Главные вкладки

    Содержание, формы и методы работы с родителями
    методическая разработка на тему

    Фролова Елена Юрьевна

    Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника. Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основная идея образовательной и воспитательной политики 

    «От успеха в школе – к успеху в жизни!»

    Содержание, формы и методы работы с родителями

     

    Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

    Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

    Содержание работы с родителями состоит в следующем:

    1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

    2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

    Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

    Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

    Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.

    Традиционные

    Нетрадиционные

    ● Родительские собрания

    ● Индивидуальные консультации педагога

     ● Посещения на дому 

     ● Дни творчества детей и их родителей;

     ● Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

     ● Помощь в организации и проведении

        внеклассных дел и укреплении материально-

        технической базы школы и класса.

    ● Родительские тренинги

    ● Родительские конференции

    ● Дискуссии

    ● Круглые столы

    ● Устные журналы

    ● Практикумы

    ● Родительские вечера

    ● Родительские чтения

    ● Родительские ринги

    Традиционные формы

    1. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

    Рекомендации по проведению родительских собраний:

    • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
    • ошибки и неудачи детей;
    • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
    • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:

          анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

    • собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

    2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

    – особенности здоровья ребенка;

    – его увлечения, интересы;

    – предпочтения в общении в семье;

    – поведенческие реакции;

    – особенности характера;

    – мотивации учения;

    – моральные ценности семьи.

    Примерная тематика консультаций для родителей

    • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
    • Плохая память ребенка. Как ее развить?
    • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
    • Наказания детей. Какими им быть?
    • Тревожность детей. К чему она может привести?
    • Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.
    • Грубость и непонимание в семье.
    • Талантливый ребенок в семье.
    • Друзья детей – друзья или враги?
    • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

    3. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

    4. Открытые уроки

    Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

    Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

    Нетрадиционные формы

    1. Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

    Примерные темы родительских конференций – проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье.

    Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

    2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

    3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.

    Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

    4. Родительские вечера (проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

    Примерные темы родительских вечеров

    1.  Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
    2.  Друзья моего ребенка.
    3.  Праздники нашей семьи.
    4.  «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
    5.  День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
    6.  Песни, которые пели и поют наши дети.

    5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

    С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

    6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

    И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

    Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.

    Правила сотрудничества с родителями 

    • Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
    • Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
    • Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
    • Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
    • Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
    • Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
    • Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
    • Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
    • Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

    Педагогам и родителям на заметку:

    • если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
    • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
    • если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
    • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
    • если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
    • если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
    • если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
    • если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
    • если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
    • если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить  любовь в этом мире.

    В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом  педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».




    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Содержание форм и методы работы с родителями.

    Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с дет...

    Формы и методы работы с родителями с целью усиления воздействия на ребенка

    Содержание работы школы с родителями обучающихся...

    Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка

    В данной разработке речь идёт о формах и методах работы с родителямис целью усиления педагогического воздействия на ребенка , даны рекомендации по проведению родительских собраний....

    Содержание, формы и методы работы с родителями

    Содержание, формы и методы работы с родителями Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальн...

    Содержание, формы и методы работы с родителями

    Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разн...

    СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    Материал подготовлен для выступления на методическом объединении классных руководителей...