Методическая разработка урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе школы для детей с нарушением интеллекта "Правила и приёмы деления корнеклубней георгина"
методическая разработка по экологии (9 класс)

Цель урока:  организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению правил и приемов деления корнеклубней георгина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr_uroka_georginy.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Методическая разработка урока  

  по цветоводству и декоративному  

      садоводству в 9 классе

             школы  для детей

     с нарушением   интеллекта

         

   

    Тема. Правила и приёмы деления

            корнеклубней георгина

         

       Составитель: Хритакова С.Н.

Тема урока. Правила и приёмы деления корнеклубней георгина

Цель урока:  организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению правил и приемов деления корнеклубней георгина 

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с правилами деления корнеклубней:
  • развивать умения применять теоретические знания на практике;
  • развивать навыки систематизации знаний, умений предвидеть

возможные виды брака;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать наблюдательность обучающихся;
  • развивать навыки самоорганизации, самоконтроля;
  • развивать мышление;
  • расширять активный словарь обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия и аккуратности;
  • воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам;
  • воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил по техники безопасности;
  • воспитывать выносливость, терпение к недостатку комфорта в работе;
  • воспитывать умение работать в коллективе. 

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

Методы обучения: словесно - наглядные, частично – поисковый, практический.

Задания: работа в группе, в паре–взаимопроверка, индивидуальная работа.

Педагогические технологии:

ИКТ, здоровьесберегающие, разноуровневое обучение.

Оборудование: компьютер, презентация, видео посадки георгин, конспект урока, рабочая тетрадь, инструкционная карта, натуральные клубни георгин, садовый инвентарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся

Проверка готовности детей к уроку

Сегодня на уроке мы:

  • поработаем с терминологией по нашему профилю;
  • закрепим материал, изученный на предыдущих занятиях;
  • выполним небольшую практическую работу;
  • будем работать и у доски, и за партами;
  • но пока я не буду вам называть ни тему, ни цель сегодняшнего урока так как, вы сами это сделаете, если будете внимательно меня слушать;

Ваша задача: поднимать руки, давать четкие и полные ответы, активно участвовать в практической работе.

Работа ведется с помощью презентации на интерактивной доске.

Ребята отгадайте загадку:

На тебя он глядит свысока —
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий, цветной……… ГЕОРГИН.

Правильно! Сегодня на уроке мы продолжим изучение многолетнего растения не зимующего в открытом грунте - георгине.

Дети, как вы думаете, как правильно надо говорить: «георгина» или «георгин»? Оба варианта верны! Но мне больше нравится «георгина», т.к. звучит нежнее. А нежности этому цветку не занимать.

II. Повторение изученного материала.

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим то, что узнали на прошлых уроках об этом прекрасном цветке.

Ответы обучающихся  у доски

Вопросы

1.Биологические особенности георгин.

2. Особенности и строение георгинов

3. Размножение георгинов.

Индивидуальная работа с тестами (разноуровневое обучение)

Обведите правильный ответ

1. Выкапывают клубни

А) в начале августа;

Б) в конце августа – начало сентября;

В) в конце сентября – начало октября.

2. Температура хранение клубней

А) 1-7 градусов;

Б) 14-20 градусов;

В) 2-9 градусов.

3. Корни у георгины называют:

А) корнеклубни;

Б) корнеплоды;

В) клубнелуковицы.

IIIАктуализация урока.

- Что у меня в руках? (корнеклубни георгина)

- Давайте вспомним, какую работу необходимо проделать с корнеклубнями перед их высадкой? Ответы учащихся (поделить и прорастить)

Правильно! Подготовку к посадке георгин проводят весной. Чем раньше начать проращивание корнеклубней георгин, тем раньше появится первый цветок. Но прежде чем проращивать корнеклубни их нужно поделить. Сегодня на уроке мы узнаем, как это сделать.

Подошло время назвать тему урока. Кто сможет?

Тема урока «Правила и приёмы деления корнеклубней георгина»

- А кто назовет цель урока?

Цель урока: научиться делить корнеклубни.

- Подумайте и скажите, для чего необходимо делить корнеклубни георгина?

Ответы детей: размножаем растение; высаживаем в цветник, чтобы было красиво; любоваться цветами…

IV. Изучение нового материала

Деление георгина - это обязательная операция в подготовке к посадке. Ни в коем случае не следует сажать куст георгина целиком! На это есть несколько причин.

Во-первых, при делении клубней георгина происходят раневые реакции, резко повышающие защитные функции растения и способствующие омоложению клубней.

Во-вторых, на корне просыпается большое количество ростков, которые просто будут загущать будущий куст георгина. В результате основные стволы растения будут вытягиваться и истончаться, а отрастающая поросль будет просто тонкой и хрупкой.

В третьих, деление позволяет размножать сорт.

Вопрос для обучающихся. Для чего необходимо деление клубней георгина?

Способы проращивания георгина:

Первый способ – в ящиках высотой не менее 35 см, присыпав землей так, чтобы верхняя часть корневища выступала над поверхностью почвы. Чем выше будет температура в помещение, где проращивают георгины, тем быстрее на них начнут просыпаться почки и образовываться ростки.

Второй способ – в горшках. Если растений мало, то их высаживают в небольшие горшки. В качестве субстрата для проращивания клубней применяют торф, хорошую садовую землю, опилки и другие субстраты, которые хорошо удерживают влагу. Клубни георгина сажают при температуре 18-22 градуса, ежедневно опрыскивая их и поливая по мере того, как будет просыхать почва. В таких условиях ростки начинают появляться через 7-10 дней.

Третий способ – в траншеях. Прокапать траншею глубиной на штык лопаты, шириной в два штыка. Уложить туда клубни, отделяя их по сортам. Присыпать клубни георгина землей и сверху просто набросать куски полиэтиленовой пленки так, чтобы образовался своего рода паричок. Пленка просто лежит на сухих обрезках стволов георгин, которые оставляют осенью при выкопке кустов. Их высота порядка 20 см. По краям пленку присыпать землей. В таком виде клубне-корни георгина можно оставить на две-три недели, пока не появятся зеленые ростки. Полив не требуется.

Вопрос для обучающихся: какие три способа проращивания георгина бывают?

V. Физкультминутка (здровьесбережение)

  1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). Повторить 8-12 раз.
  2. Руки на парте. Сжать пальцы в кулачок и выпрямить. Повторить 8-10 раз.
  3. Сидя, ноги согнуты, стопы параллельно. Приподнять пятки - вдох, опустить - выдох. Повторить 6-8 раз.
  4. Одновременно и поочерёдно развести стопы в стороны. Повторить 8-10 раз.

VI. Закрепление нового материала

  1. Просмотр фрагментов видеоролика о проращивании георгина.

Учитель даёт установку перед просмотром. По ходу просмотра комментирует видеосюжет, останавливает кадры, поясняет. После просмотра задаёт вопросы учащимся.

- Мы с вами познакомились со способами проращивания корнеклубней георгина, а теперь я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Деление корнеклубней георгина» и после просмотра ответить на вопросы :

1) Как подготовить георгин к проращиванию?

2) Какое значение у растения имеет корневая шейка?

3) Назовите инструмент необходимый для деления георгина?

2. Практическая работа

- У нас на столе натуральные корнеклубни георгина.

- Внимательно рассмотрите корнеклубни. Найдите и покажите на корнеклубнях корневую шейку.

- Как думаете, на сколько частей можно разделить корнеклубни?

- Сейчас мы этим и займемся, будем делить корнеклубни.

1. Работа с инструкционными картами «Деление корнеклубней георгина» .

- У вас на партах лежат инструкционные карточки. Предлагаю изучить вам по ним технологию деления корнеклубней георгина. Используя карточки поэтапно составьте связный рассказ, как правильно разделить корнеклубни георгина. 

Содержание и последовательность операций во время работ

по размножению и делению корнеклубней георгина.

  1. Прослушать инструктаж по технике безопасности при работе садовым инвентарём с записью в журнал.
  2. Одеть средства индивидуальной защиты (спецодежда), получить инвентарь (секатор или нож).

Строго соблюдать технику безопасности при работе садовым инвентарём.

  1. Разделить куста георгина: разрезать корневую шейку с помощью ножа так, чтобы на отрезанной части находились 1-2 почки (глазка) и один-два мясистых корня. Грубые деревянные корни можно удалить, оставив здоровые мелкие, в которых содержится больше питательных элементов.
  2. Место разреза корнеклубня обработать зеленкой или присыпать толчёным углём.

5. Убрать корнеклубни георгина для дальнейшей посадки.

6. По окончании работы привести в порядок инвентарь и спецодежду.

7. Сообщить учителю об окончании работ и сдать инвентарь.

2. Объяснение учителя

- Какой инструмент понадобится для работы?

- Вспомним т/б при работе ножом. Инструктаж по т/б при работе ножом.

Объяснение:

- размечаем места деления; (ребята выполняют все приемы вместе со мной)

- разрезаем пенек у корнеклубней на две части; (инд-ная помощь)

- растягиваем корнеклубень на две части;

- можно разделить еще? Делим.

-обрабатываем срезы толчённым углём.

VII. Заключение!

Подведение итогов урока

И так ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке

- Какие способы проращивания георгин вы узнали?

- Для чего проводят деление георгин?

Как называются разделенные клубни? (деленки)

Вывод: (подводим итог) в ходе урока мы узнали три способа проращивания георгин, познакомились на практике с технологией деления корнеклубня георгина и подготовки его к проращиванию.  (Вывод формулируют обучающиеся)

Рефлексия

-Прочитайте цель занятия.

- Достигли ли мы цели?

- Понравился вам урок или нет?

- Что оказалось для вас сложным?

Ученики сами ставят себе оценки в рефлексивных карточках и комментируют их.

Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: контролировать состояние корнеклубней георгина.

Спасибо за урок!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе на тему "Парковые стили"

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе в коррекционной школе....

Методическая разработка урока по математике в группе продленного дня для детей с ОВЗ

Наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение индивидуальных и подгрупповых коррекционно–развивающих занятий, который даёт возможность учащимся с разными познавательным...

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству "Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная)."

Цель урока: обобщить знания учащихся о цветковом растении – хризантема.Задачи урока: формирование умений применять хризантему, отличать однолетнюю от многолетней, крупноцветковую от мелкоцветков...

Открытый урок по Цветоводству и декоративному садоводству в 7б классе

Данный урок позваляет систематизировать и закрепить знания и навыки ухода за комнатными растениями...

Методическая разработка по трудовому обучению в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта «Аппликация "Сирень"»

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине «Трудовое обучение» по теме «Аппликация «Сирень»» включает в себя три урока и предназначена для прове...