Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению
материал на тему

Останкова Наталья Исмаиловна

План

 

 

1.     Профильное обучение на современном этапе.

2.     Особенности обучения математике в профильных классах:

2.1  Место математики в индивидуальном учебном плане.

2.2   Программное обеспечение предмета математика

в профильной школе .

2.3              Особенности тематического планирования.

2.4             Организация урока:

·        дидактика,

·        методика,

·        современные технологии.

3.     Проблемы и перспективы профильного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конференция педагогических работников Кировского района

«Новая школа: перспективы и стратегия развития»

Доклад на тему:

Особенности обучения  математике в условиях эксперимента по профильному обучению

                                                              Составил: заместитель директора по УВР

                                                             МОУ Школа № 101, учитель математики  

                 Останкова Н.И.

                             

                                                                                   

Самара

2011г.

План

  1. Профильное обучение на современном этапе.
  2. Особенности обучения математике в профильных классах:

2.1  Место математики в индивидуальном учебном плане.

2.2   Программное обеспечение предмета математика

в профильной школе .

  1.    Особенности тематического планирования.
  2.   Организация урока:
  • дидактика,
  • методика,
  • современные технологии.
  1. Проблемы и перспективы профильного обучения.

Профильное обучение на современном этапе

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р, которым была одобрена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается введение профильного обучения.

Согласно Концепции, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Способы организации профильного обучения, можно разделить по двум основаниям: степень вариативности и субъект выбора. Концепция профильного обучения предлагает следующие способы организации профильного обучения:

  • однопрофильная школа,
  • однопрофильный класс,
  • многопрофильный класс,
  • непрофильный (универсальный) класс.

Однопрофильный класс или однопрофильная школа подразумевают «специализированную подготовку» для всех учащихся класса или школы в одном направлении, представленном учебным планом данного образовательного учреждения. Это означает, что право выбора сочетания курсов, изучаемых на базовом и профильном уровне, полностью находится у администрации образовательного учреждения.  Учащийся же выбирает не отдельные курсы, а весь комплекс содержания образования в целом.

Для так называемых «универсальных» или «непрофильных» классов содержание образования формируется по такой же схеме, что и для однопрофильной школы или класса. Единственным отличием является то, что вместо академического углубления по отдельным предметам осуществляется более широкий охват предметов для изучения.

Такой способ организации профильного обучения не позволяет говорить об индивидуализации образования и об обеспечении средствами профильного обучения построения учащимся своей будущей образовательной и жизненной траектории. Фактически эти организационные формы сводят профильное обучение к общему образованию с углублением отдельных предметов.

Принципиальное отличие такого способа организации профильного обучения, как многопрофильные классы, от описанных выше способов организации состоит в том, что вся полнота выбора содержания образования и уровня его освоения (разумеется, в рамках, определенных БУПом и СанПиНами, а также в рамках предложения, сделанного школой учащимся) передается ученику. Предметом выбора становится не тот или иной вариант учебного плана в целом, а направленность и уровень изучения каждого обязательного курса предметной области и факт изучения каждого обязательного курса предметной области по выбору, а также элективных курсов школьного компонента.

Другими словами, организационная форма профильного обучения «многопрофильный класс» позволят обеспечить на старшей ступени общее образование, основанное на реализации учащимся индивидуальной образовательной траектории, основанной на выборе учащимся

Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, включающие определенный государством обязательный минимум и определенные учащимся для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана Школы. Индивидуальная образовательная траектория является профилем обучения конкретного учащегося.

Эта организационная форма, основанная на субъективных целях обучения, обусловленных планами на будущее, оказывается наиболее адекватной цели профильного обучения.

С 1 января 2009 года в ряде школ  Самарской области проводится эксперимент по организации профильного обучения, целью которого как раз и является разработка и апробация технологии организации профильного обучения на старшей ступени в форме определения и реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий в рамках модели «индивидуальные образовательные траектории внутри школы».

Место математики в индивидуальном учебном плане (ЕГЭ)

Индивидуальная образовательная траектория фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося (далее – ИУП). Каждый учащийся на старшей ступени обучения составляет свой ИУП на основе учебного плана Школы, ИУП согласуется с родителями (лицами их замещающими) и утверждается директором Школы.

Учебный план Школы состоит из трех частей:

  1. Федеральный компонент содержания образования как предмет выбора учащегося:
  • обязательных предметов федерального компонента БУПа:
  • на базовом уровне,
  • на профильном уровне.
  • обязательных предметов по выбору.
  1. Региональный компонент содержания образования как предмет выбора учащегося

В настоящее время в Самарской области действует региональный БУП, который определяет в качестве обязательных учебных предметов регионального компонента на старшей ступени: «Основы жизненного самоопределения» и различные модули курса «Основы проектирования».

  1. Школьный компонент содержания образования как предмет выбора учащегося

Школьный компонент БУПа должен быть представлен избыточным списком тематических краткосрочных (17-51 часов) модулей – элективных курсов. Элективные курсы могут иметь следующее предназначение:

  • социальные практики,
  • профессиональные пробы
  • предпрофессиональная подготовка,
  • пропедевтика вузовских спецдисциплин,
  • углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору,
  • расширение границ углубляемых дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору
  • общеразвивающие тренинги,
  • удовлетворение познавательных интересов,
  • удовлетворение запросов местных сообществ, основанных на этнокультурной специфике.

Как показывает практика, математику почти все учащиеся выбирают как предмет профильного изучения. В большинстве случаев причиной такого выбора, конечно же, является обязательность итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ. Причем это одинаково важно как для тех ребят, кто увлечен математикой, кто имеет, и способности и желание заниматься этим предметом, так и для тех, кто не любит и трудно усваивает все математические премудрости, ведь сдавать то предмет приходится всем в одинаковых условиях. Поэтому предмет математика в ИУП может быть включен в том или ином виде в любом разделе учебного плана.

Федеральный компонент содержания образования.

  • обязательные предметы:
  • математика:
  • на базовом уровне,
  • на профильном уровне.
  • обязательные предметы по выбору:
  • математика (как составляющая часть интегрированных прикладных программ).

Региональный компонент.

  • «Основы проектирования»:
  • Математика (как составляющая часть исследовательских, экономических и инженерных проектов).

Школьный компонент содержания образования как предмет выбора учащегося

Математика(элективные курсы):

  • пропедевтика вузовских спецдисциплин,
  • углубление отдельных тем математики,
  • расширение границ углубляемых тем и спецдисциплин,
  • удовлетворение познавательных интересов.

Пример 1.

учебный план – сетка часов к финансированию (фрагмент)

Предмет

Название
программы

Кол-во
недельных часов

Обязательные предметы

Математика

Базовый уровень

4

Профильный уровень:
Математика (академическое расширение)

6

Профильный уровень:
Математика (прикладная с элементами статистики)

6

Профильный уровень:
Математика (академическое расширение с применением ИКТ)

8

Обязательные предметы по выбору

Экономика

Экономика: базовый уровень

1

Экономика: математическое моделирование экономических процессов

4

Региональный компонент

Основы
проектирования

Исследовательский проект(методика решения задач на наибольшее и наименьшее значение)

1

Бизнес-план

1

Всего

[4]

Компонент образовательного учреждения

Элективные курсы

Алгебра матриц

1

Математические основы информатики

1

Функция: просто, сложно, интересно

1

Индивидуальные и групповые консультации

Математика

2

Программное обеспечение предмета математика

 в профильной школе

Программа базового уровня освоения предмета предполагает освоение учащегося минимума содержания, определенного государственными стандартами, за учебное время, определенное БУПом на освоение предмета на базовом уровне. Для математики это 4 часа.

Программа профильного уровня освоения предмета предполагает увеличение объема содержания образования и времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем. Профильная программа может быть нацелена на получение прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, или обеспечивать формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных (академических) знаний, умений и навыков безотносительно к областям их применения.

Следует заметить, что понятие «профильный уровень» оказывается весьма неопределенным. Рекомендованные в настоящее время программы профильного уровня, во-первых, не регламентированы в части образовательных результатов каким-либо стандартом и, во-вторых, рассчитаны на «предметное углубление», общий вектор которого достаточно условно определяется тем или иным «профилем».

Отсутствие «профильного стандарта» является важнейшим условием организации профильного обучения с позиции основного положения Закона РФ «Об образовании», где говорится, что образование в Российской Федерации осуществляется в интересах человека, общества, государства. Именно так происходит разделение заказа на образовательную услугу со стороны государства (обязательный минимум образования), с одной стороны, и личности и сообществ (содержание образования, финансируемое государством как часы для освоения профильных предметов) – с другой. Поэтому жесткий контроль государства за качеством образовательной услуги осуществляется в отношении обязательного минимума – базового уровня. В то же время результаты ЕГЭ в части «С» косвенно позволяют судить о качестве образования в части, превышающей обязательные требования государства. Это может быть только косвенное свидетельство, поскольку содержание образования, превышающее обязательный минимум, является предметом выбора учащегося.

На практике при формировании «профильной программы» речь обычно идет о расширении круга изучаемых вопросов в соответствии с академической логикой предмета, что делает такую программу сопоставимой с традиционными программами или программами для школ с углубленным изучением отдельных предметов. Важно отметить, что это не единственный способ наращивания содержания образования, превышающего обязательный минимум.

Прикладные программы

Содержание прикладной программы, обеспечивая освоение базового минимума, расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, как показано в табл. 1. Система координат при планировании прикладных программ может быть задана принципиальным видом деятельности и сферой деятельности, на пересечении которых находятся предпрофессиональные интересы учащихся, и предметами школьной программы. Примерами таких программ могут математика для социальной сферы с элементами статистики; математика для экономистов с элементами линейной алгебры; физика как основа конструирования объектов и технологий в инженерной деятельности и т.п.

Программы, задающие различные рамки академического расширения

Содержание таких программ обеспечивает формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных знаний, умений и навыков безотносительно к областям их применения. Содержание и объем программы могут, как соответствовать примерным программам «профильного уровня», так и превышать его или быть меньше. Это позволит удовлетворить запросы учащихся, сформировавшиеся в процессе планирования собственного будущего. Например: «неясно, как математика обеспечивает мою будущую деятельность, но мне необходимо сдавать по ней ЕГЭ, чтобы поступить в ВУЗ» или «я не определился относительно своего будущего образования, но, вероятно, математика мне понадобится в процессе дальнейшего обучения». Возможно существенное увеличение объема при несущественном увеличении числа образовательных результатов программы. Это позволит учащимся, заинтересованным в повышенном уровне освоения данного предмета, достичь результатов в собственном темпе.

Вариантом программы, задающей рамки академического расширения, является традиционная программа для школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Другими словами, образовательное учреждение может предоставить учащемуся выбор из различных программ, предполагающих академическое расширение содержания одного и того же предмета.

Подчеркнем еще раз: несмотря на то, что БУП показывает часы на программы обязательных предметов базового уровня в инвариантной части, а профильного уровня – в вариативной, учащийся выбирает единую программу по одному предмету на одном из уровней. Организация обязательных предметов федерального компонента на основе программ, интегрирующих базовый и прикладной или академически расширенный уровень содержания образования, дает возможность учителю работать в условиях внешней, а не внутренней дифференциации при обеспечении обязательного минимума содержания образования. Такой способ организации программ является ресурсосберегающим с точки зрения учащегося, поскольку 1) позволяет осваивать обязательный минимум содержания уже в контексте выбранного направления прикладной программы или в контексте академического углубления, 2) более технологичен, 3) позволяет не зависеть от темпа освоения обязательного минимума содержания другими учащимися (что неизбежно при разнообразной по уровню подготовки, мотивации к освоению содержания предмета группе). Для учащихся, не заинтересованных в освоении данного предмета на прикладном или академически углубленном уровне, есть возможность изучать лишь минимум содержания.

Особенности тематического планирования

Тематическое планирование любого курса математики в условиях профильной школы естественно зависит не только от выбранной программы, но и от организации учебного процесса. Если курс автономный (весь класс выбрал одну программу, злективнй курс, независимый надстроечный модуль и т.д.), то проблем с календарно тематическим планированием нет, оно просто традиционное и всем нам хорошо известное, хотя иногда возникают проблемы из-за количества детей в группах.  Например, у нас в школе в этом году 32 десятиклассника и все выбрали 6-часовую математику из федерального компонента, положение о профильном образовании позволяет группу такой наполняемости, но многие ли из Вас захотят работать с таким количеством детей в старшем звене, их ведь ещё и к ЕГЭ надо подготовить. Поэтому мы пошли в этом году на частичное деление класса на подгруппы в рамках одного предмета. Таким образом, весь программный материал пришлось делить на лекции, семинары, практикумы. Ещё большие проблемы возникают, когда в потоке (классе), формируются несколько групп с разным выбором программного обеспечения предмета. В потоке 11 класса у нас сейчас 50 учащихся, 16 из них выбрали 8 часов математики, остальные 6 часов. Можно учить  их сформировавшимися группами, применив к группе в 34 человека ту же схему, что мы применили в 10-м классе, но мы пошли другим путем, применив надстроечный модуль внутри программных тем.

Один час в неделю добавили на изучение алгебры и начал анализа, один на геометрию. 6-ти часовую программу даем по классам в 25 человек, а дополнительный модуль в группе. Таким образом, нормализуется наполняемость групп и рационально используются  часы учебного плана. Пример фрагмента такого планирования приведен в таблице 2.

Таблица 2

Содержание материала

Количество

часов (4)

Количество

часов (5)

Повторение

§9, 10, 11 Показательная, логарифмическая и степенная функции

28

35

Показательная  функция, её свойства и график

3

Решение показательных уравнений

3

Решение уравнений с параметрами

1

Решение показательных неравенств

2

Решение неравенств с параметрами

1

Понятие логарифма, основное свойство  

3

Нахождение области значения функции

1

Контрольная работа №4

1

Логарифмическая функция, её свойства и график

3

Нахождение области значения функции

Свойства логарифмов

2

Использование графиков для решения неравенств

1

Решение логарифмических уравнений

3

Решение показательных уравнений

1

Решение логарифмических неравенств

2

Решение показательных неравенств

Переход к новому основанию логарифма

2

Классификация уравнений по методике их решения

1

Дифференцирование показательной и логарифмической функции

3

Текстовые задачи

1

Контрольная работа №5

1

Организация урока

Система уроков в профильной школе носит комбинированный характер. Основной массив конечно на данном этапе все же составляют традиционные уроки, правда с применением различных современных методик и технологий.

Лекции, семинары, практикумы, проектная деятельность, консультации, зачеты -  все это давно присутствует в старшей школе, но сейчас как никогда становится актуальным. К таким формам уроков и методики должны быть подобраны соответствующие. Очень кстати окажутся здесь и укрупненные блоки по методике Эрдниева, и технология развития критического мышления, и информационно-коммуникационные технологии и многое, многое другое. Все здесь зависит ещё и от личности учителя, потому что хорошо всегда то, что идет от души.

  1. Проблемы и перспективы профильного обучения.

Старшая ступень в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений - обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека, сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность. Скорее всего, за индивидуальной образовательной траекторией будущее образования, и развитие пойдет не только в сторону усовершенствования современной структуры профилизации по ИУП, но и введением новых технологий обучения, в том числе дистанционных. Но, как известно все новое не дается легко, эксперимент по профильному обучению не исключение. Очень тяжело происходит построение ИОТ, так как, не смотря на многократное информирование по всем вопросам профильного обучения, чаще всего, родители во все вникают с опозданием, перенастраивают детей в соответствии со своими вкусами и запросами. Большую проблему создают отсутствие по многим предметам разноуровневых программ и недоработки в вопросах педагогического сопровождения  и финансирования.

Список использованной литературы:

  • Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы НИРО - 2009. - №1. - С.116-121.
  • Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников:    проблемы, пути реализации. НИРО - Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54
  • БУП реализующий программы общего образования, утвержденный приказом Главного управления образования Администрации Самарской области от 04.04.2005 № 55 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области»
  • Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор,                 организация обучения. НИРО - 2009. - №4. - С.58-63.
  • Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений. Муниципальное образование: инновации и       эксперимент. НИРО - 2008. - №4. - С.63-68.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается введение профильного обучения.
  • Крячкова Т.И.  Индивидуальные общеобразовательные траектории, Саратов
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10.
  • Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках         профильного обучения. НИРО. – 2009. - №2. - С.66-69.
  • Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П.         Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
  • Хуторской Андрей Викторович  Индивидуализация и профильность обучения в    старшей школе г.Москва www.eidos.ru/journal/2003/0420-01.htm.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".

Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....

Доклад на тему: Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью....

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...

Доклад по теме: "Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов"

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...

Доклад на тему: «Особенности преподавания физической культуры в условиях дистанционного обучения».

Докладна тему: «Особенности преподавания физической культуры в условиях дистанционного обучения»....

Доклад на тему: "«Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС».

     Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школ...