Компонент содержательного раздела, как составная часть ООП ООО
методическая разработка на тему

Чернова Нателла Юрьевна

Компонент содержательного раздела, как составная часть ООП ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Компонент содержательного раздела, как составная часть ООП ООО»

Чернова Нателла Юрьевна

Москва, 2015 г

Оглавление

1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………....4

1.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ……………………………………………….4

1.1.1.Цели и задачи развития УУД ……………………………………………4

1.1.2.Характеристика универсальных учебных действий учащихся

основной школы …………………………………………………………………5

1.1.3.Преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию…7

1.1.4.Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий ………………………………………………………………..9

1.1.5.Место и формы развития УУД …………………………………………17

1.1.6.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ………………………………………………………………………19

1.1.7.Основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе ……………………………………………………………………………26

1.1.8.Условия и средства развития универсальных учебных действий …...28

1.2. Программа воспитания и социализации обучающихся …………...32

1.2.1.Принципы воспитательного процесса …………………………………32

1.2.2.Цели и задачи программы воспитания и социализации обучающихся……………………………………………………………………33

1.2.3.Основные направления воспитательной работы и социализации обучающихся …………………………………………………………………..34

1.2.4.Совместная деятельность школы, семьи и общественности воспитанию и социализации обучающихся ………………………………………………..42

1.2.5.Результативность реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса …………………………42

1.2.6.Психологическое сопровождение воспитательного процесса и социализации ……………………………………………………………………43

1.2.7.Органы ученического самоуправления ……………………………….44

1.2.8.Условия обеспечения современного воспитательного процесса ………45

1.3. Программа коррекционной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья …………………………………….46

1.3.1.Актуальные проблемы, требующие решения …………………………46

1.3.2.Цель и задачи программы ……………………………………………...47

1.3.3. Основные направления программы …………………………………..47

1.3.4. Основные этапы и мероприятия по реализации программы ……….51

1.3.5.Ожидаемые результаты реализации программы …………………….53

Литература……………………………………………………………………...55


1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

  1. Цели и задачи развития УУД

Цель программы развития УУД: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего образования.

Развитие системы УУД осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика в основной школе претерпевают значительные изменения. Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

Теоретико-методологической основой для составления программы является пакет методических материалов по разработке стандартов второго поколения и работы ведущих отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Г.П. Щедровицкого, А.В. Хуторского, И.Н. Семенова и др.).

Данная программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет:

  • характеристику универсальных учебных действий учащихся основной школы;
  • преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию;
  • планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач, как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
  • условия развития УУД.

1.1.2.Характеристика универсальных учебных действий учащихся

основной школы

В таблице представлены основные группы и виды УУД, которые развиваются у учащихся на ступени основного общего образования.

Группа УУД

Состав

Познавательные УУД

Общеучебные:

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение необходимой информации (в том числе с помощью компьютерных средств).

3. Структурирование знаний.

4. Умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

5. Контроль и оценка процесса и результатов познавательной деятельности (рефлексия).

6. Смысловое чтение.

7. Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

8. Постановка и формулирование проблемы.

9. Действие со знаково-символическими средствами (моделирование, кодирование и т.д.) как возможность построения обобщенного знания.

Логические:

1. Выбор оснований, критерий для сравнения, оценки и классификации объектов.

2. Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов.

3. Подведение под понятие.

4. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

5. Выявление рода-видовых и ситуативно-существенных признаков.

6. Выдвижение гипотез и их доказательство.

Регулятивные УУД

1. Способность к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе.

2. Регуляция учебной деятельности:

а) планирование, составление плана и последовательности действий;

б) прогнозирование результатов деятельности;

в) контроль (сличение результата с эталоном, образцом);

г) коррекция деятельности;

д) оценка качества и уровня усвоения действия.

3. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

а) самообладание;

б) волевая регуляция в ситуации мотивационного конфликта;

в) саморегуляция в стрессовых ситуациях.

Личностные УУД

1. Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.

2. Развитие мотивации учения.

3. Действие морального выбора.

Коммуникативные УУД

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

3. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.

1.1.3.Преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию

Универсальные учебные действия, сформированные у учащихся на этапе начального образования, выступают необходимым фундаментом для развития УУД в средней школе. При этом по мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Большая группа УУД уже сформирована на этапе начального образования. Тем не менее, эти действия в процессе обучения в средней школе совершенствуются, осваиваются на уровне возрастных нормативов. В ходе своего развития они также встраиваются в общую изменяющуюся систему учебной деятельности.

Специфика программы развития УУД на этапе основного образования также связана с возрастными особенностями учащегося средней школы – подростка. Поскольку, в отличие от младшего школьного возраста, ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстником, поэтому большой акцент должен быть сделан на коммуникативные УУД. Именно они могут быть использованы как «канал» для развития учебной деятельности подростка.

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы от одной ступени обучения к другой.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:

• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной

готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующую ступень общего образования. Трудности такого перехода: ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения – обусловлены следующими причинами:

• необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и

содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

• совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

• недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системыможет стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.

1.1.4.Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

1.1.5.Место и формы развития УУД

В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. При этом идея самостоятельного добывания знания может быть реализована во всех сферах школьной жизни: как учебных, так и внеучебных.

Можно выделить определенные типы задач, способствующие развитию УУД в процессе учебной деятельности. Эти задачи могут быть сформулированы на различном предметном материале. Таким образом, конкретное содержание учебных предметов должно стать основой, на которой будет строиться развитие УУД.

Группа УУД

Типы задач

Личностные универсальные учебные действия:

на личностное самоопределение;

на развитие Я-концепции;

на смыслообразование;

на мотивацию;

на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

на учет позиции партнера;

на организацию и осуществление сотрудничества;

на передачу информации и отображению предметного содержания;

тренинги коммуникативных навыков;

ролевые игры;

групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

на планирование;

на рефлексию;

на ориентировку в ситуации;

на прогнозирование;

на целеполагание;

Среди технологий, методов и приемов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);

ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение;

ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению).

1.1.6.Связь универсальных учебных действий с содержанием

учебных предметов

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Приоритетной целью обучения литературе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

В процессе работы с художественным произведением пятиклассник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Математика выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В ходе изучения математики осуществляется

знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий).

Математическое содержание позволяет развивать и организационные

умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике обучающиеся учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

При изучении математики формируются следующие УУД:

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения лицеиста по другим предметам учебного плана, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Иностранный язык формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Интегративной целью обучения иностранному языку в основной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

При изучении иностранного языка формируются следующие УУД:

- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей;

- умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- умение координировано работать с разными компонентами учебно – методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).

Биология, физика помогает школьнику в формировании личностного

восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных наук в их единстве и взаимосвязях дает пятикласснику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.

При изучении курса «Биология», «Физика» развиваются следующие УУД:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в

сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Значение данных предметов состоит также в том, что в ходе его изучения пятиклассники овладевают практико- ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций:

- умения использовать разные методы познания;

- соблюдать правила поведения в природе и обществе;

- способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании др.

Изобразительное искусство в пятом классе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У пятиклассника развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявляются:

– в умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в

окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– в желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и

выразительных средств произведений искусства;

– в активном использовании языка изобразительного искусства и различных

художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

– в обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;

– в умении организовывать самостоятельную художественно творческую

деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– в способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Музыка. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно творческой деятельности. Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; игруна элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных);импровизацию в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Физическая культура. Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их

исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять

хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Технология. Важнейшей особенностью уроков технологии является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно практической деятельности, которая служит в этом возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения).

Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей обучающихся, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов

(математика, биология, изобразительное искусство, русский язык, литература), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика. Это создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Таким образом, каждый учитель в рамках своего предмета и материала, с помощью особого построении урока и использования специальных задач реализует задачу развития всех четырех групп универсальных учебных действий.

1.1.7. Основные направления деятельности по развитию УУД

в основной школе

Помимо развития УУД в рамках собственно учебной деятельности, можно выделить следующие направления работы:

1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Эти виды деятельности обладают рядом важных для наших целей особенностей:

  • цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
  • учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

В ходе обучения в основной школе проектная и исследовательская деятельность осуществляется учащимися не только в рамках конкретных проектов, но также и в рамках специально организованных мероприятий.

Преимущества проектной деятельности в школе:

1). В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2). Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3). По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4). Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5). Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6). Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7). Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

2. Ученическое самоуправление. Работа ученического совета и другие формы самостоятельной работы учащихся по организации школьной жизни (самоуправление в классах, подготовка тех или иных мероприятий и т.д.) создают условия для развития самостоятельности, планирования и контроля собственной деятельности, личностного самоопределения и умения налаживать отношения со сверстниками и учителями.

3. Индивидуальная и групповая работа с психологами. В ходе индивидуальных консультаций и занятий в мини-группах может быть реализована коррекция развития УУД тех учащихся, которые испытывают трудности в их формировании.

1.1.8.Условия и средства развития универсальных учебных действий

Условия

Средства

Учебное сотрудничество

• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность);

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Совместная деятельность

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Принципы организации совместной деятельности:

1) принцип индивидуальных вкладов;

2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация

разных позиций членов группы;

3) принцип содержательного распределения действий, при котором за обучающимися закреплены определенные модели действий.

Разновозрастное сотрудничество

Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам).

Рефлексия

В наиболее широком значении рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования. Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.

Выделяются три основные сферы существования рефлексии.

Во-первых, это сфера коммуникации и кооперации, где рефлексия является механизмом выхода в позицию «над» и позицию «вне» — позиции, обеспечивающие координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров. В этом контексте рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостает для ее решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться?

Во-вторых, это сфера мыслительных процессов, направленных на решение задач: здесь рефлексия нужна для осознания субъектом совершаемых действий и выделения их оснований. В рамках исследований этой сферы и сформировалось широко распространенное понимание феномена рефлексии в качестве направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты.

В-третьих, это сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я. В конкретно-практическом плане развитая способность обучающихся к рефлексии своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:

• осознание учебной задачи (что такое задача? какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?);

• понимание цели учебной деятельности (чему я научился на уроке? каких целей добился? чему можно было научиться еще?);

• оценка обучающимся способов действий, специфичных и инвариантных по отношению к различным учебным предметам (выделение и осознание общих способов действия, выделение общего инвариантного в различных учебных предметах, в выполнении разных заданий; осознанность конкретных операций, необходимых для решения познавательных задач).

Соответственно развитию рефлексии будет способствовать организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям:

• постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными;

• анализ наличия способов и средств выполнения задачи;

• оценка своей готовности к решению проблемы;

• самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя);

• самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это перевод учебной задачи в творческую).

Педагогическое общение

Общение с учителем, педагогом, также играет важнейшую роль в развитии универсальных учебных действий. Учитель должен давать детям право на самостоятельную деятельность и при этом быть уверенным проводником в осуществлении этой деятельности.

Развитие УУД требует от учителя смелости и активности, включения различного материала из смежных дисциплин в преподавание своего предмета. Можно выделить две основные позиции педагога - авторитарную и партнерскую. Партнерская позиция может быть признана адекватной

Дискуссия

Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме. В начальной школе на протяжении более чем 3 лет совместные действия обучающихся строятся преимущественно через устные формы учебных диалогов с одноклассниками и учителем.

Устная дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Вместе с тем для становления способности к самообразованию очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой.

Выделяются следующие функции письменной дискуссии:

• чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей как переходная учебная форма от устной дискуссии, характерной для начального этапа образования, к мысленному диалогу с авторами научных и научно- популярных текстов, из которых старшие подростки получают сведения о взглядах на проблемы, существующие в разных областях знаний;

• усиление письменного оформления мысли за счет развития речи младших подростков, умения формулировать свое мнение так, чтобы быть понятым другими;

• письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника содействует фиксированию наиболее важных моментов в изучаемом тексте (определение новой проблемы, установление противоречия, высказывание гипотез, выявление способов их проверки, фиксация выводов и др.);

• предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим, даже тем детям, которые по разным причинам (неуверенность, застенчивость, медленный темп деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания детей на уроке.


1.2. Программа воспитания и социализации обучающихся

1.2.1.Принципы воспитательного процесса

Раскрытие сущностей воспитательного процесса и социализации обучающихся предполагает обоснование его закономерностей. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.

Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

Вторая закономерность: определяет единство образования и воспитания.

Третья закономерность: предполагает целостность воспитательных влияний. Эти закономерности определяют принципы воспитательного процесса:

Принцип гуманистической ориентации воспитания: ребенок - главная ценность в системе воспитания, главной нормой которого является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Принцип социальной адекватности воспитания. Соответствие содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия, предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Принцип индивидуализации воспитания учащихся: определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение социальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Принцип «социального закаливания»: включение воспитанников, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Принцип создания воспитывающей среды: Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. В школе и социальном окружении доминируют творческие начала для организации внеучебной и урочной деятельности, творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и взаимоотношений в коллективе.

1.2.2.Цели и задачи программы воспитания и социализации обучающихся

Цель: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности физически и психически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

-создать условия для обеспечения антропологического подхода в обучении, индивидуализации и личностной направленности образовательного процесса;

-обеспечить качественное практико-ориентировочное содержание образования, усиливать духовно-нравственный компонент;

-разработать механизм управления качеством образования, в том числе оценки успешности обучения и развития через стратегический анализ результатов;

-повысить роль компетентностного подхода в решении проблем социализации личности обучающегося;

-сформировать качественно новые отношения между участниками образовательного процесса, при которых и учитель, и ученик являются равноправными субъектами деятельности.

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» требует внедрения в практику работы образовательного учреждения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования.

В воспитательном процессе используется парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса. Воспитание личности ребенка определяется всей окружающей его средой, и поэтому в воспитательном процессе происходит консолидация не только усилий школы, но и многих других учреждений. Основой всех форм воспитательной работы становится творческая деятельность.

1.2.3.Основные направления воспитательной работы и социализации обучающихся

- обеспечение безопасности, содействие укреплению здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся и педагогов;

- повышение качества образования и контроля качества получаемого образования;

- усиление воспитывающей функции образования;

- формирование устойчивой мотивации к обучению;

- активное внедрение профильного образования;

- организация досуга обучающихся, способствующего укреплению здоровья, развитию обучающихся, их социализации в обществе.

Дополнительное образование осуществляется по следующим направлениям:

  • Художественно-эстетическое направление
  • Социально-педагогическое направление
  • Физкультурно-спортивное направление
  • Военно-патриотическое направление
  • Культурологическое направление

1.Художественно-эстетическая направленность.

Художественно-эстетическая направленность - одна из самых массовых и популярных среди детей и родителей. Предметы, входящие в данное направление, помогают развивать у учащихся творческие способности, выявлять музыкальные и актерские данные. Кружки этой направленности включают в себя самый разнообразный возрастной состав: от 6 до 18 лет.

2. Социально-педагогическая направленность.

Эта направленность посвящена проблемам самоопределения учащихся, готовности к жизненному самоопределению в его личностных, социальных, профессиональных аспектах. Направленность способствует саморазвитию и самовоспитанию школьников.

Применяются следующие методы обучения: лекции, урок-обсуждение, активные методы обучения (тренинги, ролевые, деловые игры). Направленность отвечает следующим задачам: формирование у школьников гуманистического мировоззрения, это в свою очередь предполагает развитие практических навыков самопознания, профориентация и предпрофессиональная подготовка, развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, обучение школьников элементам практической психологии.

3. Физкультурно-спортивная направленность.

Данное направление является приоритетным в школе, так как пропаганда здорового образа жизни, сохранность здоровья – основное для будущего гражданина. Данное направление работы ориентировано на сохранение здоровья, физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, развитие устойчивой потребности в занятиях спортом.

4. Культурологическая направленность

Культурологическая направленность развивает познавательную и образовательную деятельность учащихся. Позволяет через самостоятельную исследовательскую деятельность постигать содержание мира, языка, истории, идей, культуры. Данная направленность осуществляется через следующую деятельность:

• совершенствование знаний в основном иностранном языке;

• развитие умения владения родным языком устным и письменным;

• углубление и расширение знаний по родной истории (исторических памятников) и литературе.

5. Военно-патриотическая направленность.

Военно-патриотической направленность в системе дополнительного образования ориентирована на формирование единого образовательно-воспитательного пространства города Москвы, возрождение патриотических, нравственных и духовных традиций. Важнейшей составной частью воспитательного процесса сегодня является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Данная направленность осуществляется через работу с допризывной молодежью.

Формы организации обучения: лекция, диспут, интегрированное занятие, беседа, экскурсия, репетиция, тренировка, соревнование, концертная деятельность, творческий отчет, занятие-конкурс, зачет, практическая работа.

Формы подведения итогов реализации программы воспитания и социализации:

  • Конкурсы чтецов
  • Спортивные соревнования.
  • Концертная деятельность.
  • Фестивали различного уровня.
  • Организация и участие в выставках.
  • Презентации результатов обучения.

Планируемые результаты:

- формирование уклада школьной социально-педагогической среды развития обучающихся, система воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;

- освоение нравственных ценностей;

- приобщение к культурным ценностям;

- социальная самоидентификация;

- формирование гражданско-правовой культуры;

- приобщение к общественной деятельности;

- участие в благоустроительстве;

- развитие педагогической компетентности родителей;

- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся;

- установка на здоровый образ жизни;

- обеспечение безопасности.

Ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к нравам, свободам и обязанностям человека:

- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе:

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, города, в котором находится образовательное учреждение;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

- любовь к образовательному учреждению, городу, народу. России;

- уважение к защитникам Родины;

- умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- различение хороших и плохих поступков;

- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр. кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарные представления об основных профессиях;

- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умение соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различны видов здоровья

человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, груда и творчества;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;

- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.

6.Воспитание ценностного отношении к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

- представления о душевной и физической красоте человека;

- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- интерес к занятиям художественным творчеством;

- стремление к опрятному внешнему виду;

- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

1.2.4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности воспитанию и социализации обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях.

- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуск информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

- Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.

- Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета, активизации деятельности родительских комитетов, классных коллективов учащихся, проведение совместных акций в микрорайоне и т.п.

1.2.5. Результативность реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса

  • рейды по соблюдению правил безопасности, по выявлению состояния содержания школьного
  • проведение бесед по соблюдению правил противопожарной безопасности, поведения на улице, в общественном транспорте;
  • проведение инструктивных занятий по правилам поведения и технике безопасности в кабинете химии, физики, спортивном зале, кабинете информатики
  • встречи с работниками ГИБДД, КДН.

1.2.6. Психологическое сопровождение воспитательного процесса и социализации

В школе работают педагоги-психологи, которые проводит систематические занятия по психологии для учащихся, тематические педсоветы, консилиумы, родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы с родителями.

Целью работы является создание благоприятных условий для полноценного физического, психологического и речевого развития каждого учащегося в рамках реализации своих потенциальных возможностей. Одной из основных задач службы является своевременное выявление «проблемных зон» образовательной среды, с тем, чтобы построить свою работу в течение учебного года, помочь участникам образовательного процесса. Особое внимание уделяется работе по адаптации. Психологи работают над созданием системы «психолог-учитель-родитель», которая может служить основой, как для учета развития детей, так и для создания условий для сохранения здоровья детей, профилактики эмоциональных расстройств, снятия психологического напряжения школьников, родителей, учителей.

Школа тесно сотрудничает с окружным центром психолого-социального сопровождения «Взаимодействие». Специалисты центра консультируют родителей, учащихся нашей школы.

Психолог и социальный педагог школы проводят индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов.

Проводятся общешкольные и классные родительские собрания с приглашением работников ОВД, заседания совета по профилактике с приглашением родителей и учащихся.

Школа периодически устраивает мероприятия по профилактики здорового образа жизни и участвует в окружных и городских проектах: «Исследование по раннему выявлению немедицинского потребления ПАВ - тестирование на наркотики», «Скажи курению НЕТ!», «Класс свободный от курения», и др. Проводятся лекции о вреде табакокурения и наркомании представителями организации «Сумасшедшие науки». Это цикл научно-познавательных программ, посвященных здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек. Совместно с организацией мы занимаемся профилактикой опасных зависимостей и проводим научно-познавательные представления о вреде табака, алкоголя и наркотиков. Эти программы рекомендованы Департаментом Образования г. Москвы для профилактики наркомании среди детей и подростков. Социальным педагогом разработано формы и методы работы с семьей и подростками «группы риска».

1.2.7. Органы ученического самоуправления

Целью организации данного направления является вовлечение большего количества учеников в общественную и культурную жизнь школы, развитие у учащихся способностей решать проблемы самостоятельно, демократизация образовательного процесса в школе. Создание условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.

Задачи: координация деятельности членов школьного ученического совета при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив. Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы. Способствовать взаимодействию с администрацией школы, педагогическим составом школы, родительским комитетом. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.

Школьное ученическое самоуправление работает по направлениям:

  • образование,
  • досуг,
  • физкультура и спорт,
  • информация,
  • труд.

Ученическое самоуправление работает не только в масштабах школы, но и активно развивается в классах. С созданием системы самоуправления класса произошли существенные изменения отношений среди одноклассников, расширяется их взаимодействие. Кроме того, происходит передача опыта ответственности от старших к младшим, учащиеся учатся самореализовываться, развивать целеустремленность.

1.2.8.Условия обеспечения современного воспитательного процесса

Материально-техническая база для внеурочной работы используется эффективно:

  • спортивные залы – спортивные мероприятия: командные соревнования, матчи, эстафеты, работа спортивных секций;
  • актовый зал – театральные представления, конкурсные программы, календарные праздники, торжественные мероприятия, посвященные знаменательным датам;
  • библиотека – работа читального зала, беседы по знаменательным литературным и историческим датам, выставки по творчеству писателей;
  • костюмерная – создание, систематизация и хранение театральных костюмов и реквизита для мероприятий различных направлений;
  • межшкольный стадион – проведение спортивных мероприятий, праздников различного уровня;
  • кабинеты информатики с выходом в Интернет – поиск необходимой информации (сценарии, музыка, видеоряд и др.), подготовка презентаций.


1.3. Программа коррекционной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

Содержание:

1.Актуальность программы.

2.Цель и задачи программы.

3.Основные направления программы.

4.Основные этапы и мероприятия по реализации программы.

5.Ожидаемые результаты реализации программы.

1.3.1.Актуальные проблемы, требующие решения

  • Необходимость создания равных условий для обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Совершенствование существующих программ психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, и разработка актуальных новых направлений и программ в соответствии с требованиями государственного заказа.
  • Адаптация форм, методов, технологий проведения урока учителями –предметниками к индивидуально-психологическим особенностям учащихся с ОВЗ.
  • Необходимость адаптации условий профессиональной деятельности к изменившемуся государственному заказу и социальному запросу.
  • Необходимость достижения уровня развития школьной инфраструктуры, отвечающей требованиям государства и общества.
  • Необходимость создания условий для осуществления эффективной деятельности ОУ в направлении социально-психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.

1.3.2. Цель и задачи программы

Целью программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий для развития обучающихся, нормализации учебной деятельности, активизации познавательной деятельности, благоприятной адаптации и социализации.

Задачи:

  • создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни;
  • создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка;
  • удовлетворение потребностей ребенка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в образовательном учреждении и ближайшем окружении;
  • защита прав личности обучающегося, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
  • комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;
  • развитие социально-личностных, личностно-адаптивных и психолого-педагогических компетентностей учащихся, родителей, педагогов.

1.3.3. Основные направления программы

Психолого-педагогическое.

Педагог-психолог обеспечивает создание благоприятных условий для интеллектуального, социального и личностного развития обучающихся с учетом их возрастных и ограниченных возможностей здоровья посредством:

- коррекции и развития основных психических процессов (внимании, памяти, мышления);

- коррекции и развития познавательных и коммуникативных способностей;

- коррекции и развития эмоционально- волевой сферы;

- коррекции и развития личности;

- расширения социального опыта, учащихся с ОВЗ в специально организованных психолого-педагогических условиях;

- обеспечения сохранения психологического здоровья учащихся и педагогов;

-психолого-педагогическое сопровождение профориентационной деятельности.

Социально-педагогическое.

Социальный педагог обеспечивает защиту прав личности обучающихся, обеспечение их социально и социально – психологической безопасности, социальной поддержки и содействия ребенку и его семье в трудных жизненных ситуациях посредством:

- разъяснения существующего законодательства, прав и обязанностей родителей (законных представителей), детей, образовательного учреждения;

- взаимодействия с органами социальной защиты населения;

- взаимодействие с различными органами профилактики, органами опеки и попечительства, КДН с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав ребенка, направления информации, ходатайства о принятии мер административного характера;

- решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной адаптации в современном обществе;

- вовлечения, обучающихся в систему дополнительного образования, внеклассной и внешкольной деятельности образовательного учреждения и по месту их жительства;

- помощи в профориентации учащихся.

Медицинское.

Медицинские работники обеспечивают сохранение и укрепление соматического здоровья учащихся посредством:

- проведения профилактической работы, вакцинации;

- проведения диспансеризации школьников;

- оказания первой медицинской помощи;

- проведения санитарно-просветительной работы.

Педагогическое.

Учителя-предметники обеспечивают

- прохождение обучающимися образовательных программ в соответствии с учебным планом;

- адаптацию форм, методов, технологий проведения урока к индивидуально-психологическим особенностям учащихся с ОВЗ;

- построение индивидуальной траектории развития, учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- текущий, итоговый контроль за овладением учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;

- содействие личностному развитию и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, в том числе обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому;

- взаимодействие с родителями по вопросам обучения и воспитания детей.

Административное.

Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль

- за прохождением учащимися образовательных программ в соответствии с учебным планом;

- за адаптацию форм, методов, технологий проведения урока к индивидуально-психологическим особенностям учащихся с ОВЗ

- за проведением текущего, итогового контроля овладения учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;

- за деятельностью социально-психологической и медицинской служб по сохранению соматического и психологического здоровья, социально – психологической помощи, поддержки и содействия ребенку и его семье.

Содержание программы охватывает проблемы коррекции и развития основных психических функций детей и подростков, мотивации к обучению, адаптации к учебно-воспитательному процессу, преодоления трудностей в обучении и общении, коррекции и развития личности, защиты прав и интересов учащихся и их семей, профилактики правонарушений и безнадзорности, правового просвещения и воспитания, профессионального самоопределения.

Основная концептуальная идея программы заключается в том, что в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития социально- психолого-педагогическое сопровождение определяет содержание, основные пути развития социально-психологической поддержки учащихся, направленной на оптимизацию условий обучения и воспитания, обеспечения благополучия и здоровья несовершеннолетних, и усилий, необходимых для достижения этих целей.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение представляет собой объединенный комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мер, призванных обеспечить решение основных задач в области социально-психологической поддержки.


1.3.4. Основные этапы и мероприятия по реализации программы

Этап

Мероприятия

Исполнители

Организационный

1.Изучение пакета нормативных документов.

2.Усовершенствование нормативно-правовой базы деятельности, издание локальных актов.

3.Проблемный анализ состояния социально-психологического сопровождения в школе: роль образовательной среды в процессе социализации учащихся, роль родительского сообщества в формировании среды школы.

4.Определение ответственности и полномочий специалистов по сопровождению, а также по каждому из направлений: социальному, психологическому, медицинскому.

5.Подбор диагностического программного коррекционно- развивающего инструментария. 6.Разработка и апробация программ сопровождения: системно-ориентированных, индивидуально-ориентированных, профилактических, коррекционных, развивающих и пр.

Администрация школы.

Учителя, педагог-психолог, соц. педагог,

Медицинские работники.

Исполнительный

Диагностическая работа

1.Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в 1 классе.

2.Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в 5 классе.

3.Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к профессиональному самоопределению (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационная)

4.Индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащихся 4-5 классов (проблема преемственности в обучении и воспитании)

5.Индивидуально-личностные характеристики учащихся (по запросам)

6.Диагностика профессиональных интересов, способностей, склонностей учащихся 9 классов (определение дальнейшего образовательного маршрута учащихся).

7. Мониторинговое исследование мотивации учебной деятельности учащихся.

8.Изучение влияния образовательной среды школы на развитие познавательной,

Учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, медицинские работники.

Консультативная работа

1.Формирование ответственности за соблюдение в школе условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития учащихся посредством, проведения консультаций.

2. Проведение профилактических бесед, лекций с детьми по вопросам здорового образа жизни.

3.Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.

4. Проведение консультирования учителей по вопросам обучения, воспитания.

Администрация,

педагог-психолог,

медицинские работники,

учителя-предметники,

классные руководители

Учебно-педагогическая работа

1.Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся с ОВЗ.

2. Содействие личностному развитию и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, особенно обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому.

3. Ведение документации в соответствии с нормативно-правовыми документами.

4.Систематический мониторинг образовательных достижений учащихся.

5. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

Учителя-предметники,

Классные руководители

Коррекционно-развивающая работа

1.Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся, формирование мотивации к обучению.

2.Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации к школе.

3.Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов учащихся, связанных с ростом межличностных и внутри личностных отношений.

4.Оказание психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении учащихся.

5. Разработка мероприятий социально-психологической коррекции неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтов в общении, нарушений межличностных отношений детей, требующих повышенного педагогического внимания с взрослыми и сверстниками

Аналитико-обобщающий

1.Обощение результатов реализации программы.

2.Оценка эффективности реализации программы медико- психолого- педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.

3.Разработка методических рекомендаций по совершенствованию социально-психологического сопровождения.

4.Определение направлений и задач дальнейшего развития службы психолого-педагогического сопровождения.

5.Обобщение опыта школы по совершенствованию социально-психологического сопровождения.

Администрация

1.3.5.Ожидаемые результаты реализации программы

- Востребованность услуг по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья со стороны родителей, педагогов, учащихся.

- Модернизация и внедрение программ социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса: системно-ориентированных, индивидуально-ориентированных, профилактических, коррекционных, развивающих, комплексных, и пр.

- Наличие достаточного спектра технологий работы, разнообразных форм сопровождения детей.

- Наличие необходимых для работы специалистов, материально-техническое оснащение реализуемых подпрограмм.

- Расширение сферы сотрудничества по вопросам социально-психологического сопровождения, учащихся, сохранения и укрепления их здоровья.

- Динамика индивидуальных достижений, обучающихся с ОВЗ по освоению предметных программ.

- Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.

- Создание необходимых условий, для обеспечения доступности, качественного образования для детей с ОВЗ (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий).

- Увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ОВЗ.


Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Институт стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители – член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Мишакина Т.Л., Шестырева Н.П., Андрюхина И.Н. Портфолио учащегося средней школы / Т.Л. Мишакина, Н.П. Шестырева, И.Н. Андрюхина. - М.: Издательство «Ювента», 2012. – 64 с.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012. – 47 с. – (Работаем по новым стандартам).
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. - М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Работаем по новым стандартам).
  8. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Работаем по новым стандартам).
  9. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
  10. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся

Музыкально-ритмическая способность, то есть  музыкальный  ритм,  ощущение его человеком – это  основа  музыкальности. Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из на...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

содержательный раздел к календарно - тематическому планированию по немецкому языку

содержательный раздел к календарно - тематическому планированию по немецкому языку   к УМК  И. Л. Бим, Л. И. Рыжова...

РАЗДЕЛ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ Тема: Понятие о терроризме. Современный терроризм

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»      Методическая разработка открытого урока  Тема: «Поня...

Презентация по теме "Содержательный раздел Рабочей программы СОО"

Содержательный раздел рабочей программы СОО,требования к рабочим проектам...

Содержательный раздел профильный труд АООП 2 вариант

Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Работа с картоном и бумагой», «Элементарное представление о шитье и вязании», «Тестопластика (работа с ...