Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству "Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная)."
план-конспект урока по технологии (9 класс)

Соломенникова Юлия Александровна (Волкова)

Цель урока: обобщить знания учащихся о цветковом растении – хризантема.

Задачи урока: формирование умений применять хризантему, отличать однолетнюю от многолетней, крупноцветковую от мелкоцветковой.

  1. Коррекция и развитие речи, навыков определения сортов хризантем, развитие умений частично – поисковой познавательной деятельности, работа над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.
  2. Воспитывать положительное отношение к труду, профессии цветовод, бережное отношение к растениям, интерес к учебе, предмету, умение работать в парах, применять знания в жизни.
  3. Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память, словарный запас, мышление, усидчивость, умение отвечать на вопросы четко и громко.

  1. Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, к природе.   

Оборудование: презентация «Хризантема», видеофильм «Хризантемы Никитского сада», инструкционные карты, посадочный материал, инвентарь, раздаточный материал, карточки – задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_hrizantemy.docx392.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат г.Кольчугино»

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе.

«Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная)»

Учитель цветоводства и декоративного садоводства первой квалификационной категории Соломенникова Юлия Александровна

Класс: 9                                            Дата:____________

Тема урока: Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная). Инструктаж по ТБ.

Цель урока: обобщить знания учащихся о цветковом растении – хризантема.

Задачи урока: формирование умений применять хризантему, отличать однолетнюю от многолетней, крупноцветковую от мелкоцветковой.

  1. Коррекция и развитие речи, навыков определения сортов хризантем, развитие умений частично – поисковой познавательной деятельности, работа над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.
  2. Воспитывать положительное отношение к труду, профессии цветовод, бережное отношение к растениям, интерес к учебе, предмету, умение работать в парах, применять знания в жизни.
  3. Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память, словарный запас, мышление, усидчивость, умение отвечать на вопросы четко и громко.

  1. Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, к природе.    

Оборудование: презентация «Хризантема», видеофильм «Хризантемы Никитского сада», инструкционные карты, посадочный материал, инвентарь, раздаточный материал, карточки – задания.

Термины и понятия: хризантема, маточный куст, простая, махровая, полумахровая

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. Взаимное приветствие.

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 

 

  1. Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
  2. Проверка готовности к уроку.
  1. Психологическая настройка

 Улыбнитесь вместе с нами,

 Улыбнитесь веселей,

 Потому что все мы знаем:

От улыбки нам светлей! (Слайд № 2)

  1. Подготовка учащихся к освоению нового материала.

Сегодня я вас приглашаю  посетить ботанический сад, а что мы там увидим, я хочу, чтобы вы сами угадали. Для этого мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

Их в Голландии найдете,

Там везде они в почете.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут ... (Слайд № 3)Тюльпаны

Он – цветочный принц – поэт,

В шляпу желтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам ... (Слайд № 4)Нарцисс

Жёлтый, белый, голубой;

 На земле растут пустой.

 У весны есть фокусы:

 Распустились... (Слайд № 5)Крокусы

В природе осенней есть зимняя тема,

Морозец к утру и цветет... (Слайд № 6)Хризантема

Молодцы! Угадали все цветы. А теперь найдите лишний цветок, для этого надо найти, что общего у этих цветов, а что отличает их друг от друга (подсказки: когда цветут, какой корень, как размножаются). (Слайд № 7)

Ответы учащихся. Тюльпаны, крокусы, нарциссы, гиацинты являются луковичными растениями. Обычно их высаживают в грунт под зиму, чтобы весной наблюдать за трогательным пробуждением первоцветов, наслаждаться великолепными цветами. Размножаются они

Лишний цветок – это хризантема. Мы с вами в сентябре изучали хризантему, а сегодня повторим, закрепим и узнаем много нового об этом цветковом растении. Научимся отличать однолетнюю от многолетней и крупноцветковую от мелкоцветковой, а также на практическом занятии поработаем флористами и составим цветочную композицию из этого замечательного цветка.

Сообщение темы и цель и задач в изучении нового материала. Кто из вас может назвать тему нашего урока?

Тема урока: «Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная)».

  1. Повторение пройденного материала:

            А сейчас вспомним, что мы помним о хризантеме: Дополните фразу:

  • Хризантемы – многолетние или …(однолетние), травянистые или полукустарниковые, …(красивоцветущие), с ежегодно отмирающей надземной частью ...(растения) - относятся к большому семейству …(астровых). (Слайд № 10)
  • По высоте хризантемы бывают (низкорослые, среднерослые, высокорослые), где сажают эти виды? (Слайд № 11)

3. По форме соцветия бывают: (на доске составить последовательность к слайдам) простыми, махровыми, лучистая, кудрявыми, нитевидными (Слайд № 12)

4. Расцветка цветов: (на столе лежат разноцветные цветы, поднять цветы, цвета  которые имеют хризантемы, синий кружок разнообразная расцветка) (Слайд № 13)

5. Как размножаются хризантемы?

Давайте вспомним:

Хризантемы размножаются семенами, черенкованием и делением, можно приобрести в питомниках хризантемы в горшках.  Семенами хризантемы размножают очень редко – выросшие растения не сохраняют сортовых качеств, можно получить совершенно неожиданные формы, окраску и размеры.

Если вы хотите более быстрого цветения, то размножать нужно делением. Для этого весной в начале сезона, когда растения трогаются в рост, лопатой отделите часть куста с периферии материнского растения и посадите на подготовленной клумбе, заправленной органикой и комплексным удобрением.

Старые кусты хризантем можно разделить на несколько частей, оставив только порядком истощенную середину.

Черенки можно срезать с хризантем любого возраста. Когда стебель отрастет примерно на 15-17 см, срежьте верхние 10-14 см, оборвите нижнюю часть листьев. Можно кончик черенка обмакнуть в корневин, и посадить в горшок.

Черенковать хризантемы можно и в течение лета, только не в самое жаркое время. Корни формируются примерно за две недели. Когда увидите, что черенок начал отращивать новые листочки – все прошло успешно. После отрастания молодой поросли примерно на 5 см, можно пересадить молодые кустики хризантем на клумбы методом перевалки: не трогая корневой ком извлечь из горшка и посадить в подготовленные лунки.

6. Выберите из предложенных месяцев время цветения хризантемы (Слайд № 12).

5. Освоение нового материала.

Слово учителя: Ну, вот мы с вами и повторили, все, что изучали про хризантему. А сейчас продолжим прогулку по нашему ботаническому саду. Мы знаем, что хризантема делиться на многолетнюю и однолетнюю. А чем многолетнее растение отличается от однолетнего? (Ответы учащихся) (Слайд № 13)

Посмотрите на фото. Перед вами однолетняя и многолетняя хризантема. Чем они отличаются друг от друга, а что общее? (Слайд № 14) (однолетняя размножается семенами, а многолетняя ещё и черенками и делением куста, формой и расцветкой цветка и листьев, стебель тонкий и живёт один период). Мы с вами выяснили отличие однолетней от многолетней (повтор с учащимися) (Слайд № 15).

Перед вами крупноцветковая и мелкоцветковая хризантемы. Чем они отличаются друг от друга, а что общее? (Слайд № 16)(у крупноцветковой большого диаметра цветок, он один, один стебель, листья крупнее). Мы с вами выяснили отличие крупноцветковой от мелкоцветковой (повтор с учащимися) (Слайд № 17).

Все сорта хризантем можно разделить по срокам цветения на:

  • Раннецветущие – зацветают в конце августа. Это сорта обычно низкорослые и плотные кустики около 25-35 см высотой, используются в бордюрах.
  • Среднецветущие – зацветают в начале сентября, преимущественно средней высоты кустов 50-60 см.
  • Позднецветущие – зацветают в конце сентября, начале октября, в основном высокорослые, до 100 см и более, требуют подвязки.

Хризантемы лучше всего растут и больше всего образуют цветов, если они посажены на солнечном участке. Также они требуют хорошо удобренной почвы, достаточно влаги, но без излишеств. Не терпят хризантемы сухую торфянистую или песчаную В идеале им нужна легкая песчаная почва, хорошо заправленная гумусом и органикой. (компост)

Уход за хризантемами заключается в регулярных поливах, подкормках, удалении отцветших соцветий, обрезке лишних веток и выщипывании бутонов. Нужно своевременно – раз в три года омолаживать старые кусты. И при правильном уходе, хризантемы будут вас радовать своим цветением.

В Крыму, каждый год проходит волшебный праздник цветов «Бал хризантем» и одна из самых красивых традиций. В 2019 году осенний фестиваль Никитского ботанического сада проходил уже в 66 раз. Оранжевые, лиловые, розовые, золотые, бордовые, белые и даже зеленые — тысячи хризантем создадавали феерию красок и атмосферу лета на исходе октября. В этом саду собрана старейшая коллекция хризантем. Не удивительно, что туристы и жители Крыма не упускают возможность полюбоваться таким великолепием.

И сейчас мы с вами тоже побываем на этом балу и полюбуемся великолепием хризантем.

Видеофильм «Хризантемы Никитского сада»

Хризантема – очень хороший цветок для букетов, потому что он долго стоит в срезке. В разных странах по – разному используют этот цветок. В Японии украшают  кукол, в Германии – предметы. Делают букеты в виде зверей.

-Какое сейчас время года? Сегодня мы с вами научимся составлять зимнии композиции из хризантем, еловых веток, шишек, туи и можжевельника..

Практическая работа.

«Создание цветочной композиции из хризантемы»

Как вы думаете, какие инструменты нам будут нужны для работы? Инструктаж по практической работе (цветок хризантемы, отрывают лепестки и говорят правила техники безопасности).

Повторить правила техники безопасности при работе с  ножницами

Храни ножницы в указанном месте.

Клади их на стол  так, чтобы  они не выступали за край стола.

При работе следи за линией разреза.

Не работай тупыми ножницами или ножницами с ослабленным креплением.

Материал держи в руке так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.

Не держи ножницы концами вверх.

Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

Не режь ножницами на ходу.

Передавай ножницы в закрытом виде.

Ход практической работы.

Создание букета — не сложный, но долгий процесс. Если вы делаете это впервые, советуем запастись временем, чтобы действовать не торопясь. В спешке можно испортить букет или повредить цветы.

Что вам потребуется:

Декоративная корзина.

Флористическая губка (оазис), которая полностью закроет дно. Купите несколько брусков, если корзинка большая.

Прозрачная пленка.

Скотч.

Собираем цветы в корзине: этапы работы

Когда все материалы куплены, переходим к самой приятной части — сборке.

  • Ножом обрежьте губку, чтобы она плотно укладывалась на дно корзины.

Это я уже сделала.

  • Поместите ее в емкость с водой на 15-20 минут, чтобы она пропиталась влагой. В жидкость можно добавить «Кризал» — подкормку для растений.
  • Подрежьте стебли цветов наискосок и удалите листву. Чем короче стебель и меньше листьев, тем дольше букет сохранит свежесть.
  • Застелите дно корзины пленкой. Флористы используют разные техники: фиксируют ее скотчем к прутьям, оборачивают нижнюю часть и бока оазиса и обматывают липкой лентой, подворачивают края вовнутрь, чтобы заполнить пространство между губкой и корзиной. Способ зависит от формы и глубины аксессуара. Пробуйте и выберете оптимальный. Главное, чтобы корзина была полностью изолирована от оазиса, чтобы не было протечек.
  • Вставляйте растения в губку. Если предусмотрена зелень, начинайте с нее. Затем зафиксируйте цветы с самыми упругими стеблями, потом — с более мягкими. Соблюдайте баланс, чтобы корзина ровно стояла и не падала под тяжестью цветов.
  • Вращайте корзину, чтобы располагать растения равномерно.

Не стремитесь к идеальным формам и четким контурам. Легкая природная небрежность придаст подарку естественное очарование.

Закрепление полученных знаний.

Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я». (Слайд № 17).

Слайды с фото хризантем.

Подведение итогов.

1.Чему вы научились сегодня?

2.Где могут пригодиться полученные знания с урока?

А сейчас я вам предлагаю создать «Букет настроения». Учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Давайте узнаем, понравился ли вам урок».

красный цветок  – мне очень понравилось;

жёлтый – мне было интересно;

голубой – мне было скучно;

синий – мне было неинтересно.

Оценка работы учащихся.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по цветоводству "Сроки и особенности посева семян бегонии клубневой"

Конспект урока по цветоводству (8 класс). Тема: "Сроки и особенности посева семян бегонии клубневой" . С использованием интерактивной доски....

Конспект урока по географии для 6 класса. "Озёра.Ледники.Многолетняя мерзлота"

Конспект урока по географии для 6 класса на тему: «Озёра. Ледники. Многолетняя мерзлота». В приложениях дан дополнительный материал и практическая работа....

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе на тему "Парковые стили"

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе в коррекционной школе....

Открытый урок по Цветоводству и декоративному садоводству в 7б классе

Данный урок позваляет систематизировать и закрепить знания и навыки ухода за комнатными растениями...

Конспект урока по цветоводству «Кустарники для озеленения в Нижегородской области»

Целью предлагаемого урока по цветоводству является ознакомление обучающихся с видами декоративных  кустарников, используемых для озеленения в Нижегородской области....

Методическая разработка урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе школы для детей с нарушением интеллекта "Правила и приёмы деления корнеклубней георгина"

Цель урока:  организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению правил и приемов деления корнеклубней георгина...