Доклад "Общеучебные умения и навыки в образовательной области "Технология"
материал (технология) по теме

Ким Ольга Владимировна

Доклад раскрывает тему общеучебные умения и навыки на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Восточный Ивантеевского района

 Саратовской области»

     

ДОКЛАД

на тему:

 Общеучебные умения и навыки

в образовательной области «Технология»

Подготовила учитель технологии

                                   Ким Ольга Владимировна

2012 год

Г. С. Альтшуллера

«Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать».

       На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний, умений и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Общеучебные умения и навыки являются для одних учащихся единственной возможностью дотянуться до стандарта, а для других эффективным инструментом раскрытия своих способностей и дарований. Помочь  ученику в овладении  соответствующими умениями и навыками, полная реализация  его возможностей – ключевая задача учителя технологии. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

учащихся необходимо  научить:

•    основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
•    способам  поиска, переработки и представления информации;
•    приемам и методам умственного труда;
•    основам  коммуникативных умений. 

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.

Общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний.

Классификация общеучебных умений и навыков (чему учить?).

 1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися (например, после выполнения работы учащийся сопоставляет её результаты с ожидаемыми; в соответствии с требованиями проверяет и оценивает свою работу; оценивают ответы одноклассников и т.д.).

 К ним относятся:

• определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

• выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

 • сравнение полученных результатов с учебной задачей;

 • владение различными формами самоконтроля;

 •оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

• определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

• постановка цели самообразовательной деятельности;

•определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

       В процессе обучения функция передачи учителем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности учеников соответственно расти. Идеальным результатом обучения можно считать достижение такого уровня развития учебной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно ставить учебные задачи, находить способы их решения, организовывать себя на их осуществление, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач (составить логический опорный конспект по тексту;  поиск информации по заданной теме, составление технологических карт при изготовлении изделия, определение состава ткани и т.д.)

К ним относятся:

• работа с основными компонентами учебника;

• использование справочной и дополнительной литературы;

• подбор и группировка материалов по определенной теме;

• составление планов различных видов;

• составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

• составление тезисов, конспектирование;

• владение цитированием и различными видами комментариев;

• подготовка доклада, реферата;

• использование различных видов наблюдения;

• качественное и количественное описание изучаемого объекта;

• проведение эксперимента;

• использование разных видов моделирования.

        Наряду с традиционными умениями, связанными с наблюдением и проведением эксперимента, в данной группе  отдельно представлены умения по моделированию. Это объясняется тем, что овладение умениями моделирования позволяет более эффективно понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, принципы развития и взаимодействия с окружающими объектами. Кроме того, модель подчас является единственно возможным источником информации об изучаемом объекте.

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач (выбор блюда и состава продуктов, составить план сравнения различных тканей и сделать вывод; различное моделирование швейного изделия)

 К ним относятся:

• определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

• выявление существенных признаков объекта;

• определение соотношения компонентов объекта;

• проведение разных видов сравнения;

• установление причинно-следственных связей;

• оперирование понятиями, суждениями;

• классификация информации;

• формулирование проблемы и определение способов ее решения.

 4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми (объяснить одноклассникам правила работы на швейной машине; составить рекламное объявление на выполненное изделие; составить рецензию на устное сообщение или письменную работу одноклассника; дать комплексную характеристику растительному волокну, подчеркнув (выявив) взаимосвязи природных и социально-экономических  компонентов)

К таким навыкам относятся:

• выслушивание мнения других;

• владение различными формами устных публичных выступлений;

• оценка разных точек зрения;

• владение приемами риторики;

• организация совместной деятельности;

• владение культурой речи;

• ведение дискуссии.

Как развивать общеучебные умения и навыки (как учить?)

Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития общеучебных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты. Учитель в каждый отрезок времени должен договариваться с детьми, какое общеучебное умение они будут развивать. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент. Ученик выступает в роли субъекта своей учебной деятельности, выполнение заданий более осознанное, и результат оказывается гораздо выше по сравнению с тем случаем, когда учитель не акцентирует внимание на формируемых умениях и навыках. Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений. На одних темах учебного плана, например, наиболее целесообразно развивать учебно-интеллектуальные умения, на других – учебно-коммуникативные.

    Хочется еще раз сказать о важности формирования общеучебных умений и навыков. Главная задача учителя – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т. к. человек, способный  самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебные умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского яхыка

Формирование коммуникционных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского языка     Основная цель обучения – научить дошкольников понимать дос...

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Общеучебные умения и навыки как объект управления образовательным процессом.

Доклад на Межрегиональном интернет-педсовете «Создание в общеобразовательном учреждении единого образовательного пространства для формирования учебных и общеучебных умений учащихся». Данный матер...

Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку "Игра как средство развития языковых навыков"

Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку в 5-6 классах предназначена для внеклассных занятий по английскому языку в общеобразовательной школе...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...