От общеучебных умений и навыков к УУД
статья на тему

доклад на педсовете в 2014 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_semenovoy_ta_na_pedsovete_yanvar_14g.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Доклад  «От  общеучебных умений и  навыков – к универсальным учебным действиям» - зам директора по УВР Семеновой ТА  МБОУ лицей №3 МР Учалинский район РБ.

«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
                                Герберт Спенсер

Одной из важнейших целей  образования в соответствии с новым  Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Мир стремительно меняется на наших глазах. Соответственно, меняются цели и содержание образования. Чему учить детей сегодня, чтобы они были успешны завтра? Этот вопрос волнует не только педагогическое сообщество, но и государство. Совсем недавно мы с вами обсуждали итоги 1 четверти и обратили внимание, что у большинства учащихся 6, 7 и 8 классов качество успеваемости понизилось. Картина, которую мы увидели на слайдах, никого не оставила равнодушной. Все мы заинтересованы в успехах наших учеников. Но проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, почему-то только нарастают. Актуальными остаются:

* пропуски уроков,  

*некоторые подростки перестают выполнять домашнее задание.

 Часто педагоги объясняют снижение мотивации на основной и старшей уровнях обучения проблемами подросткового возраста. Но нам известны ситуации, когда наши вполне успешные выпускники, поступая в престижные вузы, достойно пройдя ЕГЭ и другие вступительные экзамены, не справляются с требованиями в вузах, не могут самостоятельно учиться. Проблемы, с которыми сталкиваются ученики нашего лицея, не уникальны. Низкий уровень учебной мотивации и познавательной активности учащихся отмечают педагоги любой школы. Неудачи студентов вузов говорят о неспособности выпускников самостоятельно регулировать собственную учебную и познавательную деятельность.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Об этом мы много говорили на последних педсоветах. Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. Сегодняшние первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал учиться 10 или 5 лет назад. Они родились и живут в мире информационных технологий, который мы только осваиваем. Для них пульт управления бытовой домашней техникой – повседневная реальность. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для ученика.

Наша жизнь непредсказуема. Уже сегодня половина того, что изучают студенты в первый год обучения, на 3 году устаревает. Возможно, через несколько лет при поступлении в вузы или другие учебные учреждения выпускнику потребуются такие знания, которые в лицее сейчас преподаются в недостаточном объеме или не изучаются совсем. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые - могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия; отличаются мобильностью; способны к сотрудничеству;  обладают чувством ответственности за судьбу страны, еѐ социально-экономическое процветание. Иными словами, лицей должен ребѐнка «научить учиться», «научить работать и зарабатывать».

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новому пониманию функции школы.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности:

*самостоятельно ставить учебные цели,

*проектировать пути их реализации,

*контролировать и оценивать свои достижения.

Иначе говоря, формирование умения учиться. Но как это сделать? Может ли учитель научить тому, что не знает или не умеет делать сам? Если меняются требования к результатам обучения, то и должны меняться требования к методам и технологиям преподавания. Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Нам кажется, что мы работаем  всѐ лучше и лучше, приобретаем новые знания и опыт, а проблем меньше не становится. Вывод очевиден. Технологии преподавания не должны отставать от требований информационного общества. Мы не можем закрывать глаза на современную реальность и делать вид, что только одного педагогического опыта прошлых лет будет достаточно, чтобы подготовить сегодняшних школьников к успешной жизни завтра.

В российском образовании осуществляется переход на Новые Стандарты, они  определяют новые требования к результатам обучения. Действительно, в отличие от Стандартов первого поколения, ориентированного на усвоение прочных знаний, умений и навыков, целью Стандартов второго поколения является готовность выпускников к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Программа формирования универсальных учебных действий является ключевым разделом в Основной образовательной программе школы. Теперь в  школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений:

Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного,   общеучебного характера. В  школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы:

* познавательной деятельности,

*творческой деятельности,

*овладеть коммуникативными и информационными умениями,

*быть готовым к продолжению образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в школе на всех уроках.

Эти учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Что входит в умение учиться?

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе необходимо учить решать сложные математические примеры и задачи, но не менее важно помогать в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас ученики  озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время ученик, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные универсальные учебные действия, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи, в том числе воспользоваться возможностями, которые предоставляет лицей. Сегодня любую нужную нам информацию мы можем черпать из разнообразных информационных источников, интернета. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Где и кто может научить нашего ученика регулировать свою деятельность? Ответ очевиден – на уроках. Ведь урок занимает две трети времени, проведенного в школе. Именно уроки должны стать местом планирования деятельности ученика. Сначала с обязательной помощью учителя, а затем по мере взросления ребенка уменьшением доли помощи взрослых до нуля.

А что мы знаем об этой технологии? Имеем ли мы инструментарий (алгоритм) постановки цели для организации учебной деятельности? Вооружены ли мы знаниями о возрастных особенностях учащихся для осуществления осознанного целеполагания и планирования своей учебной деятельности? Умеем ли мы объективно оценивать деятельность ребенка? И какими критериями для этого пользуемся? Посещая уроки учителей, мы нередко наблюдаем ситуацию, когда учитель сам формулирует цель урока либо создает видимость постановки цели урока учениками (это в лучшем случае). Но бывают уроки, когда цель отсутствует вовсе. Критерии оценки сообщаются классу в момент выставления отметки, а оценки деятельности не происходит. В целом мы уже многое понимаем про организацию учебной деятельности и умеем еѐ организовывать. Но теперь настало время разобраться в важнейших деталях, тонкостях организации учебной деятельности на уроке. Если провести аналогию: каждый может составить букет, но только мастер создаст изысканную Икебану. Предлагаю провести практико-ориентированные семинары, на которых изучить теорию и выработать алгоритмы, приемы, способы целеполагания. Изучить технологии перевода цели в задачи, задачи в конкретные шаги еѐ достижения. Необходимо оценивание деятельности сделать нормой каждого урока. А для этого поставить себе цель освоить то, что ещѐ не понятно.    

Как понять себя и чувства другого? Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в межличностных отношениях.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, те  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Ученик начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.  

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ является частью Основной образовательной программы лицея. Развитию патриотизма посвящен проект «Гражданин и патриот», который включает целую программу воспитательных мероприятий. Но сегодня мы хотим остановиться на традициях которые сложились в нашем лицее. Например «День лицеиста» или «День науки» Не только взрослые, но и многие дети находятся под большим впечатлением от этих мероприятий. Исполнение гимна лицея, чествование олимпиадников и победителей различных конкурсов, представление исследовательских проектов по различным направлениям – всѐ это не только способствовало приобретению новых знаний, но и вызывало чувство глубокой гордости за родной лицей, необыкновенный единый коллектив педагогов и учеников. Вся работа направлена на развитие не только образовательной среды, но и гражданского патриотизма.

Каждый из нас живет в обществе, и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, что же может чувствовать его одноклассник, друг или учитель в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что требуется человеку, находящемуся рядом, например, эмоциональная поддержка, а, может быть, какая-либо другая помощь. Межличностные конфликты между сверстниками, между подростками и педагогами ещѐ имеют место в нашей практике.

Мы посвятили ряд педсоветов вопросам формирования ценностных ориентаций у лицеистов. Ценность непрерывного учения необходимо формировать у ученика с первого дня его учебы в лицее. Вопросы: Зачем ты учишься? Для чего тебе нужны знания? В чем ценность урока? Почему необходимо заниматься усердно и в системе? – необходимо задавать ученику в личной беседе при обсуждении результатов обучения. В практику работы нашей школы уже вошла такая форма работы, как индивидуальные собеседования классных руководителей и воспитателей с детьми по результатам четвертей и полугодия. Однако необходимо отметить, что эти формы эффективны в том случае, когда ученик относится к подготовке и собеседованию ответственно. Не надо превращать собеседование, анкетирование в формальность, когда ученики под диктовку классного руководителя заполняют анкеты.  Сейчас нельзя останавливаться на достигнутом. Надо менять формы, искать новые подходы к ребенку.

Как сделать учебу интересней? Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда. Уже несколько лет мы проводим тестирование в 5 и 10 классах на определение готовности обучения на следующей ступени обучения. Говоря проще, измеряется сформированность общих учебных умений, метапредметных умений и способов деятельности. Мы имеем следующие результаты:

классы

Методологические умения

Работа с

 текстом

Работа с

 информацией

5

59%

61%

75%

64%

10

49%

53%

71%

75%

Из приведенных результатов видно, что работа с текстом и информацией на достаточно высоком уровне, то методологические умения на низком уровне как в 5, так и в 10 классе. Детально анализируя результаты тестирования, назовем конкретные умения, на применение которых ученики справились слабо.

 Для 5 классов:

* умение выявлять проблемы , которые проверяются в ходе наблюдения или опыта; умение составления таблицы, схемы, диаграммы. Всѐ, что сейчас перечислили, относится к конкретным познавательным учебным действием, которые в Новой образовательной программе сформулированы как обязательный результат обучения. Анализируя результаты тестирования, учителя-предметники обратили внимание на то, что ребята не справились с теми заданиями, которые были заданны в непривычной форме. Но именно эта ситуация ставит перед нами актуальность подбора учебного материала. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектную деятельность. Проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности ученика, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. Проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса ученика, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Хочу привести примеры из практики нашего лицея. На научно-практической конференции посвященной 50-ю г Учалы в этом году были представлены различные  проекты: Биргалин Вадим « Освещение улиц города Учалы», Нурмухаметов Эркин «История Обелиска»,  Белоногова Светлана и  Шарапова Светлана «История телевышки» и другие. Ежегодно учащиеся лицея принимают участие в различных конкурсах и мероприятиях где представляют свои исследовательские и проектные работы. Увлечение науками, стремление исследовать непонятное, удивительное, сделать собственное открытие увлекает детей, расширяет горизонты познания. В ходе исследовательских работ ученик планирует методику эксперимента с различными факторами, самостоятельно ставит   и проводит эксперимент, следит за ходом протекания, анализирует на качественном уровне промежуточные результаты. Работа над проектом помогает подростку определиться в выборе будущей профессии.

Следующий этап: умеем ли мы общаться?

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группе сверстников, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Ученик учится участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

В нашем лицее  ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтами в детском коллективе. Следует целенаправленно обучать учеников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить ребенка выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно ученикам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье. Сегодня организация группового взаимодействия прочно вошла в практику каждого педагога нашего лицея. Мы перестали бояться шума и нестандартных ситуаций. На методических неделях мы учимся друг у друга приѐмам организации групповой работы. Но зачастую мы забываем повторить правила работы в группе, второпях вызываем к доске отвечать за работу в группе не того кого выбрали дети.

Конечно учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Говоря сегодня об Универсальных учебных действиях, нельзя не задать вопрос. Какие педагогические теории лежат в основе понятия универсальных учебных действий?

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий является системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Лев Семѐнович Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Согласно этой теории, целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Петр Яковлевич Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, надо  узнать, как это делать. Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у школьника умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не только знания.

В связи с этим роль учителя  существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Например на уроках математики универсальным учебным действием служит познавательное действие:

*можно использовать схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты.

*также в своей работе можно использовать единый алгоритм решения задач, круговые схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел. Комплект включает в себя карточки единиц 1-9, карточки круглых десятков 10-90 и карточки круглых сотен 100-900. Подобные карточки можно использовать и при работе с многозначными числами, а также при счете.

На уроках русского языка широко вводятся разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используется единая памятка -  Пишу грамотно. Кроме этого, используются карточки орфограммы. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Также  на уроках русского языка с целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводят самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки,  содержащие различные виды ошибок - графические,  пунктуационные, стилистические,  лексические,  орфографические.  А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
На протяжении всего процесса обучения  происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

Начиная подготовку к педагогическому совету, администрация школы изучила теоретический материал по изучению педагогических теорий. Нашей целью было разобраться в понятиях «знания, умения и навыки», «общеучебные умения и навыки», «универсальные учебные действия», «компетенции и компетентность». Мы изучали педагогическую литературу, обменивались мнениями и своим понимание терминов и понятий. В результате наших обсуждений мы пришли к выводам. В требования Стандарта первого поколения были включены способы деятельности (познавательная, работа с информацией, организация деятельности), в Стандартах второго поколения они становятся частью универсальных учебных действий. В новые Стандарты добавляются требования к формированию личностных и коммуникативных действий. В свою очередь конкретные учебные действия, становясь нормой к образовательной подготовке ученика, входят в перечень ключевых образовательных компетенций. Знания, умения и навыки были и остаются необходимой составляющей образования, но они помогаю ученику быть успешным только в учебной ситуации. В жизненных проблемных ситуациях только ЗУНов недостаточно (это подтвердили результаты исследования PISA).  

Компетентностный подход направлен на формирование человека, способного решать нестандартные, проблемные задачи. Формирование универсальных учебных действий направлено на реализацию метапредметного результата обучения. Одной из особенностей является их универсальность, которая проявляется в том, что они:

 - носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

 - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Умение учиться необходимо каждому человеку. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста. Но давайте задумаемся, достаточно ли УМЕТЬ УЧИТЬСЯ. На наш взгляд, не менее важно ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ. А это значит, что мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни становится ведущей целью образования в информационную эпоху.

Каковы особенности мотивации учения в каждой возрастной группе?

Принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями ученика с другими людьми.

Эти группы мотивов описаны в психологической литературе. Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Каждому педагогу важно понимать особенности развития мотивации ученика каждой возрастной группы. А значит необходимо учитывать эти особенности при организации учебно-познавательного процесса. Что надо делать педагогам, чтобы успешно формировать универсальные учебные действия? Новые стандарты в начальной и основной школе уже приняты, идет внедрение ФГОС в 1,2,3 классах, а многие учебники остались старыми (кроме учебников первых классов). Ждать когда нынешние первоклашки придут в основную, а затем старшую школу? Ждать 10 лет или что-то делать сейчас?

Как сформировать универсальные учебные действия?
  В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией       формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.  Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимания развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

 «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса.

Напомним  название некоторых технологий, методов и форм, которые могут использоваться:  

-проблемно-диалогическое обучение –деятельностный подход в обучении;

-организация учебного сотрудничества;

-работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

-проектно-исследовательская деятельность;

-учебные станции;

-использование интерактивных возможностей ИКТ;

-практико-ориентированые задания из реальной жизни;

-разновозрастное сотрудничество;

-предоставление разнообразных возможностей для ребенка по освоению среды и пр.

Использование представленных технологий в работе лицея позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.

Всем нам следует перейти «от стихийности – к целенаправленному  и планомерному формированию  универсальных учебных действий». 

Основной педагогической задачей становиться организацией условий,  инициирующих детское действие, в связи с этим встают вопросы:

- Чему учить (обновление содержания)?

- Ради чего учить (ценности образования)?

- Как учить (обновление средств обучения)?

Список технологий формирования УУД, которые используются нашими педагогами :

 1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем Усмановой ЛА, Ялаловой АА, Хуснуллиной ГБ  разрабатывают алгоритм оценивания выполненного задания. Учителя Мусаева ЕГ, Галимова ЗН, Закирова РР, Султанова РХ, Котова ЕВ обращают  внимание на развивающую ценность задания. Учителя Муслимова РР, Красносельская ТИ, Шеметова СА, Лукманова ВГ, Байгазова ЕН не сравнивают детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учителя Басыров РР, Хайретдинова  НМ,  Валиева РМ, Ахметьянова ГФ, Рязапова ЧН, Гайнуллина ФГ, Алиева ЛВ, Галина НЮ привлекают детей к решению новых заданий. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учителя Муслимова РР, Набиуллина ФФ, Бурханова ФС, Нигматуллина ОН, Кузьмина АА. Дубовая НА обучают детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учителя Альхамова ЛМ, Яппарова СФ, Алешкова СЮ, Булякова ШВ, Габдуллина ГР на уроке уделяют внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учителя Галина НЮ, Галина СБ, Набиуллина ФФ, Хайретдинова НМ  создают проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учителя  Хайрова ГХ, Николаева ИВ, Деркач НП, Сунагатуллина РМ, Гатауллина ЮТ, Дроздова СА, Сафонова АВ, Султанова РХ, Алиева ЛВ включают детей в открытие новых знаний.

7. Учителя Харисова МГ, Бурханова ФС, Шарипова ФА, Галиханова РА, Лукманова ВГ  учат детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Учат детей способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивают память и логическое мышление Макарова ВС, Вагапова ЛР, Рязапова ЧН, Шарипова ЗМ.  Учителя Редина НП, Степанова ТА, Гайсин ФХ, Хусаинов НГ обращают внимание на общие способы действий в той или иной учебной ситуации.

8. Учителя Юсупова ФТ, Васючкова ОА, Ахметшина ФС, Муслимова РР, Котова ЕВ,  Аминева АА учат ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Используют исследовательские и  проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности Сунагатуллина РМ, Булякова ШВ, Валиева РМ, Булякова ММ, Ялалова АА, Нигматуллина ОН,  Красносельская ТИ  .

9. Учителя Гайнуллина ФГ, Гайфуллина ГМ, Вагапова ЛР, Кононенко ММ, Шеметова СА,  показывают и объясняют, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учителя Хайрова ГХ,  Хайретдинова НМ, Дроздова СА, Мусаева ЕГ учат ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учат разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других Булякова ШВ, Мустафина ГФ, Макарова ВС, Сафронова ОА, Ахметшина ФС.

12. Организуют формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд Гатауллина ЮТ, Фаткуллина ИМ, Суфиянова , Юсупова ФТ, Альхамова ЛМ.

13. Учителя Ахметьянова ГФ, Сафронова ОА, Галина НЮ, Галина СБ  и ученики общаются с позиции сотрудничества; педагоги показывают, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учителя  и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учителя учат детей планировать свою работу и свой досуг.

Формирование универсальных учебных действий сегодня должно стать основной целью каждого урока, каждого воспитательного мероприятия, любого творческого или спортивного занятия. Сегодня наши коллеги, рассказывая о практическом опыте, расскажут об условиях и конкретных приемах по формированию учебных действий. Мы лишь хотим обратить ваше внимание на то, что, даже имея старые учебники, но применяя активные формы и методы обучения, учитель имеет возможность формировать самостоятельность, познавательную активность, гражданскую позицию, умение работать в команде и многое другое. Например, вместо того, чтобы на уроке Обществознания в 8 классе разбирать по учебнику текст по теме «Мораль и право», выписывать и заучивать сложные наукообразные определения, можно научить ребят создавать социальные плакаты. Можно по вырезкам газет, информации из сети Интернет показать реальные поступки людей, и понять, что такое милосердие, человечность, взаимовыручка, мораль. Например, на уроках математики в 3 классе вместо многократного повторения формул периметра и площади прямоугольника можно организовать работу по созданию поздравительной открытки для мамы к 8 Марта с вычислением длины тесьмы, которой будет оторочена эта открытка, вычислением площади цветной бумаги, которая пойдѐт на еѐ оформление. Правильно организованная групповая работа на уроке может формировать не только коммуникативные универсальные действия, но и регулятивные (разработать план действий …), познавательные (провести эксперимент, предложить несколько вариантов решения проблемы …) и личностные универсальные действия (дать самооценку своей работы в группе …) и т.п. В наших силах уменьшить объѐм фронтальной работы до разумного минимума, чаще организовывать групповую и индивидуализированную работу на уроках. Для групповой работы подбирать конструктивные задания, требующие применения продуктивных методов и способов деятельности. Для индивидуализированной работы подбирать дифференцированные задания, учитывающие способности и темп работы каждого ученика в классе.

Чтобы качественно выполнить эту работу, необходимо каждому учителю ещѐ в мае – июне до ухода в отпуск при разработке Рабочих программ по предмету учесть требования программы к формированию универсальных учебных действий. В приложениях к рабочим программам разработать систему контрольно-измерительных материалов для оценки уровня сформированности не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных результатов обучения.

При этом необходимо помнить, что для любого ученика надо:

*Создать атмосферу успеха,
*Помогать ребёнку учиться легко,
*Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях,
*Не скупиться на поощрения и похвалу.

В заключение хочу поблагодарить всех за внимание и поздравить всех вас, уважаемые коллеги, с Новым годом.

2) Содокладчики:

Лукманова ВГ

Шеметова СА

Мусаева ЕГ

Закирова РР

Нигматуллина ОН

3)Мастер-класс:

Султанова РХ

4)Подведение итогов педсовета. Рефлексия.

Назовите ключевые слова сегодняшнего педагогического совета.

5)Решение педагогического совета: 

1.На основе предыдущего опыта работы проводить систематическую целенаправленную работу по формированию УУД, обеспечивая постепенный переход на стандарты второго поколения.

2. Создать творческую группу учителей по подготовке методических алгоритмов формирования УУД (ответственный – методический совет)

3. Подготовить и провести методические консультации, семинар и круглый стол по формированию УУД (ответственный – зам. директора по УВР);

4. Разработать инструментарий мониторинга УУД (ответственные – зам. директора по УВР, психолог, педагоги).

5. Организовать взаимопроведение уроков (ответственные – руководители МО .

6.С целью формирования информационных УУД проводить библиотечные уроки, использовать дополнительную литературу (ответственные: педагоги, библиотекарь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение и классификация общеучебных умений и навыков

Презентация по теме "Определение и классификация  общеучебных умений и навыков"...

Общеучебные умения и навыки как объект управления образовательным процессом.

Доклад на Межрегиональном интернет-педсовете «Создание в общеобразовательном учреждении единого образовательного пространства для формирования учебных и общеучебных умений учащихся». Данный матер...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Доклад "Общеучебные умения и навыки в образовательной области "Технология"

Доклад раскрывает тему общеучебные умения и навыки на уроках технологии...

Формирование общеучебных умений и навыков в ходе обучения математике

При переходе на ФГОС необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить деятельностный подход к обучению. И, вовлекая детей в учебную деятельность, научить их не только физик...