для формирования мотивационной включенности учителя в работу по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи обучающихся;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах выявления обучающихся с нарушением речи, оптимизация диагностической деятельности;
- выработка единых требований и единого подход к обучающимся со стороны учителя-логопеда и учителя;
- обеспечение активной роли учителя в организации коррекционно-педагогической работы по предупреждению и устранению нарушений речи;
- повышение профессиональной компетентности учителя в вопросах организации индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся с нарушениями речи;
- повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда в вопросах основных требований ФГОС и образовательной программы;
- совершенствование коммуникативной компетентности педагогов и навыков совместной деятельности.
Содержание взаимодействия учителя-логопеда и учителя:
1. Ранняя диагностика и выявление нарушений позволят своевременно
начать коррекционную работу.
2. Планирование и координация коррекционной работы (логопедические
занятия интегрируются в общий учебный план, не мешая освоению
основных учебных дисциплин, что позволяет обучающимся применять
полученные на логопедических занятиях навыки в рамках общего
образовательного процесса).
3. Индивидуализация подхода к обучению. Учитель разрабатывает учебные
программы с учетом индивидуальных особенностей учеников, а логопед
корректирует эти программы, интегрируя туда задачи, направленные на
коррекцию речевых нарушений.
4. Поддержка развития коммуникативных навыков на уроках, занятиях,
во внеучебное время.
5. Оценка прогресса. Регулярный обмен информацией о результатах
работы, оценка результатов развития каждого ребенка в процессе
коррекции речевых нарушений и общего обучения. Совместная оценка
позволяет своевременно корректировать методы работы и адаптировать
учебный процесс под изменяющиеся потребности ученика.
Задачи воспитателя в ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков, дифференциация звуков;
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с пройденными темами программы;
- обогащение речевой практики обучающихся в процессе режимных моментов;
- упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале;
- формирование и развитие связной речи;
- закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма);
- контроль за грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях образовательного учреждения выстраивается модель сотрудничества учителя-логопеда с музыкальным руководителем (учителем ритмики) и инструктором по физической культуре (ЛФК). Преемственность и взаимосвязь в работе данных специалистов способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности музыкальный руководитель работает над:
- просодической стороной речи, которая включает в себя фонационное (речевое) дыхание, высоту, тембр и громкость голоса, темп, ритм, интонацию речи, дикцию, ударение, мелодику, рифмовку;
- формированием и развитием слухового внимания и слуховой
памяти у обучающихся;
- развитием координации речи с движениями, общей
и артикуляционной моторикой, мимикой;
- развитием эмоциональной сферы детей.
Логопедическая ритмика (логоритмика) — технология коррекции речи при помощи ритмических инструментов. Этими инструментами могут быть: слово; музыка; движение (танец); игра на музыкальных инструментах.
Основные задачи логоритмики:
- развитие правильного дыхания и умения контролировать дыхание во время речи;
- формирование правильной интонации и ритма речи;
- улучшение артикуляции и произношения звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия речевого ритма;
- коррекция недостатков речи и профилактика речевых нарушений;
- развитие коммуникативных навыков и способности к общению.
Методика логоритмики включает в себя упражнения, направленные на развитие логического, образного и ассоциативного мышления, зрительного восприятия, моторики, памяти и внимания (игровые задания; исполнение песен; чтение стихов; задания на развитие речи и интеллекта; задания для тренировки мелкой моторики и координации движений).
Учитель-логопед и инструктор по физической культуре (ЛФК)
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре (ЛФК) осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- формирует и развивает навыки словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков и развитие лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы;
- развитие речевого и физиологического дыхания;
- формирование и развитие темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- развитие мимической мускулатуры.
Особенности планирования деятельности с детьми на занятиях этих специалистов состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для данного контингента детей.
Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями детей, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляют специалисты с учётом необходимых речедвигательных навыков.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.
Учителя технологии и изобразительного искусства
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук, поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Учителям технологии и изобразительного искусства рекомендовано включать в свои занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. Выбор приемов работы с использованием определенных техник, планирование деятельности по художественному творчеству на учебный год идет в соответствии с лексическими темами, в том числе изучаемыми в ходе логопедической образовательной деятельности.
Логорисование - это современный метод в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми. Его задачи: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, речевого дыхания (силы, плавности, длительности выдоха, направленности воздушной струи); активизация и расширение пассивного и активного словаря детей, запуск речи у неговорящего ребенка; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия; восполнение дефицита сенсорного опыта (тактильного, зрительного, слухового, обонятельного).
Учитель-логопед и медицинский персонал
Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медицинского персонала будут осуществляться независимо друг от друга.
Функции медицинского персонала:
1.Сбор анамнестических данных вновь поступающих детей.
2. Анализ заболеваемости.
3. Направление для консультаций по необходимости или по запросам специалистов к невропатологу, отоларингологу, окулисту, стоматологу, ортодонту, и др.специалистам.
4. Общеукрепляющий массаж для детей .
5. Физиопроцедуры: кислородный коктель, КУФ-терапиия при лечении заболеваний ЛОР-органов и дыхательной системы и др.
6. Контроль своевременности прохождения назначенного лечения и профилактических мероприятий.
7. Участие в составлении образовательного маршрута.
8. Просветительская работа среди педагогов и родителей ОО.
Эффективность взаимосвязи специалистов:
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и специалистами позволяет интегрировать логопедическую коррекцию в общий учебно-воспитательный процесс, что способствует улучшению речевых и учебных навыков у обучающихся.
-развивается слуховое внимание и фонематический слух;
- расширяется активный и пассивный словарь;
- сокращается время автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, дифференциации звуков в речи, развития лексико-грамматических средств языка;
- совершенствуются навыки чтения и письма;
- происходит развитие связной речи;
- развиваются неречевые процессы.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, образовательной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Вывод: Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия специалистов образовательной организации. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Только в тесном взаимодействии участников образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов проблемного обучения и воспитания в практике специальной школы для детей с нарушениями интеллекта"
Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении в...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта
Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в специальной школе для детей с нарушениями интеллекта
Дипломная работа по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...

«Коррекция психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания в школе VIII вида для детей с нарушением интеллекта»
Выпускная квалификационная работа...

Модифицированная программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта
Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Вежливые выражения речевого ...
Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).
Чтение один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации....
Методическая разработка урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе школы для детей с нарушением интеллекта "Правила и приёмы деления корнеклубней георгина"
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению правил и приемов деления корнеклубней георгина...




