Формы и методы работы с родителями.
материал на тему

Реальное участие в воспитании ребенка, в делах класса существенно зависит от профессиональных и личных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса. Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют прежде всего совместные дела родителей и детей. В то же время педагоги могут использовать специальные средства: организацию психолого - педагогического просвещения; привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем, поощрение, поддержку, пропаганду успехов родителей в воспитании детей. Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе , школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

           Формы и методы работы с родителями

Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами . В то же время их реальное участие в воспитании ребенка, в делах класса существенно зависит от профессиональных и личных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса. Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют прежде всего совместные дела родителей и детей. В то же время педагоги могут использовать специальные средства: организацию психолого - педагогического просвещения; привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем, поощрение, поддержку, пропаганду успехов родителей в воспитании детей. Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе , школе. Для родителей должно быть очевидным, что чем очевидней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе, тем больше получит он для своего социального развития . Участвуя в организации учебно - воспитательного процесса , делах класса , родители способствуют развитию коллектива, отношений в нем и каждого ребенка.

Одна из важнейших задач педагога - способствовать единению , сплочению семьи, установлению взаимопонимания детей, созданию комфортных , благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов , родителей, детей. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов , родителей и детей.

В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы придти к соглашению, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Наиболее эффективна для формирования сотруднических отношений методика организации коллективно творческой деятельности , разработанная профессором И.П. Ивановым , в основе которой сотрудничество взрослых и детей «на равных» , творчество и поиск, отсутствие регламентации и шаблонов, а самое главное - забота друг о друге, окружающих людей , об улучшении самих себя. При таком разновозрастном составе объединения данная методика особенно плодотворна, т.к. сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт , мудрость взрослых и оригинальность , нестандартность мышления детей. Кроме того это не просто участники разного возраста , но и близкие, родные друг другу люди. Одним из эффективных приёмов, . применяемых почти ка всех стадиях проведения КТД является создание микроколлективов, групп для решения конкретных задач или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формировании групп может идти с учетом желаний , интересов , способностей уч-ся или по случайному принципу.

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака» , когда участники обсуждения в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучший вариант решения задачи.

Часто используется еще один прием - отбор идей, когда нужно из множества возможных решений выбрать один , а то и два- три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем , т.е. участники поиска выбирают характер , форму своего участия реальным , добровольным действием. Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием, т.е. участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным , добровольным действием. Когда выбор осуществить сложно , используется еще один прием - защита идей. Каждый член коллектива или микрогруппа защищают свой вариант, в результате рождается окончательное решение.

Очень важно для проведения совместного дела создать естественную, раскрепощенную обстановку , продумать, как включить каждого в деятельность. Работа в микрогруппах , выполнение эксперементных заданий , подготовка и представление сюрпризов друг для друга будут этому способствовать . Если в подготовке и проведении мероприятия участвовала значительная часть детей и родителей , то нужно организовать коллективный анализ.

Сотрудничество педагогов, уч-ся и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватить всех или большинство членов коллектива. Ряд видов деятельности и , соответственно, форм сориентированы на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности , в которых органично сочетаются и взаимосвязаны все вышеизложенные .

Одной из распространенных форм взаимодействия учащихся , родителей и педагогов является классное собрание. Здесь обсуждаются проблемы отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи , добровольность участников , учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание может проходить в виде конференции , диспута , коллективного обсуждения. Совместные собрания детей , родителей и педагогов позволяют лучше узнать и понять друг друга , договориться об общих делах, способствуют сближению родителей и детей. Особо следует подчеркнуть эффективность таких форм , которые предусматривают взаимодействие ребенка и его семьи, т.е. семейные формы работы. Они сплачивают семью , развивают отношения между взрослыми и детьми , стимулируют участие родителей в воспитании ребенка. Это могут быть семейные конкурсы, творческие задания, организация выставок и т.д.

Формирование сотруднических отношений между учащимися , родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складываются взаимодействия взрослых в этом процессе. Родители и педагоги воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть только тогда , когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных целей.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных , групповых и индивидуальных форм

взаимодействия. Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание - основная форма работы , где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива организаторами собрания являются членами родительского комитета. Родительский комитет обсуждают ход собрания , определяют варианты решения вопросов , выносимых на собрание. Собрания не сводятся к монологу докладчика, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями , идеями, совместного поиска. На собрании обсуждаются вопросы , которые родители сформировали коллективно, используются приемы коллективной творческой деятельности.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания , повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать тему занятия, определить проблемы для изучения , педагог может предложить набор возможных тем. Название «лекторий» условно . Оно не означает , что родителям читают только лекции . Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители - не пассивные слушатели.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической . Целесообразно её проведение , если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес , привлекает внимание родителей, а информация звучит убедительнее , воспринимает с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих наибольший интерес. Выступающие в этом случае могут стать те родители , которые в решении определенных проблем достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводит после опроса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов , которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог , для ответа на другие вопросы приглашается специалист. Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры . Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включать в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления , опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать , разбившись на группы, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать те из них, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнение вынести на
коллективное размышление .Такой способ позволяет всех включить в
поиск    убедительного    мнения    ,    помогает   родителям        занять

заинтересованную позицию , предоставляет возможность каждому высказаться . Для подведения итогов диспута возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение , используя специсточники.

В классе можно организовать и групповые формы работы , такие как групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов.

Коллективные и групповые формы взаимодействия предусматривают индивидуальные формы. Дети и их семьи очень разные , у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относятся : беседа, задушевный разговор, консультация - размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы , переписка.

В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителей. Эффективность их высока , если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношения. Важно расположить к себе родителей , завоевать их доверие , вызвать на откровенность. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблемы воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены больше воспитательные возможности. Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности , но её эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования , предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками педагога. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений уч-ся , их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников , так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки , к улучшению психологического климата в классе.

Следует отметить , что в каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное сделать родителей своими союзниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание форм и методы работы с родителями.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с дет...

Формы и методы работы с родителями с целью усиления воздействия на ребенка

Содержание работы школы с родителями обучающихся...

Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка

В данной разработке речь идёт о формах и методах работы с родителямис целью усиления педагогического воздействия на ребенка , даны рекомендации по проведению родительских собраний....

Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание, формы и методы работы с родителями Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальн...

Содержание, формы и методы работы с родителями

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разн...

Содержание, формы и методы работы с родителями

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника. Система воспитательной работы школы складыва...

«Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

Презентация "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"...