Конспект урока по цветоводству «Кустарники для озеленения в Нижегородской области»
план-конспект урока по краеведению

Целью предлагаемого урока по цветоводству является ознакомление обучающихся с видами декоративных  кустарников, используемых для озеленения в Нижегородской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tsvetovodstvu.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект урока по цветоводству

          «Кустарники для озеленения в Нижегородской области»

Тема урока.  Кустарники для озеленения в Нижегородской области 

Цель урока: ознакомление обучающихся с видами декоративных  кустарников, используемых для озеленения в Нижегородской области.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжить  формировать понятия «растение».  
  • Закрепить у обучающихся знаний о жизненных формах декоративных растений.
  • Формировать знания о биологических и декоративных особенностях древесно-кустарниковых растений.

Коррекционно-развивающие:

  • Проводить коррекцию   умений по актуализации полученных ранее знаний, развивать внимание и память.
  • Развивать  познавательную активность, мышление.
  • Развивать  умение работать с информацией.

Воспитательные: 

  • Воспитывать  эстетический вкус, культуру труда и аккуратность.
  • Воспитывать  самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы.
  • Формировать умение работать в коллективе.

Тип урока:  урок-изучение нового материала

 

Материал для работы: образцы кустарников (сирень, снежноягодник, шиповник, барбарис)

Методы: словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы,  объяснение учителя); частично-поисковый, исследовательский -  работа с текстом  (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление  фактов), наглядно-образный (изучение ресурсов к занятию и иллюстраций), практический (тренировочные упражнения), словесно-практические (вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Словарь: кустарники лиственные и хвойные, красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, барбарис, сирень, снежноягодник, шиповник

Наглядность: фотографии с изображением  изучаемых кустарников, лист  самооценки, лабиринт, таблички со слогами.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

  • по звонку найти свое место;
  • взаимное приветствие;
  • настрой учащихся на работу, организация внимания;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

Добрый день. Я рада видеть вас сегодня на уроке.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!

Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки.

Настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.

  1. Актуализация знаний обучающихся. Фаза  вызова.
  1. Задание 1.

Рассмотрите фотографии (петуния, пионы, сирень, яблоня)  и ответьте на вопросы.
Что объединяет эти изображения?
 (это цветковые растения) 

Можно объединить эти растения в одну группу? Почему нельзя?

— На какие группы их можно разделить? ( петуния  - однолетнее травянистое , пион – многолетнее травянистое, сирень – кустарник, яблоня  - дерево)

  1. Игра «Цепочка»

 Первый  ряд называет однолетние растения, второй ряд – многолетние растения

  1. «Мозговая атака» (Работа  с силуэтными рисунками)

 Рассмотрите рисунки. Можно ли определить жизненную форму растения по его силуэту? Чем отличается дерево от кустарника?

Эмоциональная разрядка:

  • Нахмуриться, как осенняя туча.
  • Улыбнуться,  как кот на солнце.
  • Устать,  как муравей, притащивший большую муху.
  • Отдохнуть  как турист, снявший тяжелый рюкзак.
  1. Изучение нового материала
  1. Теоретическая часть

а) Сообщение темы и целей урока.

б)Объяснение нового материала

Декоративные кустарники быстро растут, долговечны, неприхотливы, морозостойки, как правило, обильно и продолжительно цветут. Созерцание декоративных растений, как правило, вызывает чувство красоты. В этом их главное предназначение. Их присутствие делает сад нарядным, а уход необременителен, ведь в большинстве своем они редко повреждаются вредителями и болезнями, не нуждаются в кропотливом уходе. Многие декоративные растения имеют практическое, повседневное назначение: заросли красивоцветущих видов боярышника используются в качестве живой изгороди; многие декоративно-лиственные лианы могут создать тень в беседке или скрыть неприглядные хозяйственные постройки.

1.Работа с текстом «Какие бывают кустарники».

Используется технология «Джигсоу» («Мозаика»):

-   класс делится на группы; каждая группа изучает свою часть

текста;

а) Кустарники — это многолетние растения. Растения, имеющие несколько твёрдых деревянистых, но значительно более тонких, чем у деревьев, стеблей, — это кустарник. Кустарник бывает лиственным и хвойным. Лиственные кустарники — это сирень, жасмин, шиповник и другие. Листья у них широкие. У можжевельника и туи листья узкие. Это хвоинки.

б) Все кустарники по их декоративным свойствам делятся на 3  группы.

Декоративные растения, которые  выращивают  ради их цветения называют красивоцветущими,   выращиваемые ради листвы ( в том числе её осенней окраски ) декоративно-лиственными,  а выращиваемые ради  плодов –  декоративно-плодовыми.

  1. Краткая характеристика биологических и декоративных особенностей некоторых кустарников( работа с таблицей)

А) Шиповник

   Настоящее украшение сада — шиповник (дикая роза), славящийся цветками самых различных оттенков — от белого до почти черного. Шиповник называют еще дикой розой. Он известен человеку с глубокой древности. В начале лета шиповник радует своим цветением, но не менее интересно растение осенью, в период созревания плодов, которые могут украшать куст вплоть до выпадения снега. Особенно эффектно выглядят махровые формы цветков, обильно украшающие куст в период цветения. Садоводы любят эту культуру за неприхотливость, стойкость против вредителей и болезней.

У многих народов шиповник — любимое священное растение: из его цветков плели гирлянды для невест, поэтов, героев и правителей, женщины и девушки украшали себя бусами из ярких плодов, был он участником общественных мероприятий, похоронных обрядов. Древние греки и римляне считали его символом нравственности и посвящали богине любви и красоты. У славянских народов шиповник — символ красоты, молодости, любви. Шиповник дарит благополучие. В народе бытует поверье, что если окружить дом кустами шиповника, то в нем всегда будет мир и благополучие.

    Шиповник выращивается в саду как декоративный красивоцветущий кустарник, а также - для получения съедобных лепестков и плодов.Уход за шиповником ничем не отличается от ухода за розами. Лишь за исключением того, что ”дикие” шиповники и их разновидности гораздо более неприхотливы, чем их родственники - изысканные гибридные розы. Шиповники фактически не поражаются вредителями и болезнями, не требуют удаления отцветших цветков, украшают сад ягодами до поздней осени и привлекают в него птиц – помощников садовода. Ветки шиповника, унизанные ягодами, отлично смотрятся в осенних цветочных аранжировках и сухих букетах.

Б) Сирень

  Самая известная, популярная и любимая всеми сирень обыкновенная практически не нуждается в представлении. Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16 веке. С тех пор она культивируется  как ценное декоративное растение во всех местах, где позволяют климатические условия  и имеет массу сортов. Основное свойство, благодаря которому она заслужила всенародную любовь, — красивое цветение. Сравнительно мелкие как правило душистые воронковидные цветки с четырехлопастным отгибом собраны в более или менее крупные метельчатые соцветия. Плоды — сухие, жесткие удлиненно-овальные коробочки, сдавленные по бокам. В каждой двухстворчатой коробочке по два гнезда, содержащих в себе по 1-2 крылатым семенам.

 В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники любили изображать эти цветы.

Существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Северные народы уверены, что сирень создали солнце и радуга. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирeни, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирени присоединилась белая сирень. Правда, не везде к сирени было такое трогательное и нежное отношение. В Англии, как ни странно, этот цветок считался цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо. Если девушка посылает сватающемуся жениху ветку сирени, это означает отказа  Все сирени многоствольные листопадные кустарники или, реже, деревья. Листорасположение супротивное. Листья, как правило, простые, цельнокрайние, яйцевидные, овальные или ланцетные, с заостренными концами.

Динамическая пауза

 Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,

 Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.

 Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.

 Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,

 Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,

 Организм оздоровляем, кислородом наполняем.

 Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,

 Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.

 Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить.

В) Барбарис

  Барбарис — раскидистый кустарник высотой до 2,5 м, но встречаются и карликовые виды. Может иметь листопадные или вечнозеленые формы, цветет в мае-июне, продолжительность цветения до 2—3 недель. Цветки собраны в кисти до 6 см длиной, по цвету ярко-желтые, с приятным медовым ароматом. Листья обратнояйцевидные, зеленовато-розовые, к осени желтеют или краснеют, могут приобретать фиолетово-пурпурный оттенок. Побеги покрыты колючками длиной 1-2 см. Пурпурные продолговатые ягоды созревают в сентябре-октябре и довольно продолжительное время украшают куст осенью. Барбарис не слишком требователен к плодородию и влажности почвы, устойчив к условиям городской среды. Растение зимостойко, хорошо растет на открытом месте или в полутени. Это растение ценится в озеленении, имеет густую крону и хорошо переносит стрижку, посадка одиночная или группой кустов. Стрижка делает возможным использовать это растение в живой изгороди и бордюрах. Может сочетаться со многими кустарниками.

Г) Снежноягодник белый

   Поздней унылой и скучной осенью необыкновенно смотрится снежноягодник. Это  небольшой кустик, обсыпанный гроздьями крупных белых ягод. Они выделяются на темно-зеленом фоне листьев. Его и разводят в садах для осеннего украшения. Снежными их назвали не только за цвет, но и за то, что ягода держится на ветках всю зиму до весны. Снежноягодник — листопадный кустарник с округлой кроной и тонкими свисающими ветвями. Листья сверху темно-зеленые, а снизу — сизоватые. Цветет снежноягодник мелкими розовыми цветками, собранными в густые кистевидные соцветия. Они располагаются по всей длине побегов и делают куст достаточно нарядным. Цветение весьма продолжительное — с мая до морозов — и обильное. Плоды   достаточно крупные (до 1 см в диаметре) и в массе своей обычно образуются концу лета. Но плоды снежноягодников несъедобны, но при желании можно попробовать ягодку, ничего не случится. Вы только убедитесь, что вкус у нее очень неприятный.
Снежноягодник неприхотлив к условиям выращивания, произрастает на любых почвах, но предпочитает известковые. Куст светолюбив, хорошо растет как на открытом солнечном месте, так и в тени деревьев. Культура достаточно зимостойка, и если подмерзает, то быстро восстанавливается. Декоративный кустарник хорошо смотрится в групповых или одиночных посадках, легко стрижется и формуется, переносит городские условия.

Снежноягодник легко размножается делением, черенками и семенами.

  1. Закрепление теоретического материала
  1. Игра «Почемучка»

Придумать и задать друг другу вопросы:

— Почему ………?

— Что общего……..?

— Чем отличаются……………?

  1. Определите  вид декоративных кустарников. (цветочный лабиринт)

Составление слов из слогов
Подумай и составь слова (на доске разные слоги, из которых ребятам надо составить названия кустарников, которые они изучали):

СИ        ПОВ      НИК
ШИ       РЕ          РИС
БАР       БА         НЬ

  1. Рефлексия

 Заполнение листа самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области

           Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...

Конспект урока по цветоводству "Сроки и особенности посева семян бегонии клубневой"

Конспект урока по цветоводству (8 класс). Тема: "Сроки и особенности посева семян бегонии клубневой" . С использованием интерактивной доски....

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе на тему "Парковые стили"

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 9 классе в коррекционной школе....

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству "Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная)."

Цель урока: обобщить знания учащихся о цветковом растении – хризантема.Задачи урока: формирование умений применять хризантему, отличать однолетнюю от многолетней, крупноцветковую от мелкоцветков...